Раздел 2. Психология здоровья
Лабораторное занятие №2
Тема: Физическое здоровье
Цель: формирование у студентов способности и готовности к овладению навыками формирования установок, направленных на здоровый образ жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей, гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК-22).
Организационная форма занятия – лабораторное занятие.
Вопросы, выносимые на обсуждение.
1. Понятие «физическое здоровье».
2. Факторы физического здоровья.
3. Адаптационные резервы организма.
Методические рекомендации.
1. Студент должен ознакомиться с определениями понятия физическое здоровье, самоорганизация, самообновление, гомеостаз. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.
2. Студент должен ознакомиться с основными факторами физического здоровья. Изучить физическое развитие. Охарактеризовать физическую и функциональную подготовленность. Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.
3. Студент должен ознакомиться со структурой и функциональными резервами организма. Изучить состояние функциональных резервов. Охарактеризовать физиологические резервы организма. Рассмотреть влияние двигательной активности на физическое здоровье. Ответить на вопрос: «Каковы медицинские подходы к объективной оценке уровня физического здоровья?». Для подготовки к данному вопросу студент должен использовать следующую литературу: Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
Рекомендуемая литература.
Основная литература
1. Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья. - М., 2007.
2. Диагностика здоровья. Психологический практикум / под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2007.
3. Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб., 2006.
Дополнительная литература
1. Ананьев В. А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. — СПб., 1998.
2. Васильева О. С, Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека (эталоны, представления, установки): Учебное пособие. — М., 2001.
3. Гурвич И. Н. Социологическое исследование общего и нервно-психического здоровья молодежи // Социология молодежи. Кн, III. — М., 1995.
4. Никифоров Г. С. Здоровье как системное понятие // Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. - СПб., 2000.
5. Никифоров Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. — СПб., 2002.
6. Никифоров Г.С. Практикум по психологии здоровья. – СПб., 2005.
7. Психология здоровья / Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб., 2000.
Информационные ресурсы:
1. www.pedlib.ru/Books/3/0244/3_0244-1.shtml
2. psychology.net.ru/shop/book.html?book=157917
3. www.koob.ru/homskaja/homskaja_neuropsychology
4. www.psyinst.ru/library.php/index.htm?part=article&id=1610
Задания для развития и контроля владения компетенциями:
1. Конспект статьи: Труфанова О.К. К вопросу о психологической характеристике состояния соматического здоровья // Психологический вестник РГУ. 1998, №3, с.70-71.
2. Проведение исследования с помощью методики «Оценка физической работоспособности с помощью 6-моментной функциональной пробы» (поД. Н. Давиденко); описание и оценка результатов. Обсуждение результатов в группе.
Оснащение.Секундомер.
Порядок работы.Методически эта проба выполняется, следующим образом:
1. Подсчитывается частота сердечных сокращений в состоянии покоя (в положении лежа) за минуту.
2. Испытуемый встает, и у него подсчитывают частоту сердечных сокращений за вторую минуту пребывания в вертикальном положении.
3. Разность между величинами ударов пульса в состоянии стоя и лежа умножают на 10.
4. Испытуемый делает 20 глубоких приседаний в течение 40 с (во время приседания руки энергично вытягиваются вперед, при вставании — опускаются). Подсчитывается ЧСС за первую минуту восстановления.
5. Подсчитывается ЧСС за вторую минуту восстановления.
6. Подсчитывается ЧСС за третью минуту восстановления.
Итоговая оценка получается благодаря суммированию результатов всех 6 описанных выше пунктов. При сумме, равной 500 и более, уровень физической работоспособности оценивается как низкий; при 450-500 — ниже среднего; при 400-450 — средний; при 350-400 — выше среднего; при сумме, меньшей 350, — высокий.
3.Проведение методики «Самооценка физического здоровья»;описание и оценка результатов
Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым..
Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физическое здоровье по ряду наиболее важных показателей.
Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соответствуют следующие рекомендации:
• Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физическими упражнениями.
• 21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имеющимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).
• 61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.
• Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резервы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.