Психология больших социальных групп и массовые психические явления
Теоретические проблемы
Исследования больших
Социальных групп
Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследователи давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием духа народа, «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др.). Социальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Изучением больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистски ориентированные ученые, исключая, может быть, исследование толпы, паники. В отечественной психологии внимание исследователей привлекал ряд общих — теоретических и методологических — проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп.
Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г.М. Андреева, А.И. Горячева, М.Г. Макаров, Г.Г. Дилигенский, О.И. Зотова, В.В. Новиков, Е.В. Шорохова, Е.С. Кузьмин, И.Т. Левыкин, А.Р. Лу-рия, Б.Д. Парыгин, Б.Ф. Поршнев, В.В. Шаронов и др.
Виды больших социальных групп.Существуют два вида общностей людей, которые определяют специфические социально-психологические особенности групп. Основанием групп первого вида служат
объективные социальные связи. Класс, как большую группу, характеризует место, которое он занимает в системе объективных социально-экономических отношений, положение, детерминированное общественным разделением труда. Основанием для выделения нации как общности служит определенная система объективных социальных связей. Для половозрастных общностей существуют реальные половые, демографические характеристики. Принадлежность людей к этим группам не зависит от их воли и сознания, она определена объективно. К другому типу общностей относятся группы, принадлежность к которым является результатом сознательного стремления людей к объединению на основе общих целей и ценностей. Примерами таких общностей являются ассоциации, партии, конфессиональные группы, общественные движения. Разделяя большие группы на эти два класса, Г.Г. Дилигенский [1975] использует понятие психологической общности. Для уяснения сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б.Ф. Поршнева [ 1974, 1979] о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества.
В первом случае явления, состояния, возникающие в общности (психология класса), отражают объективные связи и отношения, оказываются вторичными по отношению к этим объективным процессам. Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу. В данном случае психологическая общность — первичное основание.
Большие социальные группы классифицируются по разным признакам.
По времени различаются длительно существующие большие группы — классы, нации и коротко существующие — митинги, аудитории, толпа. По характеру организованности—неорганизованности: толпа, партии, союзы. Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации).
По примеру классификации малых фупп можно говорить об условных и реальных группах. Существенным считает-
ся признак контактности, взаимодействия. Половозрастные, профессиональные группы являются не реальными, а условными. К реальным большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Критерием разделения больших социальных групп может выступать показатель наличия определенного количества общих признаков и механизма связей с общностью. Так, Дилигенский выделяет типы социальных групп. Объединение людей, имеющих общий объективно существующий и социально значимый признак, представляет собой типологическую группу. Таким признаком может быть демографический показатель. В этом случае типологическую группу составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика данных групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (на производстве, в семье). По своему составу они гомогенны, однородны.
Второй тип групп составляют люди, сознательно стремящиеся к объединению (религиозные группы, партии, союзы, общественные движения). По социальному составу эти группы разнородны, гетеро-генны; по социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы типологические. Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной.
Предмет психологии большихгрупп. Г.М.Андреева [2002] ставит вопросы, подлежащие изучению: 1) какие группы следует рассматривать в качестве «больших»; 2) какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи; 3) каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой групповой психоло-
гии; 4) какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?
По мнению Дилигенского, психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных действий в групповые; анализ группы как субъекта действия. Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объективной социальной общностью и общностью социально-психологической, исследования путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым [Дилигенский, 1975].
Уровниразвития больших социальных групп. В историческом развитии общество, конкретно — отдельные социальные группы, проходят ряд этапов. Эти этапы соответствуют уровню развитости групп. Согласно классификации Дилигенского, таких уровней три.
Первый — низкий уровень — типологический. Характеризуется тем, что члены группы объективно сходны между собой по каким-то признакам. Эти признаки могут иметь существенное значение в регуляции их индивидуального поведения, но не составляют основания для создания психологической общности. Объединенные по этим признакам люди представляют совокупность индивидов, но не составляют единства. Примером служат предприниматели на первых этапах формирования этой социальной группы в нашей стране. Каждый из них занимался своим делом, осуществлял специфический вид деятельности; связь с другими предпринимателями проходила благодаря механизмам взаимодействия так же, как с другими людьми.
