VIII. Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.
Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь, усталость, эмоциональный дискомфорт); возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; предъявление заданий через микрофон; получение большого объема данных; возможность наблюдения затем, как выполняется задание; разработка стандартизированных программ тестирования; предъявление заданий в максимально формализованном виде; использование сложных категорий ответов; упрощение функций экспериментатора; возможность использования проективных методик; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; экономия тестового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с множественным выбором; малый репертуар форм заданий; применение гибких тестовых заданий.
IX. Прокомментируйте следующие тезисы. С чем в них можно и нельзя согласиться? Уясните, почему недопустимо абсолютизировать роль метода и недооценивать содержательно предметную сторону познания?
1. Знание методологии важнее знания самой дисциплины. Для творцов науки важнее всего сам светильник, т. е. метод, освещающий дорогу, нежели пройденный участок пути.
2. Ни одна теория не рождается без участия соответствующего метода. И все же во взаимодействии теоретических знаний и методов первичными оказываются те или иные объективные связи и отношения объективного мира, зафиксированные в человеческих знаниях.
3. Метод – это та же теория, но повернутая своим острием на процесс дальнейшего познания и преобразования мира.
4. Метод – самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования... При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит пенных, точных данных.
(Задачи представлены из книги: Сапогова, Е. Е. Задачи по общей психологии / Е. Е. Сапогова. – М., 2004. – 447 с.)
Тестовые задания
1..Метод исследования – это … достижения поставленных целей.
А) способ; Б) средство; В) процесс; Г) результат.
2. Метод исследования в психологии, предполагающий диалог исследователя с испытуемым – это …
А) опрос; Б) тест; В) наблюдение; Г) эксперимент.
3. Принцип исследования в психологии, предполагающий рассмотрение психических явлений в постоянном изменении, движении, называется принципом:
А) детерминизма; Б) развития; В) гуманизма; Г) объективности.
4. Какой из названных методов исследования в психологии является теоретическим?
А) наблюдение; Б) эксперимент; В) абстрагирование; Г) опрос.
5. Под экспериментальной психологией понимается:
а) отрасль психологии, имеющая свой особый предмет изучения, который
заключается в исследовании психических явлений;
б) совокупность психологических знаний, которые выявляются путем эксперимента;
в) система частных методов и методик, при помощи которых изучаются
психические явления.
В чем отличие термина «психология эксперимента» от термина «экспериментальная психология»?
а) нет отличий – это одно и то же;
б) первый термин обозначает особый предмет психологических знаний,
который заключается в исследовании психических явлений, проявляющихся в ходе эксперимента;
в) второй термин определяет особый предмет психологических знаний, который заключается в изучении сущности отношений между исследователем и испытуемым в ходе эксперимента.
7. Сущностью экспериментального метода является:
а) наблюдение за испытуемым в период работы с
ним в специально созданных экспериментальных условиях;
б) тестирование объекта исследования для получения определенной ин-
формации в ходе эксперимента;
в) моделирование изучаемых психических явлений, воздействие на модель
независимыми переменными для измерения экспериментальных переменных.
8. К основным формам экспериментального исследования относятся:
а) идеальный эксперимент, эксперимент полного соответствия;
б) лабораторный и естественный эксперимент;
в) реальный эксперимент, моделирование.