Социализация личности, ее стадии и институты
1. Социализация как процесс активного усвоения и воспроизводства личностью социального опыта.
2. Социализация и адаптация как категории социальной психологии.
3. Социальная установка и реальное поведение.
4. Сферы социализации. Семья, школа и трудовой коллектив как основные институты социализации.
5. Стихийная и целенаправленная первичная социализация в группе.
6. Ресоциализация взрослого человека: причины и особенности.
7. Хронология социального развития человека.
8. Новые особенности социализации человека в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики.
9. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.
10. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.
3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвещение, 1995.
4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М. 1990.
5. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. - М.: Альфа, 2003.
Дополнительная
1. Кон И.О. Открытие "Я".- М., 1978. .
2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб, Питер, 1996.
3. Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой, Бобневой М.И. - М. , 1979.
4.3. Задания для самостоятельной работы
К теме 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания. История формирования социально – психологических идей.
1. Составьте схему наиболее типичных определений и основных разделов социальной психологии.
2. Проведите письменный самозачет, дав описание основных направлений социальной психологии.
· Психоанализ
· Бихевиоризм
· Гештальпсихология
· Символический интеракционизм
· Гуманистическая психология
· Когнитивизм
Рекомендуемая литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.
3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвещение, 1995.
4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.
К теме 2. Методологические проблемы и методы социально – психологического исследования.
1. Определите следующие понятия: методы наблюдения, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности, референтометрия, проективные методы,
2. Составьте таблицу основных вычислений, используемых в процессе статистической обработки данных социально-психологического исследования (6, стр. 299-311).
Рекомендуемая литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.
3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвещение, 1995.
4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.
К теме 3. Общение, его виды и функции. Невербальная коммуникация.
Вопросы для обсуждения
1. Какое из общих определений общения можно использовать как основу для характеристики педагогического общения? Почему?
2. Какие изменения произошли в общении школьников в течение XX века? Как они могут меняться в следующем столетии?
Темы рефератов и сообщений
1. Типологии общения в социальной психологии.
2. Удовлетворенность общением и ее критерии.
3. Особенности педагогического общения в семье.
4. Стили педагогического общения.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.
3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвещение, 1995.
4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.
Дополнительная
1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.
2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой М., Яноушека Я.М. -М., 1987.
3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.
4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.
К теме 4. Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга.
Вопросы для обсуждения
1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?
2. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом?
3. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?
Темы и рефератов и сообщений
1. Приемы преодоления коммуникативных барьеров в педагогическом общении.
2. Типологии общения в социальной психологии.
3. Удовлетворенность общением и ее критерии.
4. Особенности педагогического общения в семье.
5. Стили педагогического общения.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.
3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвещение, 1995.
4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.
5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.
Дополнительная
1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.
2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г.М., Яноушека Я.М. -М., 1987.
3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.
4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.
К теме 5. Межличностные отношения в малой группе.
1. Изучите структуру взаимоотношений учащихся в классе, применив методику «Социометрия».
2.Подберите методики, необходимые для изучения межличностных отношений в коллективе.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвещение, 1995.
3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
6. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.
К теме 6. Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.
1. Подберите методики (2-3), которые помогут определить уровень социализации и адаптации ваших однокурсников.
Вопросы для обсуждения
1. В чем сущность социализации личности?
2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие – целенаправленно?
3. Какие новые особенности социализации человека могут появиться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т. д.?
4. Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем заключается их сложность?
Темы рефератов и сообщений
1. Социально-психологическая характеристика личности. Сравнительный анализ определений личности, даваемых разными авторами.
2. Стихийная и целенаправленная первичная социализация в группе.
3. Ресоциализация взрослого человека: причины и особенности.
4. Хронология социального развития человека.
5. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.
6. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.
7. Личностная зрелость человека: социально-психологический и акмеологический аспект.
Рекомендуемая литература
Основная
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвещение, 1995.
3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.
4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
6. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.
В процессе самостоятельной подготовки студент может воспользоваться следующими информационными ресурсами:
1. Андреева Г.М. Социальная психология.
http://gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/index.php
2. Кайгородова K.А. Грамматика общения. http://list.mail.ru/site_jump.bat
3. Кайгородова K.А. Социальная работа. http://list.mail.ru/site_jump.bat
4. Степанова Н.А. Социальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - 297 КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).
5. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Социальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).
6. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Социальная психология». Электронный вариант.-208 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).
7. Харламенкова Н.Е. Психология личности.
http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology of person/index.html
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"
НА ЗАЧЕТЕ