Емкость хранения и скорость кодирования
Дж. Каванах в 1972 г., используя парадигму Стернберга, установил, что время сканирования линейно возрастает вместе с числом стимулов, которые подлежат сравнению, и что вместе с возрастанием сложности стимулов время поиска увеличивается (рис. 3.11).
Для объяснения полученных данных он предположил, что в КП (непосредственной памяти) одновременно может находиться константное число признаков (N). Поэтому чем больше признаков имеет каждый из стимулов, тем больше будет время сканирования в парадигме Стернберга.
Каждый стимул имеет m признаков: тогда g х m = N. При этом он установил, что время поиска (да/нет) (s) линейно связано с количеством стимулов (g) и эта связь подчиняется следующему соотношению: s = C/g.
Число анализируемых признаков (N) — инвариантно, и если в каждом стимуле увеличивается число признаков (т), то происходит сокращение объема КП (g).
Н. Никольсон (цит. по: [Richard et al., 1992]) показал, что объем КП изменяется с возрастом, но жестко связан со скоростью чтения. Автор предполагает, что увеличение объема КП с возрастом обусловлено ускорением кодирования стимулов в вербальную форму. Эти данные хорошо совпадают с предположением Бре-денкампа о том, что константным является не объем памяти, а длительность следа, которая в свою очередь определяется временем артикуляции, умноженным на величину соотношения всех признаков к числу признаков в одном стимуле.
Так как артикуляция и количество информации в одном стимуле зависят от семантического кода, правомерно допустить, что влияние последнего на объем памяти проявляется как раз в закономерности, вскрытой Бреденкампом.
3.4.3. От форм, видов и типов памяти к модулям переработки
Уровни переработки
В 1972 г. Ф. Крэйк и Р. Локхарт предложили новый подход к пониманию сущности процесса переработки информации: они выделили уровни обработки. Каждый стимул может обрабатываться на разных уровнях: начиная с перцеп-
тивного и заканчивая более глубоким абстрактным. Оказалось, что некоторые виды памяти можно поставить в соответствие уровням обработки. На каждом из уровней может использоваться тот или иной код (визуальный, слуховой), однако характер переработки информации определяется не только кодом поступающей информации, но и сочетанием кода с уровнем переработки.
Далее мы покажем, что некоторые коды имеют преимущество при переработке информации на одном и том же уровне. И хотя в истории цивилизации такое понимание не было новым (близкое представление о памяти развивал Бл. Августин, который выделял память сенсорную и память абстрактную), в 1970-е гг. оно позволило объединить результаты многочисленных экспериментальных исследований. В частности, удалось снять некоторые противоречия, неизбежно возникающие при подразделении кратковременной памяти на виды (образная, вербальная, моторная, эмоциональная), основанном только на преобладающей модальности на первом этапе переработки информации.
Модули переработки
Начиная с 1970-х гг. в когнитивной психологии разрабатывается представление о модулях переработки информации. Модуль представляет собой специализированную подсистему памяти, относительно замкнутую и гомогенную, которая характеризуется продолжительностью переработки и доминирующим кодом. Модули имеют иерархическое соподчинение и непересекающиеся критические факторы, необходимые для успешного функционирования того или иного модуля на заданном уровне переработки.
На рис. 3.12 в сокращенном виде представлены модули, расположенные на трех уровнях, соответствующих: 1) сенсорному кодированию, 2) образному и вербальному и 3) концептуальному, семантическому.
Рис. 3.12. Модулярная репрезентация уровней переработки памяти человека (сокращенный вариант).
