Общий контур речевого взаимодействия
Изучаемая психологией речи и психолингвистикой человеческая способность владеть словом многогранна и включает ряд необходимых компонентов. В соответствии с этими компонентами описывается общий контур речевого взаимодействия (рис. 3.51). Полная форма речевого процесса предполагает участие в нем не менее двух партнеров — коммуникантов. Они связаны направляемыми и принимаемыми сообщениями, образующими контур речевого взаимодействия. Каждый из
Рис. 3.51. Простейшая схема контура речевого взаимодействия.
участников общения может становиться то говорящим, то слушающим.
Необходимым элементом рассматриваемого контура является произносительный блок, включающий органы артикуляции и голосообразования (А). Общаясь, мы также воспринимаем и понимаем речь других людей, что осуществляется при посредстве воспринимающего блока, в устной речи — органа слуха (В). Не упустим и того обстоятельства, что речь строится на основе скрытой от непосредственного проявления системы языка, выработанных в детстве языковых умений и навыков. А что особенно важно — это возможность выражения через речь психологического содержания, мысли, чувств, воспоминаний. С помощью произносимых слов мы внешними средствами выражаем внутренние, скрытые от других психологи-
Рис. 3.52. Речевой тракт человека. 1 — грудная клетка, 2 — легкие, 3 — трахея, 4 — голосовые свзки, 5 — гортань, 6 — полость глотки, 7 — нёбная занавеска, 8 — полость рта, 9 — полость носа.
ческие состояния. Блок С — внутренняя речь — принят для обозначения такого рода скрытых внутренних процессов, имеющих место в процессе говорения.
Произнесение
Осуществляется особым звеном речевого процесса. Обратим внимание на то, что в человеческом организме не существует отдельного органа, производящего звучащую речь. Эта функция реализуется комплексом содружественных акций, совершаемых различными органами, имеющими другое основное назначение. Это утверждение можно проследить по рисунку 3.52, где в совокупности представлены части ре-чеобразовательного механизма. Рисунок воспроизводится по книге Л.В. Бондарко [1998, с.51]. К элементам речеобразова-тельного аппарат относятся также язык,
губы, зубы, твердое и мягкое нёбо, маленький язычок, надгортанник.
По своему функциональному назначению речеобразовательный механизм условно делится на две части: одна из них обеспечивает «энергетическую подпитку» механизма путем образования и действия воздушной струи, необходимой в речи; другая — генерирует звуки разного качества.
Общий принцип работы речевого аппарата состоит в создании во время речи движущегося потока воздуха (у взрослых — изнутри вовне), на основе которого с помощью голосовых связок создаются акустические возмущения. Остальные перечисленные выше элементы речевого механизма предназначены для разнообразных модификаций производимого звука путем создания специфических условий его резонирования и фильтрования.
Речевой аппарат производит два типа звуков — гласных и согласных. Первые образуются с помощью голосовых связок, работающих в содружестве с легкими и мышцами грудной клетки. Разнообразие гласных звуков создается за счет различного положения элементов речевого аппарата, прежде всего языка и губ. Так, в русском языке шесть разных гласных звуков образуются по принципу преимущественного задействования передней, средней и задней части языка, откуда характеристика звуков как передне-, средне- и заднеязычных.
Согласные звуки являются результатом двоякого вида актов: а) создания различных препятствий на пути воздушной струи в речевом тракте, следствием чего становится турбулентный шум и возникновение щелевых или фрикативных согласных, б) резкого смыкания тканей в различных местах речевого тракта, вследствие чего образуются губные, зубные и нёбные взрывные согласные.
Исследование аэродинамических процессов в речевом аппарате стало основой разработок акустических теорий речеоб-разовния — физко-физиологических по своему характеру. Одна из наиболее ранних теорий такого рода была предложена
в конце XVIII века в Санкт-Петербурге Кратценштейном. Позднее значительный вклад в эту проблему внес Гельмгольц. Разработка современного уровня теории связывается с такими именами, как Г. Фант, К. Стивене, Дж. Фланаган, Р. Якобсон, Л.А. Чистович, Л.В. Бондарко и др.
