Заочная форма обучения психология 030301
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………. | |
Тематические планы…………………………………………………. | |
Рабочая программа………………………………………………….. | |
Тематика семинарских занятий…………………………………….. | |
Самостоятельная работа студентов………………………………….. | |
Темы контрольной работы………………………………………….. | |
Вопросы к экзамену………………………………………………….. | |
Литература……………………………………………………………. | |
ВВЕДЕНИЕ
Учебный курс «Психология бизнеса» является важным для профессиональной подготовки студентов в современной России. При изучении этого курса важно показать значительный пласт психологических проблем, связанный с организацией и осуществлением предпринимательской деятельности. Радикальный поворот в психологии бизнеса был сделан благодаря бурному развитию психоанализа, давшего толчок для возникновения таких прикладных областей знания, как психологии маркетинга и психологии рекламы. Бизнес, как и любую деятельность, отличает множество своеобразных особенностей. Сегодня это одна из наиболее быстро эволюционирующих разновидностей человеческой деятельности. Причем особенно ярко начало ее нового эволюционного скачка наблюдается именно на переломе XX в., в период последней «революции в бизнесе».
Специфика данного курса состоит также в том, чтобы показать практический аспект применения полученных знаний. Это особенно важно для студентов-менеджеров и психологов, видящих свое будущее в сфере частного предпринимательства.
Студенты знакомятся с методами бизнес–психологии. Это все методы научно–прикладных психологических исследований (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности и др.), все разновидности метода анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), а также методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций.
Цельюданного курса является изучение психологических причин, закономерностей и последствий активности людей как сотрудников фирмы (организации), а также самой фирмы в целом, зафиксированные на уровне научных теорий, практических исследований, принципов и технологий деятельности в реальных или предполагаемых условиях рыночной экономики.
Задачи курса:
· рассмотреть бизнес как социокультурный феномен;
· показать действие социально-психологических механизмов в предпринимательской деятельности;
· выявить психологические аспекты управления и кадровой политики;
· создать психологический портрет человека бизнеса;
· раскрыть значение этики в бизнесе;
· рассмотреть базовые понятия, которые вошли в категориальный аппарат психологии бизнеса;
· проанализировать психологические особенности антикризисного управления;
· показать эффективность психологического подхода к специфическим проблемам в бизнесе;
· изучить возможности работы психолога в бизнес-структурах.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника.Дисциплина «Психология бизнеса» относится к циклу дисциплин специализации и по сути является прикладной. Однако в современных условиях выпускник должен иметь представление о психологии рынка и особенностях предпринимательской деятельности. Предложенный курс помогает оценить психологические качества, помогающие достичь успеха в бизнесе, осмыслить этапы и пути развития предприятия, научиться выстраивать отношения с людьми в сфере предпринимательства.
Основные требования к уровню освоения содержания курса:
1) студенты должны знать основные психологические подходы к решению проблем психологии бизнеса, ориентироваться в базовых понятиях курса;
2) студенты должны уметь с помощью психологических методов осуществлять работу с персоналом, выявлять профессиональную пригодность сотрудника, выстраивать бизнес-стратегии, владеть азами антикризисного управления, проводить психологический мониторинг предприятия (фирмы) с выявлением проблем руководства, мотивации и подбора персонала, осуществлять ведение бизнеса в роли бизнес-консультанта, проводить бизнес-тренинги.
Содержание курса скоординировано с содержанием таких дисциплин, как социальная психология, психология управления, психология маркетинга, психология рекламы и др.
