Управление человеческими ресурсами в профессиональной деятельности менеджера
Человеческие ресурсы в системе менеджмента. Сочетание формального и неформального принципов в управлении людьми. Личность и группа. Групповая динамика. Группы и команды. Командообразование, модели командного взаимоусиления в соответствии со стратегическими целями организации. Особенности управления командами. Конфликт как особый вид взаимодействия субъектов организации. Возникновение, проявление и разновидности конфликтов. Структура конфликтов: субъекты, предмет и объект конфликта. Причины и этапы протекания конфликтов. Два взгляда на роль конфликта в организации — как деструктивное и как конструктивное явление. Влияние конфликтов на управление. Механизмы разрешения и использования конфликтов в менеджменте. Регулирование социально-психологической атмосферы в коллективе.
Основным законом жизни коллектива как социального звена является динамика его развития в целом и укрепление взаимовязей между отдельными членами коллектива. Развитие коллектива осуществляется при наличии конкретных целей, перспектив, которые объединяют всех членов коллектива. Важнейшими психологическими элементами в коллективе являются взаимоотношения «по вертикали» (между формальным лидером и подчиненным) и «по горизонтали» (отношение членов группы между собой), а также взаимоотношения между отдельной личностью и всей группой в целом.
Взаимоотношение «по вертикали» строятся на принципе субординации, а «по горизонтали» на принципах коллективизма и взаимопомощи. Сплоченность коллектива обеспечивается социально-психологической совместимостью людей, включающей общность целевых установок членов коллектива, общность их ценностных ориентаций, отношение к деятельности и к товарищам, мотивацию поступков.
Улучшение социально-психологического климата в коллективе характеризуется превращением труда в творческий процесс при непрерывном повышении производительности труда овладением мастерством, непрерывным совершенствованием культуры членов коллектива всесторонним и гармоническим их развитием. Повышение производительности труда коллектива достигается при соблюдении следующих условий:
¾ четкое определение функций каждого работника;
¾ создание условий для повышения квалификации.
¾ проявления инициативы и самостоятельности;
¾ установление персональной ответственности за порученное дело при определении перспектив служебного роста и объективной оценке деловых качеств.
Отличительная особенность организации состоит в том, что работа в ней осуществляется всегда внутри групп или команд. При этом не имеют никакого значения особенности работы, выполняемой данной организацией.
В самом общем виде социальную группу можно охарактеризовать как совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.
Вместе с тем, социальным группам в организациях присущ ряд специфических признаков, к которым относятся:
четко определенное членство в группе, ощущение принадлежности и границ группы и ее места в организации;
групповое сознание, которое касается, прежде всего, признания правильности и уместности социальных норм, характерных только для данной группы, а также связи этих норм с нормами культуры организации;
ясно понимаемые цели — необходимый признак группы в организации, так как сама организация представляет собой целевую группу;
взаимозависимость между членами группы, которая может возникать только в ходе совместной деятельности, направленной на достижение общих целей;
способность индивидов действовать в составе группы, что предполагает конформность к существующим нормам, признание лидеров группы и взаимодействие без социальной напряженности и конфликтов;
наличие четко определенных групповых ролей, обусловленных местом работника в организации, т.е. его статусом и позицией.
Представим цели, которым группа может служить в организации. Иногда группы возникают и для решения других, менее формальных задач (некоторые из них могут не содействовать достижению целей организации). При этом руководство группы должно распределять работу между членами группы; осуществлять управление и контроль за выполнением работы; решать проблемы и принимать решения; проводить обработку информации; осуществлять сбор идей и информации для деятельности группы; проверять и ратифицировать решения в отношении членов группы; осуществлять координацию и устанавливать связи с внешним окружением группы; воспитывать у подчиненных чувство ответственности и причастности к делам; вести переговоры с членами группы и разрешать конфликтные ситуации в группе; проводить расследования и наводить справки о прошлой деятельности членов группы.
Выделим главные особенности групповой деятельности.
Группа в целом дает лучшие идеи, хотя порождает меньше идей, чем отдельные члены группы. Однако идеи группы отличаются лучшей проработкой, всесторонней оценкой, большей степенью ответственности за них. Эффективная группа, вырабатывающая высококачественные идеи, не боится конфликта и использует разные мнения членов группы. Одним из самых популярных методов, используемых группой для выработки идей, является мозговой штурм.
Формальные группы. Под формальными понимают группы в организации, сознательно созданные для достижения коллективных целей организации. Данные группы осуществляют формальные функции. При создании формальных групп члены организации объединяются искусственно в соответствии с порученными им официальными ролевыми предписаниями и заранее спланированной структурой организации. Наиболее существенными чертами формальной группы являются наличие поставленной высшим руководством организации перед группой задачи, а также формально закрепленной, максимально стандартизованной системы поведенческих норм, санкций, ролевых требований, т.е. формальной роли.
Неформальные группы. Как уже отмечалось, в формальной структуре любой организации существуют неформальные группы. Эти группы основаны преимущественно на межличностных отношениях, удовлетворении (или неудовлетворении) психологических и социальных потребностей, не связанных с формальными целями и задачами.
Все группы оказывают давление на своих членов, чтобы заставить их соответствовать нормам группы, к которым относятся нормы поведения, одежда, речь, производительность труда, отношение к технике безопасности, производству, сверхурочной работе, целям организации, руководству и т.п. Это способствует «социализации» членов групп в организации.
Определение команды. Команду можно охарактеризовать как определенного рода группу. Однако не любая группа является настоящей командой. Команда — это группа людей, объединенных достижением общей цели, во многом соответствующей личным целям каждого.
Большинство исследователей отмечают три ключевых признака команды: сотрудничество, разнообразие задач, ответственность за всю работу в целом и ее анализ.
Совместимость — социально-психологическая характеристика группы, которая проявляется в способности ее членов согласовывать свои действия в различных формах сотрудничества; эта характеристика проявляется в субъективном чувстве удовлетворенности от совместной деятельности людей. Сработанность — характеристика эффективности совместной деятельности, ее определение зависит от деятельности и ее результатов, тогда как совместимость людей ближе к их симпатии, которая может и не быть опосредована деятельностью. Выделяют также противоположные характеристики: несработанность и несовместимость.
К. К. Платонов выделял четыре уровня рассмотрения совместимости/несовместимости: 1) психофизиологический (свойства темперамента); 2) психологический (свойства характера, психических процессов); 3) социально-психологический (социальные роли); 4) социально-идеологический, личностный (идеалы, убеждения и пр.). Л.С.Нерсесян предложил различать три вида совместимости: профессиональную, социально-психологическую и психофизиологическую.
Трудовые споры не затрагивают базовых социальных потребностей человека и могут быть решены в процессе переговоров методом компромисса.
В основе конфликта лежат столкновения базовых социальных потребностей человека. Поэтому для их урегулирования он предлагает проблемно ориентированные аналитические методы (анализ и определение проблемы, анализ мотивации, потребностей и взаимоотношений участников, поиск взаимопонимания, альтернатив удовлетворения потребностей и выбор решения).
Проблемы управления могут быть решены в процессе проведения дискуссий и выбора альтернатив. Для решения этих проблем можно также воспользоваться услугами «внешних» специалистов в области управления.
Одним из эффективных методов регулирования трудовых отношений и разрешения социальных конфликтов является развитие системы социального партнерства.Этот метод предполагает взаимные уступки, компромисс и использование переговоров как основного средства для достижения взаимоприемлемых соглашений.