III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.

1. Основные нервные процессы – это … и … .

2. Человек медлительный, уравновешенный, с устойчивыми устремлениями и настроением, со слабым внешним проявлением относиться к … .

3. Человек быстрый порывистый, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам относиться к … .

4. Человек с повышенной эмоциональной чувствительностью, глубоко переживающий даже незначительные события, относиться к … .

Тестовые вопросы по теме семинара «Характер»

I. Верно ли предложенное утверждение:

1. Характер относиться к психическим свойствам.

2. Характер в большей мере, чем темперамент зависит от социального воспитания.

II. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Характер развивается и проявляется в системах отношений … а) «Я – окружающий мир»; б) «Я – другие люди»; в) «Я – деятельность»; г) все ответы верны.

2. Какие из перечисленных черт характера выражают отношение человека к другим людям?

а) аккуратность, бережливость, чувство нового; б) гуманность, чувство превосходства, общительность; в) чувство собственного достоинства, скромность, чувство чести; г) добросовестность, лень, бережливость.

3. Какие из перечисленных черт характера выражают отношение человека к самому себе? а) аккуратность, бережливость, чувство нового; б) гуманность, чувство превосходства, общительность; в) чувство собственного достоинства, скромность, чувство чести; г) добросовестность, лень, бережливость.

4. человек в полной мере способен управлять развитием своего характера … а) с рождения; б) с поступления в школу; в) при развитом самосознании; г) при развитом репродуктивном воображении.

5. Развитию и изменению характера препятствуют … а) ригидность человека; б) нежелание изменяться; в) психологические защиты; г) все ответы верны.

6. Выразительными признаками характера являются … а) поступки и действия; б) особенности речи; в) внешний облик; г) все ответы верны.

III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова:

1. Тип характера (по К.Леонгарду, А.Личко), характеризующийся низкой контактностью, замедленностью вербальных и невербальных реакций, склонностью к занудству, хамству, неуживчивостью в коллективе и властностью в семье, называется ... .

2. Акцетуация характера означает … .

Тестовые вопросы по теме семинара «Способности»

I. Верно ли предложенное утверждение:

1. Биологическим фактором, предпосылкой развития способностей психологи-материалисты называют задатки.

2. Психофизиологический механизм, который служит предпосылкой приобретения информации, ее переработки и применения и выражается в относительно устойчивой структуре умственных способностей, называется интеллектом.

3. Различия в степени развития и характере способностей - продукт врожденных задатков.

4. Способности тождественны умениям, причем связь эта взаимная.

5. Талант предполагает способность создавать что-то новое, достигать высоких результатов.

II. Выберите один или несколько правильных ответов:

1. Уровень проявления способностей зависит от … а) качества наличных знаний и умений; б) степени объединения знаний и умений в единое целое; в) «тренированности» самих мозговых структур, участву­ющих в познавательных и психомоторных процессах; г) биологически унаследованных свойств.

III. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры:

1 . А - общие способности; Б - специальные способности.

1) умственные; 2) точность движения рук; 3) математические способности;

4) литературные способности; 5) развитость памяти.

Ответьте на следующие вопросы:

4. Что нового вы узнали и чему научились на занятии?

5. Как эти знания и умения вы будите применять в профессиональной деятельности?

6. Что вам было непонятно и показалось сложным?

7. Над чем вы будите работать в дальнейшем?


Раздел 5. Тесты контроля знаний

1. Рубежный тест контроля по разделу «Познавательные психические процессы»

Инструкция №1: Внимательно прочитайте задание теста и выберите единственно правильный вариант ответ. Затем в бланке для ответов, выданного Вам преподавателем обведите кружком ваш вариант выбора. ВНИМАНИЕ:в каждом тесте только один вариант ответа верный, остальные похожи, но не точны. Для ответа на каждый тест даётся 1 минута.

Задания по тестам 1 группы

1. Данное определение: «? - процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях» характеризует:

2. Данное определение: «? - самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных действий.» характеризует:

3. Данное определение: «?– индивид обладающий рассудком, психической саморегуляцией поведения»

4. Данное определение: «?– интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности» характеризует:

5. Данное определение: «?–– конструирование вымышленных, часто далеких от реальности предметов и явлений» характеризует:

6. Данное определение: «?– процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, также чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды» характеризует:

7. Данное определение: «?– устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума» характеризует:

8. Данное определение: «?– это направленность и сосредоточенность психической деятельности.» характеризует:

9. Данное определение: «?– это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней»

10. Данное определение: «?–непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков» характеризует:

11. Данное определение: «?–образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти» характеризует:

12. Определение: «?–процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида» характеризует:

13. Данное определение: «?–регуляционные психические процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции.» характеризует:

14. Данное определение: «?–это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» характеризует:

Варианты ответа по тестам 1 группы

память мышление познавательный процесс
ощущение творчество психический процесс
внимание воображение эмоциональный и волевой процессы
интеллект восприятие представление
какой то другой психологический феномен

Инструкция №2: Внимательно прочитайте задание теста и выберите несколько правильных вариантов ответа. Затем в бланке для ответов, выданного Вам преподавателем обведите кружком ваши варианты выбора. ВНИМАНИЕ: для ответа на каждое задание теста «Ж» даётся 3 минуты.

