Терминологический минимум по модулю 3
Адаптация – процесс приспособления к определенным условиям.
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.
Бессознательное – областьпсихических явлений, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания (психические явления, протекающие во сне, ответные реакции на неосознанные раздражители, автоматизированные движения, побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.
Биогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.
Бихевиоризм – учение, рассматривающее в качестве предмета психологического исследования поведение человека, обусловленное воздействием определенных стимулов, и рассматривающее социальное научение как основную предпосылку психического развития.
Возрастная психология –отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития человека на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой.
Воспитание – специально организованный, целенаправленный процесс формирования личности ребенка и подготовки его к жизни в обществе.
Гуманистическая психология – направление, основанное на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. В становлении и развитии личности доминирующая роль отводится активности человека, стремящегося к самоактуализации.
Движущие силы развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют ход развития, формируют его динамику.
Иерархия потребностей – в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших высшим, при этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.
Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.
Когнитивная психология – направление, изучающее процесс и динамику познавательного развития, проблемы интеллекта и усвоения знаний.
Когнитивный подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого подчеркивают активность субъекта познавательного развития, а ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы индивидуального развития. Действие наследственности как фактора психического развития проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития.
Обучение – специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действий, нравственных правил, отношений между людьми и т.д.
Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни данного человека, в процессе индивидуального развития.
Персоногенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого во главу угла ставят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.
Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.
Психоанализ – теория З.Фрейда, определяющая в качестве источника психического развития биологические влечения (инстинкты), управляющие поведением человека на подсознательном уровне и подчеркивающая доминирующее влияние бессознательных детских переживаний на формирование характера и установок взрослой личности.
Революционные изменения – глубокие, устойчивые и необратимые изменения психики человека, протекающие бурно и в короткий срок; обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений.
Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Ситуационные изменения – изменения в психике и поведении человека, связанные с влиянием конкретной социальной ситуации, обусловленные чаще всего воздействием в ходе организованного или неорганизованного обучения и воспитания.
Созревание – последовательность предварительно запрограммированных изменений внешнего вида организма, а также его сложности, интеграции, организации и функций; течение процесса созревания зависит от унаследованных особенностей индивидуума.
Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.
Социогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого делают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций.
Среда – фактор психического развития, включающий природные и социальные влияния. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.
Условия психического развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, формирующие психическую жизнь человека, способствующие созданию новых психических образований, определяющие динамику и уровень развития психических функций.
Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека, биологические и средовые.
Эволюционные изменения – сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека, охватывающие значительные периоды жизни и зависящие от постоянно действующих факторов (биологического созревания и психофизиологического состояния организма, места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития).
Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета по специально составленной программе.
Беседа – метод психологического исследования, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.
Биографический метод – изучение личности человека по имеющимся документам его биографии.
Диагностика психического развития – обследование человека с помощью различных методик в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики.
Комплексный метод – способ организации исследования психических явлений, в котором участвуют представители других наук (сопоставление психического и физического, физиологического, социального развития личности).
Лонгитюдный метод – способ организации исследования, предполагающий многократное обследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода времени.
Методы исследования – способы, приемы и средства, с помощью которых познается предмет науки.
Наблюдение – целенаправленное, систематическое, длительное изучение внешних и внутренних проявлений психики человека в естественных жизненных условиях.
Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности психики. При анализе психологических фактов необходимо помнить, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.
Принципы психологического исследования – исходные положения психологической теории, правила, отражающие основные требования к организации исследования (принцип объективности, принцип изучения психических явлений в их развитии, принцип аналитико-синтетического изучения личности и т.д.).
Проективные методы – совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.
Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Сравнительный метод – способ организации исследования, основанный на сопоставлении различных групп испытуемых.
Тест – стандартизированная методика психодиагностики, позволяющая получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.
Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.
Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.
Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, отличающаяся от других по уровню развития психических процессов, функций и психологических качеств личности.
Возрастная периодизация – выделение в онтогенезе относительно замкнутых циклов развития, имеющих свою структуру и динамику.
Возрастные особенности – физиологические и психологические характеристики человека на определенной ступени онтогенетического развития, не связанные с различием индивидуальных особенностей.
Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы и свойства, социальные по своему происхождению (овладение языком, письмом, счетом, рисованием, логической памятью, образованием понятий и т.д.).
Детство – особое состояние социального развития, процесс вызревания подрастающего поколения и подготовки к воспроизводству будущего общества. Период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости
Зона актуального развития – уровень развития психики ребенка, характеризущийся наличными особенностями психических функций ребенка, сложившимися на сегодняшний день.
Зона ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов, расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем потенциального развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Кризис возрастного развития – переломный пункт в течении психического развития, характеризующийся революционным течением (резкие и капитальные сдвиги, смещения, изменения личности ребенка).
Психологические новообразования – психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.
Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм наиболее чувствителен копределенного рода влияниям окружающей среды, т.е. наиболее благоприятные для развития тех или иных психических функций.
Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.
Требования к зачету или экзамену
Требования к зачету
Зачет ставится в том случае, если:
1. Студент свободно владеет теоретическим материалом. Ответы на вопросы достаточно полные, глубокие, свидетельствуют о системности знаний, умении устанавливать межпредметные связи.
