III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова.
1. Основные нервные процессы – это … и … .
2. Человек медлительный, уравновешенный, с устойчивыми устремлениями и настроением, со слабым внешним проявлением относиться к … .
3. Человек быстрый порывистый, неуравновешенный, склонный к бурным эмоциональным вспышкам относиться к … .
4. Человек с повышенной эмоциональной чувствительностью, глубоко переживающий даже незначительные события, относиться к … .
Тестовые вопросы по теме семинара «Характер»
I. Верно ли предложенное утверждение:
1. Характер относиться к психическим свойствам.
2. Характер в большей мере, чем темперамент зависит от социального воспитания.
II. Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Характер развивается и проявляется в системах отношений … а) «Я – окружающий мир»; б) «Я – другие люди»; в) «Я – деятельность»; г) все ответы верны.
2. Какие из перечисленных черт характера выражают отношение человека к другим людям?
а) аккуратность, бережливость, чувство нового; б) гуманность, чувство превосходства, общительность; в) чувство собственного достоинства, скромность, чувство чести; г) добросовестность, лень, бережливость.
3. Какие из перечисленных черт характера выражают отношение человека к самому себе? а) аккуратность, бережливость, чувство нового; б) гуманность, чувство превосходства, общительность; в) чувство собственного достоинства, скромность, чувство чести; г) добросовестность, лень, бережливость.
4. человек в полной мере способен управлять развитием своего характера … а) с рождения; б) с поступления в школу; в) при развитом самосознании; г) при развитом репродуктивном воображении.
5. Развитию и изменению характера препятствуют … а) ригидность человека; б) нежелание изменяться; в) психологические защиты; г) все ответы верны.
6. Выразительными признаками характера являются … а) поступки и действия; б) особенности речи; в) внешний облик; г) все ответы верны.
III. Дополните предложение или вставьте пропущенные слова:
1. Тип характера (по К.Леонгарду, А.Личко), характеризующийся низкой контактностью, замедленностью вербальных и невербальных реакций, склонностью к занудству, хамству, неуживчивостью в коллективе и властностью в семье, называется ... .
2. Акцетуация характера означает … .
Тестовые вопросы по теме семинара «Способности»
I. Верно ли предложенное утверждение:
1. Биологическим фактором, предпосылкой развития способностей психологи-материалисты называют задатки.
2. Психофизиологический механизм, который служит предпосылкой приобретения информации, ее переработки и применения и выражается в относительно устойчивой структуре умственных способностей, называется интеллектом.
3. Различия в степени развития и характере способностей - продукт врожденных задатков.
4. Способности тождественны умениям, причем связь эта взаимная.
5. Талант предполагает способность создавать что-то новое, достигать высоких результатов.
II. Выберите один или несколько правильных ответов:
1. Уровень проявления способностей зависит от … а) качества наличных знаний и умений; б) степени объединения знаний и умений в единое целое; в) «тренированности» самих мозговых структур, участвующих в познавательных и психомоторных процессах; г) биологически унаследованных свойств.
III. Сгруппируйте по соответствию буквы и цифры:
1 . А - общие способности; Б - специальные способности.
1) умственные; 2) точность движения рук; 3) математические способности;
4) литературные способности; 5) развитость памяти.
Ответьте на следующие вопросы:
4. Что нового вы узнали и чему научились на занятии?
5. Как эти знания и умения вы будите применять в профессиональной деятельности?
6. Что вам было непонятно и показалось сложным?
7. Над чем вы будите работать в дальнейшем?
Раздел 5. Тесты контроля знаний
1. Рубежный тест контроля по разделу «Познавательные психические процессы»
Инструкция №1: Внимательно прочитайте задание теста и выберите единственно правильный вариант ответ. Затем в бланке для ответов, выданного Вам преподавателем обведите кружком ваш вариант выбора. ВНИМАНИЕ:в каждом тесте только один вариант ответа верный, остальные похожи, но не точны. Для ответа на каждый тест даётся 1 минута.
Задания по тестам 1 группы
1. Данное определение: «? - процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях» характеризует:
2. Данное определение: «? - самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных действий.» характеризует:
3. Данное определение: «?– индивид обладающий рассудком, психической саморегуляцией поведения»
4. Данное определение: «?– интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности» характеризует:
5. Данное определение: «?–– конструирование вымышленных, часто далеких от реальности предметов и явлений» характеризует:
6. Данное определение: «?– процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, также чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды» характеризует:
7. Данное определение: «?– устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума» характеризует:
8. Данное определение: «?– это направленность и сосредоточенность психической деятельности.» характеризует:
9. Данное определение: «?– это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней»
10. Данное определение: «?–непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков» характеризует:
11. Данное определение: «?–образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти» характеризует:
12. Определение: «?–процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида» характеризует:
13. Данное определение: «?–регуляционные психические процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции.» характеризует:
14. Данное определение: «?–это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» характеризует:
Варианты ответа по тестам 1 группы
память | мышление | познавательный процесс | |||
ощущение | творчество | психический процесс | |||
внимание | воображение | эмоциональный и волевой процессы | |||
интеллект | восприятие | представление | |||
какой то другой психологический феномен |
Инструкция №2: Внимательно прочитайте задание теста и выберите несколько правильных вариантов ответа. Затем в бланке для ответов, выданного Вам преподавателем обведите кружком ваши варианты выбора. ВНИМАНИЕ: для ответа на каждое задание теста «Ж» даётся 3 минуты.
Задания по тестам группы «Ж»:
15. Общими закономерностями восприятия являются:
16. Основными видами мнемических процессов являются:
17. Основными качествами интеллекта являются:
18. Основными свойствами внимания являются:
19. Основными свойствами ощущений являются:
20. Основными уровнями и видами мышления являются:
Варианты ответа по тестам группы «Ж»: | |
устойчивость | |
узнавание | |
структурность | |
сохранение | |
словесно-символическое | |
словесно-логическое | |
синкретичное | |
распределение | |
предметность | |
практически – действенное | |
переключение | |
осмысленность | |
воспроизведение | |
обобщенность | |
наглядно-образное | |
модальность | |
локализация | |
концентрация | |
константность | |
интуитивное | |
интенсивность | |
избирательная направленность | |
запоминание | |
забывание | |
длительность | |
апперцепция |
2. Рубежный тест контроля по разделу «Психология личности»
Инструкция: Внимательно прочитайте задание теста и выберите единственно правильный вариант ответ. Затем в бланке для ответов, выданного Вам преподавателем обведите кружком ваш вариант выбора. ВНИМАНИЕ:в каждом тесте только один вариант ответа верный, остальные похожи, но не точны. Для ответа на каждый тест даётся 1 минута.