Методическая новизна курса состоит в
· системном рассмотрении проблем бизнеса с психологической, экономической, социологической и антропологической точки зрения;
· опоре на наблюдения за людьми бизнеса и за проблемами современного предпринимателя, изучении биографий и автобиографий крупнейших имен в истории бизнеса;
· использовании активных методов бизнес-психологии (эксперимент, наблюдение, психологическое тестирование, анализ продуктов деятельности, метод анализа конкретных ситуаций (включая искусственно созданные учебные ситуации и ролевые задания), методы систематизации и моделирования (включая моделирование поведения субъектов рынка и рыночных процессов), проектирования и апробации новых технологий, разработки программ, составления прогнозов, обоснования рекомендаций);
· изложении лекционного материала с применением мультимедийной презентации;
· опоре на анализ результатов различных форм самостоятельной и групповой работы студентов;
· изучении материала с использованием средств multi-media, методов компьютерного моделирования психического и методов современной психодиагностики и психосемантики;
· развитии рефлексивной составляющей профессиональной и личностной готовности студентов.
Содержательная новизна курса заключается в рассмотрении предмета изучения – бизнеса – под углом зрения психологической науки, а успеха в бизнесе как результата грамотного построения отношений с людьми (клиентами, потребителями, контрагентами, сотрудниками, персоналом бизнес-организации). В той или иной мере используя достижения и разработки психологии в маркетинге и рекламе, а также в менеджменте, особенно в той сфере, которая относится к мотивации персонала и к вопросам групповой динамики, формированию команд, бизнес практически отвергает сегодня психологию в ее наиболее «заповедных» сферах, в том, что связано с подбором и оценкой кадров.
При разработке курса был сделан акцент на российскую ситуацию, который неизбежно привносит некоторые смещения и искажения в изложение отдельных тем, совершенно иначе выглядящих в ситуации «классического» бизнеса.
Итоговый контрольосуществляется в форме экзамена, с учетом участия студента во всех видах работ:
1. посещения занятий;
2. выполнение самостоятельной работы;
3. оценка за рефераты и доклады;
4. обобщающая оценка участия в совместных дискуссиях, обсуждениях, групповой работе;
5. оценка за промежуточное тестирование.
Текущий контрольв форме самостоятельных работ, микроисследований, тестовых заданий направлен на выявление навыков работы в сфере психологии бизнеса, участия в практических занятиях по курсу.
Рубежный контрольосуществляется в виде промежуточного тестирования, экзамена.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Очная форма обучения психология 030301
Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семина-ры | Самост. работа |
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен | ||||
Тема 2. Человек бизнеса | ||||
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе | ||||
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе | ||||
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике | ||||
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления | ||||
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе | ||||
Тема 8. Карьера в бизнесе | ||||
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе | ||||
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе | ||||
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе | ||||
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью) | ||||
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе | ||||
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере | ||||
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе | ||||
Всего |
Очная форма обучения психология 030301 (бакалавриат)
Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семина-ры | Самост. работа |
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен | ||||
Тема 2. Человек бизнеса | ||||
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе | ||||
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе | ||||
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике | ||||
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления | ||||
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе | ||||
Тема 8. Карьера в бизнесе | ||||
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе | ||||
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе | ||||
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе | ||||
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью) | ||||
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе | ||||
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере | ||||
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе | ||||
Всего |
Очная форма обучения менеджмент организации 080507
Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семина-ры | Самост. работа |
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен | ||||
Тема 2. Человек бизнеса | ||||
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе | ||||
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе | ||||
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике | ||||
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления | ||||
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе | ||||
Тема 8. Карьера в бизнесе | ||||
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе | ||||
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе | ||||
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе | ||||
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью) | ||||
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе | ||||
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере | ||||
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе | ||||
Всего |
Очная сокращенная форма обучения менеджер организации 080507
Наименование разделов и тем | Всего часов | Лекции | Семина-ры | Самост. работа |
Тема 1. Бизнес как социокультурный феномен | ||||
Тема 2. Человек бизнеса | ||||
Тема 3. Социально-психологические процессы в бизнесе | ||||
Тема 4. Психологические аспекты управления в бизнесе | ||||
Тема 5. Психологические факторы в кадровой политике | ||||
Тема 6. Проблемы конфликтологии и психологические особенности антикризисного управления | ||||
Тема 7. Социально-психологические аспекты конкуренции в бизнесе | ||||
Тема 8. Карьера в бизнесе | ||||
Тема 9. Психологические закономерности отношения к деньгам в бизнесе | ||||
Тема 10. Психологические основы этики в бизнесе | ||||
Тема 11. Психология рекламы в бизнесе | ||||
Тема 12. Роль психологических факторов в разработке стратегии маркетинга и PR программ (связей с общественностью) | ||||
Тема 13. Психологические операции на этапах PR кампаний в бизнесе | ||||
Тема 14. Психологические особенности предпринимательской деятельности в общественно-гуманитарной сфере | ||||
Тема 15. Эффективность психологичес-кого подхода к специфическим пробле-мам в бизнесе | ||||
Всего |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Тема 2. Человек бизнеса
Определение субъекта предпринимательской деятельности. Специфика менталитета российского бизнесмена. Основные этапы жизненного пути человека в бизнесе, внутренние закономерности, наблюдаемые в динамике переходов от этапа к этапу. Утверждение ценностей индивидуализма и потребительства. Анализ уровня основных психологических качеств, необходимых для достижения успеха в бизнесе (активность бизнесмена, готовность к действию в условиях неопределенности, «счетность» и маркетинговость мышления).
