Тема 12. Проблема периодизации психического развития в зарубежных психологических теориях

1. Рассмотрите различные подходы к проблеме периодизации психического развития человека в зарубежной психологии. Анализируя подход каждого из авторов, найдите ответы на следующие вопросы.

· Какое положение составляет основу периодизации?

· Какие основные периоды выделяет автор? Чем характеризуется каждый период?

· Что является движущими силами психического развития?

· Каковы закономерности психического развития человека?

· Каковы критерии психологического возраста?

· Как происходит смена возрастных периодов?

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 15.

Рекомендуемая литература:

1.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

2. Психология развития и возрастная психология: Структурно-логические схемы: Уч. Пособие для студентов вузов / Автор-сост. А.К.Быков. – М.: АПК и ППРО, 2009.

3.Психология развития : учебник для вузов /Т.Д.Марцинковская, Т.М.Марютина,Т.Г.Стефаненко и др. / Под ред.Т.Д.Марцинковской. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М. : Академия, 2005.

4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебник для вузов. - М. : Аспект Пресс, 2005.

Тема 13. Проблема периодизации психического развития и пути ее решения в отечественной психологии

Рассмотрите основные подходы к проблеме периодизации детства в отечественной детской психологии: Л.С. Выготского; Д.Б. Эльконина; А.В. Петровского.

Ответы на следующие вопросы:

· Какое положение составляет основу периодизации?

· Какие основные периоды выделяет автор? Чем характеризуется каждый период?

· Что является движущими силами психического развития?

· Каковы закономерности психического развития человека?

· Каковы критерии психологического возраста?

· Как происходит смена возрастных периодов?

Предварительная работа к занятию.К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 15.«Категория возраста в психологии. Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных психологических теориях»

Рекомендуемая литература:

1. Блонский П.П. Психология младшего школьника. – М., 1999.

2. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе./Психология развития (Серия «Хрестоматия по психологии»)/Сост. и общ. редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и диф. психологии СПбГУ.- СПб: Питер,2001, стр. 95-144. илиБожович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005, стр.471-516.

3. Выготский Л.С. Проблема возраста. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.

4. Петровский А.В. Новые подходы к периодизации детства// Вопросы психологии. - № 4. - 1984.

5. Фельдштейн Д.И. Закономерности поуровневого развития личности в онтогенезе / Хрестоматия по возрастной психологии. – Сост. Л.М. Семенюк. – М., 1996.

6. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Избранные психологические труды. - М.,1988.

Тема 15. Психическое развитие и обучение. Теория развивающего обучения

Вопросы для обсуждения на семинаре

1. Понятия «развитие» и «обучение» в современной педагогике и психологии.

2. Теория развивающего обучения Л.С. Выготского:

а) понятие о 2-х уровнях развития;

б) место обучения в ходе развития;

в) роль взрослого в процессе обучения.

3. Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина:

а) основные положения теории;

б) этапы формирования умственных действий;

в) значение ориентировочной основы действия.

Предварительная работа к занятию

К семинарскому занятию выполняются задания для самостоятельной работы по теме 16.«Психическое развитие и обучение».

Рекомендуемая литература:

1.Выготский Л.С. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Хрестоматия по психологии. Сост. Миренко В.В. – М., 1987.

2.Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. / Хрестоматия по психологии. Сост. В.В.Мироненко. – М., 1977.

3.Гальперин П.Я. Метод срезов и метод поэтапного формирования в исследованиях детского мышления. / Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Уч. пособ. / Ред. Сост. Г.В.Бурменская / Изд. 2-е, расш.. – М., 2005.

4.Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995.

Наши рекомендации