Второй уровень развития социальной группы характеризуется тем, что ее члены осознают свою принадлежность к данной группе, идентифицируют себя с ее членами. В примере с предпринимателями этот уровень означает, что они причисляют себя к новой социальной общности. Это уровень идентификации.
Третий уровень предполагает готовность членов группы к совместным дей-
ствиям во имя коллективных целей. Они осознают общность своих интересов. Класс в себе как общность переходит на положение класса для себя. Предприниматели, например, осознавая общность своих интересов, отличных от интересов других социальных общностей, объединяются в ассоциации, союзы, корпорации, устанавливают взаимные контакты с другими объединениями; на общих собраниях, съездах вырабатывают программу, стратегию и тактику деятельности. Предпринимательство сформировалось как социальная общность и социальное движение в России. Этот уровень развития социальных групп Дилигенский называет уровнем солидарности. Можно его обозначить как уровень интегрированности.
Уровень развития социально-психологической общности групп позволяет установить их реальную роль в общественно-историческом процессе в целом, детерминирует развитие тех или иных социальных событий, явлений и т. д.
Факторы, определяющие уровеньпсихологической общности группы.Всякая общность вступает во взаимодействие с другими общностями и в «чистом» виде не существует. Класс включает в себя слои; классовые «границы» не совпадают с национальными, профессиональными, половыми и т. д. Эти общности могут перекрещиваться, причем неоднократно. Степень включенности людей в эти разные общности, идентификация с какой-то из них и взаимоотношения между ними определяют социально-психологический статус группы.
Дилигенский в качестве одного из факторов, определяющих социально-психологическую общность, выделяет степень эмпиричности, очевидности, непосредственности отражения в сознании членов группы признаков, позволяющих идентифицировать свою группу и выделить ее от «чужих». Непосредственность некоторых идентификационных признаков остается очевидной, несмотря на общественно-исторические изменения. Таковыми считаются, например, признаки расы, языка, пола. Другие признаки ста-
новятся менее непосредственно воспринимаемыми. В частности, классовые характеристики социальных групп в настоящее время не столь определенны, как это было несколько десятилетий тому назад. Так, размытыми являются характеристики представителей буржуазии, рабочего класса, интеллигенции. Появление новых общностей — предпринимателей, «новых русских» усиливает этот процесс неопределенности в классификациях общностей.
На уровень развития общностей влияет характер внутри- и межгрупповых коммуникаций. Отграниченность разных общностей от других, характерная, например, для общинного крестьянства России, разрушена более тесными внутрисельско-хозяйственными объединениями, контактами, наиболее интенсивными связями с городом. Средства массовой информации включают ранее разобщенные группы в общее информационное поле, в контекст более широких социальных процессов.
Объективная возможность сменить реальную связь с одной группой на связь с другой существенно влияет на прочность социальных взаимодействий в своей группе, снижая уровень ее интегрированности. Социальная мобильность выступает как фактор, ослабляющий процесс идентификации у служащих, представителей интеллигенции. Для последней характерным стало падение престижа высшего образования и причисление себя скорее не к социальному слою, а к работнику по виду профессий.
Цементирующим признаком социально-психологической общности является идеология. Объединения людей в борьбе с угнетателями, колонизаторами, за национальную независимость, в защите отечества, за социальные изменения возникали на основе идей. Эти идеи выступали как организующее начало, стимул к объединенным действиям. История общества полна этими примерами. Для объединения людей в социально-психологические общности стимул определяет групповые мотивации поведения людей.
Исключительное место в системе фак-
торов, определяющих социально-психологическую общность групп, занимает ее общественно-исторический опыт. Он опирается на общность положения группы, ее признаки, отличительные по разным параметрам организационные предпосылки, идеологию. Но системообразующим признаком этого опыта является практика коллективного действия. Ее положительный результат входит в фонд социальной памяти народа, групп, общностей. Видом этой социальной памяти являются архетипы, описанные К. Юнгом.
Элементы общественной психологии. Психические явления в больших группах могут быть отнесены к сферам психики. Подобно тому, какие сферы существуют в общей психологии, можно говорить о когнитивной, потребностно-мотивационной, аффективной и регулятивно-волевой сферах. Все психические процессы этих сфер в психологии больших групп приобретают свои специфические особенности.
Так, к когнитивной сфере относятся коллективные представления, социальное мышление, общественное мнение, общественное сознание, менталитет. Когнитивные процессы в больших общностях являются отражением социальных процессов, статуса групп в системе общественных отношений, уровня развития духовной жизни общества. Общественно-исторические процессы определяют содержание познавательных процессов, изменяется объект познания. О чем думают люди, что их волнует, — вопросы, которые меняются в зависимости от общественных условий. Но общественная детерминация психических групповых процессов касается и их содержания, и способов отражения объективной действительности. Историчным является не только понятийный, категориальный строй мышления, но и его стиль. Известны особенности восточного и западного стилей мышления; своеобразным является менталитет того или иного народа в разные периоды его исторического развития. Эмпирические исследования А.Р. Лурии показали своеобразие чувственного и понятийного отражения действительности в условиях существенных
социальных и культурно-исторических преобразований жителей среднеазиатских народов бывшего СССР [Лурия, 1974]. В когнитивной сфере закрепляются способы и механизмы, с помощью которых возникают, сохраняются, изменяются представления, стереотипы, ориентации, ценности. В различных социальных средах складываются более или менее благоприятные условия для развития тех или иных когнитивных особенностей. Когнитивные структуры — основа обыденной психологии. Высший их уровень — сознание общности, которое в форме идей, теорий составляет идеологию отдельных общностей, идеологию общества в целом.
Мотивационно-потребностная сфера представляется общегрупповой мотивацией, групповыми потребностями, ценностями, интересами, целями, установками, идеалами. В этом перечне мотивационных элементов потребности составляют в известном смысле базисную характеристику психологии человека. Классы и большие социальные группы в психологическом отношении различаются прежде всего своими потребностями, интересами, идеалами.
Независимо от того, рассматривать ли потребности как нужду (что делает ряд авторов) или как движущую силу активности личности, в них заключен социальный смысл. Высказанная В.Н. Мясищевым точка зрения на потребности точнее всего отражает их социально-психологическую сущность. Потребность, по его мнению, отражает единство нужды и побуждения, тяготения к определенному объекту. Он считает, что потребность представляет отношения к объективной действительности.
Как элемент общественной психологии потребности возникают и развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Особый интерес для психологии социальных групп имеет деление групповых потребностей на два вида:
1) потребности группы как данной системы, нуждающейся в определенных условиях своего функционирования;
2) потребности большинства личностей, входящих в данную группу, т. е. типичные для группы потребности.
Потребности второго рода, типичные «массовые» для данной группы, возникают как из необходимости функционирования группы, так и из общности социальной среды, в которой находятся члены данной группы (см.: [Социальная психология, 1979, с. 74—75]).
Для психологии больших групп в определенный период общественно-исторического периода важно действие закона развития потребностей, соотношение индивидуальных и коллективных потребностей, развитие высших по своей природе социально-психологических потребностей — познавательных и эстетических, потребностей в труде, в общении.
В нашем сравнительном исследовании истории развития психологических особенностей российского крестьянства [Зотова, Новиков, Шорохова, 1983] были показаны существенные изменения потребностей в разные исторические периоды развития России.
С потребностями в психологии больших групп органически связаны интересы. В интересах субъективно отражаются материальные условия существования общности. В них выражается направленность психики и деятельности, стремящейся к удовлетворению потребностей. «Психологически, — считает А.И. Горячева, — интерес переживается в виде чувственного и сознательного тяготения к некоторому объекту в силу жизненной значимости и эмоциональной привлекательности последнего» [Горячева, 1965, с. 220].
