Индивидуально-личностная информация
Индивидуально-личностная информация, позволяющая узнавать знакомых по голосу (например, по телефону, за входной дверью и т. п.), принадлежит к числу наиболее специфичных характеристик каждого человека. В этом отношении она сопоставима с дактилоскопическими узорами на отпечатках пальцев и внешним видом человека. Встречающееся иногда сходство голосов, вызванное, например, семейной мимикрией или искусным звукоподражанием, тем не менее при детальном анализе на слух опытных экспертов-аудиторов и особенно с помощью современных акустических методов (фоноскопия) выявляет ряд существенных различий. Высокая индивидуальная специфичность и практическая неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное сходство в банковском деле как средство верификации личностии автоматического обеспечения строго индивидуального доступа к сейфу его владельца, а также в криминалистике для опознания правонарушителей и т. п.
Высокая специфичность индивидуально-личностной информации речи определяется присущими каждому человеку особенностями тембра голоса, его высоты, интонационных модуляций речи, темпо-ритмических характеристик, а также атипичных речевых проявлений: покашливание, смех, особенности фонетики, нарушения речеобразования, заикание, картавость, дизартрии и т. п. По данным В. И. Воячека, в старой Италии в паспорте человека наряду с другими его отличительными чертами отмечались свойства голоса. Звуковысотные и тембральные особенности голоса человека обусловлены неповторимыми индивидуальными различиями в строении гортани, голосовых связок (складок — по современной терминологии), ихдлины, толщины, жесткости, атак-же объема и формы резонаторных полостей, влияющих на тембр. Весьма существенное влияние на голос оказывают индивидуальные психофизиологические особенности личности: тип нервной системы, темперамент, пол, возраст и др.
Экспериментальные исследования показывают высокую степень надежности распознавания людей на основе индивидуально-личностной информации голоса: до 98% и более на выборке в несколько десятков магнитофонных записей знакомых и незнакомых голосов (речевые фразы длительностью 3-5 с) при наличии типичного комнатного шума. Высокая надежность опознавания знакомых голосов сохраняется и при их инвертированном во времени звучания [Пашина, Морозов, 1990), что свидетельствует о большой помехоустойчивости данного вида невербальной информации.
Биофизическая информация
Биофизическая информация, характеризующая половые, возрастные различия людей, а также их рост и вес, в определенной мере отражает и индивидуально-личностные особенности. Ее основное отличие от индивидуально-личностной информации: она характеризует принадлежность человека к определенной категории по биофизическим критериям (пол, возраст, рост, вес), т. е. несет не сугубо индивидуальные, а типологические, групповые (среднестатистические) черты указанных категорий людей. По этому критерию данный вид информации может быть причислен к социально-групповой категории, поскольку по крайней мере половые и возрастные группы можно рассматривать и как социальные категории. Специфичность биофизической информации в том, что она связана в основном с биологическими, физическими (анатомическими) свойствами людей (пол, возраст, рост, вес) и определяется ими.
Надежность определения биофизических характеристик говорящего по его голосу достаточно высока и составляет: для пола — 98,4%, возраста — 82,4% (7,4 ±2,9 года), роста — 96,7% (5,6 ±2,6 см), веса — 87,2% (8,6 ±3,1 кг) [Морозов, 1993]. Точность определения указанных характеристик существенно зависит от возраста слушателей, которые лучше всего определяют возраст говорящих, близкий к
собственному. При этом молодые слушатели (17—25 лет) склонны занижать годы тех, кто старше их по возрасту, и тем больше, чем возрастная разница «говорящий — слушатель» больше. Дети допускают существенно (в 1,5—2 раза) большие ошибки в определении биофизических характеристик говорящих. Таким образом, адекватность восприятия биофизической информации речи определяется социальным опытом аудиторов.
Медицинская информация
Медицинская информация отражает состояние здоровья говорящего и характеризуется известными терминами (голос «больной», «болезненный» и т. п.). Они указывают как на специфические виды заболеваний, связанные с нарушением работы голосового аппарата и органов артикуляции, так и на общее болезненное состояние организма. В этой связи можно выделить три основных подвида медицинской информации.
