Основные задачи и проблемы психологии высшей школы

К числу основных задач можно отнести следующие:

1. Участие в разработке «модели» современного специалиста с высшим образованием.

2. Проведение психологического анализа деятельности студентов, преподавателей кафедр, руководящего состава вузов и выявление на этой основе психологических предпосылок повышения эффективности учебного процесса, вузовского воспитания и обучения.

3. Изучение психологии студенческого коллектива, его влияния на учение, общественную, научную и производственную деятельность студентов.

4. Выявление закономерностей формирования личности и профессионально важных качеств будущего специалиста с высшим образованием (с учетом профиля вуза, возрастных и социальных особенностей).

5. Изучение психологии личности и труда преподавателя вуза, психологических основ его педагогического мастерства и творчества.

6. Психологический анализ взаимодействия и общения преподавателей и студентов.

7. Исследование проблемы профориентации и профотбора в высшие учебные заведения.

8. Анализ процесса адаптации бывших школьников к вузовскому обучению, а выпускников вузов – к условиям трудовой деятельности.

Психология высшей школы соотносит задачи и процесс формирования личности студента с содержанием образования, оказывает помощь руководству вуза в организации и планировании учебного процесса, в решении вопросов научной организации труда студентов и преподавателей. Исследование данных психологии высшей школы способствует улучшению методики преподавания различных научных дисциплин, повышению успеваемости и эффективности воспитания и обучения студентов, привлечению средств наглядности и ТСО.

Овладение основами вузовской психологии положительно сказывается на педагогическом мастерстве преподавателя, позволяет ему рационально организовывать свой труд, работу над собой.

Психология высшей школы оказывает помощь преподавателям в поиске средств интенсификации учебного процесса, новых методов обучения и воспитания студентов, вместе с тем, она обогащает содержание преподавания ряда предметов.

Психология формирует направленность на самовоспитание, подсказывает способы и приемы работы над собой, ориентирует в перспективах развития личности, показывает возможности самосовершенствования.

3. Психологические особенности воспитания и обучения студентов

Воспитание студентов – это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств – направленности, способности, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Свойства и качества – это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном их сочетании как по содержанию, уровню, так и по форме проявления.

Например, мужество включает в себя знания и представления о мужественном поведении – соответствующий опыт, мотивы, умение управлять собой в ситуациях, требующих присутствия духа, храбрости в случае опасности; самоотверженность складывается из понимания особенностей героического и благородного поведения, соответствующих навыков, мотивов, умений находить нужные способы действия. Важнейший путь воспитания качеств – активная деятельность, выполнение учебных, общественных и других задач, которым обычно предшествует создание ориентировочной и мотивационной основ деятельности.

Было бы неправильным сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, умениями, навыками. Это необходимо, но недостаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействие на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента, его индивидуальных особенностей.

В процессе воспитания нельзя не считаться с возрастными особенностями студентов. Например, нередко у первокурсников встречается обостренное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных требований, оценок, фактов, событий и своего поведения. Этому возрасту свойственен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм как своеобразная форма самоутверждения, требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, помогать сохранять юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам, высокое чувство политической и гражданской зрелости, энтузиазма.

Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности, в которой и произойдет дальнейшая его шлифовка как личности.

Воспитание предполагает плановость и перспективность воспитательных воздействий. Воспитатель на основе отражения объективных потребностей общественного развития органически связывает процесс предвидения будущего (проектирование личности) и процесс преобразования действительности (активное воспитание), подчинения хода педагогических явлений целям, выражающим это будущее.

Обучение студентов – это воздействие на их психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Вместе с тем, в ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов. Обучение играет важную роль в формировании личности будущего специалиста в целом. Оно имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и других качеств. Проблема осуществления воспитательного воздействия через обучение – одна из важнейших.

Задачей психологии обучения является не только разработка психологических основ эффективного усвоения знаний, умений и навыков, но и изучение психического развития студентов в процессе обучения. Вслед за Л.С.Выготским большинство отечественных психологов считают, что обучение должно забегать вперед развития и подтягивать его за собой.

Немаловажная часть образования студента – знания, позволяющие ему ориентироваться в вопросах развития и воспитания людей, их взаимоотношений (психология, педагогика и др.). В настоящее время все больше внимания обращается на необходимость улучшения психолого-педагогической подготовки будущих специалистов, так как по окончании вуза все они включаются в процесс управления и работы с людьми независимо от профиля своей специальности. Исследования показали, что лишь 15 % производственных успехов руководителей зависят от полученных ими чисто профессиональных знаний, а все остальное достигается за счет умения управлять процессом труда и работниками.

Усвоение знаний, выработка навыков, умений основываются, главным образом, на познавательной деятельности, но в ходе обучения проявляются интересы, способности, темперамент, характер и другие стороны психики студентов. Поэтому, приступая к обучению, преподавателям необходимо уяснить, от каких психических процессов, состояний и свойств зависит достижение главной цели, как использовать учебный материал и условия обучения для всестороннего развития студентов, их теоретической и практической подготовки.