2. Уровень усвоения понятий студентом высокий: дается точное определение понятия, студент свободно оперирует понятиями для объяснения фактов житейской и научной психологии, может конкретизировать понятие, соотнести его с родственными. Воспроизведение материала не требует опоры на узнавание.
3. Дополнительные вопросы не вызывают затруднений, ответы на них уверенные и точные.
4. Студент отчитался по самостоятельной работе.
Рекомендации по выполнению индивидуальной и самостоятельной работы
Рекомендации к составлению презентаций.
1. Презентация составляется лаконичным литературным языком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слушателей).
2. Максимально используется существующая в данной области знания терминология.
3. Оформление предполагает мультимедийное сопровождение (схемы, рисунки).
4. В заключение делается краткий вывод по существу предмета.
Защита презентаций
- Содержание
- актуальность темы для данной аудитории;
- научно – теоретический уровень выступления;
- информативность;
- ясность и объективность основных положений;
- логичность, последовательность развития темы;
- убедительность доказательства;
- полнота раскрытия темы.
- Исполнение
- установление контакта с аудиторией;
- наблюдение за реакцией слушателей и корректировка своей речи;
- техника речи,
- точность расчета времени;
- наличие вступления и заключения.
Рекомендации по подготовке буклета с помощьюPublisher
Буклет(фр. Bouclette - завитушка) - это достаточно уникальный вид полиграфической продукции. Со стороны это, казалось бы, просто лист бумаги сложенный (сфальцованный) в один или более раз и весьма похожий на книгу. Именно эта «книжная» форма и заключает в себе те возможности, которыми при умелом создании обладает буклет. Лицевая его часть позволяет выгодно расположить основные данные, название акции, которой он посвящен и т.д. Задача этой части - привлечь и удержать внимание человека, зацепить его, заставить заглянуть вовнутрь.
Внутренняя часть буклета позволяет с помощью иллюстраций и текста максимум информации. На последней странице – можно поместить адреса различных служб и другую полезную информацию.
Требования к содержанию:
• Научность;
• Лаконичность
• Актуальность
• Доступность (для адресной группы)
• Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.
Требования к оформлению:
• Дизайн не противоречит содержанию публикации.
• Разметка публикации и ее оформление логичны и отвечают эстетическим требованиям.
• Диаграммы и рисунки в публикации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию.
• Изображения не накладываются на текст (если это не специальные эффекты).
• Текст легко читается.
• Фон соответствует тексту и графическим изображениям.
Рекомендации к составлению конспекта
Конспект - краткое изложение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи.
Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения текста, которые при необходимости дополняются, аргументируются, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения конспектируемого текста или использовать другие, более сжатые формулировки.
Конспект нужен для того, чтобы:
- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;
- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;
- создать модель проблемы (понятийную или структурную);
- упростить запоминание текста, облегчить овладение специальными терминами;
- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).
Итак, конспектирование является одним из эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста.
Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.
Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.
Тематический конспект составляется на основе ряда источников и представляет собой исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.
Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.
Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.
Правила конспектирования
• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.
• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.
• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.
• Выделить информативные центры внимательно прочитанного текста.
• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.
• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.
· Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.
· Активно использовать поля конспекта: на полях можно записывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возникающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений сокурсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! — важно;? — сомнение, вопрос; NB — важный теоретический материал; и др.
· Вносить в конспект во время семинарских занятий исправления и уточнения.
· Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.
Рекомендации по написанию контрольной работы
Общие рекомендации
1. По каждому модулю выполняется одна контрольная работа в виде реферата.
2. Студент самостоятельно подбирает литературу, составляет план контрольной работы. В основе работы - ведущие литературные источники по проблеме.
3. Структура и объем контрольной работы:
- введение - 1стр. (обоснование актуальности проблемы);
- основная часть 4-6 стр. (содержание проблемы, основные понятия, теоретические положения, факты);
- заключение 1-2 стр. (выводы и педагогические рекомендации).
4. Оформление реферата. На обложке: тема, фамилия студента, номер студенческой группы.
1-й лист – план, каждый параграф озаглавлен.
5. Желательно использовать личный опыт работы студента, материалы периодической печати.
Поиск и изучение литературы
Для выявления необходимой литературы следует обратиться к библиотечным каталогам (алфавитному, тематическому, систематическому), к различным монографиям и справочным изданиям.
Подобранная литература изучается в следующем порядке:
а) знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;
б) исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала;
в) обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания работы.
Обработка материала
При обработке полученного материала необходимо:
- систематизировать его по разделам будущей работы, составить план каждого раздела;
- определить свою позицию по рассматриваемым проблемам;
- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;
- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;
- окончательно уточнить структуру работы.
Оформление работы
При оформлении работы рекомендуется придерживаться следующих правил:
· не нужно писать все, что можно сказать о проблеме (автор может «утонуть» в проблеме), нужно писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;
· писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование - вывод) и осмысливать каждое положение;
· писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, отражая свою позицию, анализируя полученные результаты.
Все ссылки на источники оформляются: в квадратных скобках [номер цитируемой работы из списка литературы в конце текста]. В конце работы списком по алфавиту приводится использованная литература.