Семинарские занятия. Очно-заочная, заочная форма обучения

Таблица 4

№ темы дис циплины Тематика семинарских занятий Технология проведения Трудоемкость в часах очно-заочная форма на базе СПО Трудоемкость в часах очно-заочная форма Трудоемкость в часах заочная форма  
 
Общая характеристика конституционного права Российской Федерации как отрасли права Семинар – коллоквиум: обсуждение различных точек зрения по вопросам предмет и метод отрасли конституционного права. Необходимо соотнести между собой понятия отрасль, наука, учебная дисциплина.      
История развития Конституции России Подготовка групповых заданий на сравнительный анализ конституционных норм      
Теоретические основы конституционализма Решение задач с помощью которых уясняется порядок пересмотра и внесение поправок в Конституцию РФ, конституционно-правовая ответственность      
Конституционно-правовые основы общества Семинары – решение задач на выявление роли политических партий, общественных объединений, религиозных организаций в жизни общества.      
Основы конституционного статуса личности как правовой институт. Семинар – разминка на запоминание и уяснение конституционного статуса гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца, вынужденного переселенца.      
Гражданство в Российской Федерации.   Семинар - решение задач на определение основания и способов приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.  
Конституционные права и свободы человека и гражданина.   Семинар – решение задач в целях уяснения механизмов реализации прав и свобод      
12,13 Обязанности личности. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина.   Семинар – решение задач с целью уяснения механизмов реализации обязанностей личности, значения гарантий в механизме реализации прав и свобод      
14,15 Конституционно-правовой статус Российской Федерации. Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации     Семинар – подготовка опрос с целью изучения конституционного статуса Российской Федерации, его основных элементов, содержания конституционных принципов федеративного устройства и предметов ведения России. Семинары – подготовка индивидуальных проектов с целью изучения общих и особенных элементов в конституционно-правовом статусе субъектов РФ.    
Избирательное право Российской Федерации Семинары - решение задач Семинар - деловая игра  
Президент Российской Федерации Семинары- решение задач на тему правового статуса Президента РФ и его взаимодействия с органами государственной власти, деловая игра на тему выборов Президента РФ        
Федеральное Собрание Российской Федерации   Семинар: коллоквиум, уяснение основных стадий законодательного процесса. решение задач;        
    Правительство Российской Федерации Семинар -опрос      
Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации Семинар- работа в подготовка индивидуальных проектов в целях определения статуса органов государственной власти субъектов РФ, а также их конституционно-правовой ответственности.      
  Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации Семинар – решение задач, анализ решений Конституционного Суда Российской Федерации, решений судов общей юрисдикции      
Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации Семинар – подготовка индивидуальных проектов на тему форм осуществления местного самоуправления и их фактической реализации на местном уровне.      
Итого:    

Самостоятельная работа.

5.4.1 Самостоятельное изучение студентами очной формы обучения разделов дисциплины

№ темы Дисциплины Вопросы, выносимые на самостоятельное изучение Кол-во часов
  Тема 2. Конституционное право как наука и учебный курс 1.Понятие науки конституционного права. Ее предмет, задачи, источники и система. Функции науки конституционного права: познавательная, практическая, прогностическая. Методология науки конституционного права. Понятие методов науки конституционного права. Общенаучные методы. Частные методы. 2.Исторические этапы развития науки конституционного права России: - дореволюционное (государственное) право; - тоталитарное государственное право (октябрь 1917- апрель 1989гг); - конституционное право России на современном этапе. 3.Конституционное право России как учебный курс. Задача учебного курса конституционного права. Соотношение науки и учебного курса конституционного права. Значение изучения конституционного права Российской Федерации для подготовки юристов.    
  Тема 5. Понятие и структура основ конституционного строя 1. Определение конституционного строя. Соотношение понятий: конституционный строй, государственный строй, общественный строй. Понятие гражданского общества. Соотношение гражданского общества и государства. 2. Понятие и структура основ конституционного строя Российской Федерации. Правовые особенности основ конституционного строя. Институты основ конституционного строя Российской Федерации. 3. Закрепление основ конституционного строя в Конституции РФ. Особенности юридической силы основ конституционного строя Российской Федерации.    
Тема 24. Прокуратура Российской Федерации 1. Прокуратура РФ: понятие и природа. Функции органов прокуратуры. Осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов. Уголовное преследование. Координация работы правоохранительных органов. Участие прокуратуры в правотворческой деятельности. Международное сотрудничество. 2. Система и структура органов прокуратуры РФ. Порядок их формирования. Акты прокурорского реагирования на нарушения закона.  


