Психологический детектор лжи

Последний вид информационного взаи­модействия представляется исключи­тельно важным, поскольку в процессе речевого общения невербальные компо­ненты — подчеркнем это еще раз — ока­зывают сильнейшее влияние на смысл произносимых слов и вообще — на всю психологическую сущность общения, в

частности на убедительность или неубе­дительность речи, действенность или не­действенность ее на слушателя, искрен­ность или неискренность высказывания.

Искренность высказывания характери­зуется гармоническим единством вербаль­ных смыслов и невербальных форм рече­вого поведения (интонация голоса, жест, мимика и др.). В случае же неискреннос­ти и тем более — лжи обязательно про­явится в той или иной степени дисгармо­ния невербальных смыслов по отноше­нию к вербальным; они стыдливо будут молчать или предательски противоречить, например, фальшивым уверениям в люб­ви и преданности. «Слова даны нам, что­бы скрывать свои мысли», — утверждал Талейран и в своем деле дипломата-хаме­леона был прав. Но подсознательная, не­произвольная природа невербального по­ведения сплошь и рядом выдает неискрен­ность человека. Она проявляется не толь­ко в дисгармонии невербальных вырази­тельных движений по отношению к сло­вам, но и в противоречиях элементов не­вербального поведения. Так, фальшивая улыбка выдает себя тем, что не гармони­рует с холодным, безучастным, а то и пря­мо негативным выражением глаз. Ибо при искренней улыбке прежде всего улыбают­ся глаза, «светятся улыбкой». Кроме того, фальшивая улыбка, как «маска светской учтивости», характеризуется (по данным японских психологов) симметричном со­кращением лицевых мышц, а при неиск­ренней — несимметричным.

Искренность непроизвольно прояв­ляется в гармоническом единстве жес­та и интонации голоса. В этой связи из­вестный кинорежиссер С. Эйзенштейн удачно назвал интонацию голоса «звуко­вым жестом», подчеркивая единонап-равленную выразительную сущность этих двух видов невербального поведе­ния человека. Поэтому дисгармонии вербально-невербальных смыслов, как фальшивые ноты в музыке, обязательно улавливаются слушателем-коммуникан­том (сознательно или чаще интуитивно-подсознательно) в соответствии с его социальным опытом и природной пред-

расположенностью к адекватному вос­приятию невербальной информации. Даже дети формируют по этим призна­кам свое отношение к взрослым. Изве­стно, что К.С. Станиславский, наблю­дая игру актеров на репетиции, нередко восклицал: «Не верю!», требуя большей правдивости и естественности сценичес­кого воплощения образа героя пьесы (интонации голоса, поведение).

Таким образом, в психике человека существует своеобразный, созданный самой природой «детектор лжи», осно­ванный на обнаружении дисгармонии вербально-невербальных смыслов. Чув­ствительность нашего психологическо­го «детектора лжи», естественно, раз­ная, в зависимости от индивидуальных и типологических характеристик каждого субъекта восприятия. Следует ожидать (и это экспериментально подтверждает­ся!), что такого рода «детектор лжи» лучше развит у людей с доминировани­ем правополушарной активности мозга, т. е. в целом у представителей «художе­ственного» типа личности (см. с. 322-324) по сравнению с «мыслительным» типом, а также у представительниц «сла­бого пола» по сравнению с «сильным», что в определенной мере компенсирует фактор слабости «слабого пола».

Заключение

В отечественной литературе практичес­ки отсутствуют сколько-нибудь система­тические исследования голоса человека как средства невербальной коммуника­ции. Приведенный краткий обзор совре­менных экспериментально-теоретичес­ких исследований представлений о чело­веке как носителе различных видов не­вербальной информации существенно восполняет этот пробел. «За кадром» ос­тается кинесика — жест, поза, мимика, а также проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе об­щения. Данные этого рода нашли боль­шее отражение в литературе (см. [Лабун-ская, 1986; Jandt, 1976; La France, Mayo, 1978; и др.]). Из переведенных на русский

язык трудов можно указать работы Г. Ни-ренберг и X. Калеро (1992), а также А. П иза [1992]. Эти издания, не претендующие на обстоятельное научно-теоретическое обоснование проблемы, тем не менее представляют определенный интерес для практического психолога как собрание достаточно тонких наблюдений за непро­извольными выразительными движения­ми людей в разных психологических со­стояниях в процессе общения.

