Тема 7. Проблема возраста в психологии
План работы с литературой
1. Понятие социальной ситуации развития.
2. Определение возраста в культурно-исторической теории.
3. Определение возраста в теории деятельности.
4. Стабильные и критические периоды развития. Новообразования стабильных периодов.
Литература
1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001
2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч. в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 244-269
3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998
Тема 8. Психология возрастных кризисов
План работы с литературой
1. Понятие кризиса развития. Общая характеристика.
2. Социальная ситуация развития в кризисе.
3. Структура возрастного кризиса.
4. Характеристика возрастных кризисов развития.
Литература
1. Божович Л.И. Этапы формирования личности // Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995 (б). – С. – 213-228, 228-244
2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч. в 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 244-269
3. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч. в 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 244-269
4. Гуткина Н.И. Психологические особенности проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. - № 2
5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 61-69
Тема 9. Одаренность
План работы с литературой
1. Понятие одаренности. Возрастная одаренность.
2. Виды одаренности.
3. Факторы наследственности и среды.
4. Одаренные и творческие дети. Проблемы адаптации одаренных детей: ребенок в семье и обществе.
5. Одаренный ребенок в школе: аспекты проблемы и пути решения. Ролевые модели общения родителей и педагогов.
6. Изучение интеллекта.
Литература
1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.
2. Лейтес Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 163-168
3. Теплов Г.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 31-35
4. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб., 2002. – Гл. 8. – С. 189-209
Тема 10. Социальная ситуация развития младенца
План работы с литературой
1. Первый год жизни. Физическое развитие и моторное развитие новорожденного. Возможности новорожденного.
2. Сенсорное и перцептивное развитие.
3. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве.
4. Психосоциальное развитие в младенчестве.
Литература
1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 100-106
2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Триволи, 1995. – С. 193-212
3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1997
4. Грэйс Крайг. Психология развития. – СПб., 2000
Тема 11. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве
План работы с литературой
1. Роль общения со взрослым в развитии ребенка.
2. Формирование предпосылок усвоения речи.
3. Лицо младенца.
4. Развитие движений и действий.
5. Развитие ориентировки в окружающем мире.
6. Психосоциальное развитие в младенчестве.
Литература
1. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 106-120
2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 216-226, 267-250
3. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. Т. 4. – С. 269-318
4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979
5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1999
Тема 12. Психическое развитие в раннем детстве
План работы с литературой
1. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства.
2. Предметно-орудийная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего детства. Соотносящие и орудийные действия, их роль в психическом развитии ребенка.
3. Развитие речи – сензитивный период раннего детства.
4. Умственное развитие и особенности мышления.
5. Зарождение самосознания. Предпосылки формирования личности. Знаковая функция сознания.
6. Кризис 3-х лет. Пути решения кризиса.
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. Т.4. Кризис 3-х лет. Ранний возраст. – М., 1992
2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986
3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995
4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000
5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – М., 1998
Тема 13. Психологическая характеристика дошкольного детства
План работы с литературой
1. Социальная ситуация развития дошкольника. Дошкольное детство – сензитивный период формирования личности.
2. Условия формирования личности.
3. Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Игра – ведущий вид деятельности. Структура сюжетно-ролевой игры.
5. Роль игры в психическом развитии ребенка.
6. Мотивы поведения дошкольника. Соподчинение мотивов – основное новообразование дошкольного детства.
7. Особенности физического и психического развития 6-летних детей.
8. Кризис 7-ми лет.
9. Психологическая готовность детей к обучению в школе.
Литература
1. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988
2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе. – М., 1996
3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981
4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – С. 204-251
5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001. – С. 281-320
6. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1989
7. Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. – М., 1991
8. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000