Для студентов очно-заочной и заочной форм обучения самостоятельное изучение разделов и тем дисциплины Конституционное право отражено в методических рекомендация по самостоятельной работе, являющихся составной частью УМК по дисциплины. Для самопроверки качества освоения дисциплины также необходимо использовать «Практикум по конституционному праву».

5.4.2 Формы самостоятельной работы.

Таблица 6

№ темы Дисцип лины Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах Очная форма Трудоемкость в часах Очно-заочная форма на базе СПо Трудоемкость в часах Очно-заочная форма Трудоемкость в часах Очная на базе СПО форма Трудоемкость в часах заочная форма
  1,2 «Общая характеристика конституционного права Российской Федерации как отрасли права. Конституционное право России как наука и учебный курс». Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 1. Ведение словаря конституционных терминов: отрасль конституционного права, предмет, метод отрасли, наука конституционного права, предмет, методология науки, учебная дисциплина, система отрасли. 2. Составить библиографический список ученых-конституционалистов дореволюционного, советского и современного этапов развития науки конституционного права.          
    «История развития Конституции России». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Подготовить выступления по вопросам:«Конституция РСФСР 1918 г.: исторические условия разработки и принятия, основные черты содержания»; «Конституция РСФСР 1925 г.: исторические условия разработки и принятия, основные черты содержания»; «Конституция РСФСР 1937 г.: исторические условия разработки и принятия, основные черты содержания»; «Конституция РСФСР 1978 г.: причины разработки и принятия, основные черты содержания»; «Разработка и обсуждение проекта Конституции РФ».                    
    «Теоретические основы конституционализма». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: функции Конституции, сущность Конституции, юридические свойства Конституции, социальные свойства Конституции, пересмотр Конституции и другие. 3. Анализ Федерального закона № 33-ФЗ от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации». 4. Самостоятельная подготовка студентами конспекта с ответами на вопросы темы семинара с последующей проверкой преподавателем. Соотношение категорий: «конституция» и «конституционное право, «конституция» и «международное право», «конституционность» и «конституционный порядок».                    
    «Понятие и структура основ конституционного строя». 2. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 3. Ведение словаря конституционных терминов: конституционный строй, государственный строй, общественный строй, демократия, правовое государство, государственный суверенитет, политическая партия, общественное объединение, социальное государство, светское государство и другие. 4. Изобразить схематично: разделение властей в Российской Федерации по горизонтали и вертикали.          
    «Демократические основы конституционного строя Российской Федерации». 1. Изучить концепции содержания конституционно-правовой категории «демократия». 2. Изобразить схематично: непосредственная и представительная демократия в системе народовластия РФ. 3. Анализ Федерального конституционного закона № 5-ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»,Федерального закона № 95-ФЗ от 11 июля 2001 г. «О политических партиях», Федерального закона № 82 –ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях».                    
    «Конституционно-правовые основы общества». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Подготовить доклад на тему: «Местное самоуправление как конституционно-правовая основа общества в Российской Федерации». 3. Соотношение категорий «политическое многообразие» и «идеологическое многообразие». 4. Анализ постановлений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам функционирования политических партий и общественных объединений.                    
    «Конституционно-правовые основы российского государства». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: «правовое государство», «федеративное государство», «федерализм», «унитарное государство», «конфедерация», «социальное государство», «суверенное государство», «светское государство, «клерикальное государство», «республиканская форма правления». 3. Изобразить схематично: разделение государственной власти в РФ по горизонтали, разделение государственной власти по вертикали.                    
  Самостоятельная подготовка зачету в форме письменного контрольного задания: повторение на основе конспектов лекций, учебной и дополнительной литературы по пройденным темам, решение задач из практикума
  «Основы конституционного статуса личности как правовой институт». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: правовой статус, конституционно-правовой статус, правовое положение, личность, человек, гражданин, иностранный гражданин, беженец, вынужденный переселенец и другие. 3. Анализ Федерального закона № 115-ФЗ от 25 июля 2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Федерального закона № 4528-I от 19 февраля 1993 г. «О беженцах», Закона Российской Федерации № 4530-I от 19 февраля 1993 г. «О вынужденных переселенцах».          
  «Гражданство в Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: гражданство, филиация, натурализация, оптация, двойное гражданство и другие. 3. Анализ Федерального закона № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации». 4. Решение задач на определение основания и способов приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.          
  «Конституционные права и свободы человека и гражданина». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: право, свобода, обязанность, законный интерес, гарантии и другие. 3. Соотношение категорий: право и свобода; права и обязанности; свобода и ответственность. Понятие и соотношение категорий «права человека» и «права гражданина». Охарактеризовать «поколения» прав человека. 4. Провести анализ конкретных конституционных прав и свобод человека и гражданина со ссылкой на нормативные правовые акты. 5. Анализ норм Конституции РФ, закрепляющих обязанности личности. 6. Анализ Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 25.07.2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе», Закона РСФСР от 15.12.1978 г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры». 7. Решение задач на определение механизма реализации и гарантированности личных, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод личности. 8. Письменная работа: перечислите внутригосударственные и международные гарантии на примере конкретных прав и свобод личности. 9. Подготовьте доклад на тему: «Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства».          
