Индивидуально-личностная информация

Индивидуально-личностная информация, позволяющая узнавать знакомых по голо­су (например, по телефону, за входной две­рью и т. п.), принадлежит к числу наибо­лее специфичных характеристик каждого человека. В этом отношении она сопоста­вима с дактилоскопическими узорами на отпечатках пальцев и внешним видом че­ловека. Встречающееся иногда сходство го­лосов, вызванное, например, семейной ми­микрией или искусным звукоподражанием, тем не менее при детальном анализе на слух опытных экспертов-аудиторов и осо­бенно с помощью современных акустичес­ких методов (фоноскопия) выявляет ряд существенных различий. Высокая индиви­дуальная специфичность и практическая неповторимость голоса каждого человека позволяет использовать данное сходство в банковском деле как средство верификации личностии автоматического обеспечения строго индивидуального доступа к сейфу его владельца, а также в криминалистике для опознания правонарушителей и т. п.

Высокая специфичность индивидуаль­но-личностной информации речи опреде­ляется присущими каждому человеку осо­бенностями тембра голоса, его высоты, интонационных модуляций речи, темпо-ритмических характеристик, а также ати­пичных речевых проявлений: покашлива­ние, смех, особенности фонетики, наруше­ния речеобразования, заикание, карта­вость, дизартрии и т. п. По данным В. И. Воячека, в старой Италии в паспорте че­ловека наряду с другими его отличитель­ными чертами отмечались свойства голо­са. Звуковысотные и тембральные особен­ности голоса человека обусловлены не­повторимыми индивидуальными различи­ями в строении гортани, голосовых связок (складок — по современной терминоло­гии), ихдлины, толщины, жесткости, атак-же объема и формы резонаторных полос­тей, влияющих на тембр. Весьма суще­ственное влияние на голос оказывают ин­дивидуальные психофизиологические осо­бенности личности: тип нервной системы, темперамент, пол, возраст и др.

Экспериментальные исследования показывают высокую степень надежнос­ти распознавания людей на основе инди­видуально-личностной информации го­лоса: до 98% и более на выборке в не­сколько десятков магнитофонных запи­сей знакомых и незнакомых голосов (ре­чевые фразы длительностью 3-5 с) при наличии типичного комнатного шума. Высокая надежность опознавания знако­мых голосов сохраняется и при их ин­вертированном во времени звучания [Пашина, Морозов, 1990), что свидетель­ствует о большой помехоустойчивости данного вида невербальной информации.

Биофизическая информация

Биофизическая информация, характери­зующая половые, возрастные различия людей, а также их рост и вес, в определен­ной мере отражает и индивидуально-лич­ностные особенности. Ее основное отли­чие от индивидуально-личностной ин­формации: она характеризует принадлеж­ность человека к определенной катего­рии по биофизическим критериям (пол, возраст, рост, вес), т. е. несет не сугубо индивидуальные, а типологические, груп­повые (среднестатистические) черты ука­занных категорий людей. По этому кри­терию данный вид информации может быть причислен к социально-групповой категории, поскольку по крайней мере половые и возрастные группы можно рас­сматривать и как социальные категории. Специфичность биофизической инфор­мации в том, что она связана в основном с биологическими, физическими (анато­мическими) свойствами людей (пол, воз­раст, рост, вес) и определяется ими.

Надежность определения биофизичес­ких характеристик говорящего по его го­лосу достаточно высока и составляет: для пола — 98,4%, возраста — 82,4% (7,4 ±2,9 года), роста — 96,7% (5,6 ±2,6 см), веса — 87,2% (8,6 ±3,1 кг) [Морозов, 1993]. Точ­ность определения указанных характери­стик существенно зависит от возраста слушателей, которые лучше всего опре­деляют возраст говорящих, близкий к

собственному. При этом молодые слуша­тели (17—25 лет) склонны занижать годы тех, кто старше их по возрасту, и тем боль­ше, чем возрастная разница «говоря­щий — слушатель» больше. Дети допуска­ют существенно (в 1,5—2 раза) большие ошибки в определении биофизических характеристик говорящих. Таким обра­зом, адекватность восприятия биофизи­ческой информации речи определяется социальным опытом аудиторов.

Медицинская информация

Медицинская информация отражает со­стояние здоровья говорящего и характе­ризуется известными терминами (голос «больной», «болезненный» и т. п.). Они указывают как на специфические виды заболеваний, связанные с нарушением работы голосового аппарата и органов артикуляции, так и на общее болезнен­ное состояние организма. В этой связи можно выделить три основных подвида медицинской информации.

1. Фониатрическая информацияхаракте­ризует состояние голосового аппарата по формированию гласных звуков, т. е. нару­шение голоса. Например, при различного рода простудных заболеваниях (острый ла­рингит) голос приобретает сиплый харак­тер (дисфония) или вообще пропадает (афония) ввиду несмыкания голосовых связок. Острый ринит приводит к харак­терной при насморке гнусавости тембра. Фониатрическая информация является важным диагностическим показателем степени выраженности заболевания голо­са профессионалов (певцы, актеры) и ис­пользуется врачами-фониатрами в клини­ческой практике (фоническое прослуши­вание). Применение современной аппара­туры позволяет объективизировать этот вид диагностики, придав ему количественные критерии (изменение нарушений силы го­лоса, тембра по спектральным характери­стикам и т. п.). Весьма распространенным заболеванием этого вида у профессиона­лов (певцы, актеры) является фоноастения,характеризующаяся слабостью голоса, уменьшением звуковысотного и динами-

ческого диапазонов и др. В отличие от ос­трых воспалительных заболеваний при фо­ноастении отсутствуют видимые ее прояв­ления в лор-органах, что заставляет искать причины в переутомлении центрально-нервных механизмов регулирования голо­сового аппарата.

2. Логопедическая информацияхарак­теризует степень нарушения артикуля-торных процессов речеобразования. Они в свою очередь подразделяются на виды, связанные с периферическими на­рушениями артикуляции (дизартрии, косноязычие, картавость и др.) и с цен­тральными нарушениями, например за­иканием, которому особенно подверже­ны дети и многие взрослые (до 5-8% на­селения). Последний вид недуга являет­ся крайне неприятным ввиду состояния психологического угнетения больного, у которого еще с детства (из-за посто­янных насмешек товарищей) может сформироваться комплекс неполноцен­ности. По этой причине, а также вслед­ствие неясности психофизиологических механизмов заикания и неэффективно­сти терапии данное нарушение речи от­носится к серьезным социально-психо­логическим и медицинским проблемам.

3. Информация об общем медицинском состояниисвязана с источником заболе­вания не напрямую (как фониатрическая и логопедическая информация), а опосре­дованно, главным образом через психику больного в результате понижения его об­щего тонуса, угнетенности психического состояния, озабоченности исходом болез­ни и т. п., а в определенной мере и нару­шения физического состояния (затруд­ненное дыхание и др.). Все три вида ме­дицинской информации в той или иной степени связаны со спецификой заболева­ния и используются опытными клиници­стами в диагностических целях.

Информация о помехах

Информация о помехах, сопровождающих процесс речи, также может быть немало­важной для слушателя. Помехи бывают разного происхождения. Так, например,

электроакустические шумы в телефонном тракте, никак не связанные с личностью говорящего, являются индифферентной помехой. Шумы же в помещении, откуда ведется телефонный разговор, могут нести уже определенную информацию о говоря­щем, свидетельствуя о его взаимодействии с другими людьми, местонахождении, на­пример, на вечеринке (гул голосов, музы­ка) или на улице (шумы транспорта) и т.п. Этот вид информации может иметь особое значение в криминалистике для выясне­ния обстоятельств дела, связанных с лич­ностью данного человека, и т. п.

Пространственная информация

Пространственная информация — это ин­формация о пространственном располо­жении говорящего по отношению к слу­шателю: азимут (справа, слева, спереди, сзади), расстояние, движение (удаление, приближение, передвижение вокруг слу­шателя и т. п.). В основе пространствен­ного восприятия лежит бинауральный ме­ханизм слуха, т. е. восприятие двумя уша­ми. Установлено, что смешение источни­ка звука в сторону фронтального центра восприятия, например вправо, приводит к запаздыванию прихода звуковой волны в левое ухо по сравнению с правым (эффект предшествования). Величина запаздывания определяется разностью расстояний от источника звука до правого и левого уха, деленной на скорость звука в воздухе (340 м/с). В случае максимальной разно­сти (для говорящего сбоку слушателя) за­паздывание приблизительно определяется разностью расстояний между ушами, т. е. около 21 см, и составляет около 0,6 мс. При небольших смещениях источника звука, близких к фронтальному располо­жению, запаздывание может составить около 0,04 мс (минимально ощутимая раз­ность во времени). Этого опаздывания до­статочно, чтобы человек идентифициро­вал источник звука либо немного справа, либо слева. Другим фактором является эк­ранирующее действие головы, в результа­те чего звук к дальнему уху приходит не только с запаздыванием, но и ослаблен-

