Тема 7. Проблема возраста в психологии

План работы с литературой

1. Понятие социальной ситуации развития.

2. Определение возраста в культурно-исторической теории.

3. Определение возраста в теории деятельности.

4. Стабильные и критические периоды развития. Новообразования стабильных периодов.

Литература

1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001

2. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. Соч. в 6 т. – М., 1984. – Т. 4. – С. 244-269

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 1998

Тема 8. Психология возрастных кризисов

План работы с литературой

1. Понятие кризиса развития. Общая характеристика.

2. Социальная ситуация развития в кризисе.

3. Структура возрастного кризиса.

4. Характеристика возрастных кризисов развития.

Литература

1. Божович Л.И. Этапы формирования личности // Проблемы формирования личности: Избранные психол. труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995 (б). – С. – 213-228, 228-244

2. Выготский Л.С. Педология подростка // Собр.соч. в 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 244-269

3. Выготский Л.С. Проблема возраста// Собр.соч. в 6 т. – М., 1984. – Т.4. – С. 244-269

4. Гуткина Н.И. Психологические особенности проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. – 1984. - № 2

5. Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии. – 1994. - № 1. – С. 61-69

Тема 9. Одаренность

План работы с литературой

1. Понятие одаренности. Возрастная одаренность.

2. Виды одаренности.

3. Факторы наследственности и среды.

4. Одаренные и творческие дети. Проблемы адаптации одаренных детей: ребенок в семье и обществе.

5. Одаренный ребенок в школе: аспекты проблемы и пути решения. Ролевые модели общения родителей и педагогов.

6. Изучение интеллекта.

Литература

1. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – М., Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 448 с.

2. Лейтес Н.С. Проблема соотношения умственного развития и способностей // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 163-168

3. Теплов Г.М. Способности и одаренность // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис. – М., 1981. – С. 31-35

4. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб., 2002. – Гл. 8. – С. 189-209

Тема 10. Социальная ситуация развития младенца

План работы с литературой

1. Первый год жизни. Физическое развитие и моторное развитие новорожденного. Возможности новорожденного.

2. Сенсорное и перцептивное развитие.

3. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве.

4. Психосоциальное развитие в младенчестве.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 100-106

2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Триволи, 1995. – С. 193-212

3. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1997

4. Грэйс Крайг. Психология развития. – СПб., 2000

Тема 11. Когнитивное и языковое развитие в младенчестве

План работы с литературой

1. Роль общения со взрослым в развитии ребенка.

2. Формирование предпосылок усвоения речи.

3. Лицо младенца.

4. Развитие движений и действий.

5. Развитие ориентировки в окружающем мире.

6. Психосоциальное развитие в младенчестве.

Литература

1. Мухина В.С. Возрастная психология. Учебник для студ.вузов. – М., 1998. – С. 106-120

2. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000. – С. 216-226, 267-250

3. Выготский Л.С. Собр.соч. в 6 т. Т. 4. – С. 269-318

4. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1979

5. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1999

Тема 12. Психическое развитие в раннем детстве

План работы с литературой

1. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства.

2. Предметно-орудийная деятельность – ведущий вид деятельности ребенка раннего детства. Соотносящие и орудийные действия, их роль в психическом развитии ребенка.

3. Развитие речи – сензитивный период раннего детства.

4. Умственное развитие и особенности мышления.

5. Зарождение самосознания. Предпосылки формирования личности. Знаковая функция сознания.

6. Кризис 3-х лет. Пути решения кризиса.

Литература

1. Выготский Л.С. Собрание соч. в 6 т. Т.4. Кризис 3-х лет. Ранний возраст. – М., 1992

2. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986

3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995

4. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

5. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник для студ.вузов. – М., 1998

Тема 13. Психологическая характеристика дошкольного детства

План работы с литературой

1. Социальная ситуация развития дошкольника. Дошкольное детство – сензитивный период формирования личности.

2. Условия формирования личности.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы.

4. Игра – ведущий вид деятельности. Структура сюжетно-ролевой игры.

5. Роль игры в психическом развитии ребенка.

6. Мотивы поведения дошкольника. Соподчинение мотивов – основное новообразование дошкольного детства.

7. Особенности физического и психического развития 6-летних детей.

8. Кризис 7-ми лет.

9. Психологическая готовность детей к обучению в школе.

Литература

1. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988

2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность детей к школе. – М., 1996

3. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981

4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. – М., 2001. – С. 204-251

5. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник. – М., 2001. – С. 281-320

6. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. – М., 1989

7. Венгер Л.А. Развитие умственных способностей детей. – М., 1991

8. Крайг Грейс. Психология развития. – СПб., 2000

Наши рекомендации