Управление человеческими ресурсами

Познакомиться с работой службы управления персоналом. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. На основе полученных материалов:

· перечислить функции отдела кадров (службы управления персоналом);

· провести опрос специалистов фирмы, сделать вывод о состоянии системы управления персоналом[14];

· представить расчет планового фонда заработной платы (ФЗП) фирмы в целом и его подразделений (форма № П4, раздел 1,2,3);

· рассчитать основные технико-экономические показатели по труду и заработной плате (средняя заработная плата, численность персонала, структура по квалификации, структура по категориям административно-управленческого персонала, а также структура по возрасту и полу работающих); выявить основные наметившиеся тенденции (табл. 10);

Таблица 10

Основные технико-экономические показатели по труду

Показатель 200_ 200_ 200_ 200_, в % к 200_
         
         
         

· рассмотреть основные кадровые показатели: численность персонала, удельный вес рабочих, АУП, специалистов, служащих, средний возраст работающих, текучесть кадров и т.д. (табл. 11);

Таблица 11

Основные кадровые показатели

Показатель 200_ 200_ 200_ 200_, в % к 200_
           

· рассчитать показатель абсентеизма по каждой категории персонала и коэффициент внутренней мобильности;

· провести кадровый аудит для оценки кадровых процессов[15];

Оценить

· производительность труда работников[16];

· потребность в персонале[17];

· эффективность проведения профессионального отбора персонала;

· результативность испытательного срока;

· указать формы повышения квалификации[18], используемые на фирме;

· представить статистику профессионального обучения[19];

· рассмотреть применяемую на фирме процедуру аттестации персонала формы, этапы аттестации и критерии оценки).

· указать основные причины текучести кадров, а также категорию персонала, где она наиболее ярко выражена;

· оценить личностные качества персонала одного из подразделений.

· В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Управление качеством

Познакомиться с организацией обеспечения качества на предприятии.

Указать:

· кто занимается вопросами качества на предприятии;

· функции отдела управления качеством;

· что является объектом контроля (привести пример по нескольким позициям продукции фирмы);

· показатели качества по 3-м наименованиям продукции;

· как организован процесс контроля качества;

· виды контроля качества, используемые на предприятии;

· виды затрат на обеспечение качества продукции;

· используя диаграмму Парето провести анализ качества продукции фирмы;

· информационную базу для анализа затрат на качество продукции;

· основные причины брака и количество рекламаций в динамике за 5 лет.

· затраты на обеспечение качества продукции.

В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Информационные технологии в менеджменте

После знакомства с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера, специалиста конкретного подразделения необходимо рассмотреть:

· уровень технического оснащения рабочих мест специалистов (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернет, Баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.); какого поколения ПК преимущественно используются в работе специалистов;

· организацию системы информационной безопасности (как организован доступ персонала фирмы к содержанию конфиденциальной информации и информационной системе).

Указать:

· основные пакеты прикладных программ, используемые в работе специалистов разных подразделений (бухгалтерия, маркетинг, кадры и т.д.);

· какой вид технологии (бумажная или безбумажная) в основном преобладает в работе специалистов и менеджеров;

· как организована система учета рабочего времени специалистов.

В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Учет и анализ

(финансовый учет, управленческий учет, финансовый анализ)

Познакомиться с организацией финансового и управленческого учета на предприятии. В отчете по практике студент должен отразить:

· Виды управленческого учета и отчетности, используемой на предприятии;

· Распределение функций по обеспечению управленческого учета в аппарате управления и порядок их взаимодействия;

· существующий документооборот между подразделениями аппарата управления;

· формы и порядок обмена информацией между подразделениями аппарата управления;

· зоны ответственности за реализацию бизнес-процессов;

· используемое программное обеспечения для обеспечения управленческого и финансового учета;

· используются ли на предприятии комплексные системы автоматизации процесса управления;

· Как используется на предприятии система планирования и бюджетирования.

После ознакомления с организацией бухгалтерского учета на предприятии студент должен:

· знать как организован учет денежных; учет производственных запасов; учет основных средств и нематериальных активов; учет капитальных и финансовых вложений; учет готовой продукции и ее реализации; учет фондов, резервов и займов; учет и анализ финансовых результатов и использования прибыли;

· знать основные формы бухгалтерских документов;

· на основе данных бухгалтерской отчетности проанализировать показатели финансовой устойчивости (табл. 12);

Таблица 12

Показатели финансовой устойчивости предприятия

Показатели 20__ 20__ 20__ Изменения, % +/-
Дебиторская задолженность, тыс.руб.        
Кредиторская задолженность, тыс.руб.        
Превышение дебиторской (+) над кредиторской (-) задолженностью, тыс.руб.        
Оборачиваемость оборотных средств        
Период одного оборота        

· знать особенности системы налогообложения, выбранной фирмой, какие налоги она платит, что составляет налогооблагаемую базу для их исчисления налогов, какие ставки налогов установлены;

В отчете студент должен отразить пример начислений по каждому виду налогов:

· налог на прибыль (налог на фактическую прибыль, дополнительные платежи по налогу на прибыль);

· налог на добавленную стоимость (НДС);

· налог на имущество;

· налог на доходы физических лиц;

· прочие налоги (акцизы; налог на пользование автодорогами; налог на милицию и др.).