ный по интенсивности. Порог простран­ственной идентификации источника звука для слуха человека составляет всего 2,5— 3,0°. Простейший опыт позволяет убедить­ся в справедливости временной теории пространственной локализации звука: если у обычного врачебного фонендоскопа уд­линять или укорачивать одну из ветвей, т. е. трубок, ведущих к ушам, то субъектив­ный звуковой образ будет смещаться в сто­рону, противоположную удлиненной вет­ви, или наоборот — в сторону укорочен­ной трубки (опыт Урбанчича).

Важным психологическим свойством пространственного восприятия говоря­щего слушателем является так называе­мый «эффект вечеринки» (coctail party effect). Точнее — «эффект направленного внимания», или «эффект пространствен­ной психологической избирательности». Он состоит в том, что при наличии мно­гих говорящих вокруг слушателя человек способен сознательно направлять свое внимание на интересующего его собесед­ника, избирательно улучшать восприятие его речи при одновременном подавлении (игнорировании) речи других говорящих людей. Специальные опыты показали, что данный эффект избирательного про­странственного восприятия (т. е. обостре­ние слуха) составляет свыше 10 дБ (Альт­ман, 1977]. Эффект направленного внима­ния может улучшить восприятие речи до 10-15% (по критерию разборчивости). Весьма важно, что данный психологичес­кий эффект направленного внимания проявляется не только при бинауральном пространственном восприятии, но в оп­ределенной мере и при восприятии моно­фонических магнитофонных записей, на­пример одновременно звучащих голосов, и не только в условиях бинаурального (т.е. в свободном звуковом поле), но и мо-ноурального прослушивания, как, напри­мер, при телефонном разговоре.

Социально-типологическая информация

Социально-типологическая информация характеризует, в частности, националь­ность говорящего, что отражается в акцен-

те, т. е. особенностях произношения фо­нетических элементов чужой речи в мане­ре (фонетическом укладе), характерной для родного языка говорящего и обуслов­ленной национально-историческими тра­дициями языковой культуры [Зиндер, 1979]. Акцент может быть результатом от­сутствия в родной речи ряда фонем и ал­лофонов, которые говорящий заменяет близкими, но далеко не тождественными на слух носителей данного языка фонети­ческими элементами своей речи.

Национальная специфика родного язы­ка человека, говорящего на другом языке, проявляются также в интонацииречи, т. е. характерных для каждого языка особенно­стях распределения мелодических и удар­ных элементов речевых фраз. Интонация и фонетический уклад (база) чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычны­ми, даже при овладении ими словарным за­пасом, грамматикой и синтаксисом иност­ранного языка. Поэтому акцент и интона­ция используются в криминалистике для опознания национальности говорящего. Не менее важную социально-типологичес­кую информацию несет диалект говоряще­го (местный выговор, местные наречия), свидетельствующий о региональном проис­хождении носителей одного и того же язы­ка (В.И.Даль) (например, «оканье» в Воло­годской области, «аканье» — в Московской, диалектные особенности интонации и т. п.).

В речи человека отражается его соци­ально-иерархический статус (ранг)по отно­шению к слушателю, как, например, в ди­алоге «начальник — подчиненный», «учи­тель — ученик», «сильный — слабый», «не­зависимый— зависимый» и т. п. Началь­ственный, поучительный, покровитель­ственный, снисходительный, а нередко и раздражительный тон начальника или роб­кий, зависимый, а то и льстивый, угодни­ческий, самоуничижительный тон подчи­ненного. Степень выраженности такого рода социально-иерархических особенно­стей речи может определяться как диапа­зоном ранговых различий, так и психоло­гическими характеристиками коммуни­кантов, прежде всего — выраженностью чувства собственного достоинства.

Художественная литература и сцени­чески драматическое, оперное искусство дали множество примеров социально-иерархических особенностей речевого по­ведения людей в различных жизненных си­туациях, разумеется, не в целях подража­ния, а для защиты чести и достоинства че­ловека, воспитания этого чувства художе­ственными средствами, осуждения приме­ров унижения, а также добровольного или вынужденного самоунижения людей*.