1. Фониатрическая информацияхарактеризует состояние голосового аппарата по формированию гласных звуков, т. е. нарушение голоса. Например, при различного рода простудных заболеваниях (острый ларингит) голос приобретает сиплый характер (дисфония) или вообще пропадает (афония) ввиду несмыкания голосовых связок. Острый ринит приводит к характерной при насморке гнусавости тембра. Фониатрическая информация является важным диагностическим показателем степени выраженности заболевания голоса профессионалов (певцы, актеры) и используется врачами-фониатрами в клинической практике (фоническое прослушивание). Применение современной аппаратуры позволяет объективизировать этот вид диагностики, придав ему количественные критерии (изменение нарушений силы голоса, тембра по спектральным характеристикам и т. п.). Весьма распространенным заболеванием этого вида у профессионалов (певцы, актеры) является фоноастения,характеризующаяся слабостью голоса, уменьшением звуковысотного и динами-
ческого диапазонов и др. В отличие от острых воспалительных заболеваний при фоноастении отсутствуют видимые ее проявления в лор-органах, что заставляет искать причины в переутомлении центрально-нервных механизмов регулирования голосового аппарата.
2. Логопедическая информацияхарактеризует степень нарушения артикуля-торных процессов речеобразования. Они в свою очередь подразделяются на виды, связанные с периферическими нарушениями артикуляции (дизартрии, косноязычие, картавость и др.) и с центральными нарушениями, например заиканием, которому особенно подвержены дети и многие взрослые (до 5-8% населения). Последний вид недуга является крайне неприятным ввиду состояния психологического угнетения больного, у которого еще с детства (из-за постоянных насмешек товарищей) может сформироваться комплекс неполноценности. По этой причине, а также вследствие неясности психофизиологических механизмов заикания и неэффективности терапии данное нарушение речи относится к серьезным социально-психологическим и медицинским проблемам.
3. Информация об общем медицинском состояниисвязана с источником заболевания не напрямую (как фониатрическая и логопедическая информация), а опосредованно, главным образом через психику больного в результате понижения его общего тонуса, угнетенности психического состояния, озабоченности исходом болезни и т. п., а в определенной мере и нарушения физического состояния (затрудненное дыхание и др.). Все три вида медицинской информации в той или иной степени связаны со спецификой заболевания и используются опытными клиницистами в диагностических целях.
Информация о помехах
Информация о помехах, сопровождающих процесс речи, также может быть немаловажной для слушателя. Помехи бывают разного происхождения. Так, например,
электроакустические шумы в телефонном тракте, никак не связанные с личностью говорящего, являются индифферентной помехой. Шумы же в помещении, откуда ведется телефонный разговор, могут нести уже определенную информацию о говорящем, свидетельствуя о его взаимодействии с другими людьми, местонахождении, например, на вечеринке (гул голосов, музыка) или на улице (шумы транспорта) и т.п. Этот вид информации может иметь особое значение в криминалистике для выяснения обстоятельств дела, связанных с личностью данного человека, и т. п.
Пространственная информация
Пространственная информация — это информация о пространственном расположении говорящего по отношению к слушателю: азимут (справа, слева, спереди, сзади), расстояние, движение (удаление, приближение, передвижение вокруг слушателя и т. п.). В основе пространственного восприятия лежит бинауральный механизм слуха, т. е. восприятие двумя ушами. Установлено, что смешение источника звука в сторону фронтального центра восприятия, например вправо, приводит к запаздыванию прихода звуковой волны в левое ухо по сравнению с правым (эффект предшествования). Величина запаздывания определяется разностью расстояний от источника звука до правого и левого уха, деленной на скорость звука в воздухе (340 м/с). В случае максимальной разности (для говорящего сбоку слушателя) запаздывание приблизительно определяется разностью расстояний между ушами, т. е. около 21 см, и составляет около 0,6 мс. При небольших смещениях источника звука, близких к фронтальному расположению, запаздывание может составить около 0,04 мс (минимально ощутимая разность во времени). Этого опаздывания достаточно, чтобы человек идентифицировал источник звука либо немного справа, либо слева. Другим фактором является экранирующее действие головы, в результате чего звук к дальнему уху приходит не только с запаздыванием, но и ослаблен-
ный по интенсивности. Порог пространственной идентификации источника звука для слуха человека составляет всего 2,5— 3,0°. Простейший опыт позволяет убедиться в справедливости временной теории пространственной локализации звука: если у обычного врачебного фонендоскопа удлинять или укорачивать одну из ветвей, т. е. трубок, ведущих к ушам, то субъективный звуковой образ будет смещаться в сторону, противоположную удлиненной ветви, или наоборот — в сторону укороченной трубки (опыт Урбанчича).