  12,13 « Обязанности личности». «Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина». 1. Ведение словаря конституционных терминов: «обязанность», «гарантии прав и свобод» 2. Анализ нормативных правовых и судебных актов, согласно списку литературы по теме. 3. Охарактеризовать систему обязанностей личности. 4. Изучить общие и специальные гарантии прав человека, условия реализации прав и свобод личности, механизмы их защиты. Функции федеральных и регионально-республиканских органов государственной власти, местного самоуправления, прокуратуры в охране прав и свобод человека и гражданина.          
  «Конституционно-правовой статус Российской Федерации». 1. Подготовить доклад на тему: «Конституционно-правовая природа Российской Федерации». 2. Ведение словаря конституционных терминов: «симметричная федерация», «асимметричная федерация», «компетенция», «предметы ведения», «полномочия», «административно-территориальное устройство субъекта РФ». 3. Анализ Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ от 17 декабря 2001 г. «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации»,Федеративных договоров от 31.03.1992 г. 4. Охарактеризовать конституционно-правовые признаки России как федеративного государства.          
  «Конституционно-правовой статус субъектов Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 2. Охарактеризовать конституционно-правовые признаки субъекта Российской Федерации. 3. Подготовить доклад на тему: «Особенности правового статуса республик в составе Российской Федерации», «Особенности правового статуса автономной области и автономных округов», «Особенности правового статуса краев, областей и городов федерального значения», «Национально-культурная автономия в Российской Федерации». 4. Анализ Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12.06. 1990 г., Федерального конституционного закона от 17.12.2001 г.№6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».          
  «Конституционно-правовые основы системы органов государственной власти в Российской Федерации». 2. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 3. Ведение словаря конституционных терминов: «орган государственной власти», «государственный орган». 4. Изобразить схематично: виды государственных органов (по характеру выполняемых задач, по порядку осуществления компетенции, по порядку формирования, по территориальному признаку, по срокам полномочий и т.д.).          
  «Избирательное право Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: избирательное право, избирательная система, выборы, избирательный процесс и другие. 3. Анализ Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». 5. Решение задач по определению законности действий участников выборов на каждой стадии избирательного процесса.          
    «Президент Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: президент, указ, распоряжение, послание, импичмент и другие. 3. Анализ Федерального закона от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Выборы Президента Российской Федерации».          
  «Федеральное Собрание Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: парламент, Совет Федерации, Государственная Дума, депутатская фракция, законодательный процесс и другие. 3. Анализ Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Федеральный законодательный процесс»          
    «Правительство Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: правительство, министр, правовые акты правительства, отставка правительства и другие. 3. Анализ Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». 4. Подготовка к деловой мини-игре: «Заседание Правительства Российской Федерации».                    
    «Организация законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации». 1. Анализ Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». 2. Решение задач на определение ответственности (санкций) за нарушение органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации Конституции РФ, законодательства, неисполнение судебных решений, неисполнение собственных полномочий. 3. Подготовка доклада по теме: «Организация законодательной (представительной) и исполнительной власти в городе Москве».                    
  «Конституционные основы судебной власти в Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: суд, судебная система, функции судебной власти, принципы организации судебной власти, принципы правосудия, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, судья и другие. 3. Анализ Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»; Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»; Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; Федерального закона от 26 июня 1992 г. № 3132-I«О статусе судей в Российской Федерации». 4. Изобразите схематично: «Судебная система Российской Федерации».          
  «Прокуратура Российской Федерации». 2. Работа с учебной литературой и нормативно-правовыми актами по теме. 3. Ведение словаря конституционных терминов: «прокуратура», «контрольно-надзорный орган». 4. Дать характеристику системы и структуры органов прокуратуры в РФ. 5. Анализ Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Постановления Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 17-П. 6. Подготовить доклад на тему: «Место и роль прокуратуры в системе органов государственной власти».          
  «Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации». 1. Работа с учебной литературой, нормативно-правовыми актами по теме. 2. Ведение словаря конституционных терминов: местное самоуправление, территория муниципального образования, местный референдум, местные выборы, отзыв депутата, сход граждан, публичные слушания, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, собрания граждан, конференция граждан, опрос, обращения граждан и другие. 3. Анализ Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». 4. Письменная работа: формы осуществления местного самоуправления в муниципальных районах города Москвы.          
  Самостоятельная работа в сессию: подготовка к устному экзамену.  
Итого  

5.4.3. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.

Для осуществления студентом самостоятельной работы в целях подготовки к семинарским занятиям, самостоятельного изучения тем и разделов дисциплины «Конституционное право» представлено в самостоятельной части УМК «Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы».

5.4.5. Методические указания для студентов по освоению дисциплины (модуля).

Конституционное право Российской Федерации является ведущей отраслью, нормы которого закрепляют и регулируют общественные отношения, которые определяют основы конституционного строя, правового положения личности, федеративного устройства, избирательную систему, систему государственной власти и местного самоуправления.

Освоение дисциплины требует посещения аудиторных занятий (лекций и семинаров), выполнения контрольных заданий и выполнения самостоятельной работы. Аудиторные занятия проходят в устной и письменной формах с использованием активных и интерактивных методов обучения. Сверьтесь по тематическому плану, какие темы учебного курса будут даны на лекциях и проработаны на семинарах, какие будут обсуждаться только на семинарах, а какие надо будет изучить самим.

Более подробные указания по освоению дисциплины представлены в «Методических рекомендациях по освоению дисциплины Конституционное право», которые являются частью учебно-методического комплекса.

6.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине Конституционное право проводится в следующих формах: контрольное задание (для очной формы обучения), контрольная работа (для заочной формы обучения), курсовая работа, экзамен.

6.1. Краткое описание контрольных мероприятий, применяемых контрольно-измерительных технологий и средств с указанием этапов формирования компетенций.

Таблица 7

№п/п Контролируемые разделы (темы) дисциплины Код контролируемой компетенции (или ее части) Наименование оценочного средства
Общая характеристика конституционного права Российской Федерации как отрасли права   ОПК-1; ОПК-2; ПК-1; ПК- 4; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК- 16. Контрольная работа*
Конституционные права, свободы и обязанности личности в Российской Федерации. ОПК-1; ОПК-2; ПК-1; ПК- 4; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК- 16. Контрольная работа**
Избирательное право и избирательные системы в Российской Федерации.   ОПК-1; ОПК-2; ПК-1; ПК- 4; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК- 16. Контрольная работа***  
Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ОПК-1; ОПК-2; ПК-1; ПК- 4; ПК-5; ПК-6; ПК-9; ПК-15; ПК- 16. Доклад, сообщение****

Примерные тестовые и контрольные задания, задачи, тематика контрольных работ представлены в учебно-методическом пособии «Практикум по конституционному праву», являющемуся частью учебно-методического комплекса по дисциплине Конституционное право.