Психологическая информация

Психологическая информация охватывает широкий круг личностных характеристик человека, которые в той или иной степе­ни могут проявляться в невербальных (как, впрочем, и в вербальных) особенно­стях речи. Попытки установить по голосу такие психологические особенности гово­рящего, как воля, темперамент, экстравер-сия-интроверсия, доминантность, общи­тельность, интеллект, неискренность и др., были предприняты в экспериментальной психологии еще в середине нашего столе­тия [Ликляйдер, Миллер, 1963] и продол­жаются по настоящее время. С определен­ной вероятностью каждый из перечислен­ных видов психологической информации присутствует в речи человека или прояв­ляется в соответствующих ситуациях об­щения (см. с. 321-322).

Недавние исследования показали, что в речи человека хорошо различаются (как лингвистически, так и невербально!) такие важные психологические черты личности, как чувства собственного достоинства и превосходства [Морозов, 1995]. При этом

' Типичный пример — исповедь Червяка в романсе М.П. Мусоргского «Червяк»: «...хо­дят слухи, что будто граф... моя жена... Граф, говорю, приобретая, трудясь, я должен быть слепым. Да ослепит и честь такая! Ведь я червяк в сравненьи с ним, лицом таким, его сиятельством самим!». Музыка композито­ра, воспроизводящая интонации живой че­ловеческой речи и исполнительное мастер­ство артиста-певца красочно дополняют не­вербальными средствами вербальный смысл монолога этого лишенного чести и достоин­ства «человека-червяка».

если чувство достоинства оценивается слу­шателями как весьма положительное свой­ство говорящего (даже более высоко, чем, например, доброжелательность), то чув­ство превосходства, наоборот, чаще все­го — как негативное качество. Известно, что эти чувства основаны на высокой са­мооценке личности, что в целом может и не вызывать негативной реакции, если, ра­зумеется, самооценка говорящего в глазах собеседника не слишком завышена (само­мнение). Однако чувства достоинства и превосходства различаются по критерию отношения к другому, т. е. к партнеру по общению: если чувство собственного дос­тоинства сочетается с уважительным отно­шением к другому, то чувство превосход­ства — с занижением, недооценкой лично­стных качеств коммуниканта, пренебре­жительным к нему отношением (высоко­мерная снисходительность и т. п.). Есте­ственно, что для любого человека, каков бы ни был его социальный статус по от­ношению к говорящему, это является унизительным и вызывает явную или скрытую реакцию протеста. Таким обра­зом, отношение коммуниканта к партне­ру по общению, выраженное как вербаль­ными, так и невербальными средствами, оказывается для реципиента информаци­ей особо важного значения. Справедливым в этой связи представляется бытующее у англичан определение понятия «джентль­мен»: «джентльмен — это человек, с кото­рым любой другой человек чувствует себя джентльменом». Определение, подразуме­вающее, что всем известно, кто такой джентльмен, подчеркивает основной атри­бут джентльменского набора — демонст­ративную учтивость, уважительность, веж­ливость в общении со всеми.

Стоит, правда, заметить, что светская учтивость как демонстрация уважительно­го отношения к другому может иметь раз­ную психологическую основу: 1) искреннее признание и уважение достоинства друго­го или, как подметил еще Ф. де Ларошфу­ко; 2) «желание всегда самому встречать вежливое обращение (независимо от при­знания достоинств коммуниканта) и слыть обходительным человеком» [Ларошфуко,

1990]. При этом невербальные средства об­щения (интонация, тембр голоса, кинеси-ка) проявят себя по-разному: если в пер­вом случае они составят гармонический ансамбль с учтивыми словами, то во вто­ром — будут молчать, т. е. оставаться ней­тральными или даже противоречить словам (в случае реально низкой оценки собесед­ника говорящим). Указанная дисгармония вербально-невербальных смыслов лежит в основе нашего распознавания неискренно­сти высказывания, хотя фальшивая светс­кая учтивость давно приучила людей удов­летворяться при обмене любезностями формальным смыслом произнесенных слов. Недаром поэтому говорится, что нет ничего более несносного, чем подробно отвечать на вопрос «как ваше здоровье?». Тем не менее надо признать, что вежли­вость в любом варианте есть вежливость — признак воспитанности, образованности, культуры человека, а в наше время — еще и недюжинной психологической выдерж­ки, «джентльменского иммунитета» против процветающей грубости.

Наши рекомендации