Об особенностях невербальной ком­муникации по сравнению с речью в дан­ном обзоре говорилось неоднократно. Подчеркнем еще одну весьма существен­ную особенность эволюционно-истори-ческого характера: невербальная комму­никация носит в целом иконический (изобразительный) характер, в то время как вербальной речи присуща конвенци-ональность, т. е. условная знаково-сим-волическая форма. Изобразительная, иконическая сущность невербальной коммуникации проявляется в том, что ее коды и сигналы как бы отражают особен­ности предметов и событий, о которых они сигнализируют. Характерный при­мер — развитие речи ребенка. На опреде­ленной стадии ребенок изобретает свои словоформы для обозначения предметов и событий окружающего мира, изображая их голосом. Так, машина изображается звуками «би-би», молоток — «тук-тук», еда — «ням-ням», курица — «ко-ко», со­бачка — «гав-гав» и т. д. И лишь впослед­ствии эти временные детские звукоподра­жательные «слова-изображения» посте­пенно будут замещены словами из языко­вого лексикона взрослых параллельно с овладением грамматическими и фонети­ческими нормами, характерными для родного языка ребенка. Таким образом, звукоподражательный язык ребенка отме­ченной стадии по своей сути ближе к не­вербальной коммуникации, нежели к вер­бальной, свойственной детям более стар­шего возраста и взрослым.

Иконическая природа невербальной коммуникации лежит в основе ее всеоб­щей понятности, т. е. независимости от языковых барьеров. В такой же мере

конвенциональная сущность каждого из языков народов мира является причи­ной языковых барьеров.

Исследование невербальной коммуни­кации (помимо научно-теоретического) представляет несомненный практический интерес для решения ряда задач в области социальной психологии (типология чело­века), политики (психологический портрет по голосу), искусства (профотбор лиц ху­дожественных профессий), средств массо­вой коммуникации (дикторы радио и ТВ), инженерной психологии (профотбор опе­раторов), медицины (диагностика наруше­ний эмоциональной сферы), педагогики (ранняя профориентация) и др.

Список литературы

Лбульханова-Славская К.А. Личностные типы мыш-ления//Когнитивная психология. М, 1986.

Альтман А. В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и нерече­вых звуковых сигналов//Сенсорные систе­мы. Л.: Наука, 1977. С. 85-114.

Блумф Ф., Лейзерсон А., ХофстедтерЛ. Мозг, ра­зум и поведение. М: Мир, 1988.

Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.

Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.

Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва; Воронеж, 1996.

Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.

Воронин СВ. Основы фоносемантики. Л.: ЛГУ, 1982.

ВудвортсР. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1950.

Выготский Л. Мышление и речь. Избр. психо­лог, исслед. М., 1963.

Галунов В.И., Королева И.В., Шургая Г.Г. Два воз­можных механизма восприятия речи //Пси-хол. журн. 1985. Т. 6, № 5. С. 52-61.

Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.

Горелов И.Н. Соотношение невербального и вер­бального в коммуникативной деятельности // Исследование речевого мышления в психо­лингвистике. М.: Наука, 1985. С. 116—149.

Гребенникова Н.В., Васильева А.Г., Удачина Е.Г. Влияние различных видов музыки на психи­ческое состояние человека//Невербальное поле культуры. М., 1995.

Дружинин В.Н. Психодиагностика общих спо­собностей. М., 1996.

ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. М.: Высш. шк., 1979.

Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.

Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.

Красота и успех // За рубежом. 1995. № 10.

Лабунская В.А. Невербальное поведение: (соци-

ально-перцептивный подход). Ростов: Рос­тов, ун-т, 1986.

Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.

Ли У.А. Применение просодического анализа для распознавания речи // Методы автоматическо­го распознавания речи. М., 1983. Т. 1. С. 224—276.

Ликляйдер Дж.К.Р., Миллер Дж.А. Восприятие речи//Экспериментальная психология/Под ред. С.С. Стивенса. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. Т. 2. С.643—681.

Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. М., 1963.

Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии// Проблемы общения в психологии. М.: На­ука, 1981. С. 3-23.

Манеров В.Х. Проблемы взаимоотношения эмо­ционального и индивидуального в эмоцио­нальной речи//Материалы 5-го Всесоюз. со-вещ. Акустика речи и слуха. Одесса, 1989. С. 30-39.

Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986.

Моль А. Теория информации и эстетическое вос­приятие. М.: Мир, 1966.

Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М.; Л.: Наука, 1977.

Морозов В.П. Исследование способности челове­ка к восприятию инвертированной во време­ни речи // Психол. журн. 1992. № 1. С. 61—68.

Морозов В.П. Психоакустические аспекты вос­приятия речи // Механизмы деятельности мозга/Под ред. Н.П.Бехтеревой. М.: Наука,

1988. С. 578-607.

Морозов В.П. Психологический портрет ком­мерсанта по невербальным особенностям его речи// Труды Института психологии РАН. М., 1995. Кн. 2. Т. I.

Морозов В.П. Художественный тип личности че­ловека: Новые комплексные исслед. //Мате­риалы Ломовских чтений. М., 1991. С. 105—106.

Морозов В. П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека: Комплексные исслед. М., 1994.

Морозов В.П. Центр «Искусство и Наука»//Пси-хол.журн. 1991. №3. С. 150.

Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991. С. 240—246.

Морозов В.П. Эмоциональный слух человека// Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 1985. №6. С. 568-577.

Морозов В.П. Язык эмоций в жизни и науке// Язык эмоций, мозг и компьютер. М.: Знание,

1989. С. 3-18.

Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. и др. Восприятие речи//Вопросы функциональ­ной асимметрии мозга/Под ред. В.П. Моро­зова. М.; Л.: Наука, 1988.

Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмо­циональный слух и проблемы профессио­нального отбора в вокально-музыкальном искусстве// Художественное творчество и психология/Под ред. А.Я. Зися, М.Г. Яро-шевского. М.: Наука, 1991. С. 134—148.

Морозов В.П, Кузнецов Ю.М. Феномен квазигармо­ничности обертонов и тембр певческого голо-

са//Художественный тип человека: Комплек­сные исслед. М., 1994.

Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющие таланта об эмоциональном слухе музыкан­тов// Советская музыка. 1989. № 1.

Николаева Т. М., Успенский Б. А. Языкознание и паралингвистика // Лингвистические иссле­дования по общей и славянской типологии. М., 1966.С.63-74.

Никонов А. В. К вопросу о возможности непрерыв­ной оценки эмоционального состояния челове­ка-оператора во время полета по его речевым сообщениям//Речь и эмоции. Л., 1974. С. 7— 11.

Павлова Н.Д. Коммуникативно-речевое поведе­ние человека//Труды Института психологии РАНМ, 1995. Кн. 2. Т. I.

Паскаль Б. Из «Мыслей»//Суждения и афориз­мы. М., 1990.

Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психол. журн. 1992. №3.

Пашина А.Х. Особенности распознавания эмоци­онального контекста звуковой речи//Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 88-95.

Пашина А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи с дефицитом общения // Материалы Ломовских чтений. М., 1991. С. 242—243.

Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личнос­ти человека по голосу на основе его инвер­тированного во времени звучания // Пси­хол. журн. 1990. Т. 11, №3. С. 70-78.

ПашинаА.Х., Сафонова В.И., Васильева А.Г. О со­отношении профессионально значимых ка­честв будущих педагогов-музыкантов // Проблемы психологической психоакусти­ки. М., 1991. С. 139-163.

ПизА. Язык жестов. Воронеж, 1992.

Попов А.К. Социально-психологические, психо­логические и физиологические аспекты вли­яния поп-музыки на молодежь//Музыка со­зидающая и музыка разрушающая. М.: Сов. Россия, 1989. С. 140-160.