Следует, однако, обратить внимание на то, что теоретическое объяснение часто охватывает лишь элементарный уровень работы речепроизводящего механизма, связанного с произнесением отдельных звуков. В реальности, в речи взрослого человека осуществляется чрезвычайно сложная и быстрая координация многих изменчивых составляющих, относящихся к элементарным звукам. Разработка теории, объясняющей эту сложность, продвинута значительно меньше. Здесь можно лишь сослаться на тезис Н.И. Жинкина, предполагавшего существование двух взаимосвязанных видов управления речедвижениями — дискретный и континуальный, о чем говорилось выше.
Можно отметить также, что психологическая сторона теории должна охватывать не только процесс организации движений, но также и гораздо более высокие этажи механизма — те, которые связаны с переводом в речедвижения языковых элементов, активизируемых в связи с семантическими процессами, протекающими во внутренней речи. Эта область еще ждет исследовательских усилий.
Звено речевосприятия
Функцию воприятия устной речи принимает на себя в человеческом организме в основном слуховой анализатор, орган слуха. Этот орган с анатомической и физиологической стороны обладает сложным и тонким строением. В схематической форме оно представлено на рисунке 3.53, заимствованном из книги С.А. Гель-фанда [1984, с. 11]. Принято выделять в слуховом органе наружное, среднее и внутренне ухо. Наружное ухо образует ушная раковина и наружный слуховой проход, заканчивающийся барабанной
Рис. 3.53. Поперечное сечение уха человека. 1 — наружный слуховой проход, 2 — молоточек, 3 — наковальня, 4 — полукружные каналы, 5 — улитка, 6 — лестница преддверия, 7 — барабанная лестница, 8 — кортиев орган, 9 — окно улитки, 10 — слуховая труба, 11 — стремя, 12 — барабанная перепонка.
перепонкой. В среднем ухе, занимающем костную полость, важнейшими элементами являются три косточки, самые миниатюрные во всем человеческом теле. Это — молоточек, наковаленка и стре-мячко. Назначение этих косточек — передавать колебания барабанной перепонки, возникающие под влиянием звуков извне, на внутреннее ухо. К среднему уху относится также слуховая, или Евстахиева, труба, приданная человеческому организму как модификация жаберной щели рыб. Для человечекого слуха эта труба важна потому, что, будучи открыта в полость носоглотки, она способствует установлению равенства давления на барабанную перепонку как из наружного, так и среднего уха. Если труба закрывается, что бывает следствием простудных болезней, барабанная перепонка втягивается, искажает воспринимаемые звуки, и человек плохо слышит.
Внутреннее ухо образует комплекс костных каналов, наполненных жидкостью и расположенных в височной кости. Не все каналы имеют отношение к функции слуха. Два из них — полукружные — являются органом равновесия. Внутреннее ухо располагается в так называемой улитке, спиралевидной костной структуре. Внутри вдоль тела улитки проходят две мембраны, делящие по-
лость улитки на три канала, заполненные лимфой. В среднем канале находится главный инструмент внутреннего уха — кортиев орган. От него отходит слуховой нерв, передающий воспринимаемые сигналы в слуховой мозговой центр.
Функциональное назначение перечисленных элементов органа слуха в общих чертах следующее. В наружном слуховом проходе за счет резонанса осуществляется значительное усиление значимых звуковых частот: в 2—4 раза. Основной функцией среднего уха считается согласование акустических сигналов, действующих в воздушной среде, при их переходе к жидкой внутренней среде улитки. В кортиевом органе мембрана своими различными частями по-разному резонирует на сигналы разной частоты. Иначе говоря, в органе слуха осуществляется частотно-избирательная фильтрующая функция. Дальнейшее преобразование звуковых колебаний в нервные сигналы происходит с помощью кортиева органа. Последний имеет систему волосковых клеток-рецепторов, расположенных вдоль мембраны и выполняющих функцию электромеханических датчиков. Воспринимая механические колебания, волосковые клетки преобразуют их в электрические импульсы, передаваемые на волокна слухового нерва.
