Семинар 1. Условия, источники и движущие силы

психического развития

Цель: закрепить знание отечественных и зарубежных теорий психического развития, факторов, механизмов и закономерностей становления психики человека.

Ключевые понятия: детерминанты развития, наследственность, закономерности развития, социальные факторы развития, интериоризация, закономерности развития, гетерохронность, сензитивный период, литические и критические периоды, кризисы развития.

План:

1. Роль наследственных и социальных факторов в психическом развитии.

2. Сущность теорий психического развития личности (З. Фрейд, Э. Эриксон, Л. Колберг) и интеллектуального развития (Ж. Пиаже).

3. Роль деятельности в психическом развитии. Взаимосвязь обучения и психического развития. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

4. Закономерности динамики психического развития.

Задания для самостоятельной работы студентов

4Темы докладов и рефератов

1. Проблема сензитивных периодов психического развития в психологии.

§ Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч: В 6 т. – Т.4. – М., 1983. – 368 с.

§ Выготский Л. С. Психология развития человека – М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. – 1136 с.

§ Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Проблемы развития психики. – 1972.

§ Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2008. – 528 с.

2. Динамическая структура личности и ее формирование в онтогенезе ребенка с позиций психоанализа (теории З.Фрейда, Э.Эриксона).

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Пед. о-во России, 2001, 2003, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с.

§ Эриксон, Э.Г. Детство и общество / ред. А. А. Алексеев. – СПб.: Летний сад, 2006. – 416с.

3. Механизмы приобретения нового опыта в теориях социального научения.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов. – М.: Пед. о-во России, 2001, 2003, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с.

§ Бандура А. Теория социального научения М.: Директ-Медиа, 2008. – 532 с.

4. Интеллектуальное развитие ребенка: причины, механизмы развития в теории Ж.Пиаже.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Пед. о-во России, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2010. – 460 с.

§ Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994. – 680 с.

§ Пиаже Ж. Психология интеллекта. М.: Директ-Медиа, 2008. – 351 с.

5. Возможности применения теоретических положений (теории развития) для практической работы с детьми.

§ Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов – М.: Пед. о-во России, 2004. – 443 с.; М.: Высшее образование: МГППУ, 2010. – 460 с.

§ Божович Л. И. Проблемы формирования личности М.: Директ-Медиа, 2008. – 612 с.

´Вопросы и задания:

1. Раскройте основные понятия психического развития.

2. Перечислите закономерности психического развития, раскройте их содержание.

3. Назовите и опишите основные факторы развития.

4. Какие теории психического развития вы знаете.

5. Какие подходы к решению вопроса о движущих силах психического развития Вам известны?

6. Почему в истории психологии возникла необходимость в разработке теории конвергенции факторов среды и наследственности в психическом развитии?

7. Почему близнецов надо воспитывать по-особому, в чем главная сложность их воспитания?

8. Маугли – человек или…? О чем свидетельствуют описанные случаи «воспитания» человека в сообществе животных.

9. Почему в одной семье вырастают разные по характеру и способностям дети?

10. Дайте определения следующих понятий:

§ Движущие силы развития;

§ Интериоризация;

§ Зона ближайшего развития;

§ Сензитивный период развития.

? Задание для конспектирования:

Тема Литература
Психоаналитические теории детского развития § Выготский Л. С. Психология развития человека – М.: Смысл: ЭКСМО, 2004. – 1136 с. § Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология: учебник. – М.: Высшее образование: МГППУ, 2009, 2010. – 460 с. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М.: Аспект Пресс, 2005.– 460 с.
Теории социального научения  
Теория интеллектуального развития Ж.Пиаже
Теория развития морального сознания Л.Колберга
Вклад Л.С.Выготского в психологию развития

?Заполните таблицу:

Кризисы периода детства

Кризисный возраст Характеристика кризиса Новообразования кризиса Пути преодоления кризиса
       


&Список литературы:

Основной ‑ рекомендуемые учебники:

1. Кулагина, И.Ю.Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с.

2. Обухова, Л.Ф.Детская (возрастная) психология: Учебник. – М.: Рос. пед. агентство, 2004, 2010. – 448 с.

3. Психология развития: учеб. для студентов психол. и пед. вузов / Под ред. Т.Д.Марцинковской. - М.: Академия, 2005, 2008. – 528 с.

Дополнительный

1. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6т. / Л.С.Выготский. – М., 1984. Т.4. – 368 с.

2. Крайг, Г.Психология развития: пер. с англ. - 7-е изд. – СПб.: Питер, 2003. – 992 с.

3. Крэйн, У.Теории развития: Секреты формирования личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 512 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., Эксмо, 2004.– 896 с.

5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М.: Академия, 2000. – 184 с.

6. Сапогова, Е.Е.Психология развития человека: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.


Наши рекомендации