Специфическое место в побудительной сфере имеют общественные интересы. В них отражаются потребности общества в целом, отдельных социальных групп.
В процессе общественного развития интересы, так же как и потребности, развиваются. Особенно это ярко проявляется в периоды резких социально-экономических и политических преобразований. Например, интерес к новому делу, предпринимательству, в России возник в ходе этих преобразований.
Интерес рабочих России к революционной деятельности резко возрос в предоктябрьский период 1917 г.
Вмотивационной сфере существенное место занимают жизненные ориентации. Они представляют собой систему предпочтений, проявляющихся в осознанном или бессознательном избирательном поведении, выборе мотивации в альтернативных условиях. В них выражаются цели деятельности групп, личностей, отношение к будущему. Они определяют предпочитаемую сферу их жизнедеятельности. Это личностно обусловлено уровнем притязаний, реальными возможностями и самооценкой человека.
Тщательный анализ типологии ориентации в капиталистическом обществе содержится в работах Дилигенского. Он выделяет несколько типов таких ориентации: статус-кво (прожить как-нибудь, остаться на поверхности); карьеристский тип (выбиться в люди, сделать карьеру, добиться успеха в пределах данной организации); предпринимательский тип (расширить дело, добиться большей независимости, власти, влияния); гедонистическая ориентация (на досуг, на развлечения); ориентация на материальное потребление, в более обнаженном виде — это потребительская ориентация; социально-патологическая ориентация; ориентация на творчество (это уровень самоактуализации личности); ориентация на борьбу за определенные социальные идеалы [Дилигенский, 1971,1975, 1994].
С этими типами ориентации можно встретиться и в нашем современном обществе.
Идеалы выступают высшей формой побуждения социальной деятельности. Идеал в социально-психологическом плане — это образное отражение какого-нибудь реального или нереального явления. «Идеал для всякой эпохи, — писал А.И. Герцен, — она сама, очищенная от случайности, преображенное созерцание настоящего. Разумеется, чем всеобъемлемее и полнее настоящее, тем всемирнее и истиннее его идеал» [Герцен, с. 87].
Групповые потребности, интересы, ценности, принятые членами социальных групп, составляют фонд общегрупповой мотивации. Они выступают стимулами и
мотивами деятельности и поведения людей, определяя направленность личности и групп.
Аффективная сфера психологии больших групп включает чувства, эмоции и настроения.
Специфическими для больших групп являются социальные чувства. При этом два смысла включаются в определение «социальные чувства». В первом случае речь идет о чувствах, в которых отражается эмоциональное отношение к фактам, ситуациям, учреждениям социальной действительности. Во втором носителями социальных чувств являются объединения людей, социальные общности. В обоих этих случаях отношения людей играют важную роль в их общении, взаимовлиянии, взаимодействии.
Общественные настроения выступают одним из важных феноменов психологии больших групп. В них в яркой форме отражаются отношения и оценка людьми состояния объективных процессов и психических феноменов, господствующих в определенные периоды общественного развития. Обстоятельная характеристика общественных настроений содержится в работах Б.Д. Парыгина [Парыгин, 1966]. В качестве особенностей коллективных настроений, по сравнению с индивидуальными, он выделяет: гораздо большую социальную, чем индивидуальную, обусловленность; коллективное настроение — продукт всей системы социальных (экономических, политических, идеологических) отношений, высокая степень социальной детерминированности. В них фактор физического самочувствия отступает на задний план перед социальным фактором (условиями материальной жизни людей, их отношениями на производстве, в быту и т.д.).
Деятельностную сферу психологии больших групп составляет коллективная деятельность и групповое поведение. Для Дея~ тельности больших социальных групп специфическими являются цели деятельности, ее структура, субъекты деятельности, ее формы. По своему социальному назначению существенно различаются професси-
ональная деятельность, общественная деятельность, социальные движения.