Необходимо обратить внимание на исчисление налогооблагаемой базы, обоснование льгот по налогообложению, особенности исчисления налогов, соблюдение сроков перечисления налоговых сумм, а также на наличие штрафных санкций за несоблюдение налогового законодательства.

Если на предприятии в текущем или предшествующем году проводились инспекционные проверки, то их результаты необходимо изучить и привести в отчете по практике. Привести в отчете расчеты предприятия по всем налогам.

В отчете по практике необходимо более подробно рассмотреть учет расчетов по оплате труда. Для этого студент должен познакомиться с лицевыми счетами, табелями учета рабочего времени, расчетом заработной платы (тарифными ставками, окладами, прочими выплатами), расчетно-платежными ведомостями, а также расчетом удержаний.

В отчете необходимо представить:

· как формируется фонд оплаты труда (ФОТ) и потребления;

· состав затрат на оплату труда, включаемых в себестоимость продукции, работ и услуг;

· расчет нормативной величины расходов на оплату труда;

· оценить уровень оплаты труда на предприятии по категориям работников (табл.13);

Таблица 13

Уровень оплаты труда по категориям работников в среднем за месяц, руб.

Категории работников 200_ 200_ 200_ 200_, в % к 200_
АУП Специалисты ИТР Основные рабочие Вспомогательные рабочие        
В среднем по предприятию        

По фактическим материалам фирмы привести пример расчета заработной платы основных и вспомогательных рабочих, специалистов и работников управления.

Обратить внимание:

· на порядок начисления как основной, так и дополнительной заработной платы;

· учет депонентских сумм, реестр депонированной заработной платы;

· учет удержания из заработной платы (налога на доходы физических лиц, за выпуск недоброкачественной продукции и по исполнительным листам);

· учет расчетов с работниками в связи с их временной нетрудоспособностью, представить образцы документов, привести примеры расчетов;

· проведение синтетического учета расчетов по оплате труда, журналы-ордера № 8 и № 10, ведомость № 7.

В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Финансовый менеджмент

После знакомства с работой экономических и финансовых служб фирмы необходимо:

· указать, какие службы занимаются финансовыми вопросами, какие задачи возложены на исполнителей (табл. 14);

Таблица 14

Характеристика финансовых служб

Наименование должности Цель Решаемые задачи Функции
       
       

По результат экспертного опроса сделать вывод о финансовом состоянии фирмы;

· перечислить источники и размеры финансовых ресурсов фирмы (прибыль, амортизационные отчисления, средства от продажи ценных бумаг, кредит и займы и т.д.);

· представить структуру финансовых ресурсов фирмы, обозначить удельный вес каждой составляющей;

· перечислить виды ценных бумаг, которые приносят доход предприятию;

· перечислить приемы финансового менеджмента, используемые фирмой на практике (перевод денежных средств[20], перемещение капитала для его прироста[21], спекулятивные операции[22], сохранение способности капитала приносить высокий доход[23]);

· оценить состояние собственных оборотных средств, расчетов и платежеспособности и т.д.;

· представить в динамике рентабельность фирмы за последние 5 лет, сделать вывод о наметившейся тенденции;

· оценить финансовую устойчивость фирмы[24] (табл.15);

Таблица 15

Показатели финансовой устойчивости

Показатели 20_ 20_ 20_ 20_, в % к 20_
Коэффициент абсолютной ликвидности (норматив min 0,2)        
Коэффициент автономности (Ка, норматив >0,5)        
Коэффициент покрытия (Кп, норматив >2)        
Коэффициент быстро ликвидности (Кбл, норматив >1)        
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз/с, норматив < 1)        
Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (Ко, норматив > 0,1)        
Коэффициент маневренности собственного капитала (Км, норматив > 0,5)        
Коэффициент критической ликвидности (Ккл, норматив 0,7-0,8)        
Коэффициент текущей ликвидности (Ктл, норматив ≥ 2,0)        

· отметить заинтересованность фирмы в привлечении на платной основе специализированных организаций для оказания помощи в планировании и оптимальной организации финансовой деятельности;

Указать:

· причину нежелания фирмы привлекать профессиональные организации для получения помощи в организации финансовой деятельности: у предприятия достаточно своих собственных возможностей для решения проблем; нет необходимости, предприятие работает стабильно; у фирмы недостаточно средств для такого привлечения и т.д.;

· по каким позициям предприятие было бы заинтересовано привлекать внешние финансовые структуры (анализ финансового состояния; налоговое планирование и оптимизация налоговых платежей; анализ структуры себестоимости; разработка системы бюджетирования; разработка финансового плана предприятия; разработка программы эмиссии ценных бумаг фирмы с оптимизацией параметров их выпуска и размещения).