Важным психологическим свойством пространственного восприятия говорящего слушателем является так называемый «эффект вечеринки» (coctail party effect). Точнее — «эффект направленного внимания», или «эффект пространственной психологической избирательности». Он состоит в том, что при наличии многих говорящих вокруг слушателя человек способен сознательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, избирательно улучшать восприятие его речи при одновременном подавлении (игнорировании) речи других говорящих людей. Специальные опыты показали, что данный эффект избирательного пространственного восприятия (т. е. обострение слуха) составляет свыше 10 дБ (Альтман, 1977]. Эффект направленного внимания может улучшить восприятие речи до 10-15% (по критерию разборчивости). Весьма важно, что данный психологический эффект направленного внимания проявляется не только при бинауральном пространственном восприятии, но в определенной мере и при восприятии монофонических магнитофонных записей, например одновременно звучащих голосов, и не только в условиях бинаурального (т.е. в свободном звуковом поле), но и мо-ноурального прослушивания, как, например, при телефонном разговоре.
Социально-типологическая информация
Социально-типологическая информация характеризует, в частности, национальность говорящего, что отражается в акцен-
те, т. е. особенностях произношения фонетических элементов чужой речи в манере (фонетическом укладе), характерной для родного языка говорящего и обусловленной национально-историческими традициями языковой культуры [Зиндер, 1979]. Акцент может быть результатом отсутствия в родной речи ряда фонем и аллофонов, которые говорящий заменяет близкими, но далеко не тождественными на слух носителей данного языка фонетическими элементами своей речи.
Национальная специфика родного языка человека, говорящего на другом языке, проявляются также в интонацииречи, т. е. характерных для каждого языка особенностях распределения мелодических и ударных элементов речевых фраз. Интонация и фонетический уклад (база) чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными, даже при овладении ими словарным запасом, грамматикой и синтаксисом иностранного языка. Поэтому акцент и интонация используются в криминалистике для опознания национальности говорящего. Не менее важную социально-типологическую информацию несет диалект говорящего (местный выговор, местные наречия), свидетельствующий о региональном происхождении носителей одного и того же языка (В.И.Даль) (например, «оканье» в Вологодской области, «аканье» — в Московской, диалектные особенности интонации и т. п.).
В речи человека отражается его социально-иерархический статус (ранг)по отношению к слушателю, как, например, в диалоге «начальник — подчиненный», «учитель — ученик», «сильный — слабый», «независимый— зависимый» и т. п. Начальственный, поучительный, покровительственный, снисходительный, а нередко и раздражительный тон начальника или робкий, зависимый, а то и льстивый, угоднический, самоуничижительный тон подчиненного. Степень выраженности такого рода социально-иерархических особенностей речи может определяться как диапазоном ранговых различий, так и психологическими характеристиками коммуникантов, прежде всего — выраженностью чувства собственного достоинства.
Художественная литература и сценически драматическое, оперное искусство дали множество примеров социально-иерархических особенностей речевого поведения людей в различных жизненных ситуациях, разумеется, не в целях подражания, а для защиты чести и достоинства человека, воспитания этого чувства художественными средствами, осуждения примеров унижения, а также добровольного или вынужденного самоунижения людей*.