Сенсорный уровень
Иконическая память и визуальный код: объем и длительность хранения
В 1961 г. Дж. Сперлинг провел эксперименты, направленные на определение объема визуальной КП. Он предъявлял испытуемым матрицу 3x3 или 3 х 4, в каждой клетке которой была написана буква. Время экспозиции равнялось 100 мс. Через некоторый интервал (который варьировался и составлял 0, 300, 700 мс, 1 и 4 с) испытуемому подавался звуковой сигнал, отличающийся по высоте тона (низкий, средний, высокий), и он должен был воспроизвести буквы в той строке, которая соответствовала высоте звукового сигнала. Было выявлено 2 феномена. Во-первых, объем КП превышает 7 ед. и составляет 9—12. Во-вторых, время отсрочки является критическим фактором для удержания визуальной информации: начиная с 700 мс процент воспроизведения снижается от 100 до 20%. Эта память получила название иконической. (Р. Ат-кинсон при построении трехчленной модели памяти ссылается на данные Спер-линга и называет этот вид памяти сенсорным регистром. В сенсорном регистре, по мнению Аткинсона, зрительный стимул «оставляет более или менее фотографический след», затем информация в результате сканирования переходит в КВХ.) Близкие результаты относительно «фотографического хранения» в первые моменты переработки информации получили в
Рис. 3.13. Зависимость полного и частичного воспроизведения от величины отсрочки.
1967 г. Ч. Эриксен и Дж. Коллинз (цит. по: [Солсо, 1996]). Они сукцессивно предъявляли испытуемым 2 набора неструктурированных точек, при наложении которых образовывалось слово «VOH». Авторы выявили критические границы интервала между предъявлением двух стимулов, необходимого для их объединения в образ (от 0 до 50 мс) (подробнее см.: [Зинчен-ко, 2002]).
В последующем М. Марци с соавт. (цит. по: [Lieury, 1995]) уточнил зависимость объема воспроизведения при разных отсрочках и показал, что продуктивность воспроизведения из иконической памяти резко падает, тогда как эффективность припоминания (при инструкции на свободное воспроизведение) возрастает и через 700 мс процент правильных ответов, полученных при свободном воспроизведении, сильно превышает процент ответов при «частичном» воспроизведении (рис. 3.13).
Эхоическая память и акустический код: объем и длительность хранения
В звуковой модальности существует сенсорная память, аналогичная иконической. У. Найссер ввел в 1967 г. понятие
Рис. 3.14. Зависимость воспроизведения акустической информации от величины отсрочки воспроизведения после предъявления стимула (цит. по: [Ришар, 1998]).
«эхоическая память». Как и в случае с иконической памятью, эхоическую можно рассматривать как проявление инертности сенсорного регистра. (Некоторые авторы, например А. Бэдцели и Д. Масса-ро, употребляют термин «перцептивная слуховая память».)
Были разработаны экспериментальные процедуры, позволяющие определить длительность и емкость хранения информации в акустическом коде. В исследованиях Петерсонов, проведенных в 1959 г., испытуемым зачитывали триграммы. Для того чтобы воспрепятствовать их повторению, испытуемых просили производить вслух счет (отсчитывать по 3 из трехзначного числа). Варьировалась величина отсрочки между предъявлением стимулов и моментом воспроизведения. Была выявлена зависимость продуктивности воспроизведения от величины отсрочки. Результаты показали, что информация хранится в акустическом коде на 100%-ном уровне примерно 2—3 с (больше, чем в визуальном), а затем кривая воспроизведения резко снижается (рис. 3.14).
В 1971 г. М. Петерсен и М.Джонсон
Рис. 3.15. Зависимость воспроизведения информации, предъявляемой в визуальном и акустическом кодах, от времени предъявления (цит. по: [Koppenaal et al., 1990]).
сравнили кривые воспроизведения в визуальном и акустическом кодах. Они предъявляли испытуемым последовательность из 4 букв (визуально или акустически) и для предотвращения повторения просили повторять цифры от 1 до 9 (рис. 3.15).
Результаты свидетельствуют о том, что акустический код имеет преимущество по сравнению с визуальным при небольших отсрочках воспроизведения после получения информации (от 3 до 5 с). Если отсрочка превышает 10 с, то преимущество получает информация, которая имеет визуальный вход.
В экспериментах Дарвина и др. (цит. по: [Солсо, 1996]) испытуемым предъявлялась информация по следующей схеме:
Через 0, 1, 2, 3 и 4 с загоралась лампочка, которая служила знаком того, какую из информации испытуемый должен
Рис. 3.16. Кривая воспроизведения акустической информации в зависимости от величины отсрочки (цит. по: [Ришар, 1998]).
