Особенности общения юношей. Разв. интересов в юношеск.возрасте.
Исследование социальной перцепции показывают, что в юношеском возрасте возрастает внимание к личностным, внутренних, собственно психологич.качеств людей, а внимание к внешности, одежды, манер, присущего подлеткам, снижается. В настоящее время формируются устойчивые стремление прогнозировать интеллектуальные и волевые качества других, свойства их характера, жизненные планы и мечты с опорой на образец, идеал. Многочисленные юноши считают себя достаточно проницательными в этом плане и склонны делать выводы о людях на основе собственных впечатлений. Возрастные сдвиги в восприятии других в равной степени относятся и самовосприятие, самосознания. В настоящее время отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других. В юношеском возрасте ситуация формирования \"Я\" меняется: ориентация одновременно на нескольких значимых других делает психологическую ситуацию неопределенной, противоречивой, часто внутренне конфликтной. Присущая юношеским группам избирательность в общении и жестокость к чужакам отличающихся цветом кожи, социального происхождения, вкусами, способностями, манерами и т.д., - это защита для чувства идентичности от обезличивания и смешения. Именно поэтому детали одежды, жаргон или жесты становятся знаками, которые отличают \"своих\" от \"чужих\". Создавая замкнутые группы и распространяя свое поведение.
Юноши стремятся быть с взрослыми на равных и хотели бы видеть в них друзей и советчиков, а не наставников. Поскольку идет интенсивное усвоение \"взрослых\" ролей и форм социальной жизни, часто нуждаются в общения с взрослыми, поэтому в это время можно наблюдать, как часто юноши и девушки ищут совета и дружбы у старших по возрасту. В юношеском возрасте автономия от взрослых и значение общения со сверстниками возрастает. Общая закономерность такова: чем хуже, сложнее складываются отношения с взрослыми, тем интенсивнее будет слаживаться отношения со сверстниками. \"Значимость\" родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных сферах юношеской деятельности. Важным моментом этого возрастного этапа является выбор будущей профессии. Уже на предыдущих возрастных этапах складываются представления о ряде профессий. Отношение юноши к той или иной профессии складывается на основе её определенных знаний о специфике профессиональной деятельности, положительного или отрицательного эмоционального восприятия всего, что связано с профессией. Для юношей характерна также завышенная оценка своих возможностей и уровня достижений по сравнению с оценками преподавателя, престижа своего учебного заведения. Говоря об обществе сверстников, психологи подразумевают не столько общество одинаковых по возрасту юношей и девушек, сколько людей с одинаковым социальным статусом, потребностями и т.д. - то, что составляет юношескую субкультуру. В этом возрасте появляются первые дружеские и любовные привязанности достаточно длительного, хотя преимущественно романтического характеру.
Общение юношей и девушек с взрослыми, с родителями предусматривает растущую демократизацию взаимоотношений поколений, решение проблемы автономии детей и авторитета родителей, проблемы взаимопонимания между ними. Отношения с взрослыми сложные, но фактически влияние родителей из многих важных проблем остается для юношей преобладающим. Содержание общения с взрослыми включает в себя проблемы поиска смысла жизни, познание самого себя, жизненных планов и путей их реализации, взаимоотношений между людьми, получения информации, связанной со сферой интересов старшеклассника и профессиональной принадлежности. Общение с взрослыми протекает неравномерно, стремительная интенсификация общения, обсуждения проблем и вопросов сменяется периодом спада интенсивности общения. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга (не только в школе, семье, по соседству, но и в разных географических, социальных виртуальных просторах). В юношеской дружбе, четко проявляются тендерные коммуникативные особенности: так, потребность в интимной дружбе возникает у девушек на 1,5-2 года раньше, чем у юношей, при этом дружба девушек эмоциональная. Первая любовь также в определенной степени является следствием стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Любовь в юношеском возрасте, обычно, приобретает формы симпатии, восхищение, с влюбленности или форму дружбы-любви. Во всех своих проявлениях первая любовь - это важное испытание в юности, которое во многом влияет на развитие личности юноши.