Задания по тестам группы «Ж»:

15. Общими закономерностями восприятия являются:

16. Основными видами мнемических процессов являются:

17. Основными качествами интеллекта являются:

18. Основными свойствами внимания являются:

19. Основными свойствами ощущений являются:

20. Основными уровнями и видами мышления являются:

Варианты ответа по тестам группы «Ж»:
устойчивость
узнавание
структурность
сохранение
словесно-символическое
словесно-логическое
синкретичное
распределение
предметность
практически – действенное
переключение
осмысленность
воспроизведение
обобщенность
наглядно-образное
модальность
локализация
концентрация
константность
интуитивное
интенсивность
избирательная направленность
запоминание
забывание
длительность
апперцепция

2. Рубежный тест контроля по разделу «Психология личности»

Инструкция: Внимательно прочитайте задание теста и выберите единственно правильный вариант ответ. Затем в бланке для ответов, выданного Вам преподавателем обведите кружком ваш вариант выбора. ВНИМАНИЕ:в каждом тесте только один вариант ответа верный, остальные похожи, но не точны. Для ответа на каждый тест даётся 1 минута.

Задания по тестам 1 группы

1. Данное определение «– неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств» характеризует:

2. Данное определение «? – индивид как субъект общественных отношений и деятельности» характеризует:

3. Данное определение «? – определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» характеризует:

4. Данное определение «? – совокупность устойчивых ценностно-ориентационных и поведенческих качеств личности, тип поведения человека» характеризует:

5. Данное определение «? – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального» характеризует:

6. Данное определение «? – участник исторического процесса и общественного развития, познающий и преобразующий мир» характеризует:

7. Данное определение «? – это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы» характеризует:

8. Данное определение «?- человек как совокупность психических свойств и качеств, определяющих его деятельность и поведение» характеризует:

9. Данное определение «характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности» характеризует:

10. Данное определение «?– это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития» характеризует:

Варианты ответа по тестам 1 группы

А человека В личность Д иной психологический феномен
Б индивида Г индивидуальность Е субъект деятельности

Задания по тестам 2 группы

11. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: « … главную роль в объяснении поведения личности нужно отводить знаниям...» характерно для следующей зарубежной теории личности:

12. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: « … лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить… » характерно для следующей теории личности:

13. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… выдвигают на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей… » характерно для следующей теории личности:

14. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений… » характерно для следующей зарубежной теории личности:

15. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… объясняют поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей…» характерно для следующей зарубежной теории личности:

16. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… они развивали представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности» характерно для следующей зарубежной теории личности:

17. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением, … чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности…» характерно для следующей зарубежной теории личности:

18. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… целесообразно вести изучение психики с точки зрения целостных структур – образов. При этом построение "психического образа» происходит как мгновенное "схватывание" его структуры…» характерно для следующей зарубежной теории личности:

19. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «…"ядро" личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности…» характерно для следующей зарубежной теории личности:

20. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «следует анализировать поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора …» характерно для следующей зарубежной теории личности:

Варианты ответа по тестам 2 группы

А когнитивной Г бихевиористской Ж гештальт-психологической
Б теории общения Д теории отношений З психоаналитической
В теории установки Е гуманистической И иной психологический подход

Задания по тестам 3 группы

21. Динамическая структура личности К.К. Платонова включает в себя основные компоненты:

22. Структура личности А.Г. Ковалёва включает в себя следующие основные компоненты:

23. Структура личности Б.Г. Ананьева включает в себя следующие основные компоненты:

24. Структура личности В.Г. Крысько включает в себя следующие основные компоненты:

25. Структура личности З. Фрейда включает в себя следующие основные компоненты:

26. Структура личности К.Г. Юнга включает в себя следующие основные компоненты:

Варианты ответа по тестам 3 группы

А направленность, характер, способности Д "Оно", "Я", "Сверх-Я"
Б темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов, мотивы и отношения, характер, способности Е направленность, социальный опыт, психические процессы, биопсихические свойства, характер, способности
В темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов, мотивы и отношения, характер, способности Ж черты личности (общие черты); личные диспозиции (индивидуальные черты)
Г Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень З в полном объёме данные компоненты не обозначены ни в одном из вариантов ответов
И возрастно-половые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент

Задания по тестам 4 группы

27. Основными социально-психологическими механизмами социализации являются:

28. Основными социально-психологическими этапами социализации являются:

Варианты ответа по тестам 4 группы

А идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность
Б адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия
В подражание, внушение, адаптация, индивидуализация,
Г идентификация, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация
Д внушение, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия
Е трудовая стадия, послетрудовая стадия, социальная фасилитация, конформность
Ж идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия
З социальная фасилитация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия

Тест итогового контроля

Инструкция №1: внимательно прочитайте задания, выберите единственно правильный вариант ответа и обведите «кружком» ваш вариант выбора.

1. Данное определение «??? – индивид как субъект общественных отношений и деятельности» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.

2. Данное определение «???– неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект.

