Диспозициональные модели личности
Как справедливо отмечает В.М. Руса-лов, «среди многочисленных направлений изучения личности и индивидуальных различий биологически ориентированный подход является, пожалуй, наиболее плодотворным. Обладая рядом принципиальных преимуществ, он по-
20 Психология XXI века
зволяет объединить не только объективные методы естественнонаучного подхода и прежде всего эволюционно-биоло-гические представления, но и концепции, разработанные в других направлениях психологии, изучающих личность» (Русалов, 1993].
Традиция биологически ориентированного подхода к личности имеет большое прошлое и короткую историю, уходя своими корнями в античную Грецию. Только в нашем столетии это направление приобрело статус самостоятельного. Первоначально основной «удельный вес» приходился на исследования темперамента (см. разд. 5.4). Однако с течением времени сфера исследований расширялась, и на сегодняшний день существует разнообразный спектр биологических теорий личности — от структурных биохимических и нейропсихологических теорий темперамента [Грей, 1993, Неттер, 1993] до эволюционных теорий механизмов поведения [Buss, 1993].
К числу наиболее известных концепций этого направления относятся модели М. Заккермана [Zuckerman, 1990]:
• социабельность;
• эмоциональность;
• активность;
• «импульсивный несоциализиро-ванный поиск ощущений»;
• «агрессивный поиск ощущений».
Правоту утверждения Русалова о плодотворности биологически ориентированного подхода наиболее наглядно иллюстрирует история развития структурной модели личности Г. Айзенка и М. Айзенка [Eysenck, Eysenck, 1985, p. 159] (рис. 5.17).
Иначально применив при создании двухфакторной модели личности У син-
Псинотизм | | Экстраверсия]| Нейротизм | Интеллект
Темперамент
Рис. 5.17. История развития структурной модели личности Г. Айзенка и М. Айзенка.
тетический подход Ф (нейротизм как клиническое по своей природе измерение личности и экстраверсия Ч как концептуальное), Айзенк на протяжении более чем 50 лет ее развития стремится к разработке основ единой парадигмы в исследовании личности.
Основные итоги современных исследований в этом направлении Айзенк подводит в статье «Измерения личности: 16, 5, или 3? Критерии таксономической парадигмы» [Eysenck, 1991] (сокр. пер. на рус. см.: Иностр. психология. 1991. Т. 1, № 2. С. 9-23). Опираясь на богатый эмпирический материал и подвергая анализу (зачастую критическому) современные концепции личности, автор формулирует критерии, которым должна соответствовать теория личности, разделяя их на два класса, соответствующие двум основным этапам научного познания действительности:
I — анализ и классификация; на этом уровне теория личности должна соответствовать таксономическим критериям, а именно:
1. Охватывать широкую область, не ограничиваться узким сегментом исследований личности.
2. На основе формулирования положений делать обоснованные выводы. Такие выводы должны быть непротиворечивы и обладать предсказательной способностью.
3. Обладать определением черт личности, отражать их происхождение и взаимодействие.
4. Иметь иерархическую форму «поведенческий акт—устойчивая форма поведения — черта личности—типология».
5. Характеризоваться воспроизводимостью психометрических измерений.
6. Легко различать факторы первого и второго порядка.
7. Мета-анализ результатов должен демонстрировать сводимость к определенной модели.
8. Обеспечивать сводимость большого количества шкал к определенной модели.
II — этап изучения механизмов детерминации; на этом уровне Айзенк
формулирует причинные критерии, которым должна соответствовать модель:
9. Наличие генетической обусловленности модели.
10. Биологические основания модели должны быть теоретически аргументированы и проверяемы.
11. Универсальность модели для разных культур
12. Онтогенетическая устойчивость черт.
13. Социальная значимость элементов модели.
14. Адекватность модели.
Необходимо отметить, что ряд сформулированных Айзенком критериев носит явно дискуссионный характер, но именно на основе открытой методологической дискуссии возможно достижение сверхцели автора — интеграции усилий исследователей в области психологии личности.
Перевод дискуссии на предметный уровень возможен на основе обсуждения результатов сравнительного анализа современных моделей личности, осуществленного автором в рассматриваемой работе.
Так, остро критикуя таких авторов теорий личности, как Фрейд, Адлер, Юнг, Бинсвангер, Хорни, Салливан, Фромм, Эриксон и Маслоу за отсутствие эмпирических подтверждений, Айзенк подчеркивает, что ни они сами, ни их последователи не желают аргументированно отвечать на критику в свой адрес, что неизбежно ведет к обособлению различных подходов и делает невозможным развитие единой теории личности.
С другой стороны, демонстрируя на примере множества исследований полное соответствие своей модели всем (!) сформулированным критериям, Айзенк открывает себя для критики со стороны коллег, стимулирует оппонентов к участию в прикладных исследованиях, направленных на открытие новых фактов, не согласующихся с его концепцией, что в конечном счете может способствовать конвергенции и дальнейшему развитию современных теорий личности.
Заключение
Приведенный обзор наиболее распространенных моделей личности в отечественной и зарубежной психологии позволяет очертить круг актуальных проблем современных исследований структуры личности, требующих своего разрешения уже в ближайшем будущем.
• В настоящее время область психологии, занимающаяся проблематикой структуры личности, представляет собой преимущественно неупорядоченное нагромождение самых разнообразных, существенно отличающихся, зачастую противоречащих друг другу частей, созданных на основе предположений, аксиом, умопостроений, предпочтений и лишь изредка — фактов.
