Список тем для теоретической части контрольной работы
(для заочной формы обучения)
- История возникновения и развития педагогической психологии.
- Основные подходы в отечественной науке и практике к решению проблемы готовности детей к обучению в школе.
- Педология как комплексная наука о ребенке.
- Особенности применения общенаучных методов в психолого-педагогических исследованиях.
- Сравнительный анализ количественных и качественных методов исследования.
- Формирующий эксперимент как один из основных методов педагогической психологии.
- Научение как процесс и результат приобретения индивидуального опыта.
- Проблемы теории научения.
- Междисциплинарный подход к учению.
- Учение как разновидность человеческой деятельности.
- Основные теории учения в отечественной психологии.
- Основные положения теории планомерного формирования умственных действий.
- Проблема соотношения обучения и развития как центральная проблема педагогической психологии.
- Особенности решения проблемы соотношения обучения и развития в настоящее время.
- Основные ориентации человекознания (по А.Г. Асмолову).
- Концепция зоны ближайшего развития как основа развивающего обучения.
- Проблема обучаемости в педагогический психологии.
- Учебная деятельность в концепции Эльконина - Давыдова.
- Закономерности формирования и функционирования учебной деятельности.
- Основные источники учебной мотивации.
- Характеристики и функции учебной мотивации.
- Проблемы мотивации достижения успеха.
- Феномен "обученной беспомощности".
- Проблема знаний в психолого-педагогической литературе. Формы существования учебных знаний.
- Психолого-педагогические условия усвоения знаний.
- Основные этапы процесса учебного познания.
- Проблема понимания в психолого-педагогической литературе.
- Сущность традиционного обучения.
- Исторические аспекты проблемного обучения в зарубежной педагогике и психологии.
- Проблемное обучение Дж. Дьюи.
- Развитие проблемного обучения в отечественной науке и практике.
- Программированное обучение: достоинства и недостатки.
- Проблема развивающего обучения в психолого-педагогической литературе.
- Система развивающего обучения Эльконина - Давыдова: за и против.
- Различия эмпирического и теоретического знания.
- Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова: за и против.
- Профессионально обусловленные свойства и характеристики учителя.
- Профессиональное самосознание учителя в его деятельности.
- Концепция "мотивационного комплекса" педагога.
- Талант и гениальность как уровни способностей.
- Базовые педагогические способности.
- Аутопсихологическая компетентность.
- Проблема рефлексии в психолого-педагогической литературе.
- Педагогическая акмеология.
- Основные модели педагогического общения.
- Барьеры педагогического общения.
- Дидактогения как психолого-педагогическая проблема.
Примерные темы групповых обзорных докладов
(для очной формы обучения)
1. Студент как субъект учебной деятельности
2. Развитие познавательной сферы и интеллекта у подростков
3. Понятие обучаемости и ее критерии
4. Стратегии инновационного образования
5. Психология и педагогика игры
6. «Дефекты» личности педагога, тренера
Требования к докладу: устный 15-ти минутный обзорный доклад, подготовленный группой студентов на базе литературных источников, рекомендованных к изучению дисциплины (см. раздел X).
Примерный список заданий для практической части контрольной работы (для заочной формы обучения)
1. Проблемы периодизации психического развития в онтогенезе
Основной смысл разработки темы: рассмотреть периодизацию психического развития как ключ к решению психолого-педагогических проблем совершенствования системы воспитания и обучения детей, подростков и юношества.
Задача студента: основываясь на исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова, Д. И. Фельдщтейна раскрыть логику психического развития личности на разных ступенях онтогенеза, показав сензитивность определенных периодов развития личности к формированию интеллектуальной и мотивационно-потребностной сферы.
2. Психологические закономерности развития личности в онтогенезе.
Основной смысл разработки, темы: анализ возрастных изменений с позиции оценки перемен в социальном положении ребенка, прослеживание периодов, сензитивных к различным типам ведущей деятельности и. анализ с этой точки зрения психологических особенностей детей дошкольного, младшего школьного, подросткового, старшего школьного возрастов.
Задача студента: не только констатировать факт существования тех или иных особенностей определена наго возраста, но и сконструировать, исходя из понимания, методические рекомендации для педагогов.