3. Данное определение «??? – участник исторического процесса и общественного развития, познающий и преобразующий мир, носитель разума» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.

4. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… целесообразно вести изучение психики с точки зрения целостных структур – образов. При этом построение "психического образа» происходит как мгновенное "схватывание" его структуры…» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.

5. Данное определение «??? – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.

6. Данное определение «??? – определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.

7. Основные социально-психологические механизмы социализации: А)фасилитация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия; Б) адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия; В) идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность; Г) внушение, адаптация, индивидуализация; Д) идентификация, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация; Е)в полном объёме данных компонентов нет ни в одном из вариантов.

8. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… объясняют поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей…» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.

9. Данное определение «???- человек как совокупность психических свойств и качеств, определяющих его деятельность и поведение» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.

10. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением, … чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности…» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.

11. Динамическая структура личности К.К. Платонова включает в себя следующие основные компоненты: А)мотивы, характер, способности; Б) направленность, социальный опыт, психические процессы, биопсихические свойства, характер, способности; В) темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов, мотивы и отношения, характер, способности; Г) эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень; Д) черты личности (общие); личные диспозиции (индивидуальные черты); Е) в полном объёме данных компонентов нет ни в одном из вариантов.

12. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… они развивали представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.

13. Основные социально-психологические пути (стадии) социализации:

А)фасилитация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия;

Б) адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия;

В) идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность;

Г) внушение, адаптация, индивидуализация;

Д) идентификация, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация;

Е)в полном объёме данных компонентов нет ни в одном из вариантов.

Инструкция № 2: внимательно прочитайте каждое задание, узнайте психологический феномен и допишите единственно правильный вариант ответа:

14. Данное определение: «??? - процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях» характеризует:______

15. Данное определение: «??? - самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных действий» характеризует: _______

16. Данное определение: «???–это способ взаимодействия и воздействия друг на друга» характеризует:___________________________

17. Данное определение: «???– индивид обладающий рассудком, психической саморегуляцией поведения» характеризует: _________________

18. Данное определение: «???– интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности» характеризует:_________

19. Данное определение: «???–– конструирование вымышленных, часто далеких от реальности предметов и явлений» характеризует:_____________

20. Данное определение: «??? – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков» характеризует:_________________________

21. Данное определение: «???– процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, также чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды» характеризует:______

22. Данное определение: «???– устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума» - это?

23. Данное определение: «???– это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней» характеризует:__________

24. Данное определение: «???–образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти» характеризует:

25. Определение: «???–процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида» характеризует: __

26. Данное определение: «???–регуляционные психические процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции» характеризует: _____________________________

27. Данное определение: «???–совокупность актов психической деятельности» характеризует: ___________________________________

28. Данное определение: «???–это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» характеризует:_____________

29. Данное определение: «???– это направленность и сосредоточенность психической деятельности» характеризует:__________

30. Внимательно прочитайте этот текст, узнайте психологические феномены, о которых в нём говорится, и напишите внизу свои варианты ответа.

Исторический документ №1. Особое значение для России имело взятие Измаила (1790). После тщательной подготовки и учений войск А.В. Суворов назначил время штурма. Желая избежать кровопролития, он отправил коменданту крепости письмо с требованием сдачи: «24 часа - воля, первый-выстрел - уже неволя, штурм - смерть». Возмущённый турецкий паша ответил отказом: «Скорее Дунай остановится в своем течении, небо упадет на землю, чем сдастся Измаил». Русские войска штурмовали город в 4 часа утра. После 10-часового штурма Измаил был взят. Русские солдаты ликовали, приветствовали и славили своего полководца. В стане пленённых противников царили уныние и траур.

В этом документе описаны психологические феномены:

1)________________________________________________________

2)________________________________________________________

3)________________________________________________________

4)________________________________________________________

5)________________________________________________________

6)________________________________________________________

Список литературы

1. Абдурахманов Р.А. История психологии. – 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.

2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.

3. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.

4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие для вузов по направлению и спец."Психология" 2007. – 320с.

5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности : учеб.пособие для вузов по направлению и спец."Соц.работа". - 3-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2010. - 512 с.

6. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2001.

7. А.А.Крылов, С.А.Маничев Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии ЗАО Издательский дом "ПИТЕР. 2005- 562с.

8. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.

9. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2001.

10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.

11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.

12. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.

13. Матяш Н.В. Общая психология: готовимся к экзаменам : учебно-метод.пособие / Н. В. Матяш ; Т.А.Павлова. - М. : Пед.о-во России, 2010. - 206 с.

14. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2004.- 449с.

15. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2005. - С.184-203.

16. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 2007.– 75с.

17. Холл М. и др. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. - Киев: София, 2004. - 608 с.

18. Хорни К. Самоанализ : пер.с англ. - М. : Академ.проект, 2007. - 208 с.

19. Хьелл Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение: пер.с англ. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 606 с.

20. Чалдини Р. Психология влияния : пер.с англ. - 4-е междунар.изд. - СПб. : Питер, 2008. - 286 с.

21. Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуации сознания. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2007. - С.225-241.

22. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.- 416с.

Наши рекомендации