Психологический детектор лжи
Последний вид информационного взаимодействия представляется исключительно важным, поскольку в процессе речевого общения невербальные компоненты — подчеркнем это еще раз — оказывают сильнейшее влияние на смысл произносимых слов и вообще — на всю психологическую сущность общения, в
частности на убедительность или неубедительность речи, действенность или недейственность ее на слушателя, искренность или неискренность высказывания.
Искренность высказывания характеризуется гармоническим единством вербальных смыслов и невербальных форм речевого поведения (интонация голоса, жест, мимика и др.). В случае же неискренности и тем более — лжи обязательно проявится в той или иной степени дисгармония невербальных смыслов по отношению к вербальным; они стыдливо будут молчать или предательски противоречить, например, фальшивым уверениям в любви и преданности. «Слова даны нам, чтобы скрывать свои мысли», — утверждал Талейран и в своем деле дипломата-хамелеона был прав. Но подсознательная, непроизвольная природа невербального поведения сплошь и рядом выдает неискренность человека. Она проявляется не только в дисгармонии невербальных выразительных движений по отношению к словам, но и в противоречиях элементов невербального поведения. Так, фальшивая улыбка выдает себя тем, что не гармонирует с холодным, безучастным, а то и прямо негативным выражением глаз. Ибо при искренней улыбке прежде всего улыбаются глаза, «светятся улыбкой». Кроме того, фальшивая улыбка, как «маска светской учтивости», характеризуется (по данным японских психологов) симметричном сокращением лицевых мышц, а при неискренней — несимметричным.
Искренность непроизвольно проявляется в гармоническом единстве жеста и интонации голоса. В этой связи известный кинорежиссер С. Эйзенштейн удачно назвал интонацию голоса «звуковым жестом», подчеркивая единонап-равленную выразительную сущность этих двух видов невербального поведения человека. Поэтому дисгармонии вербально-невербальных смыслов, как фальшивые ноты в музыке, обязательно улавливаются слушателем-коммуникантом (сознательно или чаще интуитивно-подсознательно) в соответствии с его социальным опытом и природной пред-
расположенностью к адекватному восприятию невербальной информации. Даже дети формируют по этим признакам свое отношение к взрослым. Известно, что К.С. Станиславский, наблюдая игру актеров на репетиции, нередко восклицал: «Не верю!», требуя большей правдивости и естественности сценического воплощения образа героя пьесы (интонации голоса, поведение).
Таким образом, в психике человека существует своеобразный, созданный самой природой «детектор лжи», основанный на обнаружении дисгармонии вербально-невербальных смыслов. Чувствительность нашего психологического «детектора лжи», естественно, разная, в зависимости от индивидуальных и типологических характеристик каждого субъекта восприятия. Следует ожидать (и это экспериментально подтверждается!), что такого рода «детектор лжи» лучше развит у людей с доминированием правополушарной активности мозга, т. е. в целом у представителей «художественного» типа личности (см. с. 322-324) по сравнению с «мыслительным» типом, а также у представительниц «слабого пола» по сравнению с «сильным», что в определенной мере компенсирует фактор слабости «слабого пола».
Заключение
В отечественной литературе практически отсутствуют сколько-нибудь систематические исследования голоса человека как средства невербальной коммуникации. Приведенный краткий обзор современных экспериментально-теоретических исследований представлений о человеке как носителе различных видов невербальной информации существенно восполняет этот пробел. «За кадром» остается кинесика — жест, поза, мимика, а также проксемика — пространственные взаимоотношения людей в процессе общения. Данные этого рода нашли большее отражение в литературе (см. [Лабун-ская, 1986; Jandt, 1976; La France, Mayo, 1978; и др.]). Из переведенных на русский
язык трудов можно указать работы Г. Ни-ренберг и X. Калеро (1992), а также А. П иза [1992]. Эти издания, не претендующие на обстоятельное научно-теоретическое обоснование проблемы, тем не менее представляют определенный интерес для практического психолога как собрание достаточно тонких наблюдений за непроизвольными выразительными движениями людей в разных психологических состояниях в процессе общения.