Кроме анатомо-физиологической, существуют теории речевосприятия психофизиологического характера. Согласно одной из наиболее известных из них, восприятие акустического сигнала происходит в форме последовательной его обработки в слуховом анализаторе и сличении симеющимся в памяти эталоном на завершающем этапе. Обработка сигнала в общих чертах состоит в трансформации акустических признаков в слуховые ощущения, затем выделении в них фонетических признаков (фонем, слогов, слов) и, наконец, создании перцептивного образа, включающего описание многих признаков сигнала на разных уровнях его отображения. Указанный круг представлений принято называть сенсорной теорией речевосприятия, поскольку она концентрируется на процессах, происходя-
щих в сенсорной области. Ее родоначальниками обычно считают Г. Фанта (Fant, 1960) и Р. Якобсона (Jacobson, 1966).
Моторная теория восприятия речи ставит акцент на тех процессах обработки физического сигнала, которые связаны с активизацией моторных артикуляций (Чистович, 1976; Liberman et all, 1962 и др.). Согласно этой теории, в речедви-гательной области складываются моторные эталоны речевых единиц. Восприятие акустического сигнала связано с автоматической активизацией моторных импульсов, воспроизводящих входной сигнал. Опознание поступившего акустического раздражителя осуществляется, согласно моторной теории, на основе сличения этих моторных команд с имеющимися эталонами.
Обе названные теории имеют свои сильные и слабые стороны. Для обоснования сенсорной теории необходимо выявить инвариантные признаки акустических сигналов и эталонов, которые в потоке речи варьируют исключительно широко. Они зависят от позиции исследуемого звука в слове, его окружения другими звуками, индивидуальности говорящего и мн. др. Выделить инвариантные признаки речевых единиц оказывается практически невозможно.
Свои трудности встречает и моторная теория. Понятно, что моторные эталоны говорящего складываются в результате его речевой практики. Из этого следует, что еще не владеющий речью ребенок вряд ли может различать слышимую речь. Однако это не так. Известно, что младенцы начинают понимать речь существенно раньше, нежели начинают говорить сами. Кроме того, сами эти команды отличаются высокой вариативностью и поэтому вряд ли могут служить эталонами в процессе речевосприятия.
Предложены некоторые подходы, стремящиеся разрешить трудности, встающие на пути названных выше разработок (Лосик, 2000).
Один из интересных новых подходов к теории речевосприятия разработан американской исследовательницей П. Куль
(Kuhl, 1994). Автор отмечает, что изначально младенец способен различать любые фонетические элементы, существующие во всех мировых языках и демонстрирует высокую чувствительность к акустическим изменениям, происходящим у границ фонетических категорий. Однако к 12-ти месяцам жизни младенец утрачивает такую способность и перестает слышать ранее им различаемые контрастные позиции, используемые вне его родного языка. Классическим примером может служить тот факт, что в раннем младенчестве японские дети различают звуки рил, тогда как взрослый японец эту способность утрачивает. Для объяснения этих явлений Куль предлагает теорию, получившую название эффекта перцептивного магнита (perceptual magnet effect). По ее мнению, у субъекта, не имеющего опыта в данном языке, вербальные сигналы запечатлеваются в перцептивном пространстве, все элементы которого расположены более или менее равномерно. С накоплением языкового опыта субъект подвергается воздействию языкового материала, среди которого постоянно встречаются типичные фонетические образцы — прототипы. Прототип приобретает свойство притягивать к себе близкие звуки, он становится своего рода магнитом. Тогда перцептивное пространство языковых звуков искажается, в нем возникают зоны сгущения и разряжения. В результате этого образуются фонетические категории, входящие в них образцы становятся трудно различимыми между собой. (Как, например, звуки рил у взрослого японца.) Зато фонетические признаки, относящиеся к разным «зонам сгущения», т.е. к разным категориям, легко различаются.
Фонетические прототипы специфичны в различных языках. Поэтому у каждого носителя языка формируется специфическая «перцептивная карта». Она обеспечивает легкое различение фонем родного языка, но с трудом функционирует при восприятии чужого языка. Формирование перцептивной карты начинается у младенца в раннем возрасте и практически завершается к 6-месячному возрасту.
Внутреннее звено речи
Существование скрытых процессов в речевом взаимодействии людей давно привлекло к себе внмание ученых, которые высказывали различные точки зрения на это явление. Рассматриваются два вида внутреннеречевых процессов. Один из них — речь «про себя», т.е. беззвучное проговаривание, которое при озвучивании становится обычной, «внешней» речью. Другой— особое явление, качественно отличное от внешней речи, направленное на переработку информации от воспринятой речи и подготовку высказываний. Беззвучное говорение составляет объект интереса ученых, занимающихся исследованием мышления, где разработан прием озвучивания скрытых психических процессов, с целью выявления хода мысли. Так, К. Дункер в 30-е гг. XX века предложил методику «рассуждения вслух» для исследования решения творческих задач.
Другой феномен — внутренняя переработка связанной со словом информации — происходит при порождении человеком его внешне выражаемой речи, а также при восприятии и понимании им речи окружающих. Исследование этого феномена, непосредственно касающегося механизмов речи, оказалось ключевой темой современной психолингвистики, особенно ее когнитивного направления.
В разработке темы внутренней речи приняли участие многие видные психологи нашей страны. Однако их суждения оказались далеко не единодушными.
Широко известная концепция внутренней речи предложена Л.С. Выготским (1956). По мысли автора, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической. Поэтому структурные особенности последней позволяют судить о внутренней речи, недоступной для наблюдения прямым способом. Наблюдения за характером эгоцентрической речи позволили выявить основные характеристики внутренней речи. Они состоят прежде всего в ее сокращенности: сокращен синтаксис внутренней речи и ее фонетическая сто-
рона. При сокращенное™ синтаксиса опускаются подлежащее и связанные с ним слова, остаются предикаты. Структура внутренней речи в пределе абсолютно предикативна. Фонетическая сторона также почти полностью сокращена, слова понимаются по намерению говорящего произнести их. Наиболее значима семантическая сторона внутренней речи. Слова нагружаются смыслом, образуют агглютинированные единства и являются как бы «сгустками смысла». Отсюда — идиоматичность словесных значений, их непереводимость на язык внешней речи, понятность только самому говорящему.
Тезис Л.С. Выготского, согласно которому внутренняя речь приходит на смену эгоцентрической речи в позднем дошкольном возрасте, оспорен П.Я. Гальпериным, П.П. Блонским и другими авторами. Они обратили внимание на то, что внутренняя речь необходимо должна предшествовать всякому акту говорения.
Б.Г. Ананьев развил свое представление о природе и структуре внутренней речи, исследуя речь людей, страдающих разными формами ее нарушения (сенсорных и моторных афазиков). Он подчеркнул различие понятий внутреннй речи и внутреннего говорения. Им описаны три фазы внутренней речи как механизма подготовки будущей внешней
Рис. 3.54. Речевые зоны мозга. 1 — моторная кора, 2 — дугообразный пучок, 3 — зона Вернике, 4 — первичная слуховая кора, 5 — зона Брока.
речи: установка на наречение; внутреннее наречение, в котором присутствуют структуры будущего подлежащего и сказуемого; указательные определения места нареченной мысли в суждении.
С развитием психологической науки и возникновением психолингвистики укрепилось и расширилось представление о внутренней речи как звене скрытой переработки вербальной информации. Согласно А.А. Леонтьеву, внутренняя программа будущей речи складывается из «смысловых вех», соответствующих субъекту, предикату и объекту (1974). По мнению Н.И. Жинкина, при подготовке сообщения не обязательно используются только словесные элементы. Ими могут быть образы, наглядные схемы. Код внутренней речи субъективен, он формируется вместе с общим психическим развитием ребенка (1982).
Внутреннее звено речи может быть рассмотрено не только со стороны его психологической функции, но также и со стороны его материального обеспечения, т.е. мозговых структур, реализующих речь. Факты, свидетельствующие о связи речи с мозговыми струтурами, стали накапливаться с XIX века. В 1861 году французский хирург Поль Брока обнаружил во время операции на мозге у одного из своих больных большую кисту в левом полушарии. Этот больной страдал глубоким нарушением речи в форме невозможности ее произнесения. Данный случай оказался не единственным, что позволило Брока сделать заключение, что управление произнесением речи реализуется областью левого полушария в нижней части лобной доли над Сильвие-вой бороздой (рис. 3.54).
Несколько позднее врач Вернике выявил локализацию болезни пациентов, страдавших другой формой афазии — потерей смысла их высказываний, трудностями с называнием объектов. У этих больных пораженными оказались области мозга, находящиеся в задней части височной доли (рис.3.54). Кроме названных случаев, в ходе дальнейшего накопления фактов были найдены различные
промежуточные варианты повреждений мозговых структур, соотносимые с различными формами речевых нарушений, афазий. Не все они однозначно указывали на зоны мозга, имеющие отношение к организции управляющих речевых процессов, жизненные случаи оказываются богаче и противоречивее, чем первоначальная схема. Тем не менее даже современные диагностические пробы, связанные с использованием новой техники, указывают на зависимость речевого процесса от активности левого полушария.
Обе названные зоны, нзванные по имени их открывателей зоной Брока и зоной Вернике, располагаются в непосредственной близости к так называемой Сильвиевой борозде — расщеплению, отделяющему лобную долю от остального мозга. Существует мнение, что область вокруг Сильвиевой борозды в левом полушарии вся целиком связана с организацией речевого процесса и не разделяется на отдельные функциональные островки (Пинкер, с. 369). Газзанига с сотрудниками разработали технику на основе использования срезов мозга, которая позволила как бы развернуть кору мозга на плоскости. Им удалось показать, что речевые зоны, действительно, примыкают друг к другу, образуя тем самым единый речевой орган мозга.
Большое неврологическое исследование речевых мозговых структур провел в 50-х годах XX в. канадский нейрохирург У. Пенфильд. Он работал на открытом во время оперции мозге пациентов. Поскольку мозг не имеет болевых рецепторов, пациенты находились во время операции в сознании, могли общаться с хирургом, отвечать на вопросы, сообщать о своих впечатлениях. Исследователь проводил стимуляцию отдельных точек мозга с помощью слабого импульсного тока и показал сложность возникающих у пациентов субъективных состояний. Они были связаны как с речевыми иллюзорными представлениями, так и зрительными, целостными картинами и т.п.
В настоящее время разработаны новые техники, выявляющие функции мозговых
отделов. Существует, например, техника временного выключения одного из полушарий путем введения соответствующего раствора в каротидную артерию. Тогда оказывается, что при «спящем» правом полушарии пациент может говорить, тогда как при временно отключенном левом полушарии речь невозможна.
Некоторые факты по интересующему вопросу получены при использовании новой техники эмиссионной компьютерной томографии. Эта техника позволяет устанавливать активность частей мозга при выполнении пациентом различных психологических операций. На компьютерной фотографии более активные участки предстают в красных и желтых тонах, незадействованные — в темно-синих. Исследования с помощью этой техники показали, что при речевых операциях горячие области концентрируются на левой стороне мозга.
При всем прогрессе исследовательской техники следует, однако, признать, что существующие в руках исследователей факты часто оказываются неоднозначными, и до сих пор остается вопрос, каким конкретно образом мозговые структуры реализуют разнообразные сложные и тонкие языковые операции, необходимые для правильного владения речью. В общей форме специалисты считают, что нормальная организация речи предполагает совместную, хотя, возможно, и последовательную активность мозговых областей. Так, при восприятии речи звуковые сигналы пступа-ют в первичную слуховую кору и подвергаются обработке в зоне Вернике. Для произнесения требуется задействован-ность зоны Вернике и включение зоны Брока, где разрабатывается программа артикуляции, передаваемая затем в моторную кору (Гишвинд, 1984).