ПотебняА.А. Мысль и язык. Киев, 1993.

Рамишвили Г.С. Автоматическое опознавание го­ворящего по голосу. М., 1981.

Рамишвили ДМ. Бессознательное в контексте ре­чевой деятельности//Бессознательное: при­рода, функции, методы исследования. Тби­лиси: Мецниереба, 1978. С. 173—186.

Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. Л., 1974.

Речь, эмоции, личность / Под ред. В.И. Галуно­ва. Л., 1978.

Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Пробле­мы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С.115-130.

Русалов В.М. Биологические основы индивиду­ально-психологических различий. М., 1979.

Светозарова Н.Д. Интонационная система рус­ского языка. Л.: ЛГУ, 1982.

Серебрякова ЕЙ. Опыт экспериментального иссле­дования нарушений эмоциональной сферы больных наркоманией и алкоголизмом//Труды Института психологии РАН. М., 1995. Кн. 2. Т. I.

Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и фи­зиология эмоций. М.: Наука, 1962.

Способности и склонности / Под ред. Э.А. Го-лубевой. М.: Педагогика, 1989.

Теплое Б.М. Психология музыкальных способ­ностей. М., 1947.

Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвис­тика // Психол. журн. 1992. № 1.

Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М.: Наука, 1964.

Фейербах Л. Избранные философские произве­дения. Т. 1. М., 1955.

Фейнберг Е.И., АсмоловА.Л. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций: за порогом рациональности//Психол. журн. 1989. Т. 10, № 6.

Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому пор­трету артиста балета // Психол. журн. 1991. Т. 12, №3.

ФирсовЛ.А., Плотников В.Ю. Голосовое поведе­ние антропоидов. Л.: Наука, 1981.

Цукакова Е.В. Психологические трудности меж­личностного общения. Киев: Высш. шк., 1985.

Шеннон К. Работы по теории информации и ки­бернетике. М., 1983.

Шустер Г. Летучие посланцы любви // За рубе­жом. 1996. №24.

Эйзенштейн СМ. Психология искусства // Пси­хология процесса художественного творче­ства. Л.: Наука, 1980. С. 173-202.

Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1984.

Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухо­немых. Л.: ЛГУ, 1961.

Akert R.M., Ranter A. T. Extroversion and the ability to decode nonverbal communication//Per. and individ. Differ. 1988. V. 9, № 6. P. 965-972.

Birdwhistell R.L. Kinesics and context. Philadel­phia, 1970.

Bryden M. Laterality, functional asymmetry in the intact brain. N.Y.; L, 1982.

Darwin C.J. Auditory perception and cerebral dom­inance. Cambridge, 1969.

Jandt F. E. The process of interpersonal communi­cation. San Francisco; N.Y.: Hagerstown; L.: Canfield Press, 1976.

Key M.R. Nonverbal communication today: Cur­rent research. N.Y., 1982.

Kimura D. Functional asymmetry of the brain in di-chotic listening//Cortex, 1967. №3. P. 163-178.

LaFrance M., Mayo C. Moving bodies: Nonverbal communication in social relationships. Monte­rey, Cal., 1978.

Morozov V.P. Emotional expressiveness of the sing­ing voice: the role of macrostructural and mi-crostruc-tural modifications of spectra//Scand J. Log. Phon. MS. 1996. № 150. P. 1-11.

NierenbergC, CaleroH. How to read a person like a book. N.Y: Hawthorn Book, 1971.

Poyatos F. Language and nonverbal systems in the structure of face-to-face interaction // Lang, and Commun. 1983. V. 3, № 2. P. 129-140.

Sebeok Th. A studies in semiotics: Contribution to the doctrine of sings. Lisse: Indiana Univ., 1976.

Thome S.B., Himmelstein Ph. The role of suggestion in the perception of satanic messages in rock-and-roll recordings//J. Psychol. 1984. V. 116. P. 245-248.

TragerG. Paralanguage: A first approximation// Lan­guage in culture and society. N.Y., 1964. P. 274-288.


Наши рекомендации