3. Психологические условия предотвращения и профилактики отклоняющегося поведения.
Основной смысл разработки темы: раскрыть психологический механизм отклоняющегося поведения, показать его специфику и определить эффективные возможности профилактики различных отклонений.
Задача студента: определить социально-психологические условия преодоления раннего алкоголизма и других отклонений в развитии личности.
4. Психологические особенности взаимоотношений руководителей и педагогов в коллективе школы.
Основной смысл разработки темы: раскрыть психологические характеристики разного типа взаимоотношений, складывающихся между директором и учителями, их учет в организации управления деятельностью педагогического коллектива.
Задача студента: определить важнейшие параметры системы взаимоотношений в педагогическом коллективе, разработав рекомендации по созданию в нем необходимого психологического климата.
5. Поведение учащихся VI-IX классов общеобразовательной школы в условиях различных уровней педагогически организованной совместной деятельности (УСД).
Основной смысл разработки темы: рассмотреть связь между уровнем совместной деятельности и поведением подростков во время совместного труда.
Задача студента: выявить на модели сопоставления II и III УСД (или I и III УСД) разницу в поведении подростков в трудовой деятельности, отражая эту разницу в процентном отношении негативных и позитивных поведенческих актов подростков за контрольное (45 минут) время общей работы. Работа требует использования методики УСД и методики стандартизированного наблюдения Бейлза. Число испытуемых - два класса (в сопоставлении).
6. Психологические особенности современного подростка и его воспитания.
Основной смысл разработки темы: выявить психологические черты личности подростка, так или иначе связанные с ведущей деятельностью подросткового возраста - социально актуальной, среди которых видное место занимает потребность признания во взрослом мире, утверждения своего «я».
Задача студента: определить основные виды и формы педагогически организованной деятельности, соответствующие возрастным психологическим особенностям подростка. Сформулировать рекомендации педагогам - классным руководителям н учителям, работающим с подростками.
7. Психологические особенности детей младшем школьного возраста и воспитание в этом возрасте.
Основной смысл разработки темы: освоить специфику организации воспитывающей деятельности, адекватной особенностям детей младшего школьного возраста. Поверхностный подход к учебно-воспитательному процессу в этот возрастной период приводит к стойкому падению интереса детей к учебе, их разобщенности в классе, усугублению недостатков семейного воспитания. Необходимой задачей классного руководителя - учителя и воспитателя младших школьников является формирование учебно-познавательной деятельности как ведущей, с использованием комплекса разных видов деятельности, куда входит не только учеба, но и труд, элементы самоорганизации, игра. Всем этим видам познавательная деятельность (ведущая в этом возрасте) придает свой смысл, мотивы и цель.
Задача студента: выявить специфику учебно-познавательной деятельности как ведущего типа, пути использования игры, труда и самоорганизации в ее коллективных формах. Результатом должны стать практические рекомендации по организации учебы и вне учебной работы с младшими школьниками.
8. Психология ранней юности и воспитание в этом возрасте.
Основной смысл разработки темы: определить основные психологические особенности старшеклассников (ранний юношеский возраст), связанные с ведущей деятельностью этого возраста - учебно-профессиональной - и основными потребностями этого периода, среди которых важное место занимает потребность осознания смысла жизни и потребность профессиональной и жизненной ориентации.
Задача студента: основываясь на выявленных особенностях психологии возраста, выделите основные виды и формы воспитывающей деятельности, соответствующие возрастной специфике юности. Сформулировать рекомендации педагогам - классным руководителям, учителям, работающим со старшеклассниками, руководителям кружков.
9. Психологическая характеристика типичных конфликтных ситуаций, возникающих в практике взаимоотношений учителя и школьников, условия и пути их преодоления.
Основной смысл разработки темы: выявление психологических причин конфликтных ситуаций, нахождение оптимальных путей их разрешения. Выделение, во-первых, группы конфликтных ситуаций, которых можно избежать за счет повышения психолого-педагогической культуры педагогов, и, во-вторых, конфликтов, педагогически оправданных, разрешение которых способствует успешному достижению педагогически важных целей.
Задача студента: наметить для школьного коллектива основные пути предупреждения конфликтных ситуаций и успешного разрешения конфликтов. Помочь своим коллегам повысить уровень психолога - педагогической культуры общения.