Об особенностях невербальной коммуникации по сравнению с речью в данном обзоре говорилось неоднократно. Подчеркнем еще одну весьма существенную особенность эволюционно-истори-ческого характера: невербальная коммуникация носит в целом иконический (изобразительный) характер, в то время как вербальной речи присуща конвенци-ональность, т. е. условная знаково-сим-волическая форма. Изобразительная, иконическая сущность невербальной коммуникации проявляется в том, что ее коды и сигналы как бы отражают особенности предметов и событий, о которых они сигнализируют. Характерный пример — развитие речи ребенка. На определенной стадии ребенок изобретает свои словоформы для обозначения предметов и событий окружающего мира, изображая их голосом. Так, машина изображается звуками «би-би», молоток — «тук-тук», еда — «ням-ням», курица — «ко-ко», собачка — «гав-гав» и т. д. И лишь впоследствии эти временные детские звукоподражательные «слова-изображения» постепенно будут замещены словами из языкового лексикона взрослых параллельно с овладением грамматическими и фонетическими нормами, характерными для родного языка ребенка. Таким образом, звукоподражательный язык ребенка отмеченной стадии по своей сути ближе к невербальной коммуникации, нежели к вербальной, свойственной детям более старшего возраста и взрослым.
Иконическая природа невербальной коммуникации лежит в основе ее всеобщей понятности, т. е. независимости от языковых барьеров. В такой же мере
конвенциональная сущность каждого из языков народов мира является причиной языковых барьеров.
Исследование невербальной коммуникации (помимо научно-теоретического) представляет несомненный практический интерес для решения ряда задач в области социальной психологии (типология человека), политики (психологический портрет по голосу), искусства (профотбор лиц художественных профессий), средств массовой коммуникации (дикторы радио и ТВ), инженерной психологии (профотбор операторов), медицины (диагностика нарушений эмоциональной сферы), педагогики (ранняя профориентация) и др.
Список литературы
Лбульханова-Славская К.А. Личностные типы мыш-ления//Когнитивная психология. М, 1986.
Альтман А. В. Функциональная специализация полушарий и опознание речевых и неречевых звуковых сигналов//Сенсорные системы. Л.: Наука, 1977. С. 85-114.
Блумф Ф., Лейзерсон А., ХофстедтерЛ. Мозг, разум и поведение. М: Мир, 1988.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: МГУ, 1982.
Бодалев А.А. Психология общения. М., 1996.
Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. Москва; Воронеж, 1996.
Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. Минск: Университетское, 1990.
Воронин СВ. Основы фоносемантики. Л.: ЛГУ, 1982.
ВудвортсР. Экспериментальная психология. М.: Изд-во иностр. лит., 1950.
Выготский Л. Мышление и речь. Избр. психолог, исслед. М., 1963.
Галунов В.И., Королева И.В., Шургая Г.Г. Два возможных механизма восприятия речи //Пси-хол. журн. 1985. Т. 6, № 5. С. 52-61.
Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. М., 1993.
Горелов И.Н. Соотношение невербального и вербального в коммуникативной деятельности // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М.: Наука, 1985. С. 116—149.
Гребенникова Н.В., Васильева А.Г., Удачина Е.Г. Влияние различных видов музыки на психическое состояние человека//Невербальное поле культуры. М., 1995.
Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996.
ЗиндерЛ.Р. Общая фонетика. М.: Высш. шк., 1979.
Знаков В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
Колшанский Г.В. Паралингвистика. М.: Наука, 1974.
Красота и успех // За рубежом. 1995. № 10.
Лабунская В.А. Невербальное поведение: (соци-
ально-перцептивный подход). Ростов: Ростов, ун-т, 1986.
Леонтьев А.А. Психология общения. М., 1997.
Ли У.А. Применение просодического анализа для распознавания речи // Методы автоматического распознавания речи. М., 1983. Т. 1. С. 224—276.
Ликляйдер Дж.К.Р., Миллер Дж.А. Восприятие речи//Экспериментальная психология/Под ред. С.С. Стивенса. М.: Изд-во иностр. лит., 1963. Т. 2. С.643—681.
