Подчёркивания в тексте не допускаются.
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И
ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Краснодар 2012
ОФОРМЛЕНИЕ «СОДЕРЖАНИЯ»
При оформлении СОДЕРЖАНИЯ следует учитывать следующее:
- основные разделы работы:«Введение», «Заключение», «Список
использованных источников», «Приложение а (Б, в и т.д.)» и названия основных глав печатаются БЕЗ абзацного отступа;
- нумерация глав – арабскими цифрами (1 2 3) без точки и без слова «Глава»;
- нумерация параграфов (не обрамляется точкой) начинается с отступа, названия параграфов печатаются с первой заглавной буквы;
- после каждого заголовка через отточие указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе (без слова «стр.»);
- текст СОДЕРЖАНИЯ печатается без выделений;
Если содержания получается слишком большое, разрешается: либо интервал 1,5 пт заменить на 1 пт, либо уменьшить шрифт с 14 кегля на 13–12 кегль.
Пример оформления части оглавления
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................ 3
1 Теоретический анализ................................................................................. 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций...................................................... 6
1.2 Проблема гендерных исследований ............................................... 14
2 Организация и методы исследования....................................................... 32
Для выравнивания, содержание можно оформить в таблице, после чего, границы таблицы следует сделать невидимыми. Для этого надо выделить всю таблицу и в меню «Формат – Границы и заливка» поставить флажок «Нет границ».
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА
Шрифт Times New Roman 14 кегль через 1,5 интервала. Форматирование – по ширине. Формат листа – А4. Рекомендуемые поля: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1–1,5 см.
Основные разделы в тексте работы: «СОДЕРЖАНИЕ»,«ВВЕДЕНИЕ»,
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ а (Б, в и т.д.)» печатаются по центру, БЕЗ абзацного отступа, нежирным шрифтом, прописными буквами, без точки.
Названия глав и параграфовпечатаются с абзацного отступа страницы НЕ жирным шрифтом, строчными буквами с первой заглавной, без точки. Нумерация глав и параграфов БЕЗ точки.
Каждая глава начинается с новой страницы.
Название параграфов, раскрывающих содержание глав, отделяются от названия главы пустой строкой, но не отделяются от текста. Не допускается постраничный разрыв заголовка и текста, к которому он относится.
Все параграфы одной главы печатаются последовательно по тексту, без перехода на новую страницу.
Слова «глава», «параграф», «пункт» не пишутся.
Размер абзацного отступа может устанавливаться автоматически 1,25 см.
Нумерация страниц устанавливается автоматически внизу по центру, начинается нумерация со 2-ой страницы (СОДЕРЖАНИЕ), шрифт: Times New Roman 12 кеглем.
Вся работа имеет сквозную нумерацию, включая приложения.
Все фамилии, упоминаемые впервые и в последующем, в тексте даются с инициалами, которые ставятся впереди. Между буквами инициалов нет пробела, между инициалами и фамилией – один пробел, например: В.Г. Сидоров. Не допускается перемещение инициалов со строки на строку отдельно от фамилии. Чтобы этого не происходило, следует пользоваться неразрывным пробелом. (Для этого нужно одновременно нажать клавиши Ctrl + Shift + пробел).
При компьютерном наборе часто возникают ошибки в использовании дефиса и тире. Дефис (-) ставится только внутри сложного слова и местоимения, например: какой-либо; психолого-педагогический; психолог-практик. Короткое тире (–) используется между словами и числительными. Длинное тире (—) в оформлении квалификационных работ не используется.
Существуют правила использования тире:
1) между словами тире отделено от слов пробелом, например: «психика – это ...»; «критерий Манна – Уитни»;
2) между числительными тире от цифр не отделяется, например: 1980–1981 гг., 15–17 лет, 117–120 с.;
3) списки и перечисления в тексте оформляют с использованием абзацного отступа (1,25 пт) – такого же, как в основном тексте. Изменения абзацного отступа недопустимы. Список не должен быть сдвинут относительно основного текста (ни первая, ни последующие строки абзаца);
4) в маркированном списке в качестве маркера допускается только тире;
5) текст списка набирается со строчной буквы, через точку с запятой (;).
6) в нумерованном спискеиспользуются только арабские цифры,возможны два основных варианта:
– использование цифры с круглой скобкой – в этом случае текст списка начинается со строчной буквы и отделяется точкой с запятой. Перед перечислением здесь ставится двоеточие;
– использование цифры с точкой – в этом случае текст списка начитается с прописной буквы и отделяется точкой. Здесь перед перечислением ставится точка.
ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ И ССЫЛОК
При оформлении цитат используются угловые кавычки «». Если в самой цитате тоже встречаются кавычки, то они должны отличаться от основных (такие “…” или такие "…").
Например, по словам Э. Фромма, «человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится "индивидом" – и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком» [5, с. 43].
Если цитата приводится с сокращениями, то вместо пропущенных слов обязательно ставится многоточие.
В курсовых, квалификационных и диссертационных работах ссылки представляют собой цифры в квадратных скобках. Цифра обозначает номер источника в соответствии с библиографическим списком. Например, [32]. Если требуется указать страницу, то ссылка выглядит так: [32, с. 465]. Если используется несколько источников, то они отделяются точкой с запятой:
[3; 8; 17; 23]. Необходимо следить за тем, чтобы ссылка не оказалась одной на строке, если она расположена в самом конце абзаца. В этом случае рекомендуется использовать неразрывный пробел (шифт и ввод), чтобы не отрывать ссылку от последнего слова абзаца.
Ссылка на несколько источников: в квадратных скобках указываются все номера по порядку через точку с запятой. Номера библиографических источников, идущих подряд, пишутся через тире: если же их больше двух, то указываются только первый и последний. Например [1; 4; 17–18; 24–28; 31, с. 88; 45].
ОФОРМЛЕНИЕ РИСУНКОВ И ГРАФИКОВ
Все рисунки в основном тексте работы должны быть чёрно-белыми и выполненными на белом фоне. Линии должны чётко просматриваться, но при этом не быть слишком толстыми, так как это ухудшает вид работы.
Цветные рисунки допускаются в приложении и только в том случае, если цветовая гамма рисунка учитывалась при проведении исследования: фотографии, разного рода продукты деятельности для проективных методик и т.п.
Все графические изображения считаются рисунками и подлежат сквозной нумерации в пределах основного текста работы. Если в работе всего один рисунок (не считая приложений), то его не нумеруют.
Рисунки, вынесенные в приложения, нумеруются отдельно. Причём в каждом новом приложении нумерация начинается с цифры 1.
На каждый рисунок должна быть ссылка в тексте, например: «...приведено на рисунке 2».
ОФОРМЛЕНИЕ ТАБЛИЦ
Таблицы размещают после первого упоминания в тексте так, чтобы их было удобно читать без поворота или с поворотом по часовой стрелке.
Над таблицей слева без абзацного отступа нежирным шрифтом помещают слово «Таблица» с порядковым номером, например:
Таблица 1 – Сводные данные исследования уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий
Уровни сформированности | Критерии сформированности регулятивных УУД | ||||
Окончание таблицы 1
Если в работе таблица одна, ее не нумеруют.
Все таблицы имеют сквозную нумерацию в основном тексте работы.
Таблицы в приложениинумеруются отдельно в каждом новом приложении с указание его артикля, например:
Таблица А.1 – Тематическое название таблицы
Слово «Таблица» и ее заголовокне отделяются от текста и самой таблицы пустыми строками.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕ
В библиографический список включают только те источники, которые непосредственно использованы в работе (на них ссылаются, они цитируются, служат отправной точкой при формировании концепции автора работы, если на это указано во введении).
Библиографический список приводится в алфавитном порядке. Если автор использовал источники на иностранном языке, то они располагаются после русскоязычных источников также в алфавитном порядке.