10. Психологические условия нравственного воспитания младших школьников, подростков, старшеклассников.
Основной смысл разработки темы: выявить характерные особенности нравственного воспитания, состоящего в том, что формирование нравственных качеств есть формирование определенных отношений человека к другим людям и к деятельности. Таким образом, нравственное воспитание должно быть понято как главная цель воспитания, как стержень процесса воспитания личности, а не как одна из его сторон.
Задача студента: выработать рекомендации по организации нравственного воспитания в школе на основе учета психологических особенностей детей разных школьных возрастов. Определить условия, способствующие эффективности нравственного становления личности.
11. Психологические особенности педагогического общения.
Основной смысл разработки темы: определить основной принцип педагогического общения, необходимого для организации полноценного учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Показать возможности и пути развития педагогического общения.
Задача студента: составить рекомендации педагогам по выработке умений педагогического общения. Раскрыть конкретные приемы развития способности педагога к общению с детьми.
Требования к контрольной работе
Работа выполняется каждым студентом индивидуально, в письменном виде (8-12 станиц). Выполнение работы предусматривает освоение студентом навыков изложения и обобщения теоретического материала, навыков самостоятельной аналитической деятельности.
Работа должна иметь титульный лист, на котором фиксируются наименование министерства, университета, института и кафедры; фамилия, имя и отчество преподавателя, проверяющего работу, с указанием его ученой степени и звания, а также ФИО студента, выполнившего работу; год выполнения контрольной работы. Выполнение каждого задания начинается с новой страницы.
Контрольная работа включает в себя две части.
Во-первых, студенту необходимо из предложенных «заданий для контрольных работ» самостоятельно выбрать один понравившийся вопрос. Этот вопрос нужно раскрыть, используя классическую, учебную литературу.
Вторая часть работы должна представлять собой один из двух предложенных вариантов на выбор студента.
Это может быть:
1) специальное задание. Выбранная тема не должна перекликаться с темой теоретической части контрольной работы.
2) анализ нескольких статей из периодического издания (газеты, журнала, например, «Вопросы психологии», «Психологический журнал» и др.), которая имеет отношение к курсу «Педагогическая психология». Анализ должен включать и выражение собственной точки зрения на проблему, освещенную в статье.
В работе необходимо делать ссылки на литературные источники с указанием порядкового номера, который занимает данный источник в списке литературы. Список литературы оформляется в конце задания (не менее четырех источников).
Следует обратить внимание на стиль изложения контрольной работы: он должен быть строго научным и соответствовать нормам логики. При выполнении задания обязателен список литературы.
IX. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Очная форма обучения | ||
Защита отчетов по практическим занятиям | ||
Отчет «Мой стиль обучения» | VI семестр | последнее практическое занятие |
Отчет по анализу монографии | VI семестр | последнее практическое занятие |
Защита отчетов производится в устной форме перед аудиторией и преподавателем. Возможен вариант автоматической защиты отчета, в случае соответствия отчета всем требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению данного отчета.
Контрольные работы: | Для заочной формы обучения | |
Контрольная работа из 2-х частей | VIII семестр | в 1 день сессии |
Отчеты получают оценку «зачтено» в случае соответствия отчета всем требованиям, предъявляемым к содержанию и оформлению данного отчета.
Для студентов очной формы обучения
(вид мероприятия) | (отчетный семестр) | (сроки проведения) |
Письменный тест или устный экзамен (по усмотрению преподавателя) | VI | В сроки сессии |
Для студентов заочной формы обучения
(вид мероприятия) | (отчетный семестр) | (сроки проведения) |
Письменный тест или устный экзамен (по усмотрению преподавателя) | VIII | В сроки сессии |
Студенты очной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии выполнения следующих требований:
· посещение практических занятий в полном объеме (допускаются пропуски по уважительным причинам, но не более чем 30% от общего объема аудиторных часов;
· выполнение полного объема самостоятельной работы;
· выполнение и защита отчетов на последнем практическом занятии.
