Вопрос: Психотехнологии общения личности
Психотехнология общения - это наука о практическом использовании психологических еханизмов общения для достижения оптимальных результатов в управлении людьми.
Психотип - модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Знание психотипа партнера по общению позволяет построить стратегию и тактику собственного поведения.
Для делового общения важна комплексная оценка партнера в неразрывном единстве с окружающей средой. Здесь наибольшей информативностью обладает классификация психотипов, основанная на психогеометрической концепции С.Диллингера.
Достоинства концепции:
-мгновенно определяется тип личности партнеров по общению,
-появляется возможность дать достаточно подробную характеристику личных качеств каждого из партнеров по общению,
-может быть составлен сценарий поведения для каждого из партнеров в типичных ситуациях.
Психологическая характеристика основных типов личности
(психогеометрический подход).
1.Квадрат:трудоголик, вынослив, терпелив;эрудирован, хороший аналитик;любит порядок, не суетлив, аккуратен хороший администратор, коммуникативен, эмоционально сух.
2.Треугольник:лидер, энергичен, решителен, уверен в своих силах;
прагматик, хороший аналитик, умеет вскрыть суть проблемы; честолюбив, несамокритичен, часто рискует; эгоцентрик, детонатор межличностных отношений.
3.Прямоугольник (временная форма личности): непоследователен и непредсказуем, внутренне возбужден; низкая самооценка, неудовлетворенность статусом, легко впадает в состояние замешательства; нуждается в общении для получения поддержки.
4.Круг:руководитель-демократ, доброжелателен, коммуникабелен; прирожденный психолог, популярен у коллег; избегает конфликтов, старается угодить всем; часто нерешителен.
5.Зигзаг: энтузиаст, генератор идей; независим, остроумен, язвителен; эмоционально возбудим, мастер самопрезентации; не умеет довести начатое дело до конца.
11 вопрос: Понятие и содержание коммуникативной компетентности.
Коммуникативная компетентность — это владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии[1].
Коммуникативная компетентность — это обобщающее коммуникативное свойство личности, включающее в себя коммуникативные способности, знания, умения и навыки, чувственный и социальный опыт в сфере делового общения.
Коммуникативная компетентность складывается из способностей:
Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;
Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;
Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации[2].
Коммуникативная компетентность выступает интегральным качеством, синтезирующим в себе общую культуру и её специфические проявления в профессиональной деятельности. Одним из условий коммуникативной компетентности является выполнение определенных правил и требований. Наиболее значимые из этих правил состоят в следующем:
Наиболее общим правилом является правило, согласно которому нельзя приступать к сообщению мысли, если она непонятна или не до конца понятна самому себе.
Правило «постоянной готовности к пониманию». Существует большое количество семантических и личностных барьеров, которые часто приводят к неполному и неточному пониманию сообщений.
Правило конкретности. Следует избегать неопределенных, двусмысленных, расплывчатых выражений и слов, а без необходимости не пользоваться незнакомыми или узкоспециализированными терминами.
Правило контроля над невербальными сигналами. Недостаточно контролировать только свою речь и содержание сообщения. Необходим также контроль над его формой в той части, которая касается его внешнего «сопровождения» — мимикой, жестами, интонацией, позой.
Правило «собственной неправоты». При коммуникации всегда необходимо допускать, что личная точка зрения может быть неправильной. Это часто предостерегает от серьёзных ошибок.
Правило «места и времени». Эффективность любого сообщения резко возрастает в случае его своевременности и выбора наиболее адекватной ситуации, в которой оно реализуется.
Правило открытости означает готовность к пересмотру своей точки зрения под влиянием вновь открывающихся обстоятельств, а также способность принимать и учитывать точку зрения собеседника.
Правило активного и конструктивного слушания — одно из основных условий эффективных коммуникаций.
Правило обратной связи. Именно это правило, в конечном счете, обеспечивает достижение главной цели коммуникативного процесса — взаимопонимания
12 вопрос :Сущность и содержание понятия «малая группа
Иногда понятие «малая группа» трактуется как:
— собрание людей, включенных координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчиненную общей цели, достижение которой приносит участникам удовлетворение;
— миниатюрная социальная система, исследование которой дает понимание социального устройства в целом;
— жизненное пространство личности.
Существуют и другие подходы к описании малой группы. Указываются, в частности, такие ее критерии, как:
— частота и продолжительность взаимодействия индивидов в группе;
— число составляющих ее членов;
— взаимсотношения и взаимовлияния членов группы;
— определенность ролей, которые исполняют отдельные индивиды;
— обособленность лидеров, влияющих на остальных членов группы;
— общность целей, деятельности и организации;
— наличие у членов группы «мы-чувства», единства группы;
— сплоченность людей, степень которой зависит, с одной стороны, от силы взаимного притяжения членов группы, а с другой — от интереса, вызываемого деятельностью группы.
Группа представляет собой социальный союз, наделенный особыми свойствами, характерными для поведения ее членов:
— структурой и организацией: силовое измерение эффективности группы;
— системой норм, регулирующих поведение членов группы, их отношение друг к другу, к другим группам: оценочное измерение того, что поддерживается, защищается, поощряется и утверждается в группе, а что рассматривается как отклонение.