Значение исследований невербальной коммуникации
Значение исследований невербальной коммуникации для таких областей психологической науки, как теория общения [Ломов, 1981, 1984; Брушлинский, Поликарпов, 1990], теория субъекта [Брушлинский, 1996], восприятие и понимание человека человеком [Бодалев, 1982, 1996], психология личности, психология речи [Рубинштейн, 1976; Леонтьев, 1997; Ушакова, 1992; Павлова, 1995; Никонов, 1974; Цуканова, 1985], психология индивидуальности [Голубева, 1993; Русалов, 1979], представляется очевидным. Примером важнейшей психологической ролиневербальной коммуникации в процессе речевого общения служит тот факт, что невербальная информация может как значительно усилить семантическое значение слова, так и существенно его ослабить, вплоть до полного отрицания субъектом восприятия (например, во фразе «Я рад Вас видеть», произнесенной раздраженным или насмешливым тоном). Ввиду эволюционной древности, значительной степени непроизвольности и подсознательности восприятия невербальной информации ее реципиент (слушатель) склонен (и это также в значительной степени неосознанно, подсознательно) более верить не столько вербальному, сколько невербальному смыслу сообщения.
В теоретическом плане соотношения мышления и речиутвердилось представление о речи как механизме мышления. В настоящее время накапливается все больше данных, свидетельствующих о важной роли невербальных и подсознательных механизмов психики в процессах мышления [Рамишвили, 1978; Симонов, 1988; Горелов, 1985], связанных в значительной мере с деятельностью «немого» правого полушария головного мозга. В этом смысле оправдываются, по-видимому, высказывания Л. Фейербаха, писавшего: «Мыслить — значит связно читать евангелие чувств» [Фейербах, 1955, т. I, с. 238].
Проблема невербальной коммуникации имеет большое значение не только в системе общения «человек—человек»,
но и в системах «человек—машина» (т. е. в области инженерной психологии),в частности в решении сложнейших научно-технических вопросов автоматического распознавания речи [Ли, 1983; Морозов, 1991], идентификации и верификации личности говорящего [Рамишвили, 1981; Пашина, Морозов, 1990], психологического контроля эмоциональных состояний человека-оператора, работающего в стрессовых условиях [Речь и эмоции, 1974; Речь, эмоции, личность, 1978].
Наконец, особым, весьма важным и в то же время далеко не разработанным аспектом является изучение невербальной коммуникации как основы художественного творчества[Эйзенштейн, 1980; Михалкович, 1986], в частности в области музыкального искусства [Морозов, 1977,1988,1994; и др.]. Если слово адресуется к сознанию человека, его рационально-логической сфере, то невербальная информация, доминирующая в большинстве видов искусства, — к эмоционально-образной сфере человека и его подсознанию. На этой важной психофизиологической закономерности основана огромная убеждающая сила искусства, которое как специфическая форма невербальной коммуникации является могущественным средством не только эстетического воспитания, но и нравственно-идеологического формирования личности, эффективной агитации любых идеологических позиций. Иными словами, искусство как инструмент воздействия на психику может быть употреблено как во благо, так и во зло, в зависимости от намерений автора и исполнителей.
Таким образом, невербальная коммуникация является междисциплинарной комплексной проблемой, охватывающей многие области теоретических и прикладных наук.
Классификация видов невербальной коммуникации Существуют разные подходы к классификации видов НК. На рис. 3.60 представлена наиболее полная классификация, построенная по принципу максимального приближения к природной сущности НК, т. е. учитывающая ее полисенсорную природу
Рис. 3.60. Классификация основных видов невербальной информации и примеры их разновидностей.
(разные сенсорные субканалы), основные, наиболее значимые виды невербальной информации (эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личностную, биофизическую, социально-типологическую, пространственную, психологическую, медицинскую, о физических помехах), их разновидности и общую иерархическую структуру НК в системе речевого общения.