Студенты заочной формы обучения допускаются к сдаче итоговой отчетности при условии выполнения следующих требований:
· посещение «установочных» лекционных и практических занятий в полном объеме (допускаются пропуски по уважительным причинам, но не более чем 30% от общего объема аудиторных часов;
· выполнение полного объема самостоятельной работы;
· выполнение и сдача контрольных работ в 1 день сессии.
Критерии оценивания:
Экзамен служит формой проверки усвоения учебного материала и успешного выполнения студентами практических заданий.
На экзамене оценка «отлично» выставляется студенту, который:
1) глубоко и прочно усвоил программный материал в полном объеме, исчерпывающе, грамотно и логически стройно его излагает, четко формулирует основные понятия, приводит соответствующие примеры, уверенно владеет методологией курса, свободно ориентируется в его внутренней структуре, четко выявляет межпредметные связи с другими учебными дисциплинами;
2) умеет творчески иллюстрировать теоретические положения курса примерами, самостоятельно придумывает такие примеры, применять теоретические знания к решению практических задач;
3) способен к самостоятельному пополнению и обновлению знаний, понимает прикладную направленность курса.
Оценка «хорошо» выставляется студенту, который:
1) твердо усвоил теоретический материал, грамотно и по существу излагает его без существенных ошибок, правильно применяет теоретические знания при решении конкретных задач,
2) владеет методологией курса, устанавливает внутренние и межпредметные связи, умеет увязывать теорию с практикой;
3) по ходу изложения допускает небольшие пробелы, не искажающие содержания ответа.
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, который не совсем твердо владеет программным материалом, знает основные теоретические положения изучаемого курса, обладает достаточными для продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности, знаниями. Выполняет текущие задания, При ответах допускает малосущественные погрешности неточности.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, имеющему серьезные пробелы в знании учебного материала, допускающему принципиальные ошибки. Уровень знаний недостаточен для дальнейшей учебы и будущей профессиональной деятельности.
X.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1. Основная литература
Учебники
- Бухарова Г. Д Общая и профессиональная педагогика. Москва. Изд.центр Академия", 2009
- Горшкова В. В.. Диалог в образовании человека. Спб., Изд - во СПб-ГУП, 2009
- Габай Т.В. Педагогическая психология. М., Academia, 2006
- Джуринский А. Н. Педагогика в многонациональном мире. Москва Гуманитар.изд.центр "Владос"., 2010
- Загвязинский В. И. Методология и методы психолого - педагогического исследования.- М., Academia. 2007
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. – М.: Логос 2005. 480 с.
- Под ред. Л.П.Крившенко. Педагогика. Москва. Проспект. 2010
- Титов В.А. Педагогика зарубежных стран. Москва. А-Приор, 2010
Хрестоматии
- Возрастная и педагогическая психология: Тексты. М.: МГУ, 1992. 272 с.
- Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И.И. Ильясова, В.Я. Ляудис: В 2 т. М.: МГУ, 1980-1981.
- Хрестоматия по педагогической психологии: Учеб. пособие для студентов. М.: МПА, 1995. 416 с.
2. Дополнительная литература
- Айсмонтас Б.Б. Психология и педагогика развития (схемы, рисунки, таблицы). М., 1996.
- Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя / Пер. с макед. М.: Просвещение, 1991. 159 с.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. 416 с.
- Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация. М.: Просвещение, 1983.
- Бегухин Д.А. Учитель: от любви до ненависти... (Техника профессионального поведения): Кн. для учителя. М.: Нар. образование, 1994. 144 с.
- Бернс Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
- Битянова М.Р. и др. Работа психолога в начальной школе. М.: Изд-во "Совершенство", 1998. 352 с.
- Бодалев А.А. О психологических основах воспитания личности // Вопр. психологии. 1986. № 1. С. 19-27.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. М.: МПА, 1995. 212 с.
- Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999. 137 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии. М.: РОУ, 1992. 232 с.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 536 с.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: МГУ, 1988. 256 с.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственного развития ребенка. М.: МГУ, 1985. 82 с.
- Глассер У. Школы без неудачников / Пер. с англ. М.: Прогресс, 1991. 184 с.
- Готссданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1992.
- Грехнев В.С. Культура педагогического общения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989.
- Ершов А.П., Букатов В.М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. (Педагогика как практическая режиссура). Пособие для учителя. М.: ИПП, 1995.