Задания по тестам 1 группы
1. Данное определение «– неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств» характеризует:
2. Данное определение «? – индивид как субъект общественных отношений и деятельности» характеризует:
3. Данное определение «? – определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» характеризует:
4. Данное определение «? – совокупность устойчивых ценностно-ориентационных и поведенческих качеств личности, тип поведения человека» характеризует:
5. Данное определение «? – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального» характеризует:
6. Данное определение «? – участник исторического процесса и общественного развития, познающий и преобразующий мир» характеризует:
7. Данное определение «? – это родовое понятие, указывающее на принадлежность существа к высшей ступени развития живой природы» характеризует:
8. Данное определение «?- человек как совокупность психических свойств и качеств, определяющих его деятельность и поведение» характеризует:
9. Данное определение «характеристика индивида со стороны нервно-динамических особенностей его психической деятельности» характеризует:
10. Данное определение «?– это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития» характеризует:
Варианты ответа по тестам 1 группы
А | человека | В | личность | Д | иной психологический феномен |
Б | индивида | Г | индивидуальность | Е | субъект деятельности |
Задания по тестам 2 группы
11. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: « … главную роль в объяснении поведения личности нужно отводить знаниям...» характерно для следующей зарубежной теории личности:
12. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: « … лишь незначительная часть того, что на самом деле происходит в душе человека и характеризует его как личность, осознается им актуально. Только небольшую часть своих поступков человек в состоянии правильно понять и объяснить… » характерно для следующей теории личности:
13. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… выдвигают на первый план сознание и самосознание субъекта, исходя из того, что основу развития личности составляет творческий процесс формирования и реализации ее собственных жизненных целей и ценностей… » характерно для следующей теории личности:
14. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… личность формируется и развивается в процессе общения в системе существующих социальных связей и отношений… » характерно для следующей зарубежной теории личности:
15. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… объясняют поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей…» характерно для следующей зарубежной теории личности:
16. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… они развивали представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности» характерно для следующей зарубежной теории личности:
17. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением, … чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности…» характерно для следующей зарубежной теории личности:
18. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… целесообразно вести изучение психики с точки зрения целостных структур – образов. При этом построение "психического образа» происходит как мгновенное "схватывание" его структуры…» характерно для следующей зарубежной теории личности:
19. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «…"ядро" личности составляет система ее отношений к внешнему миру и к самому себе, которая формируется под воздействием отражения сознанием человека окружающей действительности…» характерно для следующей зарубежной теории личности:
20. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «следует анализировать поступки личности исходя не только из сферы сознания, но и глубинной структуры подсознания, выделяя потребности в качестве движущего ее поступками фактора …» характерно для следующей зарубежной теории личности:
Варианты ответа по тестам 2 группы
А | когнитивной | Г | бихевиористской | Ж | гештальт-психологической |
Б | теории общения | Д | теории отношений | З | психоаналитической |
В | теории установки | Е | гуманистической | И | иной психологический подход |
Задания по тестам 3 группы
21. Динамическая структура личности К.К. Платонова включает в себя основные компоненты:
22. Структура личности А.Г. Ковалёва включает в себя следующие основные компоненты:
23. Структура личности Б.Г. Ананьева включает в себя следующие основные компоненты:
24. Структура личности В.Г. Крысько включает в себя следующие основные компоненты:
25. Структура личности З. Фрейда включает в себя следующие основные компоненты:
26. Структура личности К.Г. Юнга включает в себя следующие основные компоненты:
Варианты ответа по тестам 3 группы
А | направленность, характер, способности | Д | "Оно", "Я", "Сверх-Я" |
Б | темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов, мотивы и отношения, характер, способности | Е | направленность, социальный опыт, психические процессы, биопсихические свойства, характер, способности |
В | темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов, мотивы и отношения, характер, способности | Ж | черты личности (общие черты); личные диспозиции (индивидуальные черты) |
Г | Эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень | З | в полном объёме данные компоненты не обозначены ни в одном из вариантов ответов |
И | возрастно-половые свойства, индивидуально-типические (конституциональные, нейродинамические особенности и др.), психофизиологические функции, органические потребности, задатки, темперамент |
Задания по тестам 4 группы
27. Основными социально-психологическими механизмами социализации являются:
28. Основными социально-психологическими этапами социализации являются:
Варианты ответа по тестам 4 группы
А | идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность |
Б | адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия |
В | подражание, внушение, адаптация, индивидуализация, |
Г | идентификация, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация |
Д | внушение, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия |
Е | трудовая стадия, послетрудовая стадия, социальная фасилитация, конформность |
Ж | идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия |
З | социальная фасилитация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия |
Тест итогового контроля
Инструкция №1: внимательно прочитайте задания, выберите единственно правильный вариант ответа и обведите «кружком» ваш вариант выбора.
1. Данное определение «??? – индивид как субъект общественных отношений и деятельности» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.
2. Данное определение «???– неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект.
3. Данное определение «??? – участник исторического процесса и общественного развития, познающий и преобразующий мир, носитель разума» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.
4. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… целесообразно вести изучение психики с точки зрения целостных структур – образов. При этом построение "психического образа» происходит как мгновенное "схватывание" его структуры…» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.
5. Данное определение «??? – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.
6. Данное определение «??? – определяемое включённостью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.
7. Основные социально-психологические механизмы социализации: А)фасилитация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия; Б) адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия; В) идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность; Г) внушение, адаптация, индивидуализация; Д) идентификация, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация; Е)в полном объёме данных компонентов нет ни в одном из вариантов.
8. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… объясняют поведение личности исходя из стремления человека к самоактуализации, реализации всех своих возможностей…» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.
9. Данное определение «???- человек как совокупность психических свойств и качеств, определяющих его деятельность и поведение» характеризует: А)личность; Б) индивидуальность; В) иной психический феномен; Г) человека; Д) индивида; Е) субъект деятельности.
10. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… психология должна заниматься не душевными явлениями, недоступными научному наблюдению, а поведением, … чтобы научиться "просчитывать" и программировать поведение личности…» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.
11. Динамическая структура личности К.К. Платонова включает в себя следующие основные компоненты: А)мотивы, характер, способности; Б) направленность, социальный опыт, психические процессы, биопсихические свойства, характер, способности; В) темперамент, индивидуальные качественные особенности психических процессов, мотивы и отношения, характер, способности; Г) эго, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, персона, анима, анимус и тень; Д) черты личности (общие); личные диспозиции (индивидуальные черты); Е) в полном объёме данных компонентов нет ни в одном из вариантов.
12. Содержание данного научного подхода к пониманию личности: «… они развивали представление об установке как готовности личности к восприятию будущих событий в определенном направлении действий, что является основой ее целесообразной избирательной активности» характерно для теории личности: А)психоаналитической; Б) общения; В) отношений; Г) установки; Д) бихевиористской; Е) гештальт-психологической; Ж) гуманистической; З) когнитивной.
13. Основные социально-психологические пути (стадии) социализации:
А)фасилитация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия;
Б) адаптация, индивидуализация, интеграция, трудовая стадия, послетрудовая стадия;
В) идентификация, подражание, внушение, социальная фасилитация, конформность;
Г) внушение, адаптация, индивидуализация;
Д) идентификация, социальная фасилитация, конформность, адаптация, индивидуализация;
Е)в полном объёме данных компонентов нет ни в одном из вариантов.
Инструкция № 2: внимательно прочитайте каждое задание, узнайте психологический феномен и допишите единственно правильный вариант ответа:
14. Данное определение: «??? - процесс обобщенного и опосредованного отражения устойчивых, закономерных свойств и отношений действительности, существенных для решения познавательных проблем, схематической ориентации в конкретных ситуациях» характеризует:______
15. Данное определение: «??? - самодетерминация активности человека, основанная на осознании значимости планируемого результата; реализуется в форме простых и сложных действий» характеризует: _______
16. Данное определение: «???–это способ взаимодействия и воздействия друг на друга» характеризует:___________________________
17. Данное определение: «???– индивид обладающий рассудком, психической саморегуляцией поведения» характеризует: _________________
18. Данное определение: «???– интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности» характеризует:_________
19. Данное определение: «???–– конструирование вымышленных, часто далеких от реальности предметов и явлений» характеризует:_____________
20. Данное определение: «??? – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков» характеризует:_________________________
21. Данное определение: «???– процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, также чувствительность человека к сенсорным воздействиям среды» характеризует:______
22. Данное определение: «???– устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможностей, механизм психической адаптации индивида к жизненным ситуациям, понимание существенных взаимосвязей действительности, включенность индивида в социокультурный опыт социума» - это?
23. Данное определение: «???– это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней» характеризует:__________
24. Данное определение: «???–образно-информационное моделирование действительности на основе рекомбинации образов памяти» характеризует:
25. Определение: «???–процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида» характеризует: __
26. Данное определение: «???–регуляционные психические процессы, которые обеспечивают сознательное поведение и спонтанно-импульсивные поведенческие реакции» характеризует: _____________________________
27. Данное определение: «???–совокупность актов психической деятельности» характеризует: ___________________________________
28. Данное определение: «???–это воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте» характеризует:_____________
29. Данное определение: «???– это направленность и сосредоточенность психической деятельности» характеризует:__________
30. Внимательно прочитайте этот текст, узнайте психологические феномены, о которых в нём говорится, и напишите внизу свои варианты ответа.
Исторический документ №1. Особое значение для России имело взятие Измаила (1790). После тщательной подготовки и учений войск А.В. Суворов назначил время штурма. Желая избежать кровопролития, он отправил коменданту крепости письмо с требованием сдачи: «24 часа - воля, первый-выстрел - уже неволя, штурм - смерть». Возмущённый турецкий паша ответил отказом: «Скорее Дунай остановится в своем течении, небо упадет на землю, чем сдастся Измаил». Русские войска штурмовали город в 4 часа утра. После 10-часового штурма Измаил был взят. Русские солдаты ликовали, приветствовали и славили своего полководца. В стане пленённых противников царили уныние и траур.
В этом документе описаны психологические феномены:
1)________________________________________________________
2)________________________________________________________
3)________________________________________________________
4)________________________________________________________
5)________________________________________________________
6)________________________________________________________
Список литературы
1. Абдурахманов Р.А. История психологии. – 2-е изд., стер. - М.: МПСИ, 2008. - 326 с.
2. Большой психологический словарь / Сост. И общ. Ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко,- СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2003.- 633с.
3. Гамезо Г.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 276 с.
4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учеб. пособие для вузов по направлению и спец."Психология" 2007. – 320с.
5. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности : учеб.пособие для вузов по направлению и спец."Соц.работа". - 3-е изд., перераб. - СПб. : Питер, 2010. - 512 с.
6. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2001.
7. А.А.Крылов, С.А.Маничев Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии ЗАО Издательский дом "ПИТЕР. 2005- 562с.
8. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия.- СПб: Питер, 2007. – 320с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность и сознание. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2001.
10. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2001.
11. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2007. – 583с.
12. Общая психология: Учебное пособие. / Краснов А.Н. и др. - Ростов н/Д: «Феникс», 2006. - 384с.
13. Матяш Н.В. Общая психология: готовимся к экзаменам : учебно-метод.пособие / Н. В. Матяш ; Т.А.Павлова. - М. : Пед.о-во России, 2010. - 206 с.
14. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии. – М., 2004.- 449с.
15. Фрейд З. Я и Оно. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2005. - С.184-203.
16. Фрейд З. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост., научн. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. — М.: Просвещение, 2007.– 75с.
17. Холл М. и др. Структура личности / Холл М., Боденхамер Б., Болстэд Р., Хэмблетт М. - Киев: София, 2004. - 608 с.
18. Хорни К. Самоанализ : пер.с англ. - М. : Академ.проект, 2007. - 208 с.
19. Хьелл Л. Теории личности : основные положения, исследования и применение: пер.с англ. / Л.Хьелл, Д.Зиглер. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2007. - 606 с.
20. Чалдини Р. Психология влияния : пер.с англ. - 4-е междунар.изд. - СПб. : Питер, 2008. - 286 с.
21. Ясперс К. Сознание и бессознательное. Флюктуации сознания. Хрестоматия: Психология сознания / Сост. И общая редакция Л.В.Куликова. СПб., 2007. - С.225-241.
22. Ярошевский М.Г. История психологии: от античности до середины ХХ века. – М., 1996.- 416с.