Речевое искусство. Практическая риторика

Слово обладает действенной силой. С помощью речи можно управлять людь­ми и достигать желаемых целей. Слово может, наоборот, нанести вред говоря­щему, вызвать к нему недоверие, неува­жение. Практическая действенность речи ставит задачу понимания и управ­ления этой способностью. Не удиви­тельно поэтому, что уже с деревности люди заинтересовались проблемами красноречия, в связи с чем возникла ан­тичная риторика.

Интерес к этой области возрождает­ся в наши дни. Ведется работа, связан­ная с организацией учреждений по вос­питанию и поддержанию культуры рече­вого общения и коммуникации. В США

13*

с 1914 г. действует Американская ассо­циация академических преподавателей публичной речи. Студентам колледжей предлагаются курсы развития навыков правильной речи, умения общаться с людьми разного статуса, возраста, поло­жения. Считается, что владение пра­вильной речью — предпосылка успеха в любой сфере деятельности. В Японии разработаны и практикуются школьные курсы по говорению, слушанию, чте­нию и письму. В последнее время и в на­шей стране действуют различные тре­нинги и курсы для развития навыков публичных выступлений, деловых пере­говоров, разрешений конфликтов.

Что нового предлагает современная риторика по сравнению с древней?

Старая риторика большое внимание уделяла логической выстроенности речи, убедительности аргументации и адресовалась прежде всего публичным выступлениям ораторов. Психологичес­кие данные и практика наших дней по­казывают недостаточность такого подхо­да. Речь не может оцениваться лишь с одной стороны — в плане аргументиро­ванности, логичности, т.е. как некото­рое одномерное явление. Ситуация ре­чевого общения представляет сложное системное образование со многими вхо­дящими в него элементами. Чем боль­ше сторон этого явления скоординиро­вано и гармонично согласовано, тем ус­пешнее его результат. Аргументация — лишь одна сторона этой деятельности. Анализом различных сторон речевой коммуникации и их координации зани­мается современная риторика, которая называется также речевым искусством.

Особенность нового подхода состав­ляет также кардинальный поворот к коммуникативной стороне речи. Взаи­модействию людей в разговоре и обще­нии придается первостепенное значе­ние. Современная риторика рассматри­вает разные ситуации взаимодействия коммуникантов: непосредственное, при разговоре «лицом к лицу», или опосре­дованное при выступлении по телевиде­нию или радио. Отрабатываются пред-

ставления о том, как люди воздейству­ют в процессе коммуникаци друг на дру­га и добиваются исполнения тех жела­ний, которые они прямо или косвенно выражают. Рассматриваются способы организации диалогов, полилогов, ана­лизируются речевые роли собеседников, тактики их речевого поведения, актив­ные или пассивные позиции в разгово­ре. Разрабатываются также техники ма­нипулирования собеседником: его запу­гивание, увещевание, введение в заблуж­дение, приманивание, лесть, эмоцио­нальные призывы и т.п. Показано, что при использовании рационального убеж­дения важно учитывать ответные дей­ствия собеседника или оппонента. По­лезно продумывать возможные контрар­гументы, критику предполагаемых воз­ражений, приемы логической и эмоци­ональной борьбы.

Предметом интереса современной риторики становятся не только трибун-ные речи, но и широкий спектр форм коммуникации: общение хорошо знако­мых людей в свободной обстановке, вза­имодействие небольших групп в офици­альной ситуации, публичные выступле­ния на митингах, многолюдных собра­ниях, участие в теле- и радиопередачах «на весь мир». Каждому из названных видов ситуации общения присущ свой тип речевого и общего поведения — и их нельзя путать.

Интересные наблюдения о характе­ре обращения с большими массами лю­дей приводятся в книге С. Московичи «Век толп» (1996). Автор отмечает, что толпе присуща особая психология. Бес­полезно говорить с ней на языке логи­ки. Если вы хотите добиться ее понима­ния, нужно помнить об особенностях ее восприятия: безразличии к противоре­чию, чувствительности к «жизненности» предлагаемых идей, необходимости их многократного повторения.

Безразличие к противоречию возни­кает из-за того, что толпа мыслит не по законам разума. Ее мышление «автома­тическое», наполненное стереотипными ассоциациями и клише, она легко при-

нимает и смешивает несовместимые по­зиции и мнения. «Масса может перейти от сегодня к завтра, от одного мнения к диаметрально противоположному, даже не заметив этого или, заметив, не попытаться это исправить» .

Жизненность проявляется в том, что толпа реагирует на то, что вызывает ее непосредственный интерес, пробуждает близкие каждому воспоминания и обра­зы. Такие образы не доказывают, а зах­ватывают. «Если вы слушаете речь, пе­регруженную цифрами и статистически­ми данными, вы заскучаете и затрудни­тесь понять, в чем же вас хотели убедить. Несколько колоритных образов, ярких аналогий или же фильм, комикс гораз­до сильнее действуют на воображение и получают эмоциональный отклик».

Повторяемость превращает идею-понятие в идею-действие. В местах, где люди собираются, — на площадях, ста­дионах, улицах — они не могут рассуж­дать, а только подвергаются внушаю­щим воздействиям. Идеи здесь должны упроститься, факты сгуститься, принять образную форму. Они воздействуют на глубинные мотивы человеческого пове­дения и автоматически его запускают.

Конечно, ситуация общения с тол­пой — это особый случай.

К счастью, общение между людьми не исчерпывается взаимодействием мас­сового характера. При деловом общении люди продуктивно рассматривают фак­ты и логическую аргументацию, с близ­кими и друзьями опираются на довери­тельные отношения. При всем разнооб­разии ситуаций общения все они имеют общие принципы организации. Практи­ческая риторика занимается их выявле­нием и описанием.

Наши рекомендации