вспомнить (услышанную в правом/левом ухе или в обоих ушах). Процедура расчета емкости эхоической памяти аналогична расчету емкости иконической памяти в парадигме Сперлинга. Если испытуемый «вспоминает» все последовательности при частичном отчете, то емкость равна 9 элементам (рис. 3.16).
Так было выяснено, что длительность хранения информации в эхоической памяти колеблется от 250 мс до 4 с, а объем равен примерно 5 ед.
Кроме того, в экспериментах Р. Крау-дера (цит. по: [Lieury, 1995]) было показано, что в кратковременной слуховой памяти не сохраняются согласные, сохраняются же только гласные: испытуемые путали (слышали как тождественные) слоги ba, da, ga, но отчетливо различали ba, bi, bou. На этом основании авторы выделили отдельный блок, который назвали докате-гориальным акустическим регистром.
Дополнительное подтверждение тому, что сначала происходит докатегориаль-ная переработка акустических сигналов, было получено в экспериментах Д. Бало-та с соавт. [Balota et al., 1986]. Испытуемому последовательно произносили вслух серию цифр, которые он должен был вспомнить после подачи специального
сигнала. В качестве сигнала служил звуковой тон или слово «go». Результаты припоминания свидетельствуют о том, что в последнем случае имела место интерференция. Однако если слово «go» произносилось иным голосом (по сравнению с голосом экспериментатора, зачитывающего цифры), то интерференция была меньше. Окончательно разница между интерференцией «голосов» исчезала после 20 с отсрочки. Предполагается, что интерферирующее влияние сенсорной информации, сходной по «перцептивной специфике» с сигналом, снижается по мере увеличения времени отсрочки (от 2—3 и до 20 с). Для объяснения полученного феномена было введено понятие «модально-специфическая КП».
Лексический и образный уровни
Лексический код
Иконическая и акустическая информации объединяются на следующем уровне переработки и образуют код, который называется лексическим. Дж. Мортон (1970) высказал предположение, что работа этого модуля обслуживается системой лого-генов — структур, специализированных для переработки слов. В этом коде (или лексической памяти) происходит интеграция фонологических и орфографических характеристик слова, включая моторные компоненты артикуляции каждого слова. Поэтому узнавание и переработка слов с помощью данного модуля не зависят от сенсорного формата входа. Если на предыдущих этапах переработки конфабуляции происходили в основном по акустическому типу, то при переработке на уровне лексического модуля происходит перепу-тывание слов (или их частей), имеющих близкое звучание и написание. Последнее утверждение верно только в отношении многосложных слов. Бэддели провел эксперимент по следующей схеме: испытуемым предъявляли визуально несколько цифр, которые сопровождались звуковым рядом (либо правильно произносимыми цифрами, либо звукосочетаниями, напо-
минающими правильное произношение: one, two или tun woo). Испытуемые должны были воспроизвести эти цифры. Кривая ошибок воспроизведения в зависимости от сериальной позиции каждого стимула не меняется от того, какой звуковой ряд сопровождал цифры. Следовательно, если слова «сконструированы» примерно из одних и тех же фонем, они одинаково воспроизводятся независимо оттого, соответствуют ли фонологический и визуальный коды слова друг другу. Автор делает вывод, что на уровне «фонологического хранилища» осуществляется «переработка не целых слов, а только отдельных фонем» IBaddeley, 1987, с. 91]. Однако Д. Массаро [Massaro, 1993] показал, что влияние фонологического контекста на восприятие фонем происходит не на уровне чувствительности (что предсказывают модели сети), а на более высоком уровне (бета-критерия принятия решения).
Образный код
Особый раздел представляют работы, связанные с функционированием образного кода и образной памяти.
Несмотря на огромное число экспериментов, проведенных в этой области, до сих пор не существует приемлемого способа их обоснования в рамках одной теоретической модели. Прежде всего результаты многих работ нельзя строго приурочить к одному из выделенных ранее уровней или модулей: к сенсорному регистру, оперативной памяти, КП или ДП.
