Воспитание и обучение детей-левшей. В
большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левше-ства — сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.
В работах М.А. Матовой (1987) было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с уровнем вербального и невербального мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обуславливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ школьного и профессионального обучения.
По оценкам А.В.Семенович (1991), 70% детей, испытывающих трудности в школьном обучении являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.
В.Д. Еремеева и Т.П. Хризман (1998) показали, что типам функциональной асимметрии мальчиков и девочек соот-вествуют разные варианты психологических особенностей, которые необходимо учитывать при воспитании и обучении детей. Трудности в обучении пра-вополушарных детей связаны со степенью выраженности левых признаков асимметрии. У мальчиков большая выраженность левых признаков встречает-
ся чаще, чем у девочек. Более детальный анализ профиля асимметрии позволил авторам более детально проанализировать психологические особенности детей с разными профилями и описать трудности воспитания и обучения в зависимости от профиля асимметрии.
В США и Великобритании давно отказались от переучивания детей-левшей. Там выросло уже несколько поколений леворуких людей, лишенных дискриминации по признаку рукости.
В России положение левшей стало изменяться, хотя и медленно. Психологам, физиологам предстоит приложить еще много усилий для создания полноценных условий обучения и воспитания левшей, что в полной мере относится и к правшам.
Профессиональная ориентация и отбор.Профессиональная ориентация означает учет профиля функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в которой при оценке профиля асимметрии предлагается ряд рекомендуемых деятель-ностей, где можно достичь высоких результатов, сохранив психическое и соматическое здоровье, и ряд профессий, несоответствующих индивидуальной организации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний и низка вероятность достижения успеха.
Приведем пример, связанный с профессией летчика. Современный самолет — очень сложно организованная система управления, ориентированная на правшей. Из числа претендентов на зачисление в летное училище число левшей, не прошедших медицинскую комиссию преобладает. В процессе обучения и последующей работы происходит естественный отбор левшей. Среди левшей большее число курсантов, допускавших пред-аварийные ситуации, больше число с развивающимся неврастеническим синдромом. Достоверно высок процент леворуких среди погибших летчиков. У левшей часты ошибки в определении направления полета, больше ошибок при восприятии информации на приборах. Случаются зеркальные восприятия и моторные
персеверации, когда летчик путает, какой двигатель он должен включить: правый или левый. Проявление левшества рук, зрения и слуха сопряжены с ухудшением качества деятельности. Такие летчики плохо осваивают новые задания, новые типы самолетов, у них часто возникают аварийные ситуации. Наблюдается появление пространственных иллюзий, ошибки в восприятии пространства и пространственного положения машины (цит. по: [Доброхотова, Брагина, 1994]).
В работах Т.К. Чернаенко и Б.В. Блинова (1988) было показано, что профили асимметрии у руководителей полетов в гражданской авиации сопряжены с различными стилями руководства. Авторы предлагают модифицировать систему психодиагностики и профотбора с учетом индивидуальных профилей асимметрии.
Перспективы
Эволюционный принцип латерализации мозговых функций в человеческом сообществе реализован в организации мира как правостороннего, ориентированного преимущественно на правшей. Увеличение числа левшей за последние десятилетия ставит серьезные проблемы перед социумом. Вероятное нарушение экологии может привести к изменению эволюционных закономерностей, способствующих становлению правшества и препятствующих развитию левшества. Вероятное учащение форм психической деятельности левшей, представляющих собой отличную от правшей психическую организацию, ставит вопрос о возможности изменений общечеловеческого интеллектуального потенциала, его структуры [Доброхотова, Брагина, 1994]. Если о закономерностях психической организации правшей известно достаточно много, то особенности психической организации и ее динамики левшей, которые имеют более разнообразные профили асимметрии, изучены крайне недостаточно. Это не позволяет прогнозировать развитие социума с учетом роста левшества.
Направление науки, изучающее с латерализацией психических функций, является бурно развивающейся областью знаний, предполагающей системный подход к данной проблеме. Асимметрия в развитии психических функций, тесно связанная с мозговой межполушарной латера-лизацией, требует объединения усилий психологов, нейрофизиологов, врачей. Данные об асимметрии в развитии психических функций и межполушарной специализации чрезвычайно противоречивы, отрывочны и несистемны. Однако даже современный уровень разработки данной проблемы демонстрирует ее чрезвычайную важность в понимании природы человека. Одной из самых перспективных линий в реализации изучения проблемы латерализации являются, на наш взгляд, психофизиологические исследования развития функциональной асимметрии в процессе онтогенеза человека, что позволит проанализировать механизмы латерализации через их становление и взаимосвязь. Подобные исследования трудно осуществить при исследовании взрослого человека и очень проблематично — при изучении патологических процессов.
Рекомендуемая литература
Бианки В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: 1985.
Бианки В.Л. Механизмы парного мозга. Л.: 1989.
Блум Ф., ЛейзерсонА., ХофстедтерЛ. Мозг, разум и поведение. М, 1988.
Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Левши. М, 1994
Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки—два разных мира. М.: Линка-Пресс, 1998.
Красота и мозг/Под ред. И. Ренчлера, Б. Херц-бергер, Д. Эпстайна М., 1995.
Семенович А.В. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М., 1991
Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М., 1983.
Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
Хамская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В., Енико-лопова Е.В. Нейропсихология индивидуальных различий. М., 1997.
Нейропсихология сегодня. М.,1995.
Список литературы
Ананьев Б. Г. Билатеральное регулирование как
механизм поведения //Вопросы психологии
1963. №5. С. 81-89. Аршавский В. В. Межполушарная асимметрия в
системе поисковой активности. Автореф.
докт.дисс.Л., 1990
Айрапетянц В.А. Функциональная организация мозга леворуких детей //Леворукость, антропо-изометрия и латеральная адаптация. М., 1985.
Айрапетянц В.А. Латеральная характеристика школьников Москвы //Леворукость у детей и подростков. М., 1987. С. 21—35.
Бодров В.А., Доброхотова Т.А., Федорчук А.Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность летчиков // Физиология человека. 1990. Т.16.№6. С. 142-148.
Грюссер П., Зелке А., Цинда Т. Функциональная асимметрия мозга и ее значение для искусства, эстетического восприятия и художественного творчества // Красота и мозг. М.,1995. Гл. 11. С. 265-299.
Деглин BJT. Функциональная асимметрия мозга и гетерогенность мышления или как решаются силлогизмы с ложными посылками в условиях преходящего угнетения одного полушария // Нейропсихология сегодня. 1995. Разд.1. С. 28—38.
Зенков Л.П., Попов Л.Г. Специализация полушарий по типу организации памяти // Асимметрия мозга и памяти. Пущино, 1987. С. 22—30.
Ермаков П.Н. Психомоторная активность и функциональная асимметрия мозга. Ростов-на-Дону, 1988.
Матова М.А. Леволатеральность сенсомоторных функций и познавательные способности подростков // Леворукость у детей и подростков. Ростов-на-Дону, 1987. С. 51—54.
Радил Т. Гносеологические аспекты парапсихологии // Методологические аспекты изучения деятельности мозга. М., 1986. С. 59—66.
Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека. М., 1992.
Семенович А.В., АрхиповБ.А., Фролова Т.Г., Исаева Е.В. О формировании межполушарного взаимодействия вонтогенезе//1-я Международная конференция памяти А.РЛурия. Сборник докладов под ред. Хомской Е.Д., Ахутиной Т.В. М.: Изд. «Российское психологическое общество», 1998. С. 215—224.
Чернаенко Т.К., Блинов Б.В. Прогнозирование особенностей психического склада руководителя на основе выраженности функциональных асимметрий // Психол. журн. 1988. № 9. С. 76-82.
Annett M. Handedness in families // Ann. Hum. Genet. 1973. V. 37. P. 93-105.
Annett M. Spatial abilitiy in subgroups of left and right banders// Br.J.Psychology. 1992. V. 83. P. 493-515.
Annett M. Handedness as a Continuous Variable with Dextral Shift: Sex, Generation, and Family Handedness in Subgroups of Left- and Right-Handers//Behavior Genetics. 1994. V. 24, № 1. P. 51-63.
Annett M. The right shift theory of a genetic balanced polymorphism for cerebral dominance and cognitive processing // Current Psychology of Cognition. 1995. V. 14. P. 427-480.
Bakan P., Dibb G, Reed P. Handedness and Birth Stress // Neuropsychologia. 1973. V. 11. P. 363-366.
Beaumont G, