I. Вставьте пропущенные слова
1. Практически для правильной постановки ударения нужно знать длительность…слога.
2. Если Вы хорошо усвоили правила краткости, то не поставите ударение на гласном, за которым следует…
3. Гласный звук всегда долгий перед ..., а также перед буквами … или ...
4. Знаками долготы или краткости Вы должны пользоваться только в том случае, если за гласным…
II. Поставьте ударение и объясните длительность предпоследнего слога.
Brassicaceae | Urtica dioica | Inula helenium |
Pachycarpinum | Betula | Quercus petraea |
Zincum | Kalanchoe | Matricaria |
Retinolum | Eleutherococcus | Chamomilla |
hydrojodidum | Absinthium | magister |
Digitalis fer- | Leuzea | Frangula |
ruginea | Potentilla, | quantum satis |
Rubus idaeus | Hydrolysinum | Belladonna |
racemosa | Antipyrinum | Giycyrrhiza glabra |
Caryophyllinum | Oliva | Aloe arborescens |
aromaticus | solutio Vikasoli | Oestradioli benzoas |
Quateronum | Ambosexum | oleum Persicorum |
Cuprum | Oxylidinum | Artemisia |
Phenoborbitalum | Capsicum | Lobelinum |
Amygdala | Dimoestrolum | Rheum |
aqua | Chininum | Alnus |
Thiopentalum | Chlorpyraminum | hydrobromidum |
medicamentus | Xeroformium | Claviceps purpurea rea |
Cyclodolum | Bacillus | turkestanicus |
Centaurium | Iodolipolum | Cinchona |
III. Укажите несколько правильных ответов
1.Термин с ударением на предпоследнем слоге:
1. decoctum
2. Glycyrrhiza
3. peritonaeum
4. apertura
5. sigmoideus
6. mandibula
2.Термины с ударением на предпоследнем слоге:
1. curatio
2. arachnoidea
3. insultus
4. pelvinus
5. periosteum
6. abductio
3. Термины с ударением на предпоследнем слоге:
1. Althaea
2. tendineus
3. adductorius
4. laryngealis
5. cupula
6. patella
4. Термины с ударением на третьем слоге от конца:
1. Crataegus
2. medulla
3. membranaceus
4. triquetrum
5. contortus
6. palatinus
5.Термины с ударением на третьем слоге от конца:
1. substantia
2. medicamentum
3. osseus
4. serratus
5. vertebra
6. maxilla
7. profundus
6. Укажите соответствие: «термины - ударный слог»:
1. arteriosus а. второй от конца
2. deformans б. третий от конца
3. patella
Литература и интернет-ресурсы:
Основная
1. Манвелян Э.А., Каюмова С.С. Латинский язык и основы терминологии. Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 234с.
2. Манвелян Э.А., Каюмова С.С. Латинский язык и основы терминологии. Учебно-методическое пособие). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 132с.
3. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы медицинской терминологии»: Учебник – М.: Медицина, 2009. – 448 с.
4. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»: Учебник. – М.: Медицина, 2007. – 448 с.
дополнительная:
1. Берко З.В., Знаменская С.В. Методические разработки по фармацевтической терминологии для студентов 1 курса стоматологического факультета. – Ставрополь: Изд-во СГМА, 2003.
2. Латинский язык / Под редакцией В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. – М.: Высшая школа, 2002. – 384 с.
3. Петрова Г.В. Латинская терминология в медицине: справ. - Учеб. пособие для медиков и фармацевтов. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 157 с.
4. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы медицинской терминологии»: Учебник – М.: Медицина, 2002. – 336 с.
5. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – 448 с.
Интернет-ресурсы:
1. Латинский язык и основы медицинской терминологии. www.medbook.net.ru/012602.shtml
2. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Литература для студентов медицинских вузов www.bolero.ru/books/9785225041106.html
3. Компьютерная литература. Латинский язык и основы терминологии. 4-е изд. .www.combook.ru/product/2077980
4. Латинский язык и основы терминологии для студентов медицинских институтов www.ozon.ru/context/detail/id/3794519
5. Латинский язык и основы терминологии www.kupitknigu.ru/books/1777687.shtml
6. http://latinsk.ru
a. www.lingualatina.ru
Тема 3. Морфология. Глагол. Четыре спряжения.
