Обязательно указывается название и местоположение организаций, в которых проводился сбор данных для работы, или указывается место жительства обследованных людей.

Например. 1.Предмет исследования -индивидуальное консультирование как направление деятельности школьного психолога. Эмпирическая база исследования - школьные психологи в количестве 23 человека, работающие в общеобразовательных школах города Омска. 2.Предмет исследования - социально-психологический климат педагогического коллектива. Эмпирическая база исследования - педагогический коллектив городской общеобразовательной школы № 75 в количестве 62 человека. 3. Предмет исследования – тренинг развития художественных способностей подростков. Эмпирическая база исследования – младшие подростки в возрасте 10-11 лет в количестве 83 человека, обучающиеся в школе № 23. Тренинг развития художественных способностей проводился с 12-ю детьми.

Дополнительные компоненты "введения".

Научная новизна. Данный компонент показывает, что в исследовании впервые был получен результат, имеющий научное значение для педагогики или психологии. Иными словами, результаты ВКР делают вклад в психологию или педагогику в виде новых, ранее не известных фактов, закономерностей или механизмов.

Например. "Впервые установлено положительное влияние стремления к самоактуализации на уровень креативности личности".

Научная новизна присутствует в работах теоретического, исследовательского и комплексного типа. Работы практического типа обычно не имеют явной научной новизны, хотя и обогащают данными различные формы профессиональной деятельности.

Теоретическая значимость. Данный компонент показывает, какую область психологического и педагогического знания и чем могут обогатить полученные результаты и сформулированные выводы исследования.

Теоретическая значимость может присутствовать в работах теоретического и комплексного типа. Теоретическая значимость - достаточно редкий результат в выпускных квалификационных работах.

Например. "Полученные результаты позволяют по-новому рассмотреть структуру детско-родительских отношений в полной однодетной семье".

Практическая значимость. Данный компонент показывает, что в исследовании было сделано то, чего ранее не делали (например, применили новую методику), какие результаты получены впервые. Практическая значимость работы показывает, какие специалисты и как могут использовать полученные результаты исследования в своей профессиональной деятельности.

Например. «Результаты исследования могут быть использованы практическими психологами в школе в качестве методической основы для разработки семинара для учителей, социальным педагогом для разработки программы взаимодействия с родителями, специалистами центра профориентации в качестве дополнительной информации, в учебном процессе подготовки психологов как основа для разработки учебного курса».

Практическая значимость также может быть представлена разработанной коррекционной, развивающей программой, программой тренинга, которая проверена и показала свою эффективность, и т.п.

►Обратите внимание!

Пример полного текста раздела ВКР «Введение»:

Тема дипломной работы: Динамика освоения и присвоения продуктивных способов разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении в процессе профессиональной подготовки педагога-психолога в вузе.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Процесс профессиональной подготовки специалиста непрерывно изменяется, с целью повышения качества и эффективности подготовки.

Одним из важнейших аспектов, позволяющим выявить эффективность подготовки, является проблема оценивания профессионализма. Проблема критериев профессионализации студентов психологов является важной и актуальной, потому, что действенных методов и методик, дающих устойчивые показатели, недостаточно. Анализируя отметки, характеризующие успеваемость, то есть результаты освоения знаний, мы не можем полноценно охарактеризовать степень профессионализма в поведении специалиста психолога. Как можно решить данную проблему?

И.А.Вишняков предлагает рассматривать профессионализацию психолога как процесс освоения и присвоения студентом продуктивных норм и способов регуляции взаимодействия с другим человеком.

Психологическая подготовка предполагает освоение знаний, умений, навыков продуктивного межличностного взаимодействия и, в том числе, умений разрешения конфликтных ситуаций. Конфликт не относится к тем явлениям, которыми можно эффективно управлять на основе жизненного опыта и здравого смысла. Конфликт - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Таким образом, использование продуктивных способов разрешения конфликтов в профессиональной и бытовой деятельности является одним из критериев профессиональной подготовки педагога-психолога, то есть, успешности профессионализации студентов.

В связи с этим, мы предполагаем, что поведение человека в конфликте может выступать одним из критериев присвоения школьным психологом тех способов поведения, которые были освоены в процессе профессиональной подготовки. Динамику данного процесса в вузе мы и попытались изучить в нашей работе.

Цель исследования – выявление динамики освоения и присвоения продуктивных способов разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении в процессе профессиональной подготовки педагога психолога в вузе.

Объект исследования - профессиональное развитие студента в процессе обучения в высшей школе (в вузе).

Предмет исследования – профессиональная психологическая регуляция активности в ситуациях межличностного конфликта у студентов-психологов.

Гипотеза исследования

В процессе профессионального обучения по специальности «педагог-психолог» студент переходит от непродуктивных способов разрешения конфликтных ситуаций к продуктивным, потому что в процессе обучения профессии он осваивает и присваивает профессиональные психологические способы и нормы, позволяющие эффективно разрешать конфликты.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и определить понятия «профессиональные способы», «профессиональные нормы», «продуктивные способы» в психолого-педагогических подходах.

2. Провести теоретический анализ способов разрешения конфликтных ситуаций.

3. Подобрать диагностический материала для выявления: стилей поведения студентов в конфликтных ситуациях, неосознаваемого отношения к получаемой специальности и мотивации к дальнейшей работе по специальности; провести исследования.

4. Провести анализ полученных результатов и установить динамику освоения и присвоения продуктивных способов разрешения конфликтных ситуаций в межличностном общении в процессе профессиональной подготовки педагога психолога в вузе.

Методы исследования. Для решения поставленных задач мы использовали методы опроса и тестирования (в том числе – проективные методики), объединенных в лонгитюдном обследовании.

В нашей работе были использованы следующие методы сбора данных:

- тест стратегий поведения в конфликте Томаса-Киллмана;

- проективная методика «неоконченные предложения» (авторская модификация для студентов-психологов);

- опросник, выявляющий мотивацию дальнейшей работы по специальности (авторская разработка).

Для количественного анализа данных использовались методы математической статистики: вариационный анализ и параметрический метод для выявления различий между двумя выборками - t–критерий Стьюдента.

Исследование проводилось в два этапа: первый этап исследования проводился в октябре 2002 года со студентами 2-го курса; второй этап исследования проводился в марте 2004 года с теми же студентами, но уже обучающимися на 4-ом курсе.

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили студенты Омского государственного педагогического университета, факультета психологии и педагогики.

Всего в исследовании приняли участие 80 студентов, по 40 студентов-психологов второго и четвертого курсов. Возраст участвующих в исследовании 18 лет -22 года.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы преподавателями практической психологии в процессе подготовки педагогов-психологов в вузе, с целью повышения качества профессионализации студентов в процессе обучения, а также - студентами и выпускниками для собственного профессионального совершенствования.

2.2."Глава 1" как ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАССМАТРИВАЕМОГО ВОПРОСА.

В данной части работы должны быть раскрыты основные понятия работы, представлен теоретический анализ тех проблем или вопросов, которые решил изучить автор ВКР. В первой главе идет описание того, что известно и что не известно по определенному вопросу, что знаем, и что предстоит узнать, какие имеются подходы к пониманию механизмов и закономерностей интересующего автора явления.

►Обратите внимание!

Обычно, теоретическая характеристика рассматриваемого вопроса представлена отдельными параграфами, содержание которых не должно быть шире названия теоретической главы.

Например. Тема - «Мотивация достижения успеха в учебной деятельности в старшем школьном возрасте».

Глава 1. Психологические аспекты изучения мотивации достижения успеха в учебной деятельности в старшем школьном возрасте.

1.1. Теоретические подходы к изучению мотивации достижения успеха в учебной деятельности.

1.2. Факторы, определяющие мотивацию достижения успеха в учебной деятельности.

1.3. Старший школьный возраст как период изменения мотивации достижения успеха в учебной деятельности.

1.4. Выводы по первой главе.

В теоретической части обязательно должны быть отражены те педагогические и психологические знания, которые характеризуют объект и предмет исследования. Это приводит к тому, что именно в первой главе в большом количестве цитируются литературные источники, в которых имеются сведения о предмете и объекте исследования.

►Обратите внимание!

Наши рекомендации