Методы косвенною исследования семантики
В данном случае внимание сосредоточено на том влиянии, которое оказывают процессы функционирования категориальных структур на различные когнитивные процессы.
А. Сравнение порогов ощущения или субъективной длительности стимулов с различной семантической нагрузкой. Всамых простых психофизических экспериментах часто проявляются семантические эффекты. Так, например, в знаменитом исследовании Хауса и Соломона было продемонстрировано, что чем выше частотность (другими словами встречаемость, употре-бимость в языке) слова, тем ниже порог его восприятия. В другом исследовании испытуемым предъявлялась последовательность знакомых и незнакомых символов. Хотя длительность экспозиции и тех, и других была одинаковой (30 мс), незнакомые стимулы, казалось, звучали дольше, чем зна-
комые. Было также показано, что пороги ощущения меняются для слов различной эмоциональной значимости (см. [Солсо, 1996]). К этой же группе можно отнести все эксперименты, в которых хронометрируется время опознания или называния стимулов в зависимости от семантического контекста или преднастройки.
Б. Анализ группировки стимулов при полном воспроизведении списка словявляется достаточно популярной методикой в семантических исследованиях. Испытуемому показывают список на вид бессвязных слов, а затем он воспроизводит их в любом порядке. Следуя такой инструкции, испытуемый обычно воспроизводит слова, группируя их по семантическим признакам. Например, в классических экспериментах Бусфилда и Седжвика (см. [Солсо, 1996]) при воспроизведении названий птиц испытуемые вспоминали подряд слова «ястреб», «орел», «стервятник», а после короткой паузы «курица», «индюк», «утка». На основании протоколов воспроизведения с помощью ряда математических процедур «реконструируют» структуру соответствующего участка семантической памяти.
В. Сравнение успешности извлеченияиз памятив зависимости от семантической обработки или преднастройки.Суть методики состоит в том, что часть тестовых стимулов включаются в решение предварительной задачи, такой, как дополнение слов, или воспроизведение категорий (испытуемых просят назвать примеры таких категорий, как «мебель» или «птицы»), или воспроизведение базовых знаний (испытуемых просят ответить на ряд вопросов, например, «Что быстрее: заяц или Земля?»). Через определенный интервал времени неожиданно для испытуемых дается тест на воспроизведение или узнавание. Обычно семантическая обработка стимулов улучшает их запоминание и последующее извлечение из памяти. Цель исследователей — сравнение позитивного влияния различных семантических задач.
Г. Хронометрирование времени принятия решенийотносительно лексического характера стимула или истинности,
или ложности некоторых утверждений. Суть методики: перед испытуемым ставится задача сделать заключение о представленном материале. Самая простая задача — принятие решения о том, что было предъявлено — слово или не слово («задача лексического решения»). Более сложным является верификация простых утверждений, таких, как «собака — это животное».
Методы, использующие нейрофизиологические
Корреляты
А. Метод семантического радикалапринадлежит к числу условно-рефлекторных. Критерием семантической близости исследуемых объектов является перенос условно-рефлекторной реакции с одного объекта на другой, семантически с ним связанный. В эксперименте А. Р. Лурии и О.С. Виноградовой предъявление тестового слова (например, «кошка») сопровождалось болевым раздражением — ударом тока. После возникновения устойчивого условного рефлекса, выражавшегося в сужении сосудов руки и головы, испытуемому предъявлялся список слов, среди которых были нейтральные («окно», «лампа», «тетрадь»), сходные с тестовым словом по звучанию («крошка», «крышка», «кружка»), а также слова, имеющие смысловую связь с тестовым («котенок», «мышь», «молоко»). Результаты показали, что нейтральные слова не вызывали никаких реакций; близкие по звучанию слова приводили к появлению общей ориентировочной реакции (сужение сосудов пальцев и расширение сосудов головы), а слова, связанные с тестовым по смыслу, — к специфической болевой реакции (одновременное сужение сосудов руки и головы) [Лурия, 1979].
Б. Использование компонентов вызванных потенциалов (ВП) в качестве индикаторов семантического анализа.Метод основан на использовании в качестве индикаторов смысловой обработки так называемой негативной волны с латентным периодом 400 мс, которая появляется в ответ на существующее семантическое
рассогласование предъявленных стимулов, и позитивной волны с латентным периодом 300 мс, возникающей в ответ на повторение стимулов.
Например, волна с латентным периодом 400 мс регистрируется, когда в задаче лексического выбора в качестве преднаст-ройки используются либо слова, не связанные по смыслу с тестовым стимулом, либо антонимы. Подобные результаты фиксируются и в ситуации, когда последнее слово в предложении не соответствует по смыслу остальным, или в ответ на бессмысленное сочетание букв. Напротив, при семантической близости слов или предъявлении высокочастотных слов негативная волна с латентным периодом 400 мс выражена слабо, а амплитуда положительного компонента ВП с латентным периодом около 300 мс увеличивается [Wijker, 1989].
