Живой кейс «Не хочу ходить в школу»
Саша, 15 лет, обратился к педагогу-психологу школы с проблемой нарушенных взаимоотношений со сверстниками, имеющимся чувством одиночества.
Часть 1.
Психолог (П): Здравствуйте, проходите, присаживайтесь, я вас слушаю.
Саша (С): Здравствуйте, меня зовут Саша!
Психолог (П): Здравствуйте, Саша! Могу я узнать, что у вас произошло?
Саша (С): Я не хочу больше ходить в школу!!!
Психолог (П): Понятно, а причину расскажите?
Саша (С): Я не хочу учиться в своем классе, меня обзывают, надо мной все смеются и просто со мной не общаются…
Психолог (П): Наверное, в связи с этим есть какие-то причины? Ребята объясняют вам свое поведение?
Саша (С): Я не гуляю с ними в одной компании, не хожу на секции, в которые они записаны, я не одеваюсь так как они и вообще…чувствую себя одиноким!
Психолог (П): Понятно, вы хотите сказать, что с вами не общается весь класс?
Саша (С): Нет. Только наши «выскочки»…они подговаривают всех остальных, шутят обидно, смеются надо мной и…мне стыдно.
Психолог (П): С кем-то из класса вы общаетесь?
Саша (С): Да, но ребята не ходят со мной дружить, я неплохо учусь, и когда у нас бывают самостоятельные и контрольные работы, то они просят помощи у меня…просто мною пользуются.
Психолог (П): Скажите, чего вы боитесь в этой ситуации больше всего?
Саша (С): Что я останусь один и буду изгоем в классе.
Психолог (П): Саша, вы говорили, что к вам обращаются за помощью. Вы охотно им помогаете?
Саша (С): Да, мне это нетрудно.
Психолог (П): Расскажите, у вас есть общие интересы с кем-либо из одноклассников?
Саша (С): Да. Мы ходим с двумя мальчиками в школу искусств, играем на гитаре.
Психолог (П): А там вы общаетесь?
Саша (С): Да. Там мы общаемся нормально, но в школе они ведут себя абсолютно по-другому, сторонятся что ли…
Задание по кейсу
1.Продолжите диалог педагога-психолога с подростком.
2. Поясните, как на ваш взгляд помочь решить заявленную проблему подростку Саше.
Часть 2.
Через неделю педагог-психолог вновь пригласил Сашу на беседу.
Фрагмент беседы:
Психолог (П): Здравствуйте Саша! Как дела? Теперь ты понимаешь как надо вести себя в таких ситуациях и вообще в условиях класса.
Саша (С): Да, спасибо, я все понимаю.
Психолог (П): Ты уже поставил себе цель… значит ты обязательно нужного для себя добьешся.
Саша (С): Спасибо, я уже все понял! До свидания.
Психолог (П): Всего хорошего.
Вопросы по кейсу
1.Какова специфика психологического консультирования при встрече педагога-психолога с подростком в образовательном учреждении с проблемами нарушенного взаимодействия со сверстниками?
2. Какие основные теоретические подходы к консультированию подростков чаще используются педагогами психологами образовательных учреждений?
3. Назовите основные характеристики консультативных стратегий в работе с подростками.
4. Перечислите часто встречаемые ошибки в консультировании при встрече педагога-психолога с подростком.
Задания по кейсу
1. Представьте себя в роли педагога-психолога, осуществляющего данный консультативный процесс, и выполните следующие задания:
а) познакомьтесь с фрагментами психологического консультирования подростка по проблеме взаимоотношений со сверстниками и особенностями личностного развития подростков;
б) составьте план диагностических мероприятий (в виде психодиагностической таблицы)
Феноменология проблемы | Возможные психологические причины | Способы проверки |
в) проанализируйте теоретическое описание проблемы;
г) сформулируйте диагностические гипотезы;
д) укажите способы проверки диагностических гипотез и сформулируйте психологический диагноз.
Е) рассмотрите стратегии оказания психолого-педагогического сопровождения подростка в зависимости от описанной проблемы
ж) наметьте пути оказания дальнейшей помощи семье подростка и формулировки рекомендаций для Саши.
Методические рекомендации по решению кейса
1. Ознакомьтесь с разделом «Личностное развитие подростка» в учебной литературе
2. Проанализируйте понятия «Семья», «Подросток и сверстники», «трудности в консультировании подростков» в психолого-педагогической науке; оформите их в виде психологического словаря.
3. Проведите подробный анализ проблем подростка, описанных в работах А,Г. Грецова, В.Г. Казанской.
4. Ознакомьтесь с перечнем рекомендованных сайтов и информационных ресурсов.
Практическое занятие 20
Работа с кейсом