- Залесский Г.Е. Психологические вопросы формирования убеждений. М.: МГУ, 1982. 119 с.
- Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993. 100 с.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М.: МГУ, 1986. 245 с.
- Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
- Ксензова Г.Ю. Оценочная деятельность учителя: Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 1999. 121 с.
- Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1979.
- Леонтьев А.А. Психология общения. М.: Смысл, 1997. 365 с.
- Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания: Учеб. пособие для школьных психологов и педагогов. М.: ИПП, 1997. 256 с.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
- Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М., 1986.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение. М., 1975.
- Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). М.: "Дело", 1994. 216 с.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2-е изд., дораб. М.: "Просвещение": "Учебная литература", 1996. 352 с.
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М.: Просвещение, 1991.
- Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития) / Под ред. З.И. Калмыковой, И.Ю. Кулагиной. М., 1986.
- Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989.
- Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-метод. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: "Гном-Пресс", Московское городское пед. общество, 1999. 192 с.
- Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. М.: Новая школа, 1996. 160 с.
- Психологическая диагностика детей и подростков / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. М.: МПА, 1995. 360 с.
- Психологическая служба в школе: Учеб. пособие для студентов / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: МПА, 1995. 222 с.
- Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе. М, 1981.
- Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И.В.Дубровиной. М.: МПА, 1995. 376 с.
- Равен Дж. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. М.: "Когито-Центр", 1999. 144 с.
- Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. М.: МГУ, 1985. 207 с.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
- Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М.: МПА, 1995. 192 с.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП "Изд-во Магистр", 1997. 224 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
- Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ. М.: Генезис, 1999. 272 с.
- Социально-психологический подход в психологии обучения / Под ред. М. Коула. М.: Педагогика, 1988. 160 с.
- Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М.: МГУ, 1983. 343 с.
- Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.И. Рувинского. М., 1987.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: Избр. психол. тр. М.: МПА, 1995. 368 с.
- Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М., 1995. 233 с.
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982.
- Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога: Кн. для учителя. М., 1987.
- Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
- Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение (психологические основы развивающего обучения). М., 1995. 192 с.
- Школа сотрудничества. М.: "Первое сентября", 2000. 262 с.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., 1971. 351 с.
- Щуркова Н.Е. Практикум по педагогической технологии. М.: Пед. общество России, 1998. 250 с.
- Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.
Web-ресурсы
www.biblioclub.ru Университетская библиотека он-лайн
1. www.vygotsky.ru/russian/vygot/vygotsky.htm - сервер, посвященный Л.С. Выготскому
2. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html - Лаборатория психологии учения ПИ РАО
3. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-podjun.html - Лаборатория изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах ПИ РАО
4. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html - Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО
5. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html - Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО
6. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html - Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО
7. www.genesis.ru/pedologia/home.htm - Сайт журнала "Педология"
8. www.voppsy.ru/ Сайт журнала "Вопросы психологии"
9. virlib.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0523.html - Статья Струкчинской Е.М. "Л.С. Выготский о педологии
10. flogiston.ru/arch/obukhova_1.shtml - Электронная версия книг Обуховой Л.Ф.
11. www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html - Сайт Центра психологического и профориентационного тестирования "Гуманитарные технологии"
12. www.maro.newmail.ru/licnie_str/vvdavidov/index.htm сайт, посвященный В.В. Давыдову
13. www.psy.msu.ru/about/kaf/pedo.html - Кафедра педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ
14. www.pirao.ru - Сайт Психологического института РАО
15. maro.interro.ru/centrro - Центры развивающего обучения Международной общественной организации - Ассоциации "Развивающее обучение"
16. psychol.ras.ru - Сайт Института психологии РАН
17. www.pirao.ru - Сайт Психологического института РАО
18. www.psy.msu.ru - Сайт факультета психологии МГУ
19. www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html - Группа исследования факторов формирования личности ПИ РАО
20. www.modelschool.ru/index.html_Модельная - Сайт Школы завтрашнего дня
21. www.kindgarden.ru/what.htm - Материалы по теме Школа Завтрашнего Дня
22. www.zankov.ru/center - Сайт Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова
23. elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 - Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ
24. www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html - Лаборатория психосемантики и общения факультета психологии МГУ
Приложение 1