Когнитивные модели речи
Тема внутренней речи явилась ранней предтечей современного когнитивизма в психолингвистике. Основной объект когнитивной психологии — репрезентация знаний и объектов внешнего мира в пси-
хике человека, внутренние структуры и механизмы переработки этих знаний. Когнитивизм возродил и укрепил идею «внутреннего образа», «внутренних механизмов психических процессов», существовавшую в науке и в докогнитивистс-кий период. Для современного этапа характерна работа с так называемыми моделями. Последние представляют собой выраженные в наглядной форме теоретические взгляды исследователей на те или иные явления когнитивной сферы. Основаниями моделей бывают эмпирические данные, наблюдения, эксперимент, а также логические выводы из теорий. Выражаемые в модельной форме теоретические позиции порой могут быть очень сложными, как во многих случаях при описании речеязыковых и речемыс-лительных процессов и структур. Эта форма нужна для того, чтобы придать такого рода теориям наглядную форму и сделать их «умопостигаемыми» для слушателя и читателя. Открываются возможности делать те или иные предсказания, которые нередко дают новое направление исследовательской мысли.
К настоящему времени предложено множество моделей, описывающих рече-языковую действительность. Из зарубежных пользуется известностью модель понимания В. Кинча с сотр. (1979), построенная на основе анализа процессов, включающихся в обработку и понимание текста (см. «Современная психология», с. 287). Модель предлагает правила работы с естественным текстом и действует на материале конкретных текстовых образцов. Таким образом, это — действующая система, что составляет ее большую силу.
Модель продуцирования речи В. Ле-велта (1989), также рассмотренная нами в «Современной психологии», сильна тем, что описывает конкретные структуры, необходимые для осуществления речеязыковой функции, фактически дает их номенклатуру (там же, с. 289).
В отечественной психолингвистике предложено немало различных модельных форм теоретических взглядов на
процесс речепроизводства и понимания речи. Некоторые из такого рода моделей подробно рассмотрены в учебнике (За-левская, 1999, главы 7 и 8, с. 203—263).
Здесь будет представлена в виде примера модель речемыслительного механизма, разработанная в Институте психологии РАН (Ушакова, 1991). В нашем изложении мы отдаем предпочтение данной модели по нескольким основаниям. Во-первых, она описывает единый речеязыковой и речемыслительный механизм, функционирующий как при производстве речи, так и при ее понимании. Это более адекватно действительности в сравнении с раздельными моделями порождения и восприятия речи, как это представлено в учебнике А.А. Залевской. Во-вторых, в модели с опорой на экспериментальные факты, полученные в лаборатории, проработаны функциональные структуры, выполняющие различные речеязыковые и речемыслительные операции. Опора на такого рода структурные основания дает возможность оперировать в большой мере операционализируемыми понятиями, что является важным требованием современной когнитивной психологии, однако далеко не всегда выполняется в научной практике.
Предлагаемая модель ориентирована на ситуацию взаимодействия коммуникантов, каждый из которых имеет следующие основные блоки речевого механизма: восприятие речи (Вс), ее произнесение (Пр) и центральное смыслооб-разующее звено (Ц) (рис.3.55). Функции блока восприятия и блока произнесения выполняют задачу доставки информации субъекту и выведения ее от субъекта вовне. В центральном звене осуществляются основные смыслообразующие функции и хранение языкового опыта.
Каждый из блоков производит специфические кодовые операции. Звено восприятия при устной коммуникации перерабатывает поступившие из внешнего мира акустические сигналы, переводя их во внутренний мозговой код, специфичный для материи мозга. Акустические сигналы преобразуются в нервные пат-
Рис.3.55. Обобщающая модель речеязыкового процесса [Ушаковаа, 1991].
