Терминологический минимум по модулю 3

Адаптация – процесс приспособления к определенным условиям.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.

Бессознательное – областьпсихических явлений, которые воздействуют на регуляцию поведения, протекающего без непосредственного участия сознания (психические явления, протекающие во сне, ответные реакции на неосознанные раздражители, автоматизированные движения, побуждения к деятельности, в которых отсутствует осознание цели.

Биогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, в центре внимания которого находятся проблемы развития человека как индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами, который проходит различные стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе.

Бихевиоризм – учение, рассматривающее в качестве предмета психологического исследования поведение человека, обусловленное воздействием определенных стимулов, и рассматривающее социальное научение как основную предпосылку психического развития.

Возрастная психология –отрасль психологической науки, изучающая факты, закономерности и механизмы психического развития человека на разных возрастных этапах, а также закономерности перехода с одного возрастного этапа на другой.

Воспитание – специально организованный, целенаправленный процесс формирования личности ребенка и подготовки его к жизни в обществе.

Гуманистическая психология – направление, основанное на вере в возможность расцвета каждого человеческого существа, если предоставить ему возможность самому выбрать свою судьбу и направлять ее. В становлении и развитии личности доминирующая роль отводится активности человека, стремящегося к самоактуализации.

Движущие силы развития – факторы, которые определяют собой поступательное развитие человека, являются его причинами, содержат в себе энергетические, побудительные источники развития, направляют ход развития, формируют его динамику.

Иерархия потребностей – в концепции А. Маслоу расположение потребностей от низших высшим, при этом доминирующие потребности, расположенные внизу, должны быть удовлетворены до того, как человек сможет осознать и быть мотивированным вышележащими потребностями.

Интериоризация – формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения структур внешней социальной деятельности.

Когнитивная психология – направление, изучающее процесс и динамику познавательного развития, проблемы интеллекта и усвоения знаний.

Когнитивный подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого подчеркивают активность субъекта познавательного развития, а ведущими детерминантами развития считают и генотипическую программу, и условия, в которых эта программа реализуется.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы индивидуального развития. Действие наследственности как фактора психического развития проявляется в индивидных свойствах человека и выступает в качестве предпосылок развития.

Обучение – специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действий, нравственных правил, отношений между людьми и т.д.

Онтогенез психики – формирование психических структур в течение жизни данного человека, в процессе индивидуального развития.

Персоногенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого во главу угла ставят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирование человеческого «Я», борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности.

Психическое развитие – процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики человека.

Психоанализ – теория З.Фрейда, определяющая в качестве источника психического развития биологические влечения (инстинкты), управляющие поведением человека на подсознательном уровне и подчеркивающая доминирующее влияние бессознательных детских переживаний на формирование характера и установок взрослой личности.

Революционные изменения – глубокие, устойчивые и необратимые изменения психики человека, протекающие бурно и в короткий срок; обычно приурочены к кризисам возрастного развития, возникающим на рубеже возрастов между относительно спокойно протекающими периодами эволюционных изменений.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Ситуационные изменения – изменения в психике и поведении человека, связанные с влиянием конкретной социальной ситуации, обусловленные чаще всего воздействием в ходе организованного или неорганизованного обучения и воспитания.

Созревание – последовательность предварительно запрограммированных изменений внешнего вида организма, а также его сложности, интеграции, организации и функций; течение процесса созревания зависит от унаследованных особенностей индивидуума.

Социализация – особый процесс включения ребенка в общество, процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта.

Социогенетический подход – направление в изучении процесса психического развития, представители которого делают акцент на изучении процессов социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных ориентаций.

Среда – фактор психического развития, включающий природные и социальные влияния. Окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования.

Условия психического развития – внутренние и внешние постоянно действующие факторы, формирующие психическую жизнь человека, способствующие созданию новых психических образований, определяющие динамику и уровень развития психических функций.

Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека, биологические и средовые.

Эволюционные изменения – сравнительно медленные, но основательные количественные и качественные изменения, которые происходят в психике и поведении человека, охватывающие значительные периоды жизни и зависящие от постоянно действующих факторов (биологического созревания и психофизиологического состояния организма, места в системе человеческих социальных отношений, достигнутого уровня интеллектуального и личностного развития).

Анкетирование – метод сбора фактов на основе письменного самоотчета по специально составленной программе.

Беседа – метод психологического исследования, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения.

Биографический метод – изучение личности человека по имеющимся документам его биографии.

Диагностика психического развития – обследование человека с помощью различных методик в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики.

Комплексный метод – способ организации исследования психических явлений, в котором участвуют представители других наук (сопоставление психического и физического, физиологического, социального развития личности).

Лонгитюдный метод – способ организации исследования, предполагающий многократное обследование одних и тех же испытуемых на протяжении длительного периода времени.

Методы исследования – способы, приемы и средства, с помощью которых познается предмет науки.

Наблюдение – целенаправленное, систематическое, длительное изучение внешних и внутренних проявлений психики человека в естественных жизненных условиях.