Формы проявления психологии больших групп.Все четыре сферы психологии больших социальных групп органически взаимосвязаны. Их своеобразное сочетание в конкретных общественно-исторических условиях проявляется двояким образом:
1) как характеристика типичной личности представителя определенной общности;
2) как характеристика психического склада общности (народа, класса, нации).
Психический склад — наиболее устойчивое образование в психологии общности. К нему относятся социальный характер, традиции,обычаи, привычки, нравы. Эти явления характерны для разных общностей.
Социальный характер группы, народа определяется специфической культурой, системой знаков, символов, обычаев. Он формируется в конкретных условиях под воздействием социального бытия, той системы ценностей, ориентации, в которых проходит процесс социализации. Характер с определенной логикой и последовательностью детерминирует одну линию поведения, одни поступки и исключает другие.
Традиции — это исторически сложившиеся под влиянием определенных условий жизни узаконенные способы воспроизведения исторически сложившихся правил, норм поведения, отношений людей.
Другим составным элементом психического склада общности являются обычаи — прочно установившиеся в той или иной социальной группе, у того или иного народа правила реагирования на конкретные события, осуществления некоторых общественно значимых действий (особые моменты трудовой деятельности, быта, семейной жизни, важные события в жизни человека: рождение, свадьба, характер праздников и др.). Обычай хранит определенный народный опыт, является символом каких-то ценностей, выработанных общностью, приучает уважать их. Он воспитывает определенное отношение к группе, к личности.
Элементом психического склада, примыкающим к социальным обычаям, являются предрассудки. Предрассудок — это укоренившееся в обществе мнение «без разумного отчета в основательности его» (В. Даль), но относящееся преимущественно к «предостерегательным, суеверным правилам». Предрассудки определяют отношения данной социальной группы к тем или иным природным или социальным явлениям. Бытовавшее до некоторого времени мнение, что предрассудки — удел недостаточно образованных, малокультурных людей, с ограниченным мировоззрением, не соответствует действительности. Фактически предрассудки в той или иной степени существуют у преобладающего большинства групп.
Целостную характеристику психологических особенностей социальных групп представляет образ их жизни. Образ жизни — это совокупность устоявшихся типичных для определенных социально-экономических отношений форм жизнедеятельности народов, классов, социальных групп, отдельных людей в материальном и духовном производстве, в общественно-политической и семейно-быто-вой сферах. По образу жизни можно определить, как люди живут, какими действиями и поступками руководствуются, каково их мышление, потребности, интересы, идеалы, умонастроения, содержание и формы общения, какие цели они преследуют. В образе жизни человека и общности выражается система их отношений к обществу, труду, другим общностям, другим людям, к себе. Эти отношения отражаются в мировоззрении, ценностных ориентациях, жизненных позициях, социальных и личностных установках, потребностях, стиле жизни и поведении.
6.6.2. Психология толпы
В понятие «толпа» часто вкладывается различное, неоднозначное содержание. Объясняется это тем, что оно используется, с одной стороны, в различных контекстах, а с другой — в различных языках, по-
этому имеет разное семантическое значение. В политической публицистике понятие толпы неоправданно связывают с любыми проявлениями массового недовольства, даже если они происходят в форме организованных, хорошо управляемых властями митингов и демонстраций.
С лингвистической точки зрения разночтения возникают в связи с тем, что в русском языке словом «толпа» переводятся иноязычные понятия, имеющие несколько другое содержание. Например, английское слово «crowd», как и французское «la foule», переводят у нас однозначно: толпа. А на самом деле эти слова означают скопление большого числа людей в ограниченном пространстве, поэтому они вполне применимы и к организованному митингу, и к аудитории театральных зрителей или студентов, и к неорганизованной массе. В западной психологии эти понятия интерпретируются так же, как синонимы слов «масса», «массовость», и в таком понимании их связывают с революционными и общественными движениями. Примером может служить одно из последних исследований С. Московичи (1981), название которого в русском переводе звучит как «Век толп: исторический трактат по психологии масс».
