Раздел 2. Психология здоровья

Лабораторное занятие №2

Тема: Физическое здоровье

Цель: формирование у студентов способности и готовности к овладению навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).

Организационная форма занятия – лабораторное занятие.

Вопросы, выносимые на обсуждение.

1. Понятие «физическое здоровье».

2. Факторы физического здоровья.

3. Адаптационные резервы организма.

Методические рекомендации.

1. Студент должен ознакомиться с определениями понятия физическое здоровье, самоорганизация, самообновление, гомеостаз. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.

2. Студент должен ознакомиться с основными факторами физического здоровья. Изучить физическое развитие. Охарактеризовать физическую и функциональную подготовленность. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.

3. Студент должен ознакомиться со структурой и функциональными резервами организма. Изучить состояние функциональных резервов. Охарактеризовать физиологические резервы организма. Рассмотреть влияние двигательной активности на физическое здоровье. Ответить на вопрос: «Каковы медицинские подходы к объективной оценке уровня физического здоровья?». Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Рекомендуемая литература.

Основная литература

1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.

2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.

3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.

Дополнительная литература

1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.

2. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.

3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.

4. Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.

5. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.

6. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.

7. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.

Информационные ресурсы:

1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml

2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917

3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology

4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610

Задания для развития и контроля владения компетенциями:

1. Конспект статьи: Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998, №3, с.70-71.

2. Проведение исследования с помощью методики «Оценка физической работоспособности с помощью 6-моментной функциональной пробы» (поД. Н. Давиденко); описание и оценка результатов. Обсуждение результатов в группе.

Оснащение.Секундомер.

Порядок работы.Методически эта проба выполняется, следующим образом:

1. Подсчитывается частота сердечных сокращений в состоянии по­коя (в положении лежа) за минуту.

2. Испытуемый встает, и у него подсчитывают частоту сердечных сокращений за вторую минуту пребывания в вертикальном поло­жении.

3. Разность между величинами ударов пульса в состоянии стоя и ле­жа умножают на 10.

4. Испытуемый делает 20 глубоких приседаний в течение 40 с (во время приседания руки энергично вытягиваются вперед, при вста­вании — опускаются). Подсчитывается ЧСС за первую минуту восстановления.

5. Подсчитывается ЧСС за вторую минуту восстановления.

6. Подсчитывается ЧСС за третью минуту восстановления.

Итоговая оценка получается благодаря суммированию результа­тов всех 6 описанных выше пунктов. При сумме, равной 500 и более, уровень физической работоспособности оценивается как низкий; при 450-500 — ниже среднего; при 400-450 — средний; при 350-400 — выше среднего; при сумме, меньшей 350, — высокий.

3.Проведение методики «Самооценка физического здоровья»;описание и оценка результатов

Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым..

Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физиче­ское здоровье по ряду наиболее важных показателей.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соот­ветствуют следующие рекомендации:

• Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физически­ми упражнениями.

• 21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имею­щимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).

• 61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.

• Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резер­вы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.

Наши рекомендации