Заочная форма обучения психология 030301

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….
Тематические планы………………………………………………….
Рабочая программа…………………………………………………..
Тематика семинарских занятий……………………………………..
Самостоятельная работа студентов…………………………………..
Темы контрольной работы…………………………………………..
Вопросы к экзамену…………………………………………………..
   
Литература…………………………………………………………….  
   

ВВЕДЕНИЕ

Учебный курс «Психология бизнеса» является важным для профессиональной подготовки студентов в современной России. При изучении этого курса важно показать значительный пласт психологических проблем, связанный с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности. Радикальный поворот в психологии бизнеса был сделан благодаря бурному развитию психоанализа, давшего толчок для возникновения таких прикладных областей знания, как психологии маркетинга и психологии рекламы. Бизнес, как и любую деятельность, отличает множество своеобразных особенностей. Сегодня это одна из наиболее быстро эволюционирующих разновидностей человеческой деятельности. Причем особенно ярко начало ее нового эволюционного скачка наблюдается именно на переломе XX в., в период последней «революции в бизнесе».

Специфика данного курса состоит также в том, чтобы показать практический аспект применения полученных знаний. Это особенно важно для студентов-менеджеров и психологов, видящих свое будущее в сфере частного предпринимательства.

Студенты знакомятся с методами бизнес–психологии. Это все методы научно–прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций.

Цельюданного курса является изучение психологических причин, закономерностей и последствий активности людей как сотрудников фирмы (организации), а также самой фирмы в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики.

Задачи курса:

· рассмотреть бизнес как социокультурный феномен;

· показать действие социально-психологических механизмов в предпринимательской деятельности;

· выявить психологические аспекты управления и кадровой политики;

· создать психологический портрет человека бизнеса;

· раскрыть значение этики в бизнесе;

· рассмотреть базовые понятия, которые вошли в категориальный аппарат психологии бизнеса;

· проанализировать психологические особенности антикризисного управления;

· показать эффективность психологического подхода к специфическим проблемам в бизнесе;

· изучить возможности работы психолога в бизнес-структурах.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника.Дисциплина «Психология бизнеса» относится к циклу дисциплин специализации и по сути является прикладной. Однако в современных условиях выпускник должен иметь представление о психологии рынка и особенностях предпринимательской деятельности. Предложенный курс помогает оценить психологические качества, помогающие достичь успеха в бизнесе, осмыслить этапы и пути развития предприятия, научиться выстраивать отношения с людьми в сфере предпринимательства.

Основные требования к уровню освоения содержания курса:

1) студенты должны знать основные психологические подходы к решению проблем психологии бизнеса, ориентироваться в базовых понятиях курса;

2) студенты должны уметь с помощью психологических методов осуществлять работу с персоналом, выявлять профессиональную пригодность сотрудника, выстраивать бизнес-стратегии, владеть азами антикризисного управления, проводить психологический мониторинг предприятия (фирмы) с выявлением проблем руководства, мотивации и подбора персонала, осуществлять ведение бизнеса в роли бизнес-консультанта, проводить бизнес-тренинги.

Содержание курса скоординировано с содержанием таких дисциплин, как социальная психология, психология управления, психология маркетинга, психология рекламы и др.

Методическая новизна курса состоит в

· системном рассмотрении проблем бизнеса с психологической, экономической, социологической и антропологической точки зрения;

· опоре на наблюдения за людьми бизнеса и за проблемами современного предпринимателя, изучении биографий и автобиографий крупнейших имен в истории бизнеса;

· использовании активных методов бизнес-психологии (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, метод анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций);

· изложении лекционного материала с применением мультимедийной презентации;

· опоре на анализ результатов различных форм самостоятельной и групповой работы студентов;

· изучении материала с использованием средств multi-media, методов компьютерного моделирования психического и методов современной психодиагностики и психосемантики;

· развитии рефлексивной составляющей профессиональной и личностной готовности студентов.

Содержательная новизна курса заключается в рассмотрении предмета изучения – бизнеса – под углом зрения психологической науки, а успеха в бизнесе как результата грамотного построения отношений с людьми (клиентами, потребителями, контрагентами, сотрудниками, персоналом бизнес-организации). В той или иной мере используя достижения и разработки психологии в маркетинге и рекламе, а также в менеджменте, особенно в той сфере, которая относится к мотивации персонала и к вопросам групповой динамики, формированию команд, бизнес практически отвергает сегодня психологию в ее наиболее «заповедных» сферах, в том, что связано с подбором и оценкой кадров.