Принцип детерминизма – принцип причинной обусловленности психики. При анализе психологических фактов необходимо помнить, что всякое психическое явление взаимосвязано с другими и вызывается целым комплексом причин.

Принципы психологического исследования – исходные положения психологической теории, правила, отражающие основные требования к организации исследования (принцип объективности, принцип изучения психических явлений в их развитии, принцип аналитико-синтетического изучения личности и т.д.).

Проективные методы – совокупность методик, направленных на исследование личности с помощью использования неопределенных, неоднозначных стимулов, которые испытуемый должен конструировать, развивать, дополнять, интерпретировать.

Социометрия – метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.

Сравнительный метод – способ организации исследования, основанный на сопоставлении различных групп испытуемых.

Тест – стандартизированная методика психодиагностики, позволяющая получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определенную шкалу значений.

Эксперимент – метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Возраст – конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей, отличающаяся от других по уровню развития психических процессов, функций и психологических качеств личности.

Возрастная периодизация – выделение в онтогенезе относительно замкнутых циклов развития, имеющих свою структуру и динамику.

Возрастные особенности – физиологические и психологические характеристики человека на определенной ступени онтогенетического развития, не связанные с различием индивидуальных особенностей.

Высшие психические функции – сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы и свойства, социальные по своему происхождению (овладение языком, письмом, счетом, рисованием, логической памятью, образованием понятий и т.д.).

Детство – особое состояние социального развития, процесс вызревания подрастающего поколения и подготовки к воспроизводству будущего общества. Период, продолжающийся от новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологической зрелости

Зона актуального развития – уровень развития психики ребенка, характеризущийся наличными особенностями психических функций ребенка, сложившимися на сегодняшний день.

Зона ближайшего развития – область несозревших, но созревающих процессов, расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем потенциального развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Кризис возрастного развития – переломный пункт в течении психического развития, характеризующийся революционным течением (резкие и капитальные сдвиги, смещения, изменения личности ребенка).

Психологические новообразования – психические и социальные изменения, возникающие на данной ступени развития и определяющие сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период, а также обобщенный результат этих изменений, всего психического развития ребенка в соответствующий период, который становится исходным для формирования психических процессов и личности ребенка следующего возраста.

Сензитивные периоды - периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм наиболее чувствителен копределенного рода влияниям окружающей среды, т.е. наиболее благоприятные для развития тех или иных психических функций.

Социальная ситуация развития – особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа и обусловливают динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу.

Требования к зачету или экзамену

Требования к зачету

Зачет ставится в том случае, если:

1. Студент свободно владеет теоретическим материалом. Ответы на вопросы достаточно полные, глубокие, свидетельствуют о системности знаний, умении устанавливать межпредметные связи.

2. Уровень усвоения понятий студентом высокий: дается точное определение понятия, студент свободно оперирует понятиями для объяснения фактов житейской и научной психологии, может конкретизировать понятие, соотнести его с родственными. Воспроизведение материала не требует опоры на узнавание.

3. Дополнительные вопросы не вызывают затруднений, ответы на них уверенные и точные.

4. Студент отчитался по самостоятельной работе.

Рекомендации по выполнению индивидуальной и самостоятельной работы

Рекомендации к составлению презентаций.

1. Презентация составляется лаконичным литературным язы­ком, рассчитанным на определенный круг читателей (или слуша­телей).

2. Максимально используется существующая в данной области знания терминология.

3. Оформление предполагает мультимедийное сопровождение (схемы, рисунки).

4. В заключение делается краткий вывод по существу предмета.

Защита презентаций

  1. Содержание
    • актуальность темы для данной аудитории;
    • научно – теоретический уровень выступления;
    • информативность;
    • ясность и объективность основных положений;
    • логичность, последовательность развития темы;
    • убедительность доказательства;
    • полнота раскрытия темы.
  2. Исполнение
    • установление контакта с аудиторией;
    • наблюдение за реакцией слушателей и корректировка своей речи;
    • техника речи,
    • точность расчета времени;
    • наличие вступления и заключения.

Рекомендации по подготовке буклета с помощьюPublisher

Буклет(фр. Bouclette - завитушка) - это достаточно уникальный вид полиграфической продукции. Со стороны это, казалось бы, просто лист бумаги сложенный (сфальцованный) в один или более раз и весьма похожий на книгу. Именно эта «книжная» форма и заключает в себе те возможности, которыми при умелом создании обладает буклет. Лицевая его часть позволяет выгодно расположить основные данные, название акции, которой он посвящен и т.д. Задача этой части - привлечь и удержать внимание человека, зацепить его, заставить заглянуть вовнутрь.

Внутренняя часть буклета позволяет с помощью иллюстраций и текста максимум информации. На последней странице – можно поместить адреса различных служб и другую полезную информацию.

Требования к содержанию:

• Научность;

• Лаконичность

• Актуальность

• Доступность (для адресной группы)

• Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Требования к оформлению:

• Дизайн не противоречит содержанию публикации.

• Разметка публикации и ее оформление логичны и отвечают эстетическим требованиям.