Психологическая информация
Психологическая информация охватывает широкий круг личностных характеристик человека, которые в той или иной степени могут проявляться в невербальных (как, впрочем, и в вербальных) особенностях речи. Попытки установить по голосу такие психологические особенности говорящего, как воля, темперамент, экстравер-сия-интроверсия, доминантность, общительность, интеллект, неискренность и др., были предприняты в экспериментальной психологии еще в середине нашего столетия [Ликляйдер, Миллер, 1963] и продолжаются по настоящее время. С определенной вероятностью каждый из перечисленных видов психологической информации присутствует в речи человека или проявляется в соответствующих ситуациях общения (см. с. 321-322).
Недавние исследования показали, что в речи человека хорошо различаются (как лингвистически, так и невербально!) такие важные психологические черты личности, как чувства собственного достоинства и превосходства [Морозов, 1995]. При этом
' Типичный пример — исповедь Червяка в романсе М.П. Мусоргского «Червяк»: «...ходят слухи, что будто граф... моя жена... Граф, говорю, приобретая, трудясь, я должен быть слепым. Да ослепит и честь такая! Ведь я червяк в сравненьи с ним, лицом таким, его сиятельством самим!». Музыка композитора, воспроизводящая интонации живой человеческой речи и исполнительное мастерство артиста-певца красочно дополняют невербальными средствами вербальный смысл монолога этого лишенного чести и достоинства «человека-червяка».
если чувство достоинства оценивается слушателями как весьма положительное свойство говорящего (даже более высоко, чем, например, доброжелательность), то чувство превосходства, наоборот, чаще всего — как негативное качество. Известно, что эти чувства основаны на высокой самооценке личности, что в целом может и не вызывать негативной реакции, если, разумеется, самооценка говорящего в глазах собеседника не слишком завышена (самомнение). Однако чувства достоинства и превосходства различаются по критерию отношения к другому, т. е. к партнеру по общению: если чувство собственного достоинства сочетается с уважительным отношением к другому, то чувство превосходства — с занижением, недооценкой личностных качеств коммуниканта, пренебрежительным к нему отношением (высокомерная снисходительность и т. п.). Естественно, что для любого человека, каков бы ни был его социальный статус по отношению к говорящему, это является унизительным и вызывает явную или скрытую реакцию протеста. Таким образом, отношение коммуниканта к партнеру по общению, выраженное как вербальными, так и невербальными средствами, оказывается для реципиента информацией особо важного значения. Справедливым в этой связи представляется бытующее у англичан определение понятия «джентльмен»: «джентльмен — это человек, с которым любой другой человек чувствует себя джентльменом». Определение, подразумевающее, что всем известно, кто такой джентльмен, подчеркивает основной атрибут джентльменского набора — демонстративную учтивость, уважительность, вежливость в общении со всеми.
Стоит, правда, заметить, что светская учтивость как демонстрация уважительного отношения к другому может иметь разную психологическую основу: 1) искреннее признание и уважение достоинства другого или, как подметил еще Ф. де Ларошфуко; 2) «желание всегда самому встречать вежливое обращение (независимо от признания достоинств коммуниканта) и слыть обходительным человеком» [Ларошфуко,
1990]. При этом невербальные средства общения (интонация, тембр голоса, кинеси-ка) проявят себя по-разному: если в первом случае они составят гармонический ансамбль с учтивыми словами, то во втором — будут молчать, т. е. оставаться нейтральными или даже противоречить словам (в случае реально низкой оценки собеседника говорящим). Указанная дисгармония вербально-невербальных смыслов лежит в основе нашего распознавания неискренности высказывания, хотя фальшивая светская учтивость давно приучила людей удовлетворяться при обмене любезностями формальным смыслом произнесенных слов. Недаром поэтому говорится, что нет ничего более несносного, чем подробно отвечать на вопрос «как ваше здоровье?». Тем не менее надо признать, что вежливость в любом варианте есть вежливость — признак воспитанности, образованности, культуры человека, а в наше время — еще и недюжинной психологической выдержки, «джентльменского иммунитета» против процветающей грубости.