Технологии формирования научно-исследовательской деятельности
· написание эссе и иные творческие работы,
· подготовка базы психодиагностического инструментария,
· научно-исследовательская деятельность (в том числе участие в работе СНО, научных кружков),
· подготовка отчетов по результатам исследовательской работы,
· подготовка презентаций проектов или научно-исследовательских проблем,
· проектная деятельность (в том числе участие в волонтерском движении),
· составление портфолио,
· поиск и создание базы данных материалов, размещенных в сети Интернет.
7. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
7.1. Рекомендации студентам по организации самостоятельной работы
при освоении курса «Психология развития»
В связи с тем, что в соответствии с ФГОС самостоятельная работа студентов занимает 60% общей трудоемкости часов, отведенных на учебную дисциплину, роль самостоятельной работы значительно повысилась. Это требует специального руководства по ее организации, которое мы и представляем. Основой самостоятельной работы является данный УМК (учебно-методический комплекс), в котором подробно описывается ее содержание, конкретные задания по темам, сроки их выполнения, справочный материал, формы отчетности и способы контроля с критериями оценки. Общая схема самостоятельной работы включает следующее:
1. Внимательно изучить материалы, характеризующие курс и тематику самостоятельного изучения. Это позволит четко представить как круг изучаемых тем, так и глубину их постижения.
2. При подготовке к практическим занятиям следует начать с подбора литературы, достаточной для изучения предлагаемых тем, и ориентироваться на списки обязательной и дополнительной литературы. Следует иметь в виду, что нужна литература различных видов:
· Учебники, учебные и методические пособия;
· Первоисточники. К ним относятся оригинальные работы теоретиков, разрабатывавших проблемы, а также хрестоматии, в которых эти работы представлены не полностью, а в виде избранных отрывков;
· Монографии, сборники научных статей, публикации в журналах, любой эмпирический материал;
· Справочная литература – энциклопедии, словари, терминологические справочники, раскрывающие понятийный аппарат.
3. Основное содержание самостоятельной работы – изучение и конспектирование учебной литературы. Такая работа требует постоянного уточнения сущности и содержания понятий и категорий посредством обращения к энциклопедическим словарям и справочникам. В некоторых случаях обобщение изученной литературы может осуществляться в составлении схем и таблиц.
4. Для закрепления и систематизации знаний рекомендуется составить план и тезисы ответа на вопросы практического занятии, подготовить тезисы сообщений, докладов и текстов рефератов для выступления на семинаре, коллоквиуме, конференции.
5. Для формирования умений по всем темам предложены психологические задачи, обязательные для выполнения, и вопросы для самопроверки.
6. Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
· уровень освоения учебного материала;
· умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
· полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемому самостоятельно внеаудиторно вопросу или по теме;
· обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;
· оформление отчетного материала в соответствии с залданными требованиями.
7. Распределение внеаудиторной самостоятельной работы представлено в следующей таблице.
7.2. Структура и содержание самостоятельной работы студентов
7.2.1. Распределение часов по темам для самостоятельной работы
№ п/п | Раздел дисциплины | Неделя семестра | Всего часов (ауд. и внеаудиторная работа) | Обязательная самостоятельная работа | Дополнительная самостоятельная работа |
I. Общие вопросы психологии развития | |||||
1. | Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития | ||||
2. | Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития | 2-3 | |||
3. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | 4-5 | |||
II. Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза | |||||
4. | Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте | ||||
5. | Психологические особенности развития в дошкольном возрасте | ||||
6. | Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте | 7-9 | |||
7. | Психологические особенности развития в подростковом возрасте | 10-12 | |||
8. | Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте | 13-15 | |||
9. | Динамика психического развития школьников в онтогенезе | ||||
10. | Психологические особенности развития в периоды взрослости | ||||
Всего: |
7.2.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов
№ раздела дисциплины | Наименование раздела дисциплины | Виды самостоятельной работы (ак. час.) | Общая трудоемкость (ак. час.) | ||||||
Работа с учебным материалом | Доклады, презентации, реферата, эссе | Выполнение заданий (вопросы, задачи, тесты) | Составление аналитических таблиц | Работа с понятиями, составление глоссария | Конспектирование, аннотирование | Диагностическое исследование | |||
I | Общие вопросы психологии развития | ||||||||
1. | Предмет, задачи, методы и история становление психологии развития | ||||||||
2. | Теоретические и методологические подходы к проблеме психического развития | 0,5 | 0,5 | ||||||
3. | Проблема возраста и возрастной периодизации психического развития. | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | ||||
II | Характеристики психического развития в разные периоды онтогенеза | ||||||||
4. | Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем детском возрасте | ||||||||
5. | Психологические особенности развития в дошкольном возрасте | ||||||||
6. | Психологические особенности развития в младшем школьном возрасте | ||||||||
7. | Психологические особенности развития в подростковом возрасте | ||||||||
8. | Психологические особенности развития в раннем юношеском возрасте | ||||||||
9. | Динамика психического развития школьников в онтогенезе | ||||||||
Психологические особенности развития в периоды взрослости | |||||||||
Итого | 10,5 | 9,5 |
7.3. Содержание самостоятельной работы,
семинарских и практических занятий
Раздел 1. Общие вопросы психологии развития
Тема 1. Предмет, задачи, методы и история становления
психологии развития
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов
в связи с ее видами и содержанием
Содержание самостоятельной работы | Вид С.Р. | Форма контроля | |
Обязат. | Дополн. | ||
Задания по самопроверке (вопросы, задачи, тесты) | Проверка ответов на вопросы, решения задач, тестирование | ||
Составление таблицы | Проверка заполненной таблицы | ||
Общая трудоёмкость(ак. час.) |
Задания для самостоятельной работы студентов
´Вопросы и задания:
1. Сформулируйте и законспектируйте основные задачи возрастной психологии.
2. Составьте схему, отражающую взаимосвязь возрастной психологии с другими отраслями научных знаний.
3. Используя метод наблюдения (схему наблюдения) составьте индивидуальную психологическую характеристику на человека.
4. Приведите конкретные примеры использования различных методов в исследовании ребенка.
?Заполните таблицу:
Достоинства и недостатки методов психологии развития
Название метода | Характеристика | |
достоинства | недостатки | |
I. Организационные методы | ||
1. Лонгитюдный метод | ||
2. Метод поперечных срезов | ||
3. Комбинированный метод | ||
II. Эмпирические методы | ||
1. Наблюдение | ||
2. …….. |
&Список литературы:
§ Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер. 2000. С. 42-47.
§ Першина Л.А.Возрастная психология. – М.: Академический Проект, 2004. С.3-4.
§ Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / под ред. Марцинковской Т.Д. – М., 2005. – 528 с.
§ Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005. –С.9-11.