• Диаграммы и рисунки в публикации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию.

• Изображения не накладываются на текст (если это не специальные эффекты).

• Текст легко читается.

• Фон соответствует тексту и графическим изображениям.

Рекомендации к составлению конспекта

Конспект - краткое изло­жение, запись какого-либо сочинения, лекции, речи.

Конспект — это сокращенная запись информации. В конспекте, как и в тезисах, должны быть отражены основные положения тек­ста, которые при необходимости дополняются, аргументируют­ся, иллюстрируются одним или двумя самыми яркими и в то же время краткими примерами. Конспект может быть кратким или подробным. Вы можете сохранить без изменения предложения кон­спектируемого текста или использовать другие, более сжатые фор­мулировки.

Конспект нужен для того, чтобы:

- научиться перерабатывать любую информацию, передавая ее в сокращенном виде;

- выделить в письменном тексте самое необходимое и нужное для решения учебной или исследовательской задачи;

- создать модель проблемы (понятийную или структурную);

- упростить запоминание текста, облегчить овладение специ­альными терминами;

- накопить информацию для написания более сложной работы (доклада, реферата, курсовой, дипломной работы).

Итак, конспектирование является одним из эффективных спо­собов сохранения основного содержания прочитанного текста.

Различают четыре типа конспектов: плановый, тематический, текстуальный и свободный.

Плановый конспект составляется на основе плана статьи или книги. Каждому пункту плана соответствует определенная часть конспекта.

Тематический конспект составляется на основе ряда источни­ков и представляет собой исчерпывающий ответ на постав­ленный вопрос.

Текстуальный конспект состоит в основном из цитат статьи или книги.

Свободный конспект включает в себя выписки, цитаты, тезисы.

Правила конспектирования

• Сделать в тетради для конспектов широкие поля.

• Написать исходные данные источника, конспект которого будет составляться.

• Прочитать весь текст или его фрагмент — параграф, главу.

• Выделить информативные центры внимательно прочитанно­го текста.

• Продумать главные положения, сформулировать их своими словами и записать.

• Подтвердить отдельные положения цитатами или примерами из текста.

· Можно выделять фрагменты текста, подчеркивать главную мысль, ключевые слова, используя разные цвета маркеров.

· Активно использовать поля конспекта: на полях можно запи­сывать цифры, даты, место событий, незнакомые слова, возни­кающие в ходе чтения вопросы, дополнения из выступлений со­курсников, выводы и дополнения преподавателя. Кроме того, на полях проставляют знаки, позволяющие быстро ориентироваться в тексте, например: ! — важно;? — сомнение, вопрос; NB — важный теоретический материал; и др.

· Вносить в конспект во время семинарских занятий исправле­ния и уточнения.

· Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста.

Рекомендации по написанию контрольной работы

Общие рекомендации

1. По каждому модулю выполняется одна контрольная работа в виде реферата.

2. Студент самостоятельно подбирает литературу, составляет план контрольной работы. В основе работы - ведущие литературные источники по проблеме.

3. Структура и объем контрольной работы:

- введение - 1стр. (обоснование актуальности проблемы);

- основная часть 4-6 стр. (содержание проблемы, основные понятия, теоретические положения, факты);

- заключение 1-2 стр. (выводы и педагогические рекомендации).

4. Оформление реферата. На обложке: тема, фамилия студента, номер студенческой группы.

1-й лист – план, каждый параграф озаглавлен.

5. Желательно использовать личный опыт работы студента, материалы периодической печати.

Поиск и изучение литературы

Для выявления необходимой литературы следует обратиться к библиотечным каталогам (алфавитному, тематическому, систематическому), к различным монографиям и справочным изданиям.

Подобранная литература изучается в следующем порядке:

а) знакомство с литературой, просмотр ее и выборочное чтение с целью общего представления проблемы и структуры будущей научной работы;

б) исследование необходимых источников, сплошное чтение отдельных работ, их изучение, конспектирование необходимого материала;

в) обращение к литературе для дополнений и уточнений на этапе написания работы.

Обработка материала

При обработке полученного материала необходимо:

- систематизировать его по разделам будущей работы, составить план каждого раздела;

- определить свою позицию по рассматриваемым проблемам;

- уточнить объем и содержание понятий, которыми приходится оперировать при разработке темы;

- сформулировать определения и основные выводы, характеризующие результаты исследования;

- окончательно уточнить структуру работы.

Оформление работы

При оформлении работы рекомендуется придерживаться следующих правил:

· не нужно писать все, что можно сказать о проблеме (автор может «утонуть» в проблеме), нужно писать лишь то, чем автор хочет выразить сущность проблемы, ее логику;

· писать строго последовательно, логично, доказательно (по схеме: тезис – обоснование - вывод) и осмысливать каждое положение;

· писать осмысленно, соблюдая правила грамматики, отражая свою позицию, анализируя полученные результаты.

Все ссылки на источники оформляются: в квадратных скобках [номер цитируемой работы из списка литературы в конце текста]. В конце работы списком по алфавиту приводится использованная литература.

Наши рекомендации