При разработке курса был сделан акцент на российскую ситуацию, который неизбежно привносит некоторые смещения и искажения в изложение отдельных тем, совершенно иначе выглядящих в ситуации «классического» бизнеса.

Итоговый контрольосуществляется в форме экзамена, с учетом участия студента во всех видах работ:

1. посещения занятий;

2. выполнение самостоятельной работы;

3. оценка за рефераты и доклады;

4. обобщающая оценка участия в совместных дискуссиях, обсуждениях, групповой работе;

5. оценка за промежуточное тестирование.

Текущий контрольв форме самостоятельных работ, микроисследований, тестовых заданий направлен на выявление навыков работы в сфере психологии бизнеса, участия в практических занятиях по курсу.

Рубежный контрольосуществляется в виде промежуточного тестирования, экзамена.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Очная форма обучения психология 030301

Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Семина-ры Самост. работа
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен  
Тема 2. Человек бизнеса  
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе  
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе  
Тема 8. Карьера в бизнесе  
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе  
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе  
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью)
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе
Всего

Очная форма обучения психология 030301 (бакалавриат)

Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Семина-ры Самост. работа
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен  
Тема 2. Человек бизнеса  
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе  
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе  
Тема 8. Карьера в бизнесе  
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе  
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе  
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью)
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе
Всего

Очная форма обучения менеджмент организации 080507

Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Семина-ры Самост. работа
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен  
Тема 2. Человек бизнеса  
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе  
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе
Тема 8. Карьера в бизнесе  
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе  
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью)  
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе  
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе  
Всего

Очная сокращенная форма обучения менеджер организации 080507

Наименование разделов и тем Всего часов Лекции Семина-ры Самост. работа
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен  
Тема 2. Человек бизнеса    
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе  
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике    
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе
Тема 8. Карьера в бизнесе    
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе  
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе  
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе  
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью)
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере    
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе  
Всего

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема 2. Человек бизнеса

Определение субъекта предпринимательской деятельности. Специфика менталитета российского бизнесмена. Основные этапы жизненного пути человека в бизнесе, внутренние закономерности, наблюдаемые в динамике переходов от этапа к этапу. Утверждение ценностей индивидуализма и потребительства. Анализ уровня основных психологических качеств, необходимых для достижения успеха в бизнесе (активность бизнесмена, готовность к действию в условиях неопределенности, «счетность» и маркетинговость мышления).

Тема 8. Карьера в бизнесе

Перспектива карьерного роста как способ самоактуализации личности. Анализ индивидуальных способностей членов коллектива к профессиональным достижениям. Последовательное продвижение по служебной лестнице как путь к успеху и возможность самовыражения. Планирование и реализация профессиональной и внутриорганизационной карьеры. Состыковка интересов каждого сотрудника и персонала предприятия в целом. Создание атмосферы гласности, открытости процесса управления карьерой. Создание целостной системы критериев повышения квалификации. Протекция инициативного руководителя. Поэтапная ротация сотрудника по служебной вертикали и горизонтали.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Тема № 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ БИЗНЕСА

Задания по теме:

1. Попробуйтепронаблюдать за характером функционирования информационной бизнес–сети в организации (подразделении, отделе, рабочей группе).

Цель наблюдения. Построение модели информационной бизнес–сети организации.

Инструкция для наблюдателей. В течение нескольких часов стандартного рабочего дня установить фокусированное наблюдение за тем, как определенные сотрудники осуществляют следующие виды работы с информацией: обращение за информацией к другому сотруднику (к кому?), обращение за информацией к иному источнику (какому?), предоставление информации другому сотруднику (кому?), рабочее и отчетное фиксирование информации (где?). Фиксировать стрелочками на схеме с именами сотрудников и заведомо известными местами хранения информации все информационные потоки. Рядом со стрелочками, по возможности, указывать время наблюдения и тип передаваемой информации (лучше с использованием прямой речи). Дополнить схему, если в ходе наблюдения обнаруживаются новые источники хранения или адресаты передаваемой информации.

Обсуждение результатов. Выстраивается карта информационных потоков, анализ которой позволяет увидеть, в каких местах информационная сеть поглощается коммуникативной или организационной, как в фирме построено управление информационными потоками, сколько отмечено потоков безадресных, какая информация осталась невостребованной, а какие информационные требования – невыполненными. Делаются выводы о дальнейшей работе.