Большинство авторов (несмотря на различие теоретических и объяснительных схем) соглашаются с тем, что образная информация имеет две формы хранения: первая связана с ДП и составляет основу наших общих знаний о мире, вторая поддерживает процесс манипулирования текущими образами и может быть отнесена к оперативной памяти. (Обстоятельный анализ по этому вопросу проведен в книге Н.Д. Гордее-вой [Гордеева, 1996].) Однако остается открытым вопрос о существовании специализированного образного модуля, ответственного за переработку сугу-
бо образной информации. Обсуждение этого вопроса мы предварим изложением экспериментов, в которых переработка визуальной информации происходила в мысленном плане, «по памяти».
Р. Шепард и П. Метцлер (1971) предъявляли испытуемым попарно изображения трехмерных сложных объектов и просили оценить, являются ли эти объекты идентичными или один из них представляет собой зеркальное изображение другого. Сравниваемые объекты были ротированы на разные углы по отношению друг к другу. Авторы обнаружили линейную зависимость между углом поворота объектов и временем ответа. В экспериментах Л. Купера (1976) показано, что испытуемые способны вращать образы в мысленном плане. Была вычислена скорость ментального вращения: если для фигур, повернутых относительно друг друга на 90°, требовалось 10 с для ответа, то при повороте на 45° ответ следовал через 5 с. Более того, в экспериментах Л. Купера и П. Подгорны (1976) было выявлено, что скорость ротации не зависит от сложности фигуры. В 1980 г. С. Косслин высказал предположение, что оперирование с ментальными образами не отличается от оперирования с реальными объектами. В экспериментах по ментальному сканированию, в которых испытуемых просили представить собаку (добермана) и затем «рассказать» о ее глазах, ушах и т.д., показано, что скорость ответа испытуемых линейно возрастает вместе с удаленностью двух сравниваемых частей. Однако существуют и прямые экспериментальные свидетельства о функционировании образного кода. А. Бэддели [Bad-deley, 1987] называет этот модуль переработки кратковременной образной памятью и предполагает, что существуют три независимых механизма, лежащие в ее основе: память на паттерны, память на буквы и память на слова.
А. Память на паттерны. Вэкспериментах У. Филипсаи А. Бэддели (1971) испытуемым предъявляли матрицу 4x4 или 5 х 5, в которых половина клеток была заштрихована. Через разные интервалы
времени (от 0,3 до 9 с) испытуемым предъявляли другую матрицу и просили сказать, являются ли матрицы тождественными. Было показано, что по мере возрастания сложности матриц и величины отсрочки снижается продуктивность правильных опознаний. Однако в том случае, если матрицы предъявлялись на одном и том же месте, обнаруженная закономерная связь между сложностью и ответом исчезала. Бэддели выдвигает гипотезу, что в выполнении данной задачи принимают участие два мнемических компонента: один «быстрый», отвечающий за пространственную локализацию, и второй, более устойчивый к отсрочке, «основанный скорее на паттерне, чем локализации» [Baddeley, 1987, с. 136]. Это объяснение согласуется с современными представлениями о существовании двух систем переработки информации, получивших название «ГДЕ?» и «ЧТО?». В исследованиях Б.М. Величковского по микрогенезу восприятия было показано, что «выделение глобального пространственного каркаса видимой сцены предшествует операциям, специфицирующим внутреннюю структуру сцены и отдельных объектов» [Величковский, 1982, с. 67].
Косслин и соавт. [Kosslyn et al., 1990] предложили модель, в которой постулируется существование двух систем репрезентации знаний: первая — модальная (названная визуальным буфером) и вторая — амодальная («ассоциативная память», где хранятся описания объектов воедино с их названиями). Через визуальный буфер поступает ограниченное количество информации в виде грубого описания «паттерна». Осуществляется независимая переработка информации о качестве объекта (ЧТО?) и его локализации (ГДЕ?). Эти два вида информации поступают в ассоциативную память, где происходит сличение с имеющимися образцами. Если результат сличения не позволяет идентифицировать объект, то посредством «окна внимания» регулируется поиск в блоке визуального буфера (см. приложение).