Библиографический список для курсовых работ должен содержать не менее 30 наименований, для дипломных работ – не менее 55 наименований.
В библиографическом списке для каждого источника приводятся: фамилия (запятая) инициалы автора, полное название, (косая линия /) инициалы фамилия автора (точка тире) место издания (город) (двоеточие), издательство (запятая), год издания (запятая), общее количество страниц.
Например:
1 Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: Избран. психол. труды / К.А. Альбуханова-Славская. – Москва-Воронеж:
МОДЭТС, 1999. – 224 с.
В сборниках и хрестоматиях после названия через одну косую черту указываются инициалы и фамилия составителя и редактора. Также указывается вид издания – хрестоматия, сборник научных трудов и т.п.
В списке использованных журналов и газет между названиями статьи и издания ставятся две косые черты с правым наклоном //.
Например:
Моросанова В.И.Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. – 2002. – Т. 23. – № 6. –
С. 123–130.
В статьях ежедневных газет указываются фамилия и инициалы автора, название статьи, название издания, год, число и месяц выхода в свет. При отсутствии заголовка и сведений об авторстве газетной информации указывается только название газеты и дата выхода ее в свет. Например: Психологическая газета. 2001.22 июня.
Пример 1. Книги, имеющие авторов
1 Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности: Избран. психол. труды / К.А. Альбуханова-Славская. – Москва–Воронеж.:
МОДЭТС, 1999. – 224 с.
2 Абульханова-Славская К.А Деятельность и психология личности / К.А. Альбуханова-Славская. – М.:Наука, 1980. – 335 с.
3 Адольф Л.Л. Развитие познавательной активности учителя начальный классов в процессе его профессиональной подготовки: Автореф. дис. …канд. пед. н. – М., 1995. – 16 с.
4 Активизация учебной деятельности: Сб. статей / под ред. Г.А. Китайгородской. – М.: Изд-во Московского университета, 1982. – 176 с.
5 Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев:
в 2-х т. – М.: Педагогика, 1980. Т.1. – 230 с.; Т.2. – 288 с.
6 Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методич. рек. / В.И. Андреев. – М.: Высшая школа, 1987 – 240 с.
7 Ануфриев С.А. Социальный статус и активность личности /
С.А. Ануфриев. – М.: МГУ, 1984. – 268 с.
Пример 2. Книги, не имеющие автора
1 Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 3.
2 Психология совладающего поведения: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. – Кострома, 2007.
3 Психология сознания: хрестоматия / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб., 2001.
4 Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин. – Минск, 1998.
Пример 3. Диссертации и авторефераты
1 Ларионова Л.К.Интеллектуальная одаренность и культурно-психологические факторы ее развития: дис. ... д-ра психол. наук. – Иркутск, 2002.
2 Сурмава А.В.Идея рефлексивности в теоретической психологии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. – М., 1994.
Пример 4. Статьи из журналов и сборников
1 Бодров В.А. Психологические исследования профессионализации личности // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / под ред. В.А. Бодрова. – М., 1991.
2 Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1982. – Т. 2.
3 Никольская И.М. Совладающее поведение в защитной системе человека // Психология совладающего поведения: матер. Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Е.А. Сергиенко, Т.Л. Крюкова. – Кострома, 2007.
4 Филипов А.В., Ковалёв С.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. – 1986. – №1. – С. 34–67.
Пример 5. Материалы из Интернета
1 Мотков О.И. Интегральная модель личности. [Электронный ресурс] URL: http: //nkozlov/ru/s&d id=2287.
2 Брыскина Ю.Б. Пробный брак как первый опыт семейной жизни / Ю.Б. Брыскина, У.А. Ермолаева, В.В. Петрова. [Электронный ресурс] URL: http://lib.socio.msu.ru.
3 Электронные библиотеки // Москва: Институт развития информационного общества. – 1998. – Электронный журнал, посвященный созданию и использованию электронных библиотек. – (Рус.). – URL: http://www.iis. ru/el-bib [15 апреля 1998].