Русскоязычному пониманию слова «толпа» в английском языке соответствует понятие «mob», означающее возбужденное, волнующееся, беспорядочное скопление людей.
В свете сказанного мы считаем, что с психологической точки зрения под толпой следует понимать изначально неорганизованное (или потерявшее организованность) скопление людей, не имеющее общей осознанной цели (или утратившее ее) и, как правило, находящееся в состоянии эмоционального возбуждения.
Типытолпы. По степени активности и эмоциональной возбужденности людей, оказавшихся в составе толпы, различают толпы активные и пассивные. К первому типу следует отнести прежде всего агрессивную толпу, основной признак которой выражается в склонности к насилию, жестокости, разрушительным действиям.
Активной можно считать также спасающуюся толпу, которая легко превращается в паническую. Обычно такая толпа возникает в условиях стихийных бедствий или очень крупных катастроф, т. е. когда появляется опасность для большого количества людей. Но бывает и так, что толпа, охваченная паникой, неожиданно возникает в совершенно спокойных условиях. Примерами могут служить два случая давки, в которых погибло значительное число людей: первый имел место в 1896 г. на Ходынском поле в Москве в связи с празднеством по случаю коронации Николая II, а второй — в 1953 г. также в Москве во время похорон Сталина. В обоих случаях причиной была плохая организация порядка в местах больших скоплений людей.
К активному типу относится стяжательская толпа, т. е. скопление людей, объединенных стремлением к грабежу, разворовыванию материальных ценностей, которые стали неожиданно доступными в результате, например стихийного бедствия. Нередко в таких случаях виновником считают «уголовный элемент». Однако опыт свидетельствует, что обычно и добропорядочные граждане при определенных обстоятельствах, когда кажется, что отвечать им не придется, иногда попадают в число мародеров. Склонность к «рационализации», т. е. к оправдыванию перед самим собой своих действий («все равно имущество пропало бы», «его украл бы кто-нибудь другой» и т. д.) составляет тот психологический механизм, который примиряет совесть с чувством ответственности за содеянные преступления.
В западной литературе выделяют еще демонстрирующий тип толпы, под которой имеется в виду собрание людей, выражающих тот или иной социальный протест. Но насколько такое собрание подпадает под понятие толпы, зависит от степени его организованности.
Совершенно особый тип составляет толпа пассивная, отличающаяся обычно отсутствием эмоционального компонента. Каждому знаком рассказ А. П. Чехова «Брожение умов» — блестящая иллюстрация небольшой пассивной толпы с неко-
торыми ее закономерностями. Она стихийно возникла лишь потому, что два человека стояли на улице и сосредоточенно смотрели в одном направлении. Случайные прохожие стали останавливаться и смотреть в том же направлении. А поскольку любое свое действие люди стремятся как-то объяснить, то в образовавшемся скоплении публики появились самые различные версии относительно того, куда и почему смотрят люди.
Американские психологи воспроизвели сюжет Чехова в эксперименте. Цель его заключалась в выяснении вопроса о том, какое число людей необходимо, чтобы спровоцировать формирование случайных индивидов в толпу по типу чеховского «брожения умов». Были созданы группы из 1, 2, 3, 5, 10 и 15 человек, которые останавливались на многолюдной улице и в течение минуты смотрели в одном направлении. Поведение прохожих фиксировалось на кинопленку. Оказалось, что число прохожих, останавливавшихся и начинавших смотреть в том же направлении, в котором смотрели группы численностью от 1 до 5 человек, быстро увеличивалось в зависимости от размеров «провоцирующей группы». Группы, состоявшие из 5, 10 и 15 человек оказывали уже примерно одинаковое воздействие. Так, при одном человеке останавливалось 4,05% прохожих, а при 15 — 39,98%. Отсутствие стимулов к какому-либо действию объясняет, что толпы такого рода так же быстро рассеиваются, как и собираются.
