Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции

Понятием «межгрупповая дифференциа­ция» обозначаются социально-психоло­гические процессы межгруппового вос­приятия, сравнения и оценки, связанные с установлением различий между «своей» и «другими» группами. B.C. Агеев и А.А. Сыродеева (1987) определяют этим поня­тием такие процессы и явления, в кото­рых прослеживается тенденция к выделе­нию собственной группы в качестве не­которой самостоятельной целостности, обладающей специфическими свойства­ми. Понятие межгрупповой дифферен­циации — одно из центральных в теории межгрупповых отношений Тэджфела и Тернера (1979), где оно используется в

связи с понятиями социальной категори­зации, идентификации и сравнения. Со­вокупность указанных когнитивных про­цессов, связанных с осознанием челове­ком своей принадлежности к одной из групп, отличной от других, является, по мнению Тэджфела, минимальным усло­вием установления позитивно валентных различий в пользу ингруппы, т. е. возник­новения межгрупповой дискриминации в форме внутригруппового фаворитизма и внешнегрупповой враждебности.

Таким образом, термином «межгруппо­вая дифференциация» обозначается, с од­ной стороны, установление различий меж­ду «своей» и «чужой» группой, а с другой — дифференциация психологических отно­шений к «своей» и «чужой» группе. При этом содержание явления межгрупповой дифференциации однозначно связывается с такими феноменами, как межгрупповой конфликт, внешнегрупповая враждебность, внутригрупповой фаворитизм и др. Однако в отношении вышеназванных феноменов необходимо четкое разграничение.

Хотя в исследовательской модели, раз­работанной Тэджфелом, термином «внут­ригрупповой фаворитизм» обозначалась вполне определенная стратегия поведения индивида в ситуации лабораторного экспе­римента (распределение денежного вознаг­раждения между представителями «своей» и «чужой» группы с использованием так называемых матриц Тэджфела), в социаль­но-психологической теории термин внут­ригрупповой фаворитизм получил более широкое толкование как «стремление ка­ким-либо образом благоприятствовать чле­нам собственной группы в противовес чле­нам другой группы» (Краткий психологи­ческий словарь. М., 1985. С. 42).

Процессы межгрупповой дифференци­ации исследуются и в отечественной соци­альной психологии. Так, Б.Ф. Поршнев (1979) рассматривает психологические про­цессы внутригруппового уподобления и внешнегруппового обособления и различе­ния в качестве универсальных механизмов формирования психологической общности группы. Тенденцию к межгрупповой диф­ференциации как одного из этапов процес-

са коллективообразования, связанного с определенной автономизацией группы, ее «отчуждением» от других групп, отмечают Л.И. Уманский (1975) и О.В. Лунева (1978). Вместе с тем утверждение об универсаль­ной природе внутригруппового фаворитиз­ма и внешнегрупповой враждебности вы­зывало у российских психологов (по край­ней мере, в советский период) серьезные сомнения. Так, по мнению Поршнева, ка­тегория «они» вовсе не подразумевает враж­ду и войну. При этом особенности протека­ния процессов межгруппового обособления и различения ставятся в зависимость от ха­рактера общественных отношений.

Рассматривая интегративные тенден­ции в межгрупповых отношениях, россий­ские психологи выделяют такие феноме­ны, как «межгрупповая аффилиация и ре-ферентность», «межгрупповое единство», «межгрупповая сплоченность». Мы счита­ем, что понятие «межгрупповая интегра­ция» характеризует не отсутствие различий в позициях, мнениях, оценках групп, в том числе и по отношению друг к другу (в этом случае правильнее говорить об отсутствии дифференциации между группами, об их недифференцированное™). Оно выражает наличие между группами таких связей и за­висимостей, которые способствуют их объединению, взаимосодействию, более успешной реализации функций как своей группы, так и той более широкой общнос­ти, в которую включены обе взаимодей­ствующие группы. Межгрупповую интег­рацию отнюдь не следует понимать как тенденцию к объединению и слиянию представителей различных социальных групп в рамках более широкой общности, как отказ от своей групповой принадлеж­ности, приверженности и межгруппового различения. Межгрупповая интеграция не­возможна без предварительной дифферен­циации групп, она предполагает ее.

Однако в отношениях между группа­ми часто проявляются и такие тенденции, которые носят явно дезинтегративный характер: противоборство, конфликты, групповой эгоизм и враждебность во вза­имодействии между представителями различных групп, предубежденность и

23 Психология XXI века

предвзятость в представлениях и оценках друг друга. Возможно также проявление тенденции ко взаимной межгрупповой изоляции, когда взаимосвязи, взаимо­действие и общение между группами со­кращаются до минимума.

Именно характер межгруппового вза­имодействия, кооперативного (сотрудни­чество) или конкурентного (соперниче­ство, противодействие) определяет, ка­кой из двух процессов — интеграция или дезинтеграция преобладает во взаимоот­ношениях между группами.

Наши рекомендации