терны, и решается задача распознавания и дифференцирования одного паттерна от другого. В центральном звене не происходит кодового перехода, используется внутренний мозговой код, который может быть любой природы, поскольку здесь происходит чисто внутренняя переработка информации. В звене произнесения внутренние кодовые команды переводятся в сигналы-команды артикуля-торным органам. Параметры этих выходных сигналов строго регламентированы, они определяются закономерностями функционирования артикуляторного аппарата, производящего объективный продукт: звучание, соответствующее нормам используемого языка.
В центральном звене выделяются несколько функциональных уровней. Нижний (1-й уровень) составляют образования, связанные с запечатлением и хранением разных сторон слова: его звучания, значения, соотнесенности с вне-
шним миром. Эти образования названы «базовыми» на том основании, что речь воспринимается именно через внешнюю форму слов — их звучание, написание. Произносимая речь также передается словами, поступающими в соответствующей форме в блок произнесения. На рисунке показана связь первого уровня с блоком восприятия и произнесения.
Базовый уровень дополняется его подуровнем, который образуется возникающими из членения слов элементами. Они проявляются в детском словотворчестве. Эти элементы обозначаются лингвистами термином «морфемы». В языках синтетического типа, к которым относится и русский, из них складываются грамматические категории.
Следующий уровень внутренней речи (2-й) составляет система межсловесных («межбазовых») связей, или «вербальная сеть». Этой сетью охватываются все слова
используемого человеком языка, образуя нечто вроде сплошной материи, где различные по семантике и фонетике слова находятся в разной степени взаимной удаленности или близости. Особенности функционирования сети определяют многие речевые проявления: «семантические поля», синонимию, антонимию слов, их податливость к заменам, понимание многозначных слов, словесные ассоциации.
Третий уровень внутреннеречевой иерархии — это грамматические структуры. Динамические процессы на структурах этого уровня обеспечивают грамматическую оформленность порождаемых предложений.
Наконец, на верхнем уровне иерархии происходит управление порождением текстов и их обменами между коммуникантами.
Данная сложная система структур и функциональных образований мозга человека формируется с раннего детства под воздействием многих факторов (требований социума, языка окружающих, внутренних мотивационных факторов субъекта, созревания его мозга). Функционирование этой системы во взрослом возрасте происходит в тесном взаимодействии с другими когнитивными структурами и функциями, прежде всего теми, которые обеспечивают познание и мышление. В правой части схемы на рис. 3.55 представлены структуры такого рода. Люди вербализуют то, что они воспринимают через органы чувств, посредством общения, а также материал мыслительного процесса: условия, гипотезы, результаты решения разнообразных задач. Соответственно в схему включены структуры репрезентации знаний и эвристические операции. Кроме текущих впечатлений и процессов, в речевом продукте находят отражение более общие и стабильные мыслительные и личностные образования: жизненные и научные обобщения, оценки, морально-нравственные позиции.
Протекание процесса обработки информации с использованием описанных структур будет различным в разных условиях коммуникации, при говорении, при
слушании. Во всех случаях, однако, должна происходить активация всех уровней центрального внутреннеречевого звена в координации с желаемой и достигаемой целью, условиями и аудиторией общения, в условиях свободной устной речи или составления письменных текстов и действия многих других факторов.
Речь и мышление
Вопрос о связи речи с мышлением в определенном смысле является ключевым в психологии речи. Очевидно, что нормальная речь непременно осмысленна, тем самым неотрывна от мысли, в выражении смысла состоит ее основная функция. Вместе с тем формы связи мысли и слова трудно представимы и даже мистичны: каким образом можно объяснить связь нематериального психического явления, мысли, и звучащего, физически регистрируемого слова?
Для решения данной контроверзы предложен богатый спектр суждений. На одном полюсе этого спектра — позиция классического бихевиоризма (мышление — это беззвучная речь), на другом — представление Вюрцбургской школы (мышление и речь имеют разное происхождение и представляют собой различные сущности). Отождествлению речи и мышления или, напротив, их полному размежеванию противостоит представление об их взаимосвязи: как формулировал С.Л. Рубинштейн, между мышлением и речью существует единство, но не тождество. Эта точка зрения, разделяемая многими психологами, требует, однако, дальнейшей конкретизации — необходимо ответить на вопрос, в чем заключается эта взаимосвязь, как мысль воплощается в слове?