Б. Визуальная память на буквы. Вэкспериментах М. Познер и С. Киле (1967) сравнивалось, на основании чего проис-
ходит оценка тождества букв: их визуального сходства или семантического. Испытуемым предъявляли букву, а затем (через разные интервалы времени) вторую букву (в задаче установления тождества). В качестве стимульного материала использовались пары, состоящие из разных/ одинаковых букв и имеющих разное/одинаковое начертание (АА или аа, Аа или аВ, АВ или Ав). Обнаружено, что при величине отсрочки до 1,5 с, на скорость ответа влияет одинаковое начертание букв. В экспериментах Т. Паркса с соавт. в 1972 г. удалось увеличить этот интервал до 8 с, используя технику артикуляционного подавления. В подтверждение относительной независимости памяти на начертание букв от их значения и произношения Бэддели приводит наблюдения над своим пациентом P.V., у которого после травмы был нарушен блок артикуляции, но при этом не наблюдалось уменьшения объема КП на буквы. Действие визуальной памяти на буквы читатель может проверить сам, ответив на вопрос о том, являются ли тождественными два слова: eXiT и TeXt.
В. Память на слова, предъявленные визуально.Бэддели предположил, что в визуальном коде существует система, аналогичная системе логогенов (работающих главным образом в лексическом коде). Эта визуальная система отвечает за переработку визуальных фрагментов слов (слогов, буквосочетаний) и проявляется в перепутывании слов и псевдослов, имеющих одни и те же фрагменты. Она составляет основу беглого чтения.
В работе Б.М. Величковского с соавт. [Величковский, 1983] исследовался «эффект превосходства слова», который состоит в большей эффективности идентификации буквы в контексте слова, по сравнению с идентификацией буквы в контексте псевдослова и набора букв. Авторы выявили, что в основе этого эффекта лежат 2 компонента: орфографическая упорядоченность (присущая словам родного языка) и знакомость (лексическая) слова. При искажении шрифта избирательно ухудшается работа только второго компонента.
Моторная память
Этот вид памяти входит в качестве компонента: 1) в собственно двигательные акты (включая все виды навыков и автоматизмов) и 2) во все виды поведенческих реакций.
Моторные компоненты памяти в процессе построения движений
Для исполнения любого действия необходимо предварительное программирование последовательности и темпоральной упорядоченности отдельных-его компонентов. НА. Бернштейн [Бернштейн, 1990] при анализе построения программы действия указывал на необходимость существования в долговременной памяти моторных, или двигательных, энграмм, которые представляют собой формулы движения. Эти энг-раммы извлекаются из памяти в том случае, когда возникает необходимость реализации соответствующей им программы. В цикле экспериментов, направленных на анализ организации движения, автор показал, что никакое действие не повторяется, а всегда заново строится. В нем всегда присутствуют консервативные компоненты (зафиксированные в мнемических схемах) и динамические компоненты, которые определяются текущей ситуаций. Поэтому выбор той или иной моторной программы зависит от антиципации результата движения.
С помощью микроструктурного анализа действия Н.Д. Гордеева и соавт. (цит. по: [Гордеева, 1996]) выявили структуру моторного образа движения, состоящего из волны, направленной на выполнение моторной задачи, и квантов действия, обеспечивающих реализацию волны на операциональном уровне.
Данные патологии также свидетельствуют о том, что в построении целостного движения принимают участие различные моторные компоненты. В случае апраксии нарушается прежде всего организация последовательности отдельных двигательных актов в единую исполнительскую цепочку, однако при некоторых видах патологии наблюдается изменение темпоральной структуры отдельных компонентов движения.
Моторные компоненты в когнитивной переработке
Моторные компоненты, или перцептивные автоматизмы, участвуют в организации восприятия. В экспериментах не только на зрительной, но и на слуховой модальности выявлено много фактов так называемой предперцептивной подготовки, основанной на построении новых моторных команд, смысл которых состоит в настройке работающего сенсорного органа на оптимальное восприятие.
В модели оперативной памяти Бэдде-ли работа артикуляционной петли состоит в проговаривании акустической (но прежде всего — лексической) информации. Она представляет собой моторные компоненты лексической памяти (программы артикуляции). Петля может работать автоматически и под управлением центральных механизмов. При автоматической работе петли в ней поддерживаются примерно 3 стимула. Этот объем, вычисленный в экспериментах Бэддели, определяется временем, в течение которого лексическая информация циркулирует в петле в течение 1,5—2 с. При уменьшении длительности вокализации лексических единиц возрастает их число, т. е. увеличивается объем кратковременной памяти. В работе Ю. Бреденкампа, например, механизмом вокализации в артикуляционной петле (т. е. моторными компонентами) объясняются данные о том, что «китайцы имеют лучшую кратковременную память на цифры по сравнению с американцами и объем кратковременной памяти англичан больше, чем у жителей Уэльса» [Бреденкамп, 1995, с. 74].
На участие моторных инвариант в понимании речи указывает К. Либерман; согласно его гипотезе, опознание звуков речи происходит на основе знания артикуляции. Подтверждением этой гипотезы могут служить результаты, полученные П. Радо (цит. по: [Bonnet, 1995]). Испытуемым предъявляли два ряда стимулов: фонемы и движения губ. В случае если акустическая информация не совпадала с моторной, то испытуемый «слышал»
фонемы, которые соответствовали движению губ.
В экспериментах Л.-Дж. Нильсона [Nilsson et al., 1989]сравнивалась роль моторных компонентов в понимании текста инструкций. Автор строит кривую забывания для инструкций: 1) только прочитанных и 2) прочитанных и исполненных. Несмотря на то что продуктивность припоминания для первых ниже, чем для вторых, кривые имеют сходный характер. По мнению автора, это можно объяснить действием единых моторных механизмов, обеспечивающих не только исполнение, но и понимание вербальных инструкций, описывающих моторные действия.
Доказательством того, что моторные компоненты могут быть выделены в отдельный модуль, могут служить известные эксперименты Дж. Йохансона по восприятию биологических движений. Экспериментальная схема состояла в следующем: на теле и конечностях участников исследования закреплялись лампочки, траектория движения которых демонстрировалась испытуемым в темноте. Было показано, что для распознавания того, кто совершает движение (мужчина, женщина) и какое (ходьба, танец), испытуемому необходимо видеть от 8 до 12 лампочек. Эти результаты позволяют многим исследователям делать вывод о существовании моторных инвариант, которые хранятся в памяти.
Пространственная память
Ориентация в пространстве, узнавание мест и умение расположить объекты в пространстве с сохранением их соотносительного положения — все это компетенция пространственной памяти. Однако и сами объекты занимают некоторое место в пространстве, поэтому пространственные компоненты необходимо входят в процесс идентификации и узнавания самих объектов.
Предполагается, что пространственная память включает в себя два компонента: 1) знание о соотносительном порядке между объектами и 2) знание об их абсолютном расположении.
Согласно традиционной ассоциативной модели, сила ассоциаций пропорциональна близости элементов, поэтому в том случае, если в последовательности стимулов нарушен соотносительный порядок (или переставлены местами смежные элементы), это влечет за собой более серьезные нарушения в опознании тождества стимульных рядов по сравнению с ситуацией, где переставлены отдаленные один от другого элементы. Эксперименты Дж. Янке и соавт. [Jahnke et al., 1989] имели целью сопоставить традиционную и иерархическую ассоциативную модель Эстеса, согласно которой запоминание упорядоченной последовательности элементов обусловлено знанием их абсолютной позиции в ряду. Испытуемым предъявляли стимулы (последовательность из 7 букв), в которых попарно менялись местами близкие и далекие элементы. Требовалось оценить тождество исходной последовательности и каждой из последовательностей с переставленными элементами. Авторы показали, что не только правильность узнавания, но и динамика субъективной уверенности в ответе подтверждает гипотезу о том, что абсолютная позиция элементов определяет оценку их соотносительной позиции.
Наиболее отчетливо взаимозависимость абсолютных и соотносительных компонентов пространственной памяти проявляется в ситуациях пространственной ориентации. Проведено огромное количество исследований, имеющих примерно одинаковую схему: испытуемому предлагается реальное расположение объектов или карта местности и требуется по памяти восстановить пространственную организацию объектов (регистирируется время и точность выполнения задания).
В 1935 г. Н.Ф. Шемякин [Шемякин, 1959] описал два вида пространственных репрезентаций: карты-пути (в которых сохраняются топологические свойства пространства) и карты-обозрения (в которых сохраняются метрические свойства). Автор показал, что в ходе онтогенеза сначала осваиваются карты-пути, а потом — карты-обозрения. В многочисленных эк-
спериментах (см. обзор [Richard, 1995]) было продемонстрировано, что по мере приобретения опыта происходит постепенный переход от карты-пути к карте-обозрению.
До настоящего времени нет единого мнения по вопросу о том, в какой форме хранится пространственная информация. Например, С. Косслин (1973) на основании проведенных экспериментов высказал предположение, что при запоминании пространственной информации формируется образ, в котором сохраняются метрические свойства (евклидовы расстояния) реального пространства. Испытуемым предлагали для ознакомления карту острова, а затем просили «по памяти» оценить расстояния между соответствующими пунктами. Получена жесткая зависимость между временем «припоминания» того, где находится один пункт относительно второго, и реальным расстоянием между этими пунктами.
В экспериментах М. Дени [Denis, 1991] сравнивались когнитивные карты, которые формируются у испытуемого после прочтения фразы, описывающей расположение отдельных точек, и после перцептивного ознакомления с этой картой. Было показано, что, во-первых, продолжительность прочтения намного больше в том случае, если нарушалась континуальность описания элементов (которые находились рядом), и, во-вторых, когнитивные карты, формирующиеся в результате прочтения и перцептивного опыта, имели структурное сходство.
Н. Макнамара и соавт. (цит. по: [Hermann et al, 1995]) дополняют гипотезу евклидовых расстояний гипотезой «дистанции-пути». Исследователи показали, что на оценку расстояния между населенными пунктами, изображенными на карте, влияет не только евклидово расстояние между пунктами, но и тот факт, что данные пункты расположены (или нет) вдоль дороги, соединяющей их. М. Вагенер-Вендер с соавт. [Wagener-Wender et al., 1992] также проводила эксперименты, направленные на исследования того, как запоминаются расстояния между отдель-
ными пунктами (на карте города). Испытуемым, после того как они выучили карту города поочередно, в случайном порядке предъявляли названия пунктов, и они должны были назвать соседние. Использовались две процедуры научения: симультанная (когда видна вся карта) и сукцессивная (моделирующая прохождение маршрута). По результатам точности и скорости ответов авторы делают вывод о том, что испытуемые, изучавшие карту сукцессивно, обнаруживали тенденцию «преуменьшать расстояния вдоль дороги», т. е. «скользили» между двумя пунктами, лежащими на одном пути.
Т. Херрманн [Hermann et al., 1995] предлагает еще одну гипотезу, которая называется гипотезой направления. Согласно этой гипотезе, на оценку расстояния между двумя пунктами влияет (помимо евклидова расстояния и пути) очередность, в которой эти пункты заучивались: сначала А, потом В или сначала В, потом А. Экспериментальным материалом служила карта города, в котором находится 12 пунктов. В обучающей серии испытуемые заучивали эти пункты как карту-пути (как прохождение по дороге, имеющей форму либо спирали, либо буквы S). В контрольной серии им предъявляли названия отдельных пунктов: они должны были назвать соседние и указать их положение на карте. Показано, что скорость оценки месторасположения тестового пункта (А) после предъявления стимуль-ного пункта (В) зависит от того, в какой последовательности эти пункты предъявлялись в обучающей серии. Установлено, что оценка расстояния между двумя пунктами (лежащими на одном пути) не является симметричной и зависит от направления движения: «вперед» (А => В) или «назад» (В => А).
Концептуальный уровень
Семантический код
Итак, мы рассмотрели два уровня переработки информации и соответствующие им модули памяти. Самый глубокий
уровень — концептуальный — «обслуживается» преимущественно семантическим кодом. Предполагается, что именно семантический код лежит в основе ДП и организует структуру знаний, однако он принимает участие и в работе всех вышеперечисленных модулей.
В экспериментальной психологии получены многочисленные свидетельства того, что семантический код видоизменяет работу модулей сенсорно-модальной и кратковременной памяти.
Например, данные Дж. Шульмана (цит. по: [Солсо, 1996]) говорят о том, что в КП кодируются и семантические признаки. Автор показал, что происходит пе-репутывание слов на основе их синонимичности, т. е. в КП происходит семантическая переработка. Результаты экспериментов на селективность внимания свидетельствуют о том, что игнорируемые сигналы семантически перерабатываются: в частности, происходит пересмотр моделей ранней селекции в пользу моделей поздней селекции.
Семантические признаки участвуют в группировке материала в более крупные единицы, что облегчает как сенсорную, так и лексически образную переработку. В экспериментах Г. Голдина (цит. по: [Richard, 1992]) показано, что опытные шахматисты быстрее кодируют информацию о расположении фигур на шахматной доске по сравнению с новичками. Во многих исследованиях, проведенных на «новичках-экспертах», доказывается, что эксперты выделяют иные (по сравнению с новичками) комбинации признаков и тем самым имеют возможность «держать в памяти» больше информации.
Парадигма запечатления
Парадигма запечатления широко используется в современной экспериментальной психологии. Под запечатлением понимают облегчающее (или мешающее) воздействие, которое оказывает запечат-ляющий стимул (prime) на последующую переработку тестового стимула. Эти формы запечатления получили название положительного или отрицательного. В
качестве критериев эффекта запечатления используются изменения в латентном времени ответа или изменение стратегии выполнения тестового задания. Сам процесс запечатления интерпретируется как косвенный индикатор того, как происходит переработка информации и какова структура знаний, хранящихся в памяти. Известно несколько видов запечатления: в зависимости от того, к какому уровню была адресована запечатляющая задача, выделяют фонологическое, лексическое и семантическое запечатление.
Так, например, при фонологическом запечатлении переработка одних слов облегчает называние других, близких по звучанию. При лексическом запечатлении происходит иррадиация облегчающего влияния на слова, лексически близкие (например, принадлежащие к одним грамматическим формам). Семантическое запечатление выражается в факте влияния семантического контекста на переработку информации, близкой по смыслу. При работе с вербальным материалом эффект семантического запечатления проявляется при выполнении следующих тестовых задач: идентификация слов, свободные ассоциации, узнавание слов, завершение слов по фрагменту. На образном материале эффект запечатления обнаружен при выполнении задач визуализации («представьте себе...»), подбора визуального примера к вербальному высказыванию, идентификации изображений, классификации объектов и др.
Д. Виккенс (цит. по: [Солсо, 1996]) выявил феномен, получивший название «освобождение от проактивного торможения». В нескольких сериях он предъявлял испытуемым триграммы слов, принадлежащих к одной семантической категории, с последующей интерферирующей задачей. Обычно наблюдаемый эффект интерференции (снижение продуктивности запоминания слов) исчезал в том случае, если в очередной серии использовалась триграмма, принадлежащая к другой семантической категории. X. Айрих [Eirich, 1984] показал, что релевантный контекст способствует идентификации слов, предъяв-
ляемыхтахистоскопически. В экспериментах Фр. Беллезы с соавт. [Bellezza et al., 1986] был выявлен феномен семантического воздействия контекста на ошибочное опознание псевдослов как слов, относящихся к данному контексту. В многочисленных экспериментах подтверждается тот факт, что семантическое запечатление имеет интермодальный характер. Например, после запечатления слов облегчается визуализация соответствующих объектов и их узнавание. Если запечатление осуществлялось на перцептивном материале, то наблюдается иррадиация семантического влияния, как на вербальный, так и на иной перцептивный материал.
Сила эффекта запечатления имеет времен ную динамику. По данным Р. Ратк-лиффа с соавт. (цит. по: [Richard et al., 1995]), эффект запечатления достигает своего максимума, по крайней мере, через 200 мс. В работе Ст. Сломана с соавт. [Slomanetal., 1988] приводятся данные, которые показывают, что сила эффекта запечатления падает как функция времени (переломными точками являются первые несколько минут и одна неделя). Однако авторы обнаружили влияние эффекта запечатления в задаче опознания слова по пропущенным буквам через 16 мес.
Для порождения эффекта запечатления необходимо, чтобы переработка за-печатляющего стимула была достаточно глубокой. В экспериментах Дж. Снодг-расса с соавт. [Snodgrass et al., 1990] испытуемым предлагали в качестве запечат-ляющего материала рисунки объектов (телефон, верблюд, велосипед), которые отличались по 8 уровням прорисованно-сти. В тестовой серии их просили найти среди дистракторов те рисунки (или их фрагменты), к