• Укрепляющаяся в последнее время тенденция к включению интеллекта в структурную модель личности предъявляет новые требования к имеющимся тестам интеллекта: для анализа процесса формирования структуры в онтогенезе наряду с существующими способами оценки темперамента необходимы методы, позволяющие проследить развитие когнитивных функций на всем пути: «младенчество-детство-юношество-зрелость-старость».
• Реализация принципа развития в исследованиях структуры личности приводит к необходимости детально изучать факторы, влияющие на формирование личности; наибольшим потенциалом в этом отношении обладают междисциплинарные (в первую очередь — психогенетические) исследования с использованием двух экспериментальных дизайнов: кросскуль-турного и лонгитюдного. Дескриптивный анализ личности должен сопровождаться направленным экспериментом, а также исследованиями психофизиологических, гормональных и других биологических подсистем организма, ко-
20*
торые могут лежать в основе психологических характеристик. Прикладное использование результатов исследований структуры личности в сфере образования, проф-ориентационной работе, при отборе кадров и в психиатрической клинике может быть существенно дополнено благодаря анализу более широкого спектра данных. Идеальным является одновременное измерение L-, Q- и Т-данных. Комплексное решение отмеченных проблем является необходимым условием продвижения к созданию унифицированной модели структуры личности.
Список литературы
Абулъханова-Славская К.А. Проблема личности в психологии//Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории. М.: ИП РАН, 1997. С. 270-373.
Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.
Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.
Грей Д.А. Нейропсихология темперамента// Иностр. психология. 1993. № 1-2. С. 24-36.
Забродин Ю.М., Похилько В. И., Шмелев А.Г. Статистические и семантические проблемы конструирования и адаптации многофакторных личностных тест-опросников//Пси-хол. журн. 1987. Т. 8. № 6. С. 79-89.
Ковалев А.Г. Психология личности. М., 1965.
Мельников В.М., Ямполъский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985.
Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности//Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. Вып. 4. С. 3-160.
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
Неттер П. Биохимические переменные в исследованиях темперамента//Иностр. психология. 1993. № 1-2. С.49-56.
Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии//Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. Вып. 2. С.40-46.
Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.,1948.
Русалов В.М. Актуальные проблемы психологии личности и индивидуальных различий// Иностр. психология. 1993. № 1-2. С. 7-8.
Собчик Л.Н. Пособие по применению MMPI. М.: МЗ РСФСР, 1971.
Тарабрина Н.В., Графинина НА. Новый вариант Калифорнийского психологического опросник/Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. М.: ИП РАН, 1992. С.250-260.
Хьелл А., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер Пресс, 1997.
Allport G. W. Personality: A psychological interpretation. N.Y.: Holt, Rinehartand Winston, 1937.
Allport G. W., Oclbert H.S. Trait-names: A psycho-lexical study//Psychol. Monographs. 1936. V. 47.
Buss D.M., Schmidt D. Sexual strategies theory: The evolutionary psychology of human mating// Psychol. Rev. 1993. V. 100. P. 204-232.
Cattell R.B. The grammar of science and the evolution of personality theory//Handbook of modern personality theory/Eds. R. Cattell, R. Dreger. Washington: John Willey, 1977.
Cattell R. В., Kline P. The scientific analysis of personality and motivation. N.Y.:Acad. Press, 1977.
Eysenck H.J. Dimensions of personality: 16, 5, or 3? — Criteria for a taxonomic paradigm//Per-sonality and Individual Differences. 1991. V. 12. P. 773-790.
Eysenck H.J., Eysenck M. W. Personality and individual differences. N.Y.: Plenum Press, 1985.
Gough H.G. Manual for the California psychological inventory. Palo Alto: Consulting Psychologist Press, 1957.
Grygier T.G. Manual to the dynamic personality inventory. Windsor: N.F.E.R, 1970. Haggard H. W., Fry С. С The anatomy of personality. L: Harper and Brothers Publisher, 1936.
Kline P. Personality measurement and theory. L: Hutchinson, 1983.
Krout M.H., Krout T.J. Measuring personality in developmental terms//Genctical Psychology Monographs. 1954. V. 50. P. 289-335.
KrugS.E., Johns E.F. A large-scale cross-validation of second-order personality structure defined by 16PF//Psychol. Reports. 1986. V. 59. P. 683-693.
Matthews G. The factor structure of the 16PF Twelve primary and three secondary factors//Persona-lity and Individual Differences. 1989. V. 10. P. 931-940.
McCrae R., Costa P. T. Validation of the five-factor model of personality across the instruments and observers/Al. Pers. and Soc. Psychol. 1987. V. 52. P. 81-90.
McKenzee J. Three superfactors in the 16 PFand their relation to Eysenck's P. E and №//Person-ality and Individual Differences. 1988. V. 9. P. 843-850.
Norman W. T. Toward an adequate taxonomy of personality attributes: Replicated factor structure in peer nomination personality ratings//'. Abnormality and Soc. Psychol. 1963. V. 66. P. 574-583. Reynolds C.N., Nichols R.C. Factor rates for CPI: Do they capture the valid variance?//Educa-tionaland Psychological Measurement. 1977. V. 37. P. 907-915. RobackA.A. The psychology of character. L: Regan
Paul, French and Frabner, 1931. Zuckerman M. Biotypes for basic personality dimensions? «The twilight zone» between genotype and social phenotype//Explorations in temperament: International perspectives on theory and measurement/Eds. J. Strelau, A. Agleitner. N.Y.: Plenum Press, 1990. P. 129-146.
Социальная психология