6.2. Критерии текущей успеваемости студента

Оценка текущей успеваемости по дисциплине осуществляется в рейтинговой системе, в соответствии с локальными актами университета и предусматривает комплексное оценивание всех видов деятельности студента в течение года.

В каждом семестре преподавателем начисляется:

· до 7 баллов - за посещаемость учебных занятий (суммарно 14 баллов за два семестра);

· до 8 баллов - по результатам учебных занятий и научной работы (суммарно 16 баллов за два семестра);

· до 2 баллов - по результатам текущего контроля/рубежного контроля (суммарно за два семестра – 4 балла);

· до 6 баллов - по результатам промежуточного зачета;

Если дисциплина изучается один семестр:

· до 14 баллов - за посещаемость учебных занятий ;

· до 16 баллов - по результатам учебных занятий и научной работы ;

· до 10 баллов – за выполнение контрольной работы;

· до 60 баллов - по результатам сдачи экзамена.

Примерная тематика курсовых работ

1. Конституционные принципы судопроизводства в Российской Федерации (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 № 19-П).

2. Изменения в Конституцию РФ: понятие и процедура (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. №17-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации).

3. Внесение поправок в Конституцию РФ: понятие и процедура (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 31 октября 1995 № 12-П по делу о толковании статьи 136 Конституции Российской Федерации).

4. Высшая юридическая сила Конституции РФ (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 14 июля 2015 г. г №21-П).

5. Основания применения норм Конституции РФ судами общей юрисдикции (анализ Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 № 8 (ред. от 03.03.2015) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»).

6. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью как основа конституционного строя (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 28 июня 2007 г. № 8-П и от 27 марта 2012 № 8-П).

7. Народовластие как основа конституционного строя Российской Федерации. Формы народовластия (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 09 июля 2002 г. № 12-П и от 15 апреля 2014 г. № 11-П).

8. Референдум Российской Федерации: порядок назначения, подготовки и проведения (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. № 10-П и от 21 марта 2007 г. № 3-П).

9. Правовое государство как основа конституционного строя Российской Федерации (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 21 ноября 2002 г. № 15-П и от 14 июля 2005 г. № 8-П).

10. Особенности республиканской формы правления как основы конституционного строя Российской Федерации (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 30 апреля 1996 г. № 11-П, от 21 декабря 2005 г. № 13-П, определения Конституционного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 134-О).

11. Государственный суверенитет как основа конституционного строя Российской Федерации (на материалах постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П, определения Конституционного Суда РФ от 27 июня 2000 г. № 92-О).

12. Разделение властей как основа конституционного строя Российской Федерации (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 1 февраля 1996 г. № 3-П и от 29 мая 1998 г. № 16-П).

13. Экономические основы конституционного строя Российской Федерации (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г. № 14-П и от 12 ноября 2003 г. № 17-П).

14. Социальное государство как основа конституционного строя Российской Федерации (на материалах постановления Конституционного Суда РФ от 16 декабря 1997 г. № 20-П, определений от 1 декабря 2005 г. № 461-О, от 16 ноября 2006 г. № 476-О).

15. Идеологическое и политическое многообразие как основа конституционного строя Российской Федерации (на материалах из постановлений Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П и от 1 февраля 2005 г. № 1-П).

16. Конституционно-правовой статус политических партий в Российской Федерации (на материалах из постановлений Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П и от 16 июля 2007 г. № 11-П).

17. Конституционно-правовой статус общественных объединений в Российской Федерации (на материалах из постановления Конституционного Суда РФ от 3 марта 2004 г. № 5-П и Определения от 21 декабря 2000 г. № 266-О).