ПРИЛОЖЕНИЯ И ИХ ОФОРМЛЕНИЕ
Все однородные по смыслу материалы должны составлять одно приложение.
В приложения квалификационных работ крайне нежелательно помещать тексты методик, ключи для обработки данных, таблицы критических значений и другие подобные материалы, которые обычно доступны всем желающим. Указанная практика вступает в противоречие с законом об авторском праве. В таких случаях достаточно ссылки на первоисточник в тексте работы.
Приложения должны быть пронумерованы заглавными буквами русского алфавита. Для этого по центру нежирным курсивом печатается слово «ПРИЛОЖЕНИЕ» и ставится его порядковый номер, например:
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Название приложения
Если приложение только одно, то оно не нумеруется.
Приложение должно иметь тематическое название,которое выносится в «СОДЕРЖАНИЕ».
Приложения располагаютв соответствии с порядком появления ссылок на них в тексте. Таблицы и рисунки в приложениях оформляются так же, как и в основном тексте.
Если приложение развёрнутое, то целесообразно использовать 12 кегль. Важно, чтобы все приложения были оформлены одинаково.
ПРИМЕЧАНИЕ:БОЛЕЕ ПОДРОБНАЯ ИНФОРМАЦИЯ СОДЕРЖИТСЯ В МЕТОДИЧЕСКОМ ПОСОБИИ, КОТОРОЕ НАХОДИТСЯ В БИБЛИОТЕКЕ ФППК.
Факультет педагогики, психологии и коммуникативистики
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВЫХ И
ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Краснодар 2012
ОФОРМЛЕНИЕ «СОДЕРЖАНИЯ»
При оформлении СОДЕРЖАНИЯ следует учитывать следующее:
- основные разделы работы:«Введение», «Заключение», «Список
использованных источников», «Приложение а (Б, в и т.д.)» и названия основных глав печатаются БЕЗ абзацного отступа;
- нумерация глав – арабскими цифрами (1 2 3) без точки и без слова «Глава»;
- нумерация параграфов (не обрамляется точкой) начинается с отступа, названия параграфов печатаются с первой заглавной буквы;
- после каждого заголовка через отточие указывается страница, с которой начинается изложение содержания этого текста в работе (без слова «стр.»);
- текст СОДЕРЖАНИЯ печатается без выделений;
Если содержания получается слишком большое, разрешается: либо интервал 1,5 пт заменить на 1 пт, либо уменьшить шрифт с 14 кегля на 13–12 кегль.
Пример оформления части оглавления
СОДЕРЖАНИЕ
Введение............................................................................................................ 3
1 Теоретический анализ................................................................................. 6
1.1 Понятие ценностных ориентаций...................................................... 6
1.2 Проблема гендерных исследований ............................................... 14
2 Организация и методы исследования....................................................... 32
Для выравнивания, содержание можно оформить в таблице, после чего, границы таблицы следует сделать невидимыми. Для этого надо выделить всю таблицу и в меню «Формат – Границы и заливка» поставить флажок «Нет границ».
ОФОРМЛЕНИЕ ТЕКСТА
Шрифт Times New Roman 14 кегль через 1,5 интервала. Форматирование – по ширине. Формат листа – А4. Рекомендуемые поля: верхнее и нижнее – 2 см; левое – 3 см; правое – 1–1,5 см.
Основные разделы в тексте работы: «СОДЕРЖАНИЕ»,«ВВЕДЕНИЕ»,
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ а (Б, в и т.д.)» печатаются по центру, БЕЗ абзацного отступа, нежирным шрифтом, прописными буквами, без точки.
Названия глав и параграфовпечатаются с абзацного отступа страницы НЕ жирным шрифтом, строчными буквами с первой заглавной, без точки. Нумерация глав и параграфов БЕЗ точки.
Каждая глава начинается с новой страницы.
Название параграфов, раскрывающих содержание глав, отделяются от названия главы пустой строкой, но не отделяются от текста. Не допускается постраничный разрыв заголовка и текста, к которому он относится.