Линден Ю. Обезьяны, человек, язык. М., 1963.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
Ломов Б.Ф. Проблемы общения в психологии// Проблемы общения в психологии. М.: Наука, 1981. С. 3-23.
Манеров В.Х. Проблемы взаимоотношения эмоционального и индивидуального в эмоциональной речи//Материалы 5-го Всесоюз. со-вещ. Акустика речи и слуха. Одесса, 1989. С. 30-39.
Михалкович В.И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М.: Наука, 1986.
Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1966.
Морозов В.П. Биофизические основы вокальной речи. М.; Л.: Наука, 1977.
Морозов В.П. Исследование способности человека к восприятию инвертированной во времени речи // Психол. журн. 1992. № 1. С. 61—68.
Морозов В.П. Психоакустические аспекты восприятия речи // Механизмы деятельности мозга/Под ред. Н.П.Бехтеревой. М.: Наука,
1988. С. 578-607.
Морозов В.П. Психологический портрет коммерсанта по невербальным особенностям его речи// Труды Института психологии РАН. М., 1995. Кн. 2. Т. I.
Морозов В.П. Художественный тип личности человека: Новые комплексные исслед. //Материалы Ломовских чтений. М., 1991. С. 105—106.
Морозов В. П. Художественный тип личности: новые критерии в системе комплексного подхода к разработке проблемы // Художественный тип человека: Комплексные исслед. М., 1994.
Морозов В.П. Центр «Искусство и Наука»//Пси-хол.журн. 1991. №3. С. 150.
Морозов В.П. Эмоциональный слух и методы его исследования // Проблемы экологической психоакустики. М., 1991. С. 240—246.
Морозов В.П. Эмоциональный слух человека// Журн. эволюц. биохимии и физиологии. 1985. №6. С. 568-577.
Морозов В.П. Язык эмоций в жизни и науке// Язык эмоций, мозг и компьютер. М.: Знание,
1989. С. 3-18.
Морозов В.П., Вартанян И.А., Галунов В.И. и др. Восприятие речи//Вопросы функциональной асимметрии мозга/Под ред. В.П. Морозова. М.; Л.: Наука, 1988.
Морозов В.П., Жданов В.Ф., Фетисова Е.В. Эмоциональный слух и проблемы профессионального отбора в вокально-музыкальном искусстве// Художественное творчество и психология/Под ред. А.Я. Зися, М.Г. Яро-шевского. М.: Наука, 1991. С. 134—148.
Морозов В.П, Кузнецов Ю.М. Феномен квазигармоничности обертонов и тембр певческого голо-
са//Художественный тип человека: Комплексные исслед. М., 1994.
Морозов В.П., Нестеренко Е.Е. Составляющие таланта об эмоциональном слухе музыкантов// Советская музыка. 1989. № 1.
Николаева Т. М., Успенский Б. А. Языкознание и паралингвистика // Лингвистические исследования по общей и славянской типологии. М., 1966.С.63-74.
Никонов А. В. К вопросу о возможности непрерывной оценки эмоционального состояния человека-оператора во время полета по его речевым сообщениям//Речь и эмоции. Л., 1974. С. 7— 11.
Павлова Н.Д. Коммуникативно-речевое поведение человека//Труды Института психологии РАНМ, 1995. Кн. 2. Т. I.
Паскаль Б. Из «Мыслей»//Суждения и афоризмы. М., 1990.
Пашина А.Х. О структуре эмоционального слуха // Психол. журн. 1992. №3.
Пашина А.Х. Особенности распознавания эмоционального контекста звуковой речи//Вопр. психологии. 1991. № 1. С. 88-95.
Пашина А.Х. Особенности эмоциональной сферы в связи с дефицитом общения // Материалы Ломовских чтений. М., 1991. С. 242—243.
Пашина А.Х., Морозов В.П. Опознавание личности человека по голосу на основе его инвертированного во времени звучания // Психол. журн. 1990. Т. 11, №3. С. 70-78.
ПашинаА.Х., Сафонова В.И., Васильева А.Г. О соотношении профессионально значимых качеств будущих педагогов-музыкантов // Проблемы психологической психоакустики. М., 1991. С. 139-163.