2. Инструкция для выполнения. Представьте себе ситуацию, что вы – претендент на вакансию психолога–консультанта руководителя крупного финансового холдинга. Помимо ответа на основной вопрос, заданный руководителем в ходе конкурсного интервью, – «с какими результатами и как вы представляете свою работу в новой компании?» – Вы должны, также, гипотетически изложить свои соображения относительно того:

как Вы пытаетесь этого достичь,

на основе каких знаний Вы это сделаете,

какие приемы и подходы Вы при этом используете,

какими средствами и возможностями импровизации Вы располагаете,

с чьей помощью Вы предполагаете осуществлять свои функции,

с каким эффектом Вы планируете работать,

ради какого будущего фирмы Вы собираетесь работать,

каким может быть Ваше место в компании в будущем,

каковы прогнозы будущего фирмы, где Вы хотите работать и на чем эти прогнозы основаны,

какой оклад (зарплату, премии, бонусы, аванс, проценты, акции) Вы ожидаете?

2. Проанализируйтеответы и сделайте необходимые выводы.

Тема № 2. БИЗНЕС КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО

Задания по теме:

1. Заполните таблицу и найдите логические соответствия между перечисленными признаками:

Необходимый минимум организационных способностей Эффективность мышления
   

2. Перечислитенавыки, которыми должен обладать профессиональный психолог в сфере предпринимательской деятельности, разделив их на категории, указанные на нижеприведенной схеме. Обоснуйтевзаимосвязь между данными категориями навыков.

Заочная форма обучения психология 030301 - student2.ru

Тема №3. БИЗНЕС КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН

Задания по теме:

1. Заполните таблицу, указав характерные черты российского менталитета, согласно обозначенным ориентациям:

  О Р И Е Н Т А Ц И Я  
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ ФИЛОСОФС-КОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ ВЛАСТЬ КОЛЛЕКТИ-ВИЗМ
         

2. Составьте и опишитеэкономические и социокультурные модели развития бизнеса в современной России, используя следующую схему:

Факторы, способствующие развитию российского бизнеса Факторы, тормозящие развитие российского бизнеса
политические экономические социокультурные этнопсихологичес-кие
       

Тема № 4. ЧЕЛОВЕК БИЗНЕСА

Задания по теме:

1. Постарайтесь представить себя в роли работника фирмы и сделать выводыо новом сотруднике, исходя из следующей информации о нем:

на рабочем столе он держит семейную фотографию,

его бумаги всегда разбросаны,

но отчет он подал раньше всех,

начальник пригласил его на ужин,

он собирается поменять место работы,

при этом он:

А) мужчина

Б) женщина

Если это мужчина, то какие ассоциации и соображения о нем у Вас могут возникнуть? Можно ли сказать, что он хороший семьянин, творческий человек, умен, скоро пойдет на повышение, нашел себе место получше и скоро уйдет туда? Не считаете ли вы данные представления об этом мужчине предвзятыми и искаженными?

Если это женщина, то можно ли допустить, что новая сотрудница, вероятно, не склонна думать о работе, неаккуратная, выскочка, пытается заигрывать с начальником, вынуждена поменять работу, поскольку здесь «не тянет»? Как вы думаете, выходят ли данные допущения за рамки гендерных стереотипов?

2.Какие из представленных далее в таблице качеств указаны верно, а какие нет?

Мужчины предпочитают:   Женщины предпочитают:
командный стиль, власть, неприятие двусмысленности, делегирование полномочий и взаимодействие, интуитивное поведение, коллективные интересы, ориентация на процесс, целеустремленность мотивировать подчиненных, приказы, логическое мышление, неприятие иерархичности, обращение к личным интересам, расплывчатость суждений, ориентация на цели, рациональные решения

Тема № 5. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИМИДЖ БИЗНЕСМЕНА

Задания по теме:

1. Составитьсвой психологический портрет «Какой я?» на основе предложенной диагностической методики.

Инструкция: Вам предлагаются вопросы и варианты ответов. Выберите те ответы, которые соответствуют вашему мнению в большинстве случаев.

1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:

а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;

б) дополнение к речи;

в) предательское проявление нашего подсознания.

2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Как вы здороваетесь с очень близкими друзьями:

а) радостно кричите «Привет!»;

б) сердечным рукопожатием;

в) слегка обнимете друг друга;

г) приветствуете их сдержанным движением руки;

д) целуете друг друга в щеку;

4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):

а) качают головой;

б) кивают головой;

в) морщат нос;

г) морщат лоб;

д) подмигивают;

е) улыбаются.

5. Какая часть тела выразительнее всего:

а) ступни;

б) ноги;

в) руки;

г) кисти рук;

д) плечи.

6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по вашему мнению (дайте два ответа):

а) лоб;

б) брови;

в) глаза;

г) нос;

д) губы;

е) углы рта.

7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь:

а) на то, как на вас сидит одежда;

б) на прическу;

в) на походку;

г) на осанку;

д) ни на что.

8. Если кто–то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:

а) ему есть, что скрывать;

б) у него некрасивые зубы;

в) он чего–то стыдится.

9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника:

а) на глаза;

б) на рот;

в) на руки;

г) на позу.

10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, вы считаете, что это признак:

а) нечестности;

б) неуверенности в себе;

в) собранности.

11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:

а) да;

б) нет;

в) не знаю;

12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:

а) первый шаг всегда делают именно мужчины;

б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;

в) он достаточно мужественен, чтобы рискнуть получить «от ворот поворот».

13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите:

а) словам;

б) «сигналам»;

в) он вообще вызовет у вас подозрение.

14. Поп–звезды направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по–вашему, за этим кроется:

а) просто фиглярство;

б) они «заводят» публику;

в) это выражение их собственного настроения.

15. Вы смотрите в одиночестве страшный детективный фильм. Что с вами происходит:

а) смотрите совершенно спокойно;

б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования;

в) закрываете глаза при особо страшных сценах.

16. Можно ли контролировать свою мимику:

а) да;

б) нет;

в) только отдельные ее элементы.

17. Во время флирта вы изъясняетесь преимущественно:

а) глазами;

б) руками;

в) словами.

18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:

а) «подсмотрены» у кого–то и заучены;

б) передаются из поколения в поколение;

в) заложены от природы.

19. Вы считаете, что борода – признак:

а) мужественности;

б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;

в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.

20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим:

а) да;

б) нет;

в) только у пожилых людей.

2. Подсчитайтеколичество очков, используя ключ (см. Роинашвили Д.И. Психология бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.: МГУТУ, 2005, с. 47-48).

Тема № 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ БИЗНЕС–ПРОЦЕССОВ

Задания по теме:

1. Определить сформированность и непротиворечивость философии и стратегии бизнес–структуры. Задание выполняется на базе конкретной организации, федеральной или частной, по согласованию с руководством организации в течение 1–2 недель.

Порядок работы:

ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочной и заочной сокращенной форм обучения)

1. Структура рынка как форма творческой самоорганизации личности.

2. Специфика менталитета отечественного предпринимателя.

3. Параметры человеческих отношений и нормы организационной культуры в бизнесе.

4. Современные теории мотивации труда.

5. Психологические факторы профессиональной пригодности.

6. Конфликтология в бизнесе. Основные стратегии поведения участников конфликта.

7. Социально-психологические критерии выбора прибыльного сегмента потребительского рынка.

8. Перспектива карьерного роста как способ самоактуализации личности.

9. Психоаналитические теории накопления капитала.

10. Деловой этикет в бизнесе и корпоративная культура.

11. Реклама как феномен отражения стереотипов массовой психологии.

12. Учет психологических параметров конъюнктуры рынка сбыта.

13. Общая модель воздействия в информационной кампании.

14. Психологические стадии формирования общественного мнения.

15. Психологические рычаги управления в механизме лоббизма.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)

по дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА»:

1. Предпринимательская деятельность как психологическая задача обмена и распределения товаров и услуг.

2. Нормы и правила построения договорных отношений в бизнесе.

3. Система оплаты труда в Римской империи и современные системы мотивации персонала в бизнесе.

4. Психологические факторы риска при осуществлении сделок, торговых операций, транспортных экспедиций и финансовых мероприятий.

5. Появление бухгалтерского учета в Италии XV в. и психология «счетности» мышления бизнесмена.

6. Социально-психологические барьеры в организации предпринима-тельской деятельности в постсоветской России.

7. Первые опыты страхования в Голладии в XVI в. как психологического механизма гарантии и надежности предпринимательской деятельности.

8. Психологический портрет начинающего бизнесмена (активность, готовность действовать в неопределенности, целеполагание).

9. Появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XVIII в. и протестантская этика.

10. Маркетинговое мышление как когнитивный процесс.

11. Развитие операций с акциями, биржевая деятельность в XVIII в. и формирование конъюнктуры спроса и предложения.