Социально-психологические особенности толпы. Толпа, как специфическое объединение людей, обладает рядом социально-психологических свойств, которые оказывают влияние на поведение составляющих ее индивидов.
Анонимность. Принадлежность к толпе порождает чувство анонимности у человека, уверенность в том, что его действия и поступки останутся никем не замеченными и никому не известными. Следствием является чувство бесконтрольности и безответственности, поскольку каждый полагает, что любые его действия будут приписаны толпе, а не ему лично. Это позволя-
ет людям совершать поступки, немыслимые для них в обычных условиях.
Ощущение слияния с большой массой людей в сочетании с анонимностью наполняет человека чувством силы и могущества, что способствует эмоциональному возбуждению, ограничивающему контроль сознания над поведением.
Однородность толпы возникает вследствие уравнивания, сведения к одному уровню всех психических проявлений и поведения индивидов. Общий интеллектуальный уровень толпы ниже интеллекта ее участников, поэтому она крайне некритично воспринимает любые слухи, легко переносит внимание с одних объектов на другие, бездумно поддается воздействию лозунгов, речей не только лидеров толпы, но и случайных людей.
Внушаемость — одно из важнейших свойств толпы, связанное с предыдущими ее качествами, объясняющее непредсказуемость ее действий, поскольку она легко реагирует на любые обстоятельства и призывы. Это же свойство повышает готовность людей совершать деяния, которые могут быть в полном противоречии с их сознанием и характером.
Особую роль играют слухи в толпе. Они являются основным способом распространения информации и выполняют функцию ориентации участников толпы в складывающейся ситуации, способствуя стихийной организации их действий.
Психическое заражение выражается в быстром распространении, переносе психического состояния одних людей на других. В этом проявляется действие закона психического единства толпы (по теории Г Лебона), который позволяет объяснить ее психологическую однородность и высокую эмоциональную чувствительность.
Иррациональность поведения толпы и ее эмоциональная напряженность становятся интегративным результатом всех ее других свойств. Эмоциональный компонент, как правило, начинает играть свою роль уже при возникновении толпы, а в дальнейшем оказывает на нее возрастающее влияние, делая ее крайне возбужденной и импульсивной.
Человек, подчинившийся законам толпы, теряет свою личностную индивидуальность, становится ее конформным участником и поэтому способен на любые действия и поступки. Конечно, не все люди подвержены таким превращениям. Это зависит от уровня психологической и нравственной зрелости личности.
Причины и условия возникновения агрессивной толпы. Обычно выделяются два типа причин и условий возникновения толпы: одни носят долговременный характер, другие — ситуативный. Первые составляют любые экономические, социальные, политические и другие факторы относительно длительного действия, которые порождают высокий уровень напряженности в обществе, формируют и нагнетают чувства фрустрации, безнадежности и отчаяния.
При наличии долговременных условий роль ситуативной причины для возникновения толпы и массовых беспорядков может сыграть все, что угодно — от неадекватных действий властей до простого бытового эпизода и даже слуха. Трагические события в Баку, например, в январе 1990 г. начались с попытки азербайджанского беженца из Армении выселить из квартиры армянина и последовавшей за этим драки. Все произошло на фоне крайне обостренной ситуации в городе, создавшейся в связи с наплывом и неустроенностью беженцев. В Душанбе в том же году в качестве толчка к массовым выступлениям послужили всего лишь слухи о том, что в город должны якобы приехать армяне — беженцы из Азербайджана — и им будет предоставлена жилая площадь.
Помимо долговременных и ситуативных условий, порождающих массовые выступления, необходимо иметь в виду еще один очень важный фактор — уровень развития политической культуры как общества в целом, так и отдельных его сегментов. От этого фактора зависит вероятность нарушения норм демократии и правопорядка и превращения выступлений протеста в массовые беспорядки. С учетом этого можно вывести общую формулу следующего содержания:
Степень вероятности = массовых беспорядков