Предмет и методы геронтопсихологии

Предмет и методы геронтопсихологии

Цель:сформировать и закрепить представления об истории и перспективах развития, теоретико-методологической основе геронтопсихологии

Основные вопросы:

1. Понятие старости и старения. Неоднозначность понятия «старение».

2. Место геронтопсихологии в системе наук: геронтология, психология, социология.

3. Предмет геронтопсихологии. Основные этапы развития геронтопсихологии. Перспективы геронтопсихологии как науки.

4. Методы геронтопсихологии.

5. Виды исследований в геронтопсихологии. Особенности проведения эксперимента.

Темы рефератов:

1. Основные проблемы геронтопсихологии.

2. Традиционное отношение к старости.

3. Психологические подходы к старости в рамках геронтопсихологии, психологии развития.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 2.

Психологические и социальные теории старения

Цель:сформировать и закрепить представления об основных теоретических подходах в геронтопсихологии

Основные вопросы:

1. Биологические теории старения.

2. Проблема психологического старения в работе Фрэнсиса Гальтона.

3. Теория Э. Эриксона: стадии развития личности.

4. Теория субкультуры для пожилого возраста.

5. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.

Темы рефератов:

1. Стереотипное отношение к старым людям.

2. Молекулярные и клеточные механизмы старения

3. Теории социальных изменений в пожилом возрасте.

4. Особенности отношения к пожилым людям в разные эпохи.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 3.

Понятие о психическом старении

Цель:сформировать и закрепить представления о старости как особом возрастном периоде развития, рассмотреть основные подходы к периодизации второй половины жизни человека

Основные вопросы:

1. Проблема периодизации психического развития. Критерии выделения возрастных периодов. Понятие «психический возраст».

2. Подходы к периодизации второй половины жизни (Ш.Бюлер, Э.Эриксон, Б.Ливерхуд, Г. Цукерман, В.И.Слободчиков).

3. Старость как особый период возрастного психологического развития. Сопоставление периода старения с другими психологическими возрастами.

Темы рефератов:

1. Периодизации второй половины жизни. Особенности периодизаций пожилого и старческого возраста.

2. Морфофункциональные изменения в пожилом возрасте и связанные с ним психологические проблемы.

3. Положение старого человека в обществе.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 4.

Высшие психические функции и их расстройства в старости

Цель:сформировать и закрепить представления об особенностях и изменениях психических функций в пожилом и старческом возрасте

Основные вопросы:

1. Биологическое старение.

2. Когнитивное старение. Болезнь Альцгеймера. Болезнь Пика.

3. Интеллект пожилого человека – особенности и своеобразие.

4. Возрастные изменения в эмоциональной сфере.

5. Профилактика психических расстройств в пожилом возрасте.

Темы рефератов:

1. Когнитивные изменения в пожилом и старческом возрасте.

2. Мудрость как продуктивное новообразование пожилого возраста.

3. Психологический витаукт как механизм стабилизации Я-концепции.

4. Изменения в эмоциональной сфере пожилых людей.

5. Особенности отношения к смерти в пожилом возрасте.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 5

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Козлова Т.З. Пенсионеры оценивают свою прошлую жизнь // Психология зрелости и старения. – 2001. № 2. – С. 127-134.

5. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 6.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

5. Шавкова У.Г. Влияние понимания смысла жизни на переживание старения пожилых людей / У.Г.Шавкова // Психология зрелости и старения. - 2021. - N 3. - С. 91 - 100.

Практическое занятие 7.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Волкова Е.В. Психологическая помощь в преодолении психологического кризиса, вызванного тяжелой болезнью / Е.В. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №1. - С. 55-71. ; Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №2. - С. 62-70.

3. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

4. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

5. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 8.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Волкова Е.В. Психологическая помощь в преодолении психологического кризиса, вызванного тяжелой болезнью / Е.В. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №1. - С. 55-71. ; Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №2. - С. 62-70.

3. Ермолаева М. В. Субъектный подход в психологии развития взрослого человека. – М.: МПСИ, 2008

4. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

5. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

6. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 9.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с.

3. Волкова Е.В. Психологическая помощь в преодолении психологического кризиса, вызванного тяжелой болезнью / Е.В. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №1. - С. 55-71. ; Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №2. - С. 62-70.

4. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

5. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

6. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. - Р/нД.: Феникс, 2008. - 603 с.

7. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 10.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с.

3. Волкова Е.В. Психологическая помощь в преодолении психологического кризиса, вызванного тяжелой болезнью / Е.В. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №1. - С. 55-71. ; Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №2. - С. 62-70.

4. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

5. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

6. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. - Р/нД.: Феникс, 2008. - 603 с.

7. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 11.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. – М., Академический проект, Символдрама. – ЕГУ, Минск, 2011г.

3. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии. СПб.: Речь, 2010

5. Копытин А.И. Методы арт-терапии в преодолении последствий травматического стресса: методическое пособие. – СПб., 2015. – 120с.

6. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

7. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 12.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с.

3. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии – Спб.: Питер, 2003.-304с.

4. Волкова Е.В. Психологическая помощь в преодолении психологического кризиса, вызванного тяжелой болезнью / Е.В. Волкова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №1. - С. 55-71. ; Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2004. - №2. - С. 62-70.

5. Ермолаева М. В. Практическая психология старения – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-320 с.

6. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

7. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

8. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. - Р/нД.: Феникс, 2008. - 603 с.

9. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 13.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ермолаева М. В. Практическая психология старения – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-320 с.

3. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

4. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

5. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. - Р/нД.: Феникс, 2008. - 603 с.

6. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

7. Ялом И. Стационарная групповая психотерапия. –М., 2011. – 479 с.

Практическое занятие 14.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ермолаева М. В. Практическая психология старения – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002.-320 с.

3. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

4. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

5. Минигалиева М.Р. Психологическое консультирование: Теория и практика. - Р/нД.: Феникс, 2008. - 603 с.

6. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

7. Ялом И. Стационарная групповая психотерапия. –М., 2011. – 479 с.

Предмет и методы геронтопсихологии

Цель:сформировать и закрепить представления об истории и перспективах развития, теоретико-методологической основе геронтопсихологии

Основные вопросы:

1. Понятие старости и старения. Неоднозначность понятия «старение».

2. Место геронтопсихологии в системе наук: геронтология, психология, социология.

3. Предмет геронтопсихологии. Основные этапы развития геронтопсихологии. Перспективы геронтопсихологии как науки.

4. Методы геронтопсихологии.

5. Виды исследований в геронтопсихологии. Особенности проведения эксперимента.

Темы рефератов:

1. Основные проблемы геронтопсихологии.

2. Традиционное отношение к старости.

3. Психологические подходы к старости в рамках геронтопсихологии, психологии развития.

Литература

1. Абрамова Г.С. Психология человеческой жизни: исследования геронтопсихологии: учебное пособие. – М.: Академия, 2009. – 224 с.

2. Ильин Е.П. Психология взрослости. – М.,2012. - 542 с.

3. Краснова О.В. Социальная психология старения: учебное пособие. – М.: Академия, 2010. – 288 с.

4. Стюарт-Гамильтон. Психология старения. – СПб: Питер, 2010. – 990 с.

Практическое занятие 2.

Наши рекомендации