Попробуем найти ответы на возникающие вопросы, опираясь, с одной стороны, — на данные современной психологии, описывающей сущность мыслительного процесса, а с другой стороны, на данные о природе речевой семантики, представленные в разделах онтогенеза речи и модели речевого процес-
са (см. соответствующие параграфы раздела).
Мышление в общем случае представляет собой целенаправленный процесс, состоящий в решении задач или выведении умозаключений. Согласно существующим данным, мыслительный процесс включает ряд компонентов (механизмов), которые могут быть рзличны-ми при решении разных типов задач. Достаточно общими компонентами мышления являются: создание умственных моделей ситуации, включающих условия и цель задачи; взаимодействие поступающей информации с репертуаром знаний и схем, хранящихся в долговременной памяти; манипулирование моделью; выявление результата, отвечающего исходным условиям задачи. В нашем контексте важно отметить, что ход решения задачи, или оперирование умственной моделью, может протекать в различных режимах: логическом, хорошо осознаваемом и подлежащем речевому выражению, а также — интуитивном, при котором субъект мыслительного процесса не осознает и не может описать словами ход своих умственных действий (Я.А. Пономарев).
Приведенное разъяснение показывает, что мышление представляет собой специальную когнитивную функцию, состоящую в создании нового ментального продукта, познания действительности. (По модели, представленной выше, в процессе мышления задействованы когнитивные механизмы правой части схемы.) Ход мыслительного процесса в одних случаях может быть отражен в речи мыслящего субъекта, в других — нет, т.е. он не связан с речью необходимым образом.
Назовем теперь основные компоненты, задействованные в речевом процессе. При порождении речи, как показывают данные речевого онтогенеза, исходным компонетом является семантическое состояние (включающее представления субъекта, возникающие у него модели ситуаций, его эмоциональные переживания), а также мотиврую-щий импульс к экспрессии, вербализа-
ции данного семантического состояния. Далее актуализируются ранее выработанные связи данного семантического состояния с вербальными структурами и семантическими полями, а также происходит активизация иерархических уровней языковых структур (см. представленную выше модель речевого механизма). На последнем этапе речепо-рождения включается произносительный артикуляторный механизм и осуществляется говорение.
При понимании речи основными компонентами процесса являются: активизация воспринимающего канала (акустического, зрительного), дешифрующие операции в иерархических языковых структурах и создание ментальной модели ситуации, понимание.
Во всех видах речевого процесса его осуществляют механизмы, представленные преимущественно в левой части схемы (Рис. 3.55).
Сравнение механизмов мыслительных и речевых процессов позволяет выявить различие и пересечение их сфер действия. Обратим внимание на то, что в речевом процессе — при продуцировании речи и ее восприятии — в начале или конце процесса необходимо наличие важнейшего семантического компонента, для которого адекватен термин понимание. В его меха-низменной интерпретации данный компонент может быть квалифицирован как наличие модели действительности (ситуации) в когнитивной сфере субъекта. Этот семантический компонент необходим для того, чтобы произносимая речь была полноценной, осмысленной, и чтобы она была понятой слушателем.
Такого же типа семантический компонент — понимание, наличие модели действительности (ситуации) — необходим, как показано выше, и в мыслительном процессе. Таким образом, мы можем заключить, что пересечение речи и мышления происходит на данной общей точке, семантическом компоненте, понимании элементов действительности. Для мыслительного процесса этот компонент служит материалом для осуществления необхо-
димых манипулятивных операций; для речевого процесса — стартовой площадкой для вербализации, словесных описаний. Специфика речевого процесса и его основная функция — создание вербального продукта, адекватного ментальному семантическому содержанию, и его эксте-риоризация. Именно поэтому речь может быть включена в любой когнитивный процесс, содержащий такого рода семантический компонент. Таким когнитивным процессом может быть не только мышление, но и восприятие, эмоциональное переживание.
Наш анализ соотношения речевых и мыслительных процессов предс<