Модели коммуникативной личности

Под коммуникативной личностью понимается совокупность индивидуальных особенностей к общению, которые проявляются в используемых личностью коммуникативных стратегиях и тактиках, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтениях.

Индивид и коммуникативная личность – не одно и то же. В одном индивиде могут уживаться различные личности.

Тип коммуниканта Характеристика
Доминантный коммуникант стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию ‘речевого изматывания’ (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать ‘накопительную тактику’).
Мобильный коммуникант легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
Ригидный коммуникант испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию ‘разогревания’ партнера (вступительная часть «о погоде» и т.п.).
Интровертный коммуникант не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует говорить спокойно, не перебивать.

Определяющие параметры для коммуникативной личности являются мотивационный, когнитивный и функциональный.

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть ее имитация, псевдокоммуникация.

Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, стереотипы, верования и др. Успешность коммуникации зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Функциональный параметр: 1) практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций; 2) умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; 3) построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Массовая коммуникация

МК - процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств (пресса, радио, телевидение и др.) на численно большие, социально разнородные и рассредоточенные аудитории с целью оказания воздействия на мнения и поведение людей.

Cоотношение массовой и межличностной коммуникации

Массовая коммуникация   Межличностная коммуникация
Опосредованность общения техническими средствами Непосредованный контакт в общении
Общение больших социальных групп Общение в основном отдельных индивидов
Ярко выраженная социальная ориентированность общения Как социальная, так и индивидуально-личностная ориентированность общения
Организованный, институциональный характер общения Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения Наличие непосредственной обратной связи между обращающимися в процессе коммуникативного акта
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения Более «свободное» отношение к соблюдению принятых норм общения
Одно направленность информации и фиксирование коммуникативных ролей Переменная смена направленности информации и коммуникативных ролей
«Коллективный» характер коммуникатора и его публичная индивидуальность «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная» индивидуальность
Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория Реципиент - отдельный конкретный человек
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения Преобладание непосредственного восприятия сообщения


Структура МК

1.Автор /источник / отправитель

2.Контент МК

3.Канал / СМИ как организационно-технический комплекс

4.Потребители массовой информации

Cистему СМИ образует:

1)печатная пресса (газеты, журналы и т.д.);

2)аудиовизуальные СМИ (радио, телевидение и т.д.);

3) информационные службы (новостные агентства, пресс-службы и т.д.).

К числу СМИ многие авторы относят телекоммуникацию и информатику

К элементам системы МК можно отнести разнообразные институты распространения знаний о мире, общественных нормах, ценностях и др. и различные средства и формы массового общения и информационно-смыслового взаимодействия большого числа людей. В этом качестве выступают:

· школа и другие системы образования;

· институты и учреждения пропаганды (напр., религия, церковь);

· институты и учреждения культуры, массового спорта и отдыха: кино, театр, цирк, спортивные комплексы и др.

Наши рекомендации