Цель:углубление, расширение и детализация знаний об элементах грамматики латинского и древнегреческого языков, о применении глаголов и глагольных форм в фармацевтической и медицинской терминологии; развитие изакрепление навыков правильного произношения слов на латинском языке; развитие культурно-нравственных и творческих способностей студентов с учётом социокультурной составляющей латинского языка.
Форма контроля СРС: практическое занятие с использованием интерактивных упражнений и творческих заданий.
Задания для самостоятельной работы:
I. Определите, от каких латинских глаголов происходят следующие заимствованные слова в русском языке:
стерилизация, экстрагент, фильтр, фильтрация, финал, перколятор (прибор), перколяция (техническая операция), мацерация (техническая операция), студент, доцент, препарат, лаборатория, аудитория, рефрижератор, инфундирка, лекция, лектор, контузия, формация, сигнатура (обозначение), валериана, консервант, репетитор, репетиция, экстракция, линимент (жидкая мазь).
II.Переведите короткие предложения, лишь в необходимых случаях обращаясь к словарю.
А. С латинского: 1. Adhibete caute. 2. Diu coque, tum refrigera et cola. 3. Primum praepara, deinde da. 4. Nota bene! 5. Festina lente. 6. Vivere est cogitare. 7. Divide et impera. 8. Noli nocere. 9. Noli infundere. 10. Sume medicamentum per se (в чистом виде). 11. Salve, collega! 12. Vale et ama me.
Б. С русского: 1. Быстро приготовь и раздели. 2. Переверни! 3. Растворите, затем профильтруйте. 4. Тщательно взболтайте и налейте. 5. Быстро простерилизуйте.
Литература и интернет-ресурсы:
Основная
1. Манвелян Э.А., Каюмова С.С. Латинский язык и основы терминологии. Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 234с.
2. Манвелян Э.А., Каюмова С.С. Латинский язык и основы терминологии. Учебно-методическое пособие). Ставрополь: Изд-во СГУ, 2010. – 132с.
3. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы медицинской терминологии»: Учебник – М.: Медицина, 2009. – 448 с.
4. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»: Учебник. – М.: Медицина, 2007. – 448 с.
дополнительная:
1. Берко З.В., Знаменская С.В. Методические разработки по фармацевтической терминологии для студентов 1 курса стоматологического факультета. – Ставрополь: Изд-во СГМА, 2003.
2. Латинский язык / Под редакцией В.Н. Ярхо, В.И. Лободы. – М.: Высшая школа, 2002. – 384 с.
3. Петрова Г.В. Латинская терминология в медицине: справ. - учеб. пособие для медиков и фармацевтов. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 157 с.
4. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы медицинской терминологии»: Учебник – М.: Медицина, 2002. – 336 с.
5. Чернявский М.Н.«Латинский язык и основы фармацевтической терминологии»: Учебник. – М.: Медицина, 2002. – 448 с.
Интернет-ресурсы:
1. Латинский язык и основы медицинской терминологии. www.medbook.net.ru/012602.shtml
2. Латинский язык и основы медицинской терминологии. Литература для студентов медицинских вузов www.bolero.ru/books/9785225041106.html
3. Компьютерная литература. Латинский язык и основы терминологии. 4-е изд. .www.combook.ru/product/2077980
4. Латинский язык и основы терминологии для студентов медицинских институтов www.ozon.ru/context/detail/id/3794519
5. Латинский язык и основы терминологии www.kupitknigu.ru/books/1777687.shtml
6. http://latinsk.ru
7. www.lingualatina.ru
Темы 4. Глагол. Инфинитив. Повелительное наклонение.
Цель:углубление, расширение и детализация знаний о применении глаголов, глагольных форм в фармации; развитие культурно-нравственных и творческих способностей студентов с учётом социокультурной составляющей латинского языка.
Форма контроля СРС: коллоквиум.
Задания для самостоятельной работы:
I. Определите спряжение и образуйте формы повелительного наклонения:
studēre – изучать, laborāre – работать, punīre – наказывать, salvēre – здравствовать, excusāre – извинять, legĕre – читать.