Психологическое сопровождение адаптации на новом этапе обучения: сопровождение адаптации к школе
Основные содержательные вопросы дезадаптации на этом этапе обучения представлены в Приложении 5.
Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам адаптации (индивидуальные и возрастные особенности детей, механизмы адаптации, сохранение здоровья, развитие личности и др.), специфика адаптации в младшем школьном возрасте. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов и включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации профилактических программ и психогигиенических мероприятий, проведение занятий с обучающимися, педагогами, родителями, направленных на предотвращение ситуации дезадаптации. Профилактика возможных отклонений в интеллектуальном и личностном развитии обучающихся. Разработка рекомендаций педагогам и родителям по взаимодействию с детьми.
Психологическая диагностика: определение «группы риска», изучение степени и особенностей приспособления ребенка к школе, причин неуспеваемости и др. Предметом диагностики могут быть самооценка, уровень школьной тревожности, позиция в группе сверстников, особенности мотивации, особенности познавательной сферы, уровень произвольности поведения.
Психологическая коррекция и развитие: психокоррекционная работа с обучающимися, имеющими проблемы в адаптации и в обучении. Участие в формировании и развитии навыков поведения в группе сверстников, развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, работа в «группах развития», направленных на достижение обучающимися такого уровня психического развития, при котором возможно их нормальное обучение в школе. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов и родителей по развитию необходимых качеств у детей. Работа с родителями по коррекции и развитию родительской позиции.
Психологическое консультирование: консультирование педагогов и родителей по вопросам адаптации обучающихся; консультирование родителей по вопросам семейного воспитания как фактора, влияющего на адаптацию. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в разработке системы мероприятий и средовых условий, направленных на адаптацию обучающихся ОУ (совместно с администрацией, педагогами, родителями и самими обучающимися).
Социально-психологическая экспертиза: участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) по вопросам динамики обучения и уровня социальной адаптации в процессе интеграции обучающегося в образовательное учреждение. Привлечение педагогов и родителей в качестве экспертов оценки уровня социально-психологической адаптации.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг адаптационных характеристик учебно-воспитательной среды, психологического благополучия обучающихся на этапе обучения в младшей школе.
1.3.3. Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень: сопровождение перехода к обучению в среднем звене
Показатели готовности к обучению в средней школе, а также общие направления работы педагога-психолога на этом этапе представлены в Приложении 3.
Психологическое просвещение: повышение уровня психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам перехода на новый образовательный уровень (возрастные и индивидуальные особенности детей, способы развития познавательной сферы детей, важность комплексного сопровождения детей учителями начальной и средней школы и др.). Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: разработка и (или) реализация профилактических программ и мероприятий; проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на профилактику возможных проблем в адаптации. Разработка рекомендаций педагогам начальной школы и среднего звена по выбранному стилю преподавания, по взаимодействию с классом, корректировке неэффективного стиля взаимодействия. Разработка рекомендаций обучающимся и их родителямпо формирования навыков и качеств, необходимых для успешной адаптации в среднем звене.
Психологическая диагностика: изучение особенностей поведения обучающихся в учебных ситуациях: отношение к учебным предметам, активность на уроках, поведение на переменах (в присутствии учителя и в его отсутствие), контактность школьников и содержание этих контактов с новыми для них взрослыми, определение «социального статуса» обучающегося. Выявление потенциальной «группы риска», т.е. обучающихся, чьё дальнейшее обучение и воспитание связано с существенными трудностями. Определение (совместно с педагогом) степени готовности к обучению в среднем звене: изучение отношения обучающихся к школе, содержания учебных и внеучебных интересов, особенностей учебной самооценки и уровня притязаний, социометрического статуса школьника, степени успешности в общении, некоторых компонентов учебной деятельности (ориентировка на систему требований, учебные умения, навыки при усвоении основных предметов) [34].
Психологическая коррекция и развитие: коррекция и развитие (совместно с педагогами) качеств, необходимых для дальнейшего обучения в среднем звене.
Психологическое консультирование: консультирование педагогов, выпускающих и принимающих класс, родителей и в отдельных случаях обучающихся по вопросам перехода на новый уровень обучения. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в создании преемственности между младшей и основной школой, помощь в обеспечении преемственности. Разработка (совместно с педагогами начальной и средней школы) системы согласованных норм и требований для перехода ребенка из начальной школы в среднюю.