История развития
Пристальное внимание к «знаку», замещающего объект, родилось в недрах средневековой культуры и породило референтную теорию значения, для которой основным стало соотнесение «знака» и объекта. Этот интерес привел в наши дни к бурному развитию психолингвистики и лингвистической семантики. Объектом рассмотрения этих направлений являются средства, с помощью которых смысл кодируется в языке. Психосемантика же сосредоточена на вопросах, связанных с тем, как человек понимает смысл различной информации, каким образом он ка-тегоризирует свои знания о мире и отношение к нему. А. Р. Лурия называл семантическое строение слова его психологической структурой.
Проблемы понимания слов и идентификации объектов традиционно были достоянием психологии восприятия. И. Кант рассматривал процесс познания как переход от наглядного опыта к внутренним сущностям и обобщенным рациональным категориям, априорно заложенным в природе человеческого духа. Идея разделения человеческого опыта на
наглядный (перцептивный/физический) и категориальный (апперцептивный/духовный) имплицитно присутствовала в психологии на протяжении всего ее существования. Для экспериментальной психологии актуальной стала задача выявления механизмов категоризации или перехода от наглядного опыта к рациональным категориям.
Важную роль в развитии психосемантических исследований сыграли данные о положительном влиянии семантического контекста на восприятие отдельных стимулов. Эта закономерность была впервые обнаружена Дж. Кеттелом как эффект превосходства слова, который сводится к тому, что восприятие букв заметно ускоряется в контексте слова. В 1905 г. русский ученый М.П. Никитин еще более явно продемонстрировал влияние категориального знания на процесс восприятия на самых первых его этапах. Возврат интереса к изучению этих феноменов произошел лишь в контексте развивающейся когнитивной психологии, после того как были предложены новые методические приемы исследования процесса восприятия. Факты, демонстрирующие близость и, возможно, даже неразрывность процессов перцепции и апперцепции, были неоднократно подтверждены (см. [Велич-ковский, 1982, с. 146]).
Проблемы категориальных структур рассматривались в рамках психологии памяти. Представление о том, что понятия хранятся группами и одновременно связаны между собой, появилось в психологии с момента ее зарождения. Однако лишь начавшееся с 1940-х гг. развитие методического аппарата психологических исследований привело к быстрому накоплению экспериментальных данных, повлекшему за собой создание множества моделей семантической памяти. В качестве первых моделей выступили кластерные модели семантической памяти, которые описывали ее как множество, состоящее из подмножеств категорий, а те, в свою очередь, — из значений (см. [Солсо, 1996]). Более детальные исследования характера структурной организации семантической
памяти, ее формирования и функционирования начались с конца 1950-х гг.
Исследование процессов категоризации надолго стало центром дискуссии в психологии развития, для которой существенной явилась проблема овладения ребенком знаковой системы. Эта тема занимала особое место и в развитии отечественной психологии. Понятие «значение» было одним из ключевых в теории Л.С. Выготского. Он описывал это понятие «как единство мышления и речи», «как единство общения и обобщения» и полагал, что метод исследования отношения мысли к слову не может быть иным, чем метод семантического анализа. Работы Выготского по изучению формирования житейских и научных понятий в детском возрасте оказали огромное влияние на развитие психологической мысли и заложили фундаментальные основы исследования проблемы значения [Выготский, 1982]. Его идеи нашли продолжение в трудах А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии, А.А. Леонтьева и других современных исследователей. Теоретическая концепция А.Н. Леонтьева [1975], которая предполагает выделение таких образующих сознания, как значение, личностный смысл, чувственная ткань, сыграла значительную роль в развитии отечественной психосемантики [Петренко, 1988].
Зарождению психосемантики, как отдельной области психологической науки, способствовало накопление все большего количества данных о фило- и социогенезе знаковых систем, а также нейропсихоло-гических данных о нарушениях в понимании речи при локальных поражениях мозга [Лурия, 1979]. Развитие нового направления было предопределено также рядом теоретических концепций, которые подтверждали, что познавательные процессы, в частности процессы восприятия и категоризации, часто обусловливаются личностными детерминантами. В рамках классического психоанализа неоднократно демонстрировалось влияние личностных факторов на запоминание и воспроизведение слов. Наиболее четко парадигма личностного опосредствования когнитив-
ных процессов представлена в теоретических положениях направления New Look [Брунер, 1977, с. 115-123].
Точкой отсчета развития экспериментальной психосемантики принято считать работу Ч. Осгуда [Osgood et al., 1957], предложившего технику семантического дифференциала для измерения коннота-тивного значения объектов. Новый метод позволил исследовать инвариантные категориальные структуры субъективного опыта. Исследования Осгуда и его сотрудников нашли свое продолжение в самых разнообразных областях научной и практической психологии.
В настоящее время наблюдается процесс нового структурирования психологической науки, возникают области исследования на стыках ее традиционных разделов. Так, исследование смысловой обработки информации объединяет психологию восприятия, памяти, мышления, личности, индивидуальных различий. В этой области активно используются данные, полученные в этнографических и лингвистических, культурологических и нейропсихологических исследованиях. А результаты психосемантических исследований находят свое применение в самых различных областях: при создании систем искусственного интеллекта, в архитектуре, рекламе, психодиагностике и обучении.