В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Логистика

Познакомиться с организацией производственного процесса фирмы. Обратить внимание на то, как организован процесс хранения производственных запасов, полуфабрикатов, незавершенной и готовой продукции на складе. Как организован учет в складском хозяйстве? Как формируется заказ на материалы, кто этим занимается?

В отчете по данному разделу необходимо обозначить:

· основные логистические потоки;

· тип логистической системы на предприятии.

Описать:

· процесс планирования материально-технического снабжения, оформить расчет потребности в отдельных видах материальных ресурсов;

· технологию формирования заказа на предприятии;

· организацию процесса снабжения производства сырьем и материалами;

· логистический процесс на складе;

· организацию грузопотоков на предприятии;

· организацию хранения продукции на складе.

Перечислить:

· основные затраты на хранение продукции на складе;

· логистические операции с товаром, производимые на данном предприятии;

· каналы распределения.

В конце раздела необходимо сделать общие выводы.

Управление затратами

В ходе практики необходимо познакомиться с работой планово-экономического отдела (ПЭО), получить представление о структуре затрат на предприятии в целом, а также по основным видам продукции, выпускаемым на предприятии. Необходимо собрать материал для проведения маржинального анализа по основным видам продукции: уровень переменных и постоянных затрат, объем производства, выручка, себестоимость и прибыль.

В ходе практики необходимо провести опрос специалистов фирмы и проанализировать производственные проблемы, стоящие перед руководством.

В отчете необходимо:

· представить структуру затрат на производство продукции, выделить удельный вес каждой статьи затрат в общем объеме (табл. 16);

Таблица 16

Объем и структура издержек производства на предприятии

Статьи затрат 200_ 200_ 200_ В среднем 200_, в % к 200_
тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. % тыс.руб. %
                 
ИТОГО                

· рассмотреть общую смету затрат на производство и калькуляцию затрат по видам продукции. Привести примеры расчетов;

· перечислить состав переменных и постоянных затрат для основных видов продукции;

· проанализировать функциональные связи между издержками и объемом производства продукции;

· определить критический объем выпуска продукции по трем наименованиям товара;

· сравнить критический и фактический объемы производимой продукции;

· оценить факторы, влияющие на изменение зоны безопасности;

· привести пример расчета и распределения прибыли;

· дать характеристику финансовых ресурсов предприятия (прибыль, кредиты банка, амортизационные отчисления, продажа ценных бумаг, паевые взносы работающих);

· провести сравнительный анализ себестоимости продукции (форма 1-С и приложения к балансу): анализ затрат на 1 рубль товарной продукции и выявление влияния факторов на изменение уровня затрат на 1 рубль товарной продукции, анализ затрат по элементам и калькуляционным статьям.

Управление коммуникациями

После знакомства с работой административно-управленческого персонала и характером взаимодействия подразделений необходимо указать:

· виды управленческих коммуникаций, используемые в организации;

Таблица 17

Виды коммуникаций, используемые в организации

Вид коммуникации Участники коммуникации Цель коммуникации Периодичность/ частота осуществления Документирование процесса
         
         
         

· привести 5-7 примеров делового общения в процессах управления;

Таблица 18

Примеры общения в процессах управления

Инициатор общения Объект общения Цель общения Форма общения
Руководитель Подчиненный Доведение принятого решения до исполнителей. Инструктаж о правилах выполнения работы (письменный или устный)
       
       
       

· Ознакомившись с основными видами информации, заполните таблицу (табл.19)

Таблица 19

Виды информации, их характеристика и примеры использования

Классификационный признак Виды информации Характеристика Практический пример
По характеру Непрерывная    
Дискретная    
По типу передаваемой информации Документальная    
Недокументальная    
По источнику происхождения Первичная    
Вторичная    
По способу распространения Опубликованная    
Неопубликованная    
По области получения и использования      
     

При оценке коммуникационных процессов, необходимо оценить уровень технического и информационного оснащения процесса управления:

· оценить уровень автоматизации фирмы[25]

· указать, какими техническими средствами оснащено рабочее место менеджера (ПЭВМ, факс, электронная почта, ксерокс, наличие локальной сети, Интернет и т.п.);

· перечислить пакеты прикладных программ, используемых в организации работы офиса (Microsoft Оffice-ХР и т.п.), программы по «1С - Предприятие», «Парус» и т.п.);

· указать каналы передачи информации, как по горизонтали, так и по вертикали (электронные, графические, письменные и т.п.).

Наши рекомендации