Социально-психологическая экспертиза: экспертиза характеристик среды, связанных с обеспечением перехода обучающихся в среднее звено, в том числе оценка соответствия стиля деятельности учителей начальных классов и учителей среднего звена возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, системы преемственности между младшей и основной школой и др.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг характеристик среды, связанных с обеспечением перехода обучающихся в среднее звено.
1.3.4. Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников).
Психологическое просвещение: повышение уровня психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам сохранения здоровья обучающихся, формирование ориентации на здоровый образ жизни, учет возрастных и индивидуальных особенностей при построении взаимоотношений с ребенком и др. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и пр.
Психологическая профилактика: участие в разработке и реализации программ, мероприятий по формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного учебного заведения, проведение занятий с педагогами, родителями, обучающимися, направленных на профилактику неврозов, алкоголизма, табакокурения, школьного и дорожного травматизма и др. (исключением является профилактика венерических заболеваний). Участие в работе по оптимизации учебной деятельности (распределение учебной нагрузки, объем домашних заданий, напряженность занятий и пр.), профилактика стресса.
Психологическая диагностика: определение особенностей психологического здоровья обучающихся, выявление «групп риска», определение уровня внутренней напряженности, стрессоустойчивости, невротических проявлений в поведении и др.
Психологическая коррекция и развитие: участие в формировании жизненной позиции, ориентированной на здоровый образ жизни, навыков здорового образа жизни, приемов и способов саморегуляции, способствующих поддержанию психического здоровья, и пр.
Психологическое консультирование: консультирование педагогов, родителей, обучающихся по вопросам сохранения психологического здоровья, формирования ориентации на здоровый образ жизни, формирования способов снятия напряжения и профилактики неврозов. Информирование родителей, педагогов о Службах медико-социально-психологической помощи. В процессе консультирования могут использоваться данные диагностики и экспертизы.
Социально-психологическое проектирование: участие в разработке здоровьесберегающей образовательной среды, системы мероприятий по профилактике девиантного поведения, неврозов, формированию навыков здорового образа жизни в условиях конкретного образовательного учреждения.
Социально-психологическая экспертиза: экспертиза здоровьесберегающей направленности образовательной среды, выявление соответствия используемых в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих программ, программ по профилактике и коррекции и т.п. возрастным и морально-этическим нормам. Экспертиза методов, форм, приемов в деятельности педагога, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику девиантного поведения, с точки зрения соответствия возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг здоровьесберегающих условий образовательной среды и результатов здоровьесберегающей деятельности.
1.3.5. Психологическое сопровождение социализации обучающихся (воспитанников): помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков
Психологическое просвещение: повышение психологической компетентности родителей, педагогов, администрации по вопросам социализации обучающихся. Работа может проводиться в форме семинаров, «круглых столов», педсоветов, включает подбор литературы, организацию работы тематических стендов, непосредственное информирование (лекции, беседы) и др.
Психологическая профилактика: участие в организации и проведении внешкольных мероприятий, программ, проектов, направленных на социализацию обучающихся. Профилактика девиантного поведения.
Психологическая диагностика: определение социально-психологического статуса обучающегося, особенностей проявления и причин девиантного поведения.
Психологическая коррекция и развитие: помощь обучающимся в построении конструктивных отношений с родителями, педагогами, развитии форм и навыков личного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания, обучение навыкам саморегуляции, сотрудничества, решения проблем и др.
Психологическое консультирование: консультирование педагогов и родителей по вопросам социализации обучающихся, путей и методов профилактики и коррекции девиантного поведения. Информирование родителей, педагогов о службах медико-социально-психологической помощи.
Социально-психологическое проектирование: участие в создании образовательной среды, направленной на формирование позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков обучающихся.
Социально-психологическая экспертиза: экспертиза методов, форм, приёмов, технологий, направленных на формирование позитивной социальной позиции, социальных умений и навыков обучающихся.
Социально-психологический мониторинг: мониторинг характеристик и результатов процесса социализации: формирования позитивной социальной направленности, активной жизненной позиции.
1.4. Направления деятельности и виды работ педагога-психолога на ступени основного общего образования (подростковый возраст, 11-15 лет)
Основными направлениями деятельности являются психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса (участие в обеспечении эффективности учебной деятельности), психологическое сопровождение адаптации к средней школе, психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень (в старшую школу), психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (профилактика и коррекция употребления ПАВ, профилактика неврозов), психологическое сопровождение развития личности обучающихся (помощь в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития), психологическое сопровождение социализации обучающихся (помощь в решении проблем социализации, формирование жизненных навыков, предупреждение и коррекция девиантного поведения).