Тема 8. Карьера в бизнесе
Перспектива карьерного роста как способ самоактуализации личности. Анализ индивидуальных способностей членов коллектива к профессиональным достижениям. Последовательное продвижение по служебной лестнице как путь к успеху и возможность самовыражения. Планирование и реализация профессиональной и внутриорганизационной карьеры. Состыковка интересов каждого сотрудника и персонала предприятия в целом. Создание атмосферы гласности, открытости процесса управления карьерой. Создание целостной системы критериев повышения квалификации. Протекция инициативного руководителя. Поэтапная ротация сотрудника по служебной вертикали и горизонтали.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Тема № 1. ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ И ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ БИЗНЕСА
Задания по теме:
1. Попробуйтепронаблюдать за характером функционирования информационной бизнес–сети в организации (подразделении, отделе, рабочей группе).
Цель наблюдения. Построение модели информационной бизнес–сети организации.
Инструкция для наблюдателей. В течение нескольких часов стандартного рабочего дня установить фокусированное наблюдение за тем, как определенные сотрудники осуществляют следующие виды работы с информацией: обращение за информацией к другому сотруднику (к кому?), обращение за информацией к иному источнику (какому?), предоставление информации другому сотруднику (кому?), рабочее и отчетное фиксирование информации (где?). Фиксировать стрелочками на схеме с именами сотрудников и заведомо известными местами хранения информации все информационные потоки. Рядом со стрелочками, по возможности, указывать время наблюдения и тип передаваемой информации (лучше с использованием прямой речи). Дополнить схему, если в ходе наблюдения обнаруживаются новые источники хранения или адресаты передаваемой информации.
Обсуждение результатов. Выстраивается карта информационных потоков, анализ которой позволяет увидеть, в каких местах информационная сеть поглощается коммуникативной или организационной, как в фирме построено управление информационными потоками, сколько отмечено потоков безадресных, какая информация осталась невостребованной, а какие информационные требования – невыполненными. Делаются выводы о дальнейшей работе.
2. Инструкция для выполнения. Представьте себе ситуацию, что вы – претендент на вакансию психолога–консультанта руководителя крупного финансового холдинга. Помимо ответа на основной вопрос, заданный руководителем в ходе конкурсного интервью, – «с какими результатами и как вы представляете свою работу в новой компании?» – Вы должны, также, гипотетически изложить свои соображения относительно того:
как Вы пытаетесь этого достичь,
на основе каких знаний Вы это сделаете,
какие приемы и подходы Вы при этом используете,
какими средствами и возможностями импровизации Вы располагаете,
с чьей помощью Вы предполагаете осуществлять свои функции,
с каким эффектом Вы планируете работать,
ради какого будущего фирмы Вы собираетесь работать,
каким может быть Ваше место в компании в будущем,
каковы прогнозы будущего фирмы, где Вы хотите работать и на чем эти прогнозы основаны,
какой оклад (зарплату, премии, бонусы, аванс, проценты, акции) Вы ожидаете?