Скорость и прочность овладения знаниями, навыками, умениями, трудности и ошибки зависят от индивидуальных особенностей как познавательных процессов, так и мотивов учебной деятельности, способностей и других свойств личности студента.

В отличие от школы в вузе преподаватель должен не столько вести за собой учащегося, сколько указывать ему путь к знаниям.

Актуальными являются задачи развития активности студентов в обучении:

1) сущность и особенности проблемного обучения в вузе;

2) эффективные условия создания и организации решения проблемных ситуаций;

3) дидактические основы разработки и использования познавательных задач по каждому предмету (включая и гуманитарные дисциплины);

4) формы и методы организации научного поиска студентов в учебном процессе;

5) выявление новых форм активизации учебной деятельности студентов, в частности, широкое использование в учебном процессе ТСО, опорных конспектов, дидактических игр, взаимопроверки, непрерывного изучения материала (за лекцией сразу идет самостоятельная работа, применение знаний и т.д.).

Психологический смысл единства воспитания и обучения студентов

Несмотря на различия, о которых шла речь, воспитание и обучение студентов находятся в единстве. Это две взаимосвязанные стороны процесса подготовки и формирования личности. Достижение целей воспитания способствует обучению, осуществление обучения помогает воспитанию.

Каждый вуз не только дает студентам знания, но и обеспечивает их всестороннее развитие и профессиональную готовность. Все дальнейшее обучение в виде курсов повышения квалификации, аспирантуры и т.п. занимает в развитии личности специалиста место, которое определено в основном тем, для какой специальности, для какой профессии его готовили в вузе.

Воспитание и обучение не дадут ожидаемых результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию и самообразованию. Закономерным является то, что внешние воздействия влияют на человека через его мысли, чувства, настроения, опыт. Воздействие, оказываемое на нас любым событием в жизни, как отмечал известный советский психолог С.Л.Рубинштейн, всегда обусловлено тем, что мы до того пережили, какую внутреннюю работу проделали. Поэтому эффективным является такое педагогическое влияние, когда учитываются уже имеющиеся индивидуальные качества, текущие мотивы и психические состояния студентов.

Внутренние причины развития личности студента заключаются в особенностях его психики, мотивах поведения и индивидуальных качествах. Способ их проявления и изменения представляет собой внутренние закономерности развития личности студента. Основная черта этого проявления – закономерная последовательность отдельных этапов развития, которую воспитательное воздействие может ускорить или замедлить, но не может не считаться с ним.

Результаты воспитания и обучения в высшей школе в большей мере зависят от индивидуальных качеств и отношения студентов к избранной профессии, учебному труду, коллективу и себе. Поэтому подготовка специалиста с определенными качествами требует создания не только оптимальных внешних, но и внутренних условий, учета внутренних закономерностей развития личности студентов. Это является необходимой предпосылкой планомерно осуществляемого воспитания и обучения. Педагогическое воздействие результативно только в том случае, когда его содержание и форма отвечают как целям воспитания и обучения, так и возрастным, индивидуальным и социально-психологическим особенностям студентов.

Учет возрастных и других особенностей студентов позволяет эффективнее осуществлять единство обучения и воспитания, добиваться качественного обучения (знания, навыки, умения) и воспитания (мировоззренческое и нравственное развитие, укрепление воли, профессионально важных качеств студента). В этой связи заметим, что поскольку вузовское обучение и воспитание специфичны, то действуют свои особые принципы:

1) учить тому, что необходимо в практической работе после вуза;

2) учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов;

3) профессиональная направленность обучения и воспитания;

4) органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.

Таким образом, для решения воспитательных задач в процессе обучения требуется учет индивидуально-психологических, возрастных и социально-психологических особенностей студентов, содержания и структуры отдельных качеств и свойств, необходимых современному специалисту с высшим образованием, оптимальное соотношение методологической и профессиональной подготовки, целеустремленность во взаимодействии преподавателей и студентов. Важным условием достижения единства воспитания и обучения, успешного формирования личности студента является педагогическое мастерство преподавателей, их умение творчески использовать воспитательные возможности своих предметов.

Литература

1. Дьяченко, М.И. Психология высшей школы / М.И.Дьяченко. Л.Л.Кандыбович. Мн., 1981.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А.Зимняя. Ростов н/Д, 1997.

3. Педагогика и психология высшей школы. Ростов н/Д, 2002.

4. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / С.Д.Смирнов. М., 2001.

5. Столяренко, Л.Д. Педагогическая психология / Л.Д.Столяренко. Ростов н/Д, 2003.

6. Якунин, В.А. Педагогическая психология /В.А.Якунин. СПб., 1998.


Наши рекомендации