ПизА. Язык жестов. Воронеж, 1992.
Попов А.К. Социально-психологические, психологические и физиологические аспекты влияния поп-музыки на молодежь//Музыка созидающая и музыка разрушающая. М.: Сов. Россия, 1989. С. 140-160.
ПотебняА.А. Мысль и язык. Киев, 1993.
Рамишвили Г.С. Автоматическое опознавание говорящего по голосу. М., 1981.
Рамишвили ДМ. Бессознательное в контексте речевой деятельности//Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 173—186.
Речь и эмоции / Под ред. В.И. Галунова. Л., 1974.
Речь, эмоции, личность / Под ред. В.И. Галунова. Л., 1978.
Рубинштейн С.Л. К психологии речи // Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С.115-130.
Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М., 1979.
Светозарова Н.Д. Интонационная система русского языка. Л.: ЛГУ, 1982.
Серебрякова ЕЙ. Опыт экспериментального исследования нарушений эмоциональной сферы больных наркоманией и алкоголизмом//Труды Института психологии РАН. М., 1995. Кн. 2. Т. I.
Симонов П.В. Метод К.С. Станиславского и физиология эмоций. М.: Наука, 1962.
Способности и склонности / Под ред. Э.А. Го-лубевой. М.: Педагогика, 1989.
Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947.
Ушакова Т.Н. Психология речи и психолингвистика // Психол. журн. 1992. № 1.
Фант Г. Акустическая теория речеобразования. М.: Наука, 1964.
Фейербах Л. Избранные философские произведения. Т. 1. М., 1955.
Фейнберг Е.И., АсмоловА.Л. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций: за порогом рациональности//Психол. журн. 1989. Т. 10, № 6.
Фетисова Е.В. Штрихи к психологическому портрету артиста балета // Психол. журн. 1991. Т. 12, №3.
ФирсовЛ.А., Плотников В.Ю. Голосовое поведение антропоидов. Л.: Наука, 1981.
Цукакова Е.В. Психологические трудности межличностного общения. Киев: Высш. шк., 1985.
Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике. М., 1983.
Шустер Г. Летучие посланцы любви // За рубежом. 1996. №24.
Эйзенштейн СМ. Психология искусства // Психология процесса художественного творчества. Л.: Наука, 1980. С. 173-202.
Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. М.: Наука, 1984.
Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. Л.: ЛГУ, 1961.
Akert R.M., Ranter A. T. Extroversion and the ability to decode nonverbal communication//Per. and individ. Differ. 1988. V. 9, № 6. P. 965-972.
Birdwhistell R.L. Kinesics and context. Philadelphia, 1970.
Bryden M. Laterality, functional asymmetry in the intact brain. N.Y.; L, 1982.
Darwin C.J. Auditory perception and cerebral dominance. Cambridge, 1969.
Jandt F. E. The process of interpersonal communication. San Francisco; N.Y.: Hagerstown; L.: Canfield Press, 1976.
Key M.R. Nonverbal communication today: Current research. N.Y., 1982.
Kimura D. Functional asymmetry of the brain in di-chotic listening//Cortex, 1967. №3. P. 163-178.
LaFrance M., Mayo C. Moving bodies: Nonverbal communication in social relationships. Monterey, Cal., 1978.
Morozov V.P. Emotional expressiveness of the singing voice: the role of macrostructural and mi-crostruc-tural modifications of spectra//Scand J. Log. Phon. MS. 1996. № 150. P. 1-11.
NierenbergC, CaleroH. How to read a person like a book. N.Y: Hawthorn Book, 1971.
Poyatos F. Language and nonverbal systems in the structure of face-to-face interaction // Lang, and Commun. 1983. V. 3, № 2. P. 129-140.
Sebeok Th. A studies in semiotics: Contribution to the doctrine of sings. Lisse: Indiana Univ., 1976.
Thome S.B., Himmelstein Ph. The role of suggestion in the perception of satanic messages in rock-and-roll recordings//J. Psychol. 1984. V. 116. P. 245-248.
TragerG. Paralanguage: A first approximation// Language in culture and society. N.Y., 1964. P. 274-288.