Тема 4.Факторы развития психики ребенка

Развитие с точки зрения биологизаторского направления. Воззрения Э. Геккеля и В. Штерна. Закон Геккеля относительно онто- и филогенеза. Вклад Дж. Локка в развитие социологизаторского направления. Бихевиоральная теория развития. Идеи Дж. Уотсона. Современное понимание биологических и социальных факторов развития. Взгляды Л.С. Выготского на развитие психических функций ребенка. Единство наследственных и социальных факторов развития. Темперамент как фактор развития психики ребенка. Способности и задатки как фактор развития. Среда как определяющий фактор развития психики ребенка. Взгляды различных психологических школ на становление и развитие личности: психоаналитическая теория, теория Эриксона, теория умственного развития, теория поведения, гуманистическая теория. Системный подход к изучению психики ребенка.

Тема 5.Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития

Взгляды Л.С. Выготского на стадиальность детского развития. Принцип динамики переходов от одного возраста к другому. Характеристика стабильных периодов развития. Кризисные периоды развития. Их роль в психическом развитии личности. Влияние индивидуально-типологических особенностей на течение кризисных периодов развития. Взаимосвязь видов деятельности со стадиальностью детского развития. Основные виды деятельности человека: непосредственно – эмоциональное общение с матерью, игровая деятельность, учебная деятельность, интимно-личностное общение со сверстниками, трудовая деятельность. Соответствие видов деятельности основным периодам развития личности. Закон периодичности Д.Б. Эльконина. Взаимозависимость видов деятельности и основных потребностей личности. Роль деятельности и общения в психическом развитии ребенка.

Тема 6. Нормативные кризисы в развитии

Понятие кризисных периодов в возрастной психологии. Кризисные периоды и возрастные новообразования. Взаимосвязь кризисных периодов, возрастных новообразований и основных видов человеческой деятельности. Кризис как переломный момент в психическом развитии ребенка. Понятие центральных возрастных новообразований. Их сущность и психологическая природа. Кризисные периоды и психические новообразования как центральная проблема психологии развития и возрастной психологии. Кризис как граница возрастного периода. Взгляды Д.Б. Эльконина на проблему кризиса в возрастной психологии. Л.С. Выготский о закономерности и чередовании кризисных и стабильных периодов развития. Пять основных кризисов в развитии и формировании личности: кризис новорожденности, кризис одного года, кризис 3-х лет, кризис 7-и лет, пубертатный кризис.

Тема 7. Виды деятельности и критерии периодизации психического развития ребенка

Деятельность как основа психического развития личности. Проблема преемственности и взаимосвязи основных видов деятельности человека. Необходимость разделения жизненного пути ребенка на периоды. Внешние и внутренние критерии периодизации. Основные виды деятельности и их психологическая природа. Критерии периодизации психического развития ребенка. Критерии периодизации П.П. Блонского. Взгляды З. Фрейда на периодизацию. Периодизация психического развития по Э. Эриксону. Периодизация развития личности по А.В. Петровскому. Периодизация личностного развития по Д.Б. Эльконину. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже.

Модуль 3

«Особенности психического развития на разных возрастных этапах»

Студент осваивает Особенности психического развития на разных возрастных этапа: во младенчестве, в раннем детстве, в дошкольном детстве. Способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, обосновывать полученные выводы (компоненты ОПК-3).

В результате сдачи модуля студент способен обосновывать полученные результаты, осуществлять анализ данных, делать выводы, готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов (компоненты ОПК-4).

По результатам освоения модуля проводится устный и тестовый опрос.

Тема 8.

Наши рекомендации