Все параграфы одной главы печатаются последовательно по тексту, без перехода на новую страницу.
Слова «глава», «параграф», «пункт» не пишутся.
Размер абзацного отступа может устанавливаться автоматически 1,25 см.
Нумерация страниц устанавливается автоматически внизу по центру, начинается нумерация со 2-ой страницы (СОДЕРЖАНИЕ), шрифт: Times New Roman 12 кеглем.
Вся работа имеет сквозную нумерацию, включая приложения.
Все фамилии, упоминаемые впервые и в последующем, в тексте даются с инициалами, которые ставятся впереди. Между буквами инициалов нет пробела, между инициалами и фамилией – один пробел, например: В.Г. Сидоров. Не допускается перемещение инициалов со строки на строку отдельно от фамилии. Чтобы этого не происходило, следует пользоваться неразрывным пробелом. (Для этого нужно одновременно нажать клавиши Ctrl + Shift + пробел).
При компьютерном наборе часто возникают ошибки в использовании дефиса и тире. Дефис (-) ставится только внутри сложного слова и местоимения, например: какой-либо; психолого-педагогический; психолог-практик. Короткое тире (–) используется между словами и числительными. Длинное тире (—) в оформлении квалификационных работ не используется.
Существуют правила использования тире:
1) между словами тире отделено от слов пробелом, например: «психика – это ...»; «критерий Манна – Уитни»;
2) между числительными тире от цифр не отделяется, например: 1980–1981 гг., 15–17 лет, 117–120 с.;
3) списки и перечисления в тексте оформляют с использованием абзацного отступа (1,25 пт) – такого же, как в основном тексте. Изменения абзацного отступа недопустимы. Список не должен быть сдвинут относительно основного текста (ни первая, ни последующие строки абзаца);
4) в маркированном списке в качестве маркера допускается только тире;
5) текст списка набирается со строчной буквы, через точку с запятой (;).
6) в нумерованном спискеиспользуются только арабские цифры,возможны два основных варианта:
– использование цифры с круглой скобкой – в этом случае текст списка начинается со строчной буквы и отделяется точкой с запятой. Перед перечислением здесь ставится двоеточие;
– использование цифры с точкой – в этом случае текст списка начитается с прописной буквы и отделяется точкой. Здесь перед перечислением ставится точка.
Подчёркивания в тексте не допускаются.
Использование переносов разрешается только в словах из строчных букв. Переносы в заголовках не допускаются. Можно вообще отказаться от использования переносов – это не является ошибкой.
ОФОРМЛЕНИЕ ЦИТАТ И ССЫЛОК
При оформлении цитат используются угловые кавычки «». Если в самой цитате тоже встречаются кавычки, то они должны отличаться от основных (такие “…” или такие "…").
Например, по словам Э. Фромма, «человек перерастает свое первоначальное единство с природой и с остальными людьми, человек становится "индивидом" – и чем дальше заходит этот процесс, тем категоричнее альтернатива, встающая перед человеком» [5, с. 43].
Если цитата приводится с сокращениями, то вместо пропущенных слов обязательно ставится многоточие.
В курсовых, квалификационных и диссертационных работах ссылки представляют собой цифры в квадратных скобках. Цифра обозначает номер источника в соответствии с библиографическим списком. Например, [32]. Если требуется указать страницу, то ссылка выглядит так: [32, с. 465]. Если используется несколько источников, то они отделяются точкой с запятой:
[3; 8; 17; 23]. Необходимо следить за тем, чтобы ссылка не оказалась одной на строке, если она расположена в самом конце абзаца. В этом случае рекомендуется использовать неразрывный пробел (шифт и ввод), чтобы не отрывать ссылку от последнего слова абзаца.
Ссылка на несколько источников: в квадратных скобках указываются все номера по порядку через точку с запятой. Номера библиографических источников, идущих подряд, пишутся через тире: если же их больше двух, то указываются только первый и последний. Например [1; 4; 17–18; 24–28; 31, с. 88; 45].