18. Светское государство как основа конституционного строя Российской Федерации. Правовой статус религиозных объединений (на материалах Постановления Конституционного Суда РФ от 23 ноября 1999 г. № 16-П, определений от 13 апреля 2000 г . № 46-О, от 7 февраля 2002 г. №7-О)

19. Пределы вмешательства государства в право на жизнь (на основе Определения Конституционного Суда РФ от 19 ноября 2009 г. № 1344-О-Р и Постановления Европейского Суда по правам человека от 17 сентября 2009 г. ((жалоба № 1062/03)).

20. Конституционно-правовая гарантия права на наследование (на материалах решений Конституционного Суда РФ: постановления от 23 декабря 2013 г. № 29-П, определений от 29 мая 2014 г. № 1078-О и 23 июня 2015 г. № 1513-О).

21. Должно ли право на достоинство считаться абсолютным (анализ постановлений Конституционного Суда РФ от 28 июня 2007 г. № 8-П и от 14 июля 2011 г. № 16-П).

22. Когда лишение права на свободу и личную неприкосновенность может быть правомерным (на основе Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 г. № 9-П и Постановления Европейского Суда по правам человека от 04 декабря 2014 г. (жалоба № 76204/11)).

23. Содержание права на защиту своей чести и доброго имени (анализ постановлений Конституционного Суда РФ от 09 июля 2013 г. № 18-П и от 14 июля 2011 г. № 16-П).

24. Что защищает право на неприкосновенность жилища (на основе Определения Конституционного Суда РФ от 12 мая 2005 г. № 166-О и Постановления Европейского Суда по правам человека от 16 декабря 1992 г. (жалоба № 13710/88)).

25. Право знать о своём происхождении как составная часть свободы информации (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 16 июня 2015 г. № 15-П и Постановления Европейского Суда по правам человека от 25 сентября 2012 г. (жалоба № 33783/09)).

26. Конституции (уставы) субъектов РФ в системе источников конституционного права (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 18 июля 2003 г. №13-П).

27. Слагаемые права «исповедовать религию» (на основе Постановления Конституционного Суда РФ от 23 ноября 2003 г. № 16-П и Определения Верховного Суда РФ 11 февраля 2015 г. № 15-АПГ14-11).

28. Цели и средства ограничения свободы массовой информации, совместимые с Конституцией Российской Федерации (анализ Постановлений Конституционного Суда РФ от 30 октября 2003 г. № 15-П и от 09 июля 2013 г. № 18-П).

29. Реализация гражданами политических прав и свобод в субъектах РФ и на уровне местного самоуправления (анализ постановлений Конституционного суда РФ от 3 ноября 1997 г. и от 11 марта 2008 г. № 4-П).

30. Развитие института политических партий в России как реализация гражданами права на объединение (на материалах Постановления Конституционного суда РФ от 1 февраля 2005 г. № 1-П и Постановления ЕСПЧ от 05.10.2004 "Дело "Президентская партия Мордовии (Presidential Party of Mordovia) против Российской Федерации").

31. Институт референдума как форма народовластия (анализ постановлений Конституционного Суда РФ от 11 июня 2003 г. и от 21 марта 2007 г. № 3-П).

32. Конституционное право граждан на проведение мирных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (анализ постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2014 г. № 14-П).

33. Конституционно-правовое регулирование права на свободное осуществление экономической деятельности (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 24 февраля 2004 г. № 3-П и 21 февраля 2014 г. № 3-П).

34. Конституционная защита права частной собственности (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 31 января 2011 г. № 1-П и 10 декабря 2014 г. № 31-П).

35. Конституционное право на образование (на материалах постановлений Конституционного Суда РФ от 21 октября 1999 г. № 13-П и 15 мая 2006 г. № 5-П).

36. Конституционно-правовые основы интеллектуальной собственности (на материалах определений Конституционного Суда РФ от 06 ноября 2014 г. № 2531-О и от 02 июля 2015 г. № 1539-О).

37. Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (на материалах определений Конституционного Суда РФ от 16 июля 2009 г. № 740-О-О и 23 июня 2015 г. № 1261-О).

38. Конституционное право на защиту от безработицы (анализ Постановления Конституционного Суда РФ от 23 апреля 2012 г. № 10-П).

39. Право на вознаграждение за труд: конституционные аспекты (анализ Постановления Конститу

Наши рекомендации