12. «Рыночное чутье», интуиция и другие бессознательные процессы в бизнесе.

13. Психологический феномен «перфекционизма» как стимул и «тормоз» карьерного роста.

14. Закономерности «денежных отношений» с логикой внутреннего развития личностных свойств бизнесмена.

15. Межличностные отношения и корпоративная культура в бизнесе.

16. Координация и увязка интеллектуального и физического потенциала персонала.

17. Способы стимулирования творческого отношения к труду и продуктивной креативности.

18. Система пропагандистских установок и арсенал идеологического воздействия в кадровой политике.

19. Психологическая адаптация и релаксация участников производственного конфликта.

20. Деловая этика партнерских отношений в бизнесе.

21. Психологические методы завоевания потребительского рынка в условиях жесткой конкуренции.

22. Суггестивные факторы воздействия рекламы в бизнесе.

23. Имидж и его психодинамические функции: идентификации, идеализации и противопоставления.

24. Идеология престижа компании и ее продукции с точки зрения общественного мнения (на примере отечественной или иностранной компании).

25. Варианты психологического тиражирования легитимности в предпринимательской сфере.

26. Психологические стадии продюсерского процесса в шоу-бизнесе.

27. Психологические методы борьбы с внутрифирменным шпионажем.

28. Механизм психологического мониторинга в крупных корпорациях.

29. Учредительские отношения и отношения управления в бизнесе.

30. Конкуренция и конкурентность в бизнесе.

ЛИТЕРАТУРА

Основная литература по курсу:

Бардиер Г.Л. Бизнес–психология. – М., 2002..

Герчикова И.Н. Менеджмент – М., 2007.

Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. М., 2006.

Гуревич П.С. Психоанализ. М., 2006.

Гуревич П.С. Психология рекламы. М.: Юнити Дана, 2006.

Дайан А. и др. Академия рынка. Маркетинг. – М., 1993.

Дополнительная

Дальбум–Халл Б. Женщины и руководство. – СПб., 1996.

Дейян А., Троадек А., Троадек, Л. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж. М., 1994.

Десмонд Г., Келли Р. Руководство по оценке бизнеса. М., 1996.

Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. М.,1998.

Дмитриева Е.В. Фокус–группы в маркетинге и социологии. – М., 1998.

Доти Д. Паблисити и Паблик Рилейшинз. – М., 1996.

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Когда в фирме одни «организаторы»: Психологические типы и формирование «команд». // Alter Ego, 1993. № 1.

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М., 1998.

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления: Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.

Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Точки отсчета в стратегическом планировании // Организационное развитие. 1997. № 6.

Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.

Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.

Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом. М., 1993.

Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.; 1994.

Козмецки P. Женщины в бизнесе. СПб., 1992.

Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М., 1987.

Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.

Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1993.

Крылов И. Технологии популярности, или паблик рилейшнз. Минск, 1999.

Кузьмин А.И. Организационная культура и управление фирмой // Организационное развитие. 1996. Март.

Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., 1995.

Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М., 1994.

Лаврова Г.А. Сбытовая политика маркетинга. – СПб., 1994.

Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб., 1996.

Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.

Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе… –М., 1999.

Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М., 1999.

Майталь Ш. Экономика для менеджеров: Десять важных инструментов для руководителей. М., 1996.

Маккей X. Как уцелеть среди акул. М., Уфа, 1993.

Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.

Мате Э. Послепродажное обслуживание. М., 1993.

Мельник Г. С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. М., 1996.

Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.

Минго Дж. Секреты успеха великих компаний: 52 истории из мира бизнеса и торговли. СПб., 1995.

Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. М.,1998.

Ньюстром Дж.В., Организационное поведение. – СПб., 2000.

Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес./ Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1992.

Паркинсон С. Законы Паркинсона. Минск, 1997

Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. – Л., 1991.

Переговоры / Под ред. Е.Н.Ивановой. – СПб. - Рига, 1997.

Почепцов Г. Г. Психологические / информационные операции. М., 1999.

Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.

Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998.

Роджерс Ф. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек, фирма, маркетинг. М., 1990.

Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – СПб., 1986.

Скотт Д. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев, 1991.

Смит Э. Свой бизнес. М., 1994.

Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама. Теория и практика, М., 1989.

Таннен Д. Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. – М., 1996.

Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. М., 1996.

Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. – М.,1997.

Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.

Тульчинский Г. Л. PR. Репутация влияние связи с общественностью спонсорство. СПб.,1994.

Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. – СПб., 1995.

Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанов

Наши рекомендации