2. Проанализируйтеответы и сделайте необходимые выводы.
Тема № 2. БИЗНЕС КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО
Задания по теме:
1. Заполните таблицу и найдите логические соответствия между перечисленными признаками:
Необходимый минимум организационных способностей | Эффективность мышления |
2. Перечислитенавыки, которыми должен обладать профессиональный психолог в сфере предпринимательской деятельности, разделив их на категории, указанные на нижеприведенной схеме. Обоснуйтевзаимосвязь между данными категориями навыков.
Тема №3. БИЗНЕС КАК СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН
Задания по теме:
1. Заполните таблицу, указав характерные черты российского менталитета, согласно обозначенным ориентациям:
О Р И Е Н Т А Ц И Я | |||
ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ | ФИЛОСОФС-КОЕ ВОСПРИЯТИЕ ЖИЗНИ | ВЛАСТЬ | КОЛЛЕКТИ-ВИЗМ |
2. Составьте и опишитеэкономические и социокультурные модели развития бизнеса в современной России, используя следующую схему:
Факторы, способствующие развитию российского бизнеса | Факторы, тормозящие развитие российского бизнеса | ||
политические | экономические | социокультурные | этнопсихологичес-кие |
Тема № 4. ЧЕЛОВЕК БИЗНЕСА
Задания по теме:
1. Постарайтесь представить себя в роли работника фирмы и сделать выводыо новом сотруднике, исходя из следующей информации о нем:
на рабочем столе он держит семейную фотографию,
его бумаги всегда разбросаны,
но отчет он подал раньше всех,
начальник пригласил его на ужин,
он собирается поменять место работы,
при этом он:
А) мужчина
Б) женщина
Если это мужчина, то какие ассоциации и соображения о нем у Вас могут возникнуть? Можно ли сказать, что он хороший семьянин, творческий человек, умен, скоро пойдет на повышение, нашел себе место получше и скоро уйдет туда? Не считаете ли вы данные представления об этом мужчине предвзятыми и искаженными?
Если это женщина, то можно ли допустить, что новая сотрудница, вероятно, не склонна думать о работе, неаккуратная, выскочка, пытается заигрывать с начальником, вынуждена поменять работу, поскольку здесь «не тянет»? Как вы думаете, выходят ли данные допущения за рамки гендерных стереотипов?
2.Какие из представленных далее в таблице качеств указаны верно, а какие нет?
Мужчины предпочитают: | Женщины предпочитают: |
командный стиль, власть, неприятие двусмысленности, делегирование полномочий и взаимодействие, интуитивное поведение, коллективные интересы, ориентация на процесс, целеустремленность | мотивировать подчиненных, приказы, логическое мышление, неприятие иерархичности, обращение к личным интересам, расплывчатость суждений, ориентация на цели, рациональные решения |
Тема № 5. САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ И ИМИДЖ БИЗНЕСМЕНА
Задания по теме:
1. Составитьсвой психологический портрет «Какой я?» на основе предложенной диагностической методики.
Инструкция: Вам предлагаются вопросы и варианты ответов. Выберите те ответы, которые соответствуют вашему мнению в большинстве случаев.
1. Вы считаете, что мимика и жесты – это:
а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент;
б) дополнение к речи;
в) предательское проявление нашего подсознания.
2. Считаете ли вы, что у женщин язык мимики и жестов более выразителен, чем у мужчин:
а) да;
б) нет;
в) не знаю.
3. Как вы здороваетесь с очень близкими друзьями:
а) радостно кричите «Привет!»;
б) сердечным рукопожатием;
в) слегка обнимете друг друга;
г) приветствуете их сдержанным движением руки;
д) целуете друг друга в щеку;
4. Какая мимика и какие жесты, по вашему мнению, означают во всем мире одно и то же (дайте три ответа):
а) качают головой;
б) кивают головой;
в) морщат нос;
г) морщат лоб;
д) подмигивают;
е) улыбаются.
5. Какая часть тела выразительнее всего:
а) ступни;
б) ноги;
в) руки;
г) кисти рук;
д) плечи.
6. Какая часть вашего собственного лица наиболее выразительна, по вашему мнению (дайте два ответа):
а) лоб;
б) брови;
в) глаза;
г) нос;
д) губы;
е) углы рта.
7. Когда вы проходите мимо витрины магазина, в которой видно ваше отражение, на что в себе вы обращаете внимание в первую очередь:
а) на то, как на вас сидит одежда;
б) на прическу;
в) на походку;
г) на осанку;
д) ни на что.
8. Если кто–то, разговаривая или смеясь, часто прикрывает рот рукой, в вашем представлении это означает, что:
а) ему есть, что скрывать;
б) у него некрасивые зубы;
в) он чего–то стыдится.
9. На что вы прежде всего обращаете внимание у вашего собеседника:
а) на глаза;
б) на рот;
в) на руки;
г) на позу.
10. Если ваш собеседник, разговаривая с вами, отводит глаза, вы считаете, что это признак:
а) нечестности;
б) неуверенности в себе;
в) собранности.
11. Можно ли по внешнему виду узнать типичного преступника:
а) да;
б) нет;
в) не знаю;
12. Мужчина заговаривает с женщиной. Он это делает потому, что:
а) первый шаг всегда делают именно мужчины;
б) женщина неосознанно дает понять, что хотела бы, чтобы с ней заговорили;
в) он достаточно мужественен, чтобы рискнуть получить «от ворот поворот».
13. У вас создалось впечатление, что слова человека не соответствуют «сигналам», которые можно уловить из его мимики и жестов. Чему вы больше поверите:
а) словам;
б) «сигналам»;
в) он вообще вызовет у вас подозрение.
14. Поп–звезды направляют публике «сигналы», имеющие однозначно эротический характер. Что, по–вашему, за этим кроется:
а) просто фиглярство;
б) они «заводят» публику;
в) это выражение их собственного настроения.
15. Вы смотрите в одиночестве страшный детективный фильм. Что с вами происходит:
а) смотрите совершенно спокойно;
б) реагируете на происходящее каждой клеточкой своего существования;
в) закрываете глаза при особо страшных сценах.
16. Можно ли контролировать свою мимику:
а) да;
б) нет;
в) только отдельные ее элементы.
17. Во время флирта вы изъясняетесь преимущественно:
а) глазами;
б) руками;
в) словами.
18. Считаете ли вы, что большинство ваших жестов:
а) «подсмотрены» у кого–то и заучены;
б) передаются из поколения в поколение;
в) заложены от природы.
19. Вы считаете, что борода – признак:
а) мужественности;
б) того, что человек хочет скрыть черты своего лица;
в) того, что этот тип слишком ленив, чтобы бриться.
20. Многие люди утверждают, что правая и левая стороны лица у них отличаются друг от друга. Вы согласны с этим:
а) да;
б) нет;
в) только у пожилых людей.
2. Подсчитайтеколичество очков, используя ключ (см. Роинашвили Д.И. Психология бизнеса. Учебно-практическое пособие. – М.: МГУТУ, 2005, с. 47-48).
Тема № 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ БИЗНЕС–ПРОЦЕССОВ
Задания по теме:
1. Определить сформированность и непротиворечивость философии и стратегии бизнес–структуры. Задание выполняется на базе конкретной организации, федеральной или частной, по согласованию с руководством организации в течение 1–2 недель.
Порядок работы:
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
(для студентов заочной и заочной сокращенной форм обучения)
1. Структура рынка как форма творческой самоорганизации личности.
2. Специфика менталитета отечественного предпринимателя.
3. Параметры человеческих отношений и нормы организационной культуры в бизнесе.
4. Современные теории мотивации труда.
5. Психологические факторы профессиональной пригодности.
6. Конфликтология в бизнесе. Основные стратегии поведения участников конфликта.
7. Социально-психологические критерии выбора прибыльного сегмента потребительского рынка.
8. Перспектива карьерного роста как способ самоактуализации личности.
9. Психоаналитические теории накопления капитала.
10. Деловой этикет в бизнесе и корпоративная культура.
11. Реклама как феномен отражения стереотипов массовой психологии.
12. Учет психологических параметров конъюнктуры рынка сбыта.
13. Общая модель воздействия в информационной кампании.
14. Психологические стадии формирования общественного мнения.
15. Психологические рычаги управления в механизме лоббизма.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ (ЗАЧЕТУ)
по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ БИЗНЕСА»:
1. Предпринимательская деятельность как психологическая задача обмена и распределения товаров и услуг.
2. Нормы и правила построения договорных отношений в бизнесе.
3. Система оплаты труда в Римской империи и современные системы мотивации персонала в бизнесе.
4. Психологические факторы риска при осуществлении сделок, торговых операций, транспортных экспедиций и финансовых мероприятий.
5. Появление бухгалтерского учета в Италии XV в. и психология «счетности» мышления бизнесмена.
6. Социально-психологические барьеры в организации предпринима-тельской деятельности в постсоветской России.
7. Первые опыты страхования в Голладии в XVI в. как психологического механизма гарантии и надежности предпринимательской деятельности.
8. Психологический портрет начинающего бизнесмена (активность, готовность действовать в неопределенности, целеполагание).
9. Появление резервной банковской системы в Лондоне в середине XVIII в. и протестантская этика.
10. Маркетинговое мышление как когнитивный процесс.
11. Развитие операций с акциями, биржевая деятельность в XVIII в. и формирование конъюнктуры спроса и предложения.
12. «Рыночное чутье», интуиция и другие бессознательные процессы в бизнесе.
13. Психологический феномен «перфекционизма» как стимул и «тормоз» карьерного роста.
14. Закономерности «денежных отношений» с логикой внутреннего развития личностных свойств бизнесмена.
15. Межличностные отношения и корпоративная культура в бизнесе.
16. Координация и увязка интеллектуального и физического потенциала персонала.
17. Способы стимулирования творческого отношения к труду и продуктивной креативности.
18. Система пропагандистских установок и арсенал идеологического воздействия в кадровой политике.
19. Психологическая адаптация и релаксация участников производственного конфликта.
20. Деловая этика партнерских отношений в бизнесе.
21. Психологические методы завоевания потребительского рынка в условиях жесткой конкуренции.
22. Суггестивные факторы воздействия рекламы в бизнесе.
23. Имидж и его психодинамические функции: идентификации, идеализации и противопоставления.
24. Идеология престижа компании и ее продукции с точки зрения общественного мнения (на примере отечественной или иностранной компании).
25. Варианты психологического тиражирования легитимности в предпринимательской сфере.
26. Психологические стадии продюсерского процесса в шоу-бизнесе.
27. Психологические методы борьбы с внутрифирменным шпионажем.
28. Механизм психологического мониторинга в крупных корпорациях.
29. Учредительские отношения и отношения управления в бизнесе.
30. Конкуренция и конкурентность в бизнесе.
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература по курсу:
Бардиер Г.Л. Бизнес–психология. – М., 2002..
Герчикова И.Н. Менеджмент – М., 2007.
Глущенко Е.В., Капцов А.И., Тихонравов Ю.В. Основы предпринимательства. М., 2006.
Гуревич П.С. Психоанализ. М., 2006.
Гуревич П.С. Психология рекламы. М.: Юнити Дана, 2006.
Дайан А. и др. Академия рынка. Маркетинг. – М., 1993.
Дополнительная
Дальбум–Халл Б. Женщины и руководство. – СПб., 1996.
Дейян А., Троадек А., Троадек, Л. Стимулирование сбыта и реклама на месте продаж. М., 1994.
Десмонд Г., Келли Р. Руководство по оценке бизнеса. М., 1996.
Джеймс Дж. Эффективный самомаркетинг. Искусство создания положительного образа. М.,1998.
Дмитриева Е.В. Фокус–группы в маркетинге и социологии. – М., 1998.
Доти Д. Паблисити и Паблик Рилейшинз. – М., 1996.
Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Когда в фирме одни «организаторы»: Психологические типы и формирование «команд». // Alter Ego, 1993. № 1.
Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология бизнеса. М., 1998.
Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Психология маркетинга. Формирование маркетингового мышления: Введение в практическую социальную психологию. М., 1994.
Емельянов Е.Н., Поварницына С.Е. Точки отсчета в стратегическом планировании // Организационное развитие. 1997. № 6.
Жуков Ю.М. Эффективность делового общения. М., 1988.
Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спецпрактикум по социальной психологии. М., 1990.
Иванцевич Дж. М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления: Основы управления персоналом. М., 1993.
Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. М.; 1994.
Козмецки P. Женщины в бизнесе. СПб., 1992.
Коно Т. Стратегия и структура японских предприятий. – М., 1987.
Корнелиус X., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М., 1992.
Котлер Ф. Основы маркетинга. – М., 1993.
Крылов И. Технологии популярности, или паблик рилейшнз. Минск, 1999.
Кузьмин А.И. Организационная культура и управление фирмой // Организационное развитие. 1996. Март.
Кузьмичев А.Д., Шапкин И.Н. Отечественное предпринимательство: Очерки истории. М., 1995.
Курицын А.Н. Секреты эффективной работы: Опыт США и Японии для предпринимателей и менеджеров. М., 1994.
Лаврова Г.А. Сбытовая политика маркетинга. – СПб., 1994.
Ламбен Ж. Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. СПб., 1996.
Лебедева М.М. Вам предстоят переговоры. – М., 1993.
Льюис Ричард Д. Деловые культуры в международном бизнесе… –М., 1999.
Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М., 1999.
Майталь Ш. Экономика для менеджеров: Десять важных инструментов для руководителей. М., 1996.
Маккей X. Как уцелеть среди акул. М., Уфа, 1993.
Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М., 1996.
Мате Э. Послепродажное обслуживание. М., 1993.
Мельник Г. С. Масс-медиа: психологические процессы и эффекты. М., 1996.
Мескон М., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. – М., 1992.
Минго Дж. Секреты успеха великих компаний: 52 истории из мира бизнеса и торговли. СПб., 1995.
Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы. М.,1998.
Ньюстром Дж.В., Организационное поведение. – СПб., 2000.
Основы предпринимательского дела. Благородный бизнес./ Под ред. Ю. М. Осипова. М., 1992.
Паркинсон С. Законы Паркинсона. Минск, 1997
Пашкус Ю.В., Мисько О.Н. Введение в бизнес. – Л., 1991.
Переговоры / Под ред. Е.Н.Ивановой. – СПб. - Рига, 1997.
Почепцов Г. Г. Психологические / информационные операции. М., 1999.
Почепцов Г.Г. Теория и практика коммуникации. М., 1998.
Психология. Учебник / Под ред. А.А.Крылова. – М., 1998.
Роджерс Ф. ИБМ. Взгляд изнутри. Человек, фирма, маркетинг. М., 1990.
Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – СПб., 1986.
Скотт Д. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев, 1991.
Смит Э. Свой бизнес. М., 1994.
Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцол К. Реклама. Теория и практика, М., 1989.
Таннен Д. Ты меня не понимаешь! Почему женщины и мужчины не понимают друг друга. – М., 1996.
Тигер П., Бэррон-Тигер Б. Делай то, для чего ты рожден: Путь к успешной карьере через самопознание. М., 1996.
Тобиас Л. Психологическое консультирование и менеджмент. – М.,1997.
Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., 1995.
Тульчинский Г. Л. PR. Репутация влияние связи с общественностью спонсорство. СПб.,1994.
Ульяновский А. Мифодизайн рекламы. – СПб., 1995.
Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанов