Раздел 1. введение в социальную психологию

Учебная программа

по дисциплине «социальная психология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальная психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Психологи должны хорошо разбираться в межличностных отношениях, которые складываются у них как с клиентами и их родственниками, так и с коллегами.

Курс «социальная психология»- часть федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин, которые являются обязательными.

Цель курса - создание у студентов целостного представления о социально-психологических феноменах, их основных особенностях и формах проявления.

Основными задачамикурса являются:

1. Обеспечение социально-психологическую компетентности будущих психологов как неотъемлемой части их профессионализма;

2. Обеспечение четкого понимания студентами сущности научного подхода к социально-психологическим явлениям и закономерностям;

3. Создание предпосылок для применения социально-психологических знаний к анализу и пониманию образовательного процесса.

В данном курсе отражены разные подходы к пониманию предмета социальной психологии. Составители преследовали цель придать программекурса социальной психологии профессиональную направленность.

Студенты должны знать:предмет, теоретические и прикладные задачи социальной психологии; социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и технику управления общением в образовательных системах; социальную психологию групп, внутригрупповыеи межгрупповыевзаимоотношения; социальную психологию личности, содержание процессов социализации.

Студенты должны уметь:

- осуществлять профессиональное общение, выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия с детьми, педагогами, родителями;

- применять технологии убеждающего воздействия, в процессе общения влиять на формирование и изменение социальных установок личности;

- владеть технологиями предупреждения педагогического конфликта и его нейтрализации;

-использовать методики тестирования социально-психологических качеств личности, определения социально-психологического климата группы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

Основная

  1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
  2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы.- М.: Владос, 2001.
  4. Каменская Е.Н. Социальная психология. Конспект лекций. -Ростов-на Дону, 2006.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.
  6. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова и др. - М., Смысл, 1996.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
  9. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная



  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений - М., 1983.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности - М., 1990.
  3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии. -М.: Сфера, 2006.
  4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком – М., 1993.
  5. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Хрестома­тия - М., 1997.
  6. Майерс Д. Социальная психология.- СПб, Питер, 1996.
  7. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.В. Кузьминой.- Л., ЛГУ, 1980.
  8. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.
  9. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1997.

Информационные ресурсы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.

http://gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/index.php

  1. Кайгородова K.А. Грамматика общения. http://list.mail.ru/site_jump.bat
  2. Кайгородова K.А. Социальная работа. http://list.mail.ru/site_jump.bat
  3. Степанова Н.А. Социальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - 297 КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).

5. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Социальная психология».-Электронный вариант. КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

6. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Социальная психология». Электронный вариант.-208 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

  1. Харламенкова Н.Е. Психология личности.

http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology of person/index.html

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Наименование разделов и тем Количество часов Всего
Лекции Практические Сам. раб
РАЗДЕЛ I. Введение в социальную психологию.
Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания. История формирования социально- психологических идей.  
Методологические проблемы социально – психологического исследования.
РАЗДЕЛ II. Социально – психологические закономерности общения и взаимодействия людей.
Общение, его виды и функции. Невербальная коммуникация
Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга
РАЗДЕЛ III. Социальная психология групп.
Психология больших социальных групп.  
Психология малых групп. Динамические процессы в малой группе. Межличностные отношения в малой группе.
РАЗДЕЛ IV. Социально-психологические проблемы личности
Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.
Межличностный конфликт.  
ИТОГО:  

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Название раздела, темы Количество часов
Лекций Практических Сам. раб Всего
Предмет социальной психологии и методы социально-психологического исследования  
Социальная психология личности    
Психология общения  
Социальная психология групп  
ИТОГО:  

3. Методические рекомендации преподавателю

Преподаватель, читающий курс «Социальная психология», должен, в соответствии с ГОС ВПО, проводить такие виды занятий как лекции и практические. Лекционный курс должен включать основные разделы, рассмотренные в содержании настоящего комплекса. На практических занятиях целесообразно рассмотреть такие темы, как:

- методология и методы социально-психологического исследования;

- общение, его виды и функции;

- общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга;

- межличностные отношения в малой группе;

- социализация личности, ее стадии и институты.

Каждая тема должна включать задания для самостоятельной работы. Это может быть написание конспекта, реферата, подготовка докладов и сообщений (подробно см. методические рекомендации к самостоятельной работе). В результате изучения данного курса студент должен знать предмет, теоретические и прикладные задачи социальной психологии; социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и технику управления общением в образовательных системах; социальную психологию групп, внутригрупповыеи межгрупповыевзаимоотношения; социальную психологию личности, содержание процессов социализации.

В процессе изучения данной дисциплины необходимо изучение и использование указанных ниже электронных учебников и информационных ресурсов:

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.

http://gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/index.php

  1. Кайгородова K.А. Грамматика общения. http://list.mail.ru/site_jump.bat
  2. Кайгородова K.А. Социальная работа. http://list.mail.ru/site_jump.bat
  3. Степанова Н.А. Социальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - 297 КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).

5. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Социальная психология».-Электронный вариант. КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

6. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Социальная психология». Электронный вариант.-208 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

  1. Харламенкова Н.Е. Психология личности.

http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology of person/index.html

3.1. При организации самостоятельной работы целесообразно подробное рассмотрениев следующих тем:

Тема 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания. История формирования социально – психологических идей.

Тема 2. Методологические проблемы и методы социально – психологического исследования.

Тема 3. Общение, его виды и функции. Невербальная коммуникация.

Тема 4. Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга.

Тема 5. Межличностные отношения в малой группе.

Тема 6. Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ указания студентам К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

Планы семинарских занятий.

ЗАНЯТИЕ № 1.

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель занятия: ознакомление с требованиями к программе социально-психологического исследованияи сметодами исследования в социальной психологии.

План занятия

1. Основные методологические подходы к объяснению социально – психологических феноменов.

2. Общая характеристика социально – психологических методов.

3. Программа социально-психологического исследования, ее структура и содержание.

4. Методы статистической обработки результатов.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004.

2. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова. - М., Педагогика, 1979.

3. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н.В. Кузьминой.- Л., ЛГУ, 1980.

4. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

6. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.- М., 1997.

7. Ратанова Т.А., Дымнова Т.И. Социальная психология. - М.: Альфа, 2003.

ЗАНЯТИЕ № 2.

ОБЩЕНИЕ, ЕГО ВИДЫ И ФУНКЦИИ

Цель занятия: исследование основных взглядов на категорию общения в социальной психологии.

План занятия

1. Общение как одна из базовых категорий социальной психологии.

2. Функции общения.

3.Виды общения. Педагогическое общение как один из видов профессионального общения.

Рекомендуемая литература

Основная

8. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2004.

1. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

6. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.

2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой,М., Яноушека Я.М. -М., 1987.

3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

ЗАНЯТИЕ № 3.

Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга.

Цель занятия: ознакомление с техникой и приемами общения и способами их формирования.

План занятия

1. Структура общения. Общение как обмен информацией, как взаимодействие и как социальная перцепция.

2. Техника и приемы эффективной коммуникации.

3. Техника и приемы эффективного взаимодействия.

4. Техника и приемы эффективной социальной перцепции.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.

2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой,М., Яноушека Я.М. -М., 1987.

3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

ЗАНЯТИЕ № 4.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МАЛОЙ ГРУППЕ

Цель занятия: овладение методами изучения межличностных отношений в малой группе.

План занятия

1. Сообщение целей и задач занятия.

2. Анализ подготовленных студентами методик.

3. Проведение диагностических методик.

4. Обработка полученных данных и их интерпретация.

5. Подведение итогов занятия.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Методы педагогических исследований / Под ред. А. И. Пискунова. - М. , Педагогика, 1979.

2. Методы системного педагогического исследования. /Под ред. Н.В. Кузьминой.- Л., ЛГУ, 1980.

3. Методы социальной психологии / Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

4. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

5. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

ЗАНЯТИЕ № 5.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ, ЕЕ СТАДИИ И ИНСТИТУТЫ

Цель занятия: исследование основных взглядов на проблему социализации личности.

План занятия

1. Социально – психологические концепции личности.

2. Социализация как процесс активного усвоения и воспроизводства личностью социального опыта.

3. Периодизация развития личности и стадии социализации.

4. Сферы социализации. Семья, школа и трудовой коллектив как основные институты социализации.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Кон И.О. Открытие "Я". -М., 1978. .

2. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.

3. Проблема личности в социальной психологии / Под ред. Шороховой Е. В., Бобневой М.И. - М. , 1979.

Тематика контрольных работ

по дисциплине «Социальная психология»

Вопросы для обсуждения

1. Какое из общих определений общения можно использовать как основу для характеристики педагогического общения? Почему?

2. Какие изменения произошли в общении школьников в течение XX века? Как они могут меняться в следующем столетии?

Темы рефератов и сообщений

1. Типологии общения в социальной психологии.

2. Удовлетворенность общением и ее критерии.

3. Особенности педагогического общения в семье.

4. Стили педагогического общения.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.

2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой М., Яноушека Я.М. -М., 1987.

3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

К теме 4. Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга.

Вопросы для обсуждения

1. Что означает понятие коммуникации в узком и широком смысле слова?

2. Является ли психологическая обратная связь информационным процессом?

3. Какие коммуникативные барьеры могут возникать при взаимодействии учителя с учеником?

Темы и рефератов и сообщений

1. Приемы преодоления коммуникативных барьеров в педагогическом общении.

2. Типологии общения в социальной психологии.

3. Удовлетворенность общением и ее критерии.

4. Особенности педагогического общения в семье.

5. Стили педагогического общения.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.

3. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

4. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

6. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

7. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

1. Майерс Д. Социальная психология. СПб, Питер, 1996.

2. Общение и оптимизация совместной деятельности /Под ред. Андреевой Г.М., Яноушека Я.М. -М., 1987.

3. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.

4. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

К теме 5. Межличностные отношения в малой группе.

1. Изучите структуру взаимоотношений учащихся в классе, применив методику «Социометрия».

2.Подберите методики, необходимые для изучения межличностных отношений в коллективе.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

6. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

К теме 6. Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.

1. Подберите методики (2-3), которые помогут определить уровень социализации и адаптации ваших однокурсников.

Вопросы для обсуждения

1. В чем сущность социализации личности?

2. Какие факторы социализации действуют стихийно, а какие – целенаправленно?

3. Какие новые особенности социализации человека могут появиться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т. д.?

4. Почему механизмы социализации рассматриваются как относительно сложные способы усвоения социального опыта? В чем заключается их сложность?

Темы рефератов и сообщений

1. Соци­ально-психологическая характеристика личности. Сравнительный анализ определений личности, даваемых разными авторами.

2. Стихийная и целенаправленная первичная социализация в группе.

3. Ресоциализация взрослого человека: причины и особенности.

4. Хронология социального развития человека.

5. Инфантилизм как социальное явление: факторы возникновения.

6. Социальные функции возрастного нормативного кризиса.

7. Личностная зрелость человека: социально-психологический и акмеологический аспект.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.

2. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.

3. Методы социальной психологии /Под ред. Кузьмина Е.С., Семенова В.Е. -Л. 1977.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.

5. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.

6. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной.-М., 1997.

В процессе самостоятельной подготовки студент может воспользоваться следующими информационными ресурсами:

1. Андреева Г.М. Социальная психология.

http://gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/index.php

2. Кайгородова K.А. Грамматика общения. http://list.mail.ru/site_jump.bat

3. Кайгородова K.А. Социальная работа. http://list.mail.ru/site_jump.bat

4. Степанова Н.А. Социальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - 297 КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).

5. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Социальная психология».-Электронный вариант (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

6. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Социальная психология». Электронный вариант.-208 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

7. Харламенкова Н.Е. Психология личности.

http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology of person/index.html

5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

НА ЗАЧЕТЕ

КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ЛИТЕРАТУРОЙ

по дисциплине «социальная психология»

Автор, название издания Кол-во экз. в библиот. ТГПУ Кол-во экз. на 1 студента
1. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Аспект Пресс, 2004 0,3
2. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. - М.: Владос, 1995 0,3
3. Шибутани Т. Социальная психология. – Ростов на Дону: Феникс, 1999 0,02
4. Битянова М.Р. Социальная психология- М.:ЭКСМО – Пресс, 2001 0,04
5. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М.: Владос, 2003 0,5
6. Крысько В.Г. Социальная психология в схемах и комментариях. – Спб.: Питер, 2003 0,04
7. Крысько В.Г. Социальная психология: курс лекций. – М.: Омега, 2003 0,06
8. Майерс Д. Социальная психология.- СПб, Питер, 2003 0,08
9. Андреева Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия:.Теоретические подходы - М.: Аспект Пресс, 2002 0,04
Реан А.А., Коломинский Я.А. Социальная педагогическая психология. – Спб.: Питер, 2002 0,02
11. Самоухина Н.А. Игры, в которые играют…. Дубна: Феникс, 2002 0,1
12. Стефаненко Т. Этнопсихология. – М.: Академический проект, 2002 0,06
13. Психологические тесты. В В 2-х т.т./ Под ред. А.А. Карелина. – М.: Владос, 1999 0,7

Учебная программа

по дисциплине «социальная психология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Социальная психология как наука и отрасль знания актуальна для всех специалистов, работающих в сфере «человек-человек». Психологи должны хорошо разбираться в межличностных отношениях, которые складываются у них как с клиентами и их родственниками, так и с коллегами.

Курс «социальная психология»- часть федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин, которые являются обязательными.

Цель курса - создание у студентов целостного представления о социально-психологических феноменах, их основных особенностях и формах проявления.

Основными задачамикурса являются:

1. Обеспечение социально-психологическую компетентности будущих психологов как неотъемлемой части их профессионализма;

2. Обеспечение четкого понимания студентами сущности научного подхода к социально-психологическим явлениям и закономерностям;

3. Создание предпосылок для применения социально-психологических знаний к анализу и пониманию образовательного процесса.

В данном курсе отражены разные подходы к пониманию предмета социальной психологии. Составители преследовали цель придать программекурса социальной психологии профессиональную направленность.

Студенты должны знать:предмет, теоретические и прикладные задачи социальной психологии; социально-психологические закономерности общения и взаимодействия людей, приемы и технику управления общением в образовательных системах; социальную психологию групп, внутригрупповыеи межгрупповыевзаимоотношения; социальную психологию личности, содержание процессов социализации.

Студенты должны уметь:

- осуществлять профессиональное общение, выбирать оптимальный стиль общения и взаимодействия с детьми, педагогами, родителями;

- применять технологии убеждающего воздействия, в процессе общения влиять на формирование и изменение социальных установок личности;

- владеть технологиями предупреждения педагогического конфликта и его нейтрализации;

-использовать методики тестирования социально-психологических качеств личности, определения социально-психологического климата группы.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1. Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания. История формирования социально – психологических идей.

Определение социальной психологии. Междисциплинарные и внутридисциплинарные связи социальной психологии с социологией и общей психологией. Анализ различных определений предмета социальной психологии (Г.М. Андреева, А. В. Петровский, Я. Л. Коломинский, Б. Д. Парыгин, Н.И. Шевандрин, Т. Шибутани и др.). Прикладные ас­пекты социальной психологии. Проблемы педагогической психологии.

История развития зарубежной социальной психологии. Психоло­гия народов, психология масс, теория инстинктов социального пове­дения. Основные направления современной зарубежной социальной психологии. История развития отечественной социальной психологии. Особенности современного состояния отечественной социальной пси­хологии.

Тема 2. Методологические проблемы и методы социально – психологического исследования.

Общая и частная методология социально-психологического исс­ледования. Валидность, устойчивость, репрезентативность результатов исследования. Классификации методов в социальной психологии. Особенности применения результатов социально- психологического исследования в практике работы учителя, школьного психолога.

РАЗДЕЛ II. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЮДЕЙ.

Тема 3. Общение, его виды и функции. Невербальная коммуникация.

Определение общения. Содержание, цели и средства общения. Деловое и личностное, вербальное и невербальное общение. Взаимос­вязь общения и деятельности. Общение как обмен информацией, как взаимодействие, как восприятие и понимание людьми друг друга. Особенности функций общения в педагогической деятельности.

Тема 4. Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга.

Понятие обратной связи и механизмы ее действия. Коммуникативные способности, их диагностика и формирование. Социальная перцепция. Каузальная атрибуция. Межличностная аттракция.

РАЗДЕЛ III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ГРУПП.

Тема 5. Психология больших социальных групп.

Определение группы в социальной психологии. Основные подходы к изучению больших социальных групп. Особенности психологии соци­альных классов. Психологические особенности этнических групп. Толпа,масса, публика. Социально-психологические механизмы воз­действия в стихийных группах.

Тема 6. Психология малых групп.

Понятие малой группы в социальной психологии. Классификация малых групп. Феномен конформизма. Групповая сплоченность. Стадии и уровни развития группы. Этнопсихология. Основные направления исследования малых групп. Дина­мические процессы в малой группе. Лидерство и руководство в малых группах. Стиль лидерства. Межличностные отношения в малой группе. Основные методы изучения малой группы.

РАЗДЕЛ IV. ИЗУЧЕНИЕ ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Тема 7. Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.

Проблема личности в социологии. Личность как представитель определенной социальной группы. Социальный тип личности. Анализ различных подходов к проблеме личности в общей психологии (А.Н. Леонтьев, А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, К.К. и др.). Соци­ально-психологическая характеристика личности (Б.Д. Парыгин, Е.В. Шорохова, Г.М. Андреева).

Понятие социализации. Стадии социализации. Институты социализации. Семьякакважнейший институт социализации. Школа и ее значение для социали­зации личности.

Соотнесение понятий социальная установка, установка, отноше­ние, направленность личности, личностный смысл. Традиции исследо­вания социальной установки в зарубежной социальной психологии. Диспозиционная конкуренция регуляции социального поведения лич­ности В. А. Ядова. Социальная установка и практика обучения и вос­питания в школе и в педвузе.

Тема 8. Межличностный конфликт.

Конфликт и его основные элементы. Динамика протекания конфликта. Понятие о конструктивном межличностном конфликте. Стадии деструктивного конфликта. Психологическая характеристика политического конфликта. Понятие внешнеполитических и внутриполитических конфликтов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

Основная

  1. Андреева Г.М. Социальная психология - М., 1996.
  2. Битянова М. Социальная психология- М.,1992.
  3. Крысько В.Г. Социальная психология. Схемы.- М.: Владос, 2001.
  4. Каменская Е.Н. Социальная психология. Конспект лекций. -Ростов-на Дону, 2006.
  5. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн.: Кн. 3. -М., Просвеще­ние, 1995.
  6. Введение в практическую социальную психологию /Под ред. Ю.М. Жукова и др. - М., Смысл, 1996.
  7. Столяренко Л.Д. Основы психологии. – Ростов – на - Дону, 1997.
  8. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. -М., Владос, 1995.
  9. Шебутани Т. Социальная психология. –М., 1999.

Дополнительная

  1. Агеев В. С. Психология межгрупповых отношений - М., 1983.
  2. Асмолов А.Г. Психология личности - М., 1990.
  3. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Коленкина В.В. Практикум по социальной психологии. -М.: Сфера, 2006.
  4. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком – М., 1993.
  5. Григорьева Т. Г. Основы конструктивного общения. Хрестома­тия - М., 1997.
  6. Майерс Д. Социальная психология.- СПб, Питер, 1996.
  7. Методы системного педагогического исследования /Под ред. Н.В. Кузьминой.- Л., ЛГУ, 1980.
  8. Ольшанский В.Б. Психология практикам: учителям родителям и руководителям. - Тривола, 1996.
  9. Практическая психология для преподавателей /Под ред. М.К. Тутушкиной. - М., 1997.

Информационные ресурсы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология.

http://gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Andr/index.php

  1. Кайгородова K.А. Грамматика общения. http://list.mail.ru/site_jump.bat
  2. Кайгородова K.А. Социальная работа. http://list.mail.ru/site_jump.bat
  3. Степанова Н.А. Социальная психология. Курс лекций. Электронный вариант. - 297 КБ (кабинет самостоятельной работы по психологии).

5. Степанова Н.А. Тестовые задания по дисциплине «Социальная психология».-Электронный вариант. КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого).

6. Степанова Н.А. Учебно-методические материалы по дисциплине «Социальная психология». Электронный вариант.-208 КБ (ЦТТ и ДО ТГПУ им. Л.Н. Толстого, кафедра специальной психологии им. Л.Н. Толстого).

  1. Харламенкова Н.Е. Психология личности.

http://www.ido.edu.ru/psychology/psychology of person/index.html

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПО ДИСЦИПЛИНЕ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ"

ДНЕВНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Наименование разделов и тем Количество часов Всего
Лекции Практические Сам. раб
РАЗДЕЛ I. Введение в социальную психологию.
Предмет социальной психологии, ее место в системе научного знания. История формирования социально- психологических идей.  
Методологические проблемы социально – психологического исследования.
РАЗДЕЛ II. Социально – психологические закономерности общения и взаимодействия людей.
Общение, его виды и функции. Невербальная коммуникация
Общение как взаимодействие, как познание людьми друг друга
РАЗДЕЛ III. Социальная психология групп.
Психология больших социальных групп.  
Психология малых групп. Динамические процессы в малой группе. Межличностные отношения в малой группе.
РАЗДЕЛ IV. Социально-психологические проблемы личности
Проблема личности в социальной психологии. Социализация. Социальная установка и реальное поведение.
Межличностный конфликт.  
ИТОГО:  

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

Название раздела, темы Количество часов
Лекций Практических Сам. раб Всего
Предмет социальной психологии и методы социально-психологического исследования  
Социальная психология личности    

Наши рекомендации