Социализация личности, ее стадии и институты

1. Социализация как процесс активного усвоения и воспроизводства личностью социального опыта.

2. Социализация и адаптация как категории социальной психологии.

3. Социальная установка и реальное поведение.

4. Сферы социализации. Семья, школа и трудовой коллектив как основные институты социализации.

5. Стихийная и целенаправленная первичная социализация в группе.

6. Ресоциализация взрослого человека: причины и особенности.

7. Хронология социального развития человека.

8. Новые особенности социализации человека в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики.

9. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.

10. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Асмолов А.Г. Психология личности. - М. 1990.

5. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. - М.: Альфа, 2003.

Дополнительная

1. Кон И.О. Открытие "Я".- М., 1978. .

2. Майерс Д. Социальная психология.- СПб, Питер, 1996.

3. Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Е.В. Шороховой, Бобневой М.И. - М. , 1979.

4.3. Задания для самостоятельной работы

К теме 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания. История формирования социально – психологических идей.

1. Составьте схему наиболее типичных определений и основных разделов социальной психологии.

2. Проведите письменный самозачет, дав описание основных направлений социальной психологии.

· Психоанализ

· Бихевиоризм

· Гештальпсихология

· Символический интеракционизм

· Гуманистическая психология

· Когнитивизм

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

К теме 2. Методологические проблемы и методы социально – психологического исследования.

1. Определите следующие понятия: методы наблюдения, опрос, беседа, анализ продуктов деятельности, референтометрия, проективные методы,

2. Составьте таблицу основных вычислений, используемых в процессе статистической обработки данных социально-психологического исследования (6, стр. 299-311).

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

К теме 3. Общение, его виды и функции. Невербальная коммуникация.

Вопросы для обсуждения

1. Какое из общих определений общения можно использовать как основу для характеристики педагогического общения? Почему?

2. Какие изменения произошли в общении школьников в течение XX века? Как они могут меняться в следующем столетии?

Темы рефератов и сообщений

1. Типологии общения в социальной психологии.

2. Удовлетворенность общением и ее критерии.

3. Особенности педагогического общения в семье.

4. Стили педагогического общения.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.

2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой М., Яноушека Я.М. -М., 1987.

3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

К теме 4. Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга.

Вопросы для обсуждения

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?

2. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом?

3. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

Темы и рефератов и сообщений

1. Приемы преодоления коммуникативных барьеров в педагогическом общении.

2. Типологии общения в социальной психологии.

3. Удовлетворенность общением и ее критерии.

4. Особенности педагогического общения в семье.

5. Стили педагогического общения.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.

2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г.М., Яноушека Я.М. -М., 1987.

3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

К теме 5. Межличностные отношения в малой группе.

1. Изучите структуру взаимоотношений учащихся в классе, применив методику «Социометрия».

2.Подберите методики, необходимые для изучения межличностных отношений в коллективе.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

6. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

К теме 6. Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.

1. Подберите методики (2-3), которые помогут определить уровень социализации и адаптации ваших однокурсников.

Вопросы для обсуждения

1. В чем сущность социализации личности?

2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие – целенаправленно?

3. Какие новые особенности социализации человека могут появиться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т. д.?

4. Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем заключается их сложность?

Темы рефератов и сообщений

1. Соци­ально-психологическая характеристика личности. Сравнительный анализ определений личности, даваемых разными авторами.

2. Стихийная и целенаправленная первичная социализация в группе.

3. Ресоциализация взрослого человека: причины и особенности.

4. Хронология социального развития человека.

5. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.

6. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.

7. Личностная зрелость человека: социально-психологический и акмеологический аспект.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

6. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

В процессе самостоятельной подготовки студент может воспользоваться следующими информационными ресурсами:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.

http://gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/index.php

2. Кайгородова K.А. Грамматика общения. http://list.mail.ru/site_jump.bat

3. Кайгородова K.А. Социальная работа. http://list.mail.ru/site_jump.bat

4. Степанова Н.А. Социальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - 297 КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).

5. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Социальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

6. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Социальная психология». Электронный вариант.-208 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

7. Харламенкова Н.Е. Психология личности.

http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology of person/index.html

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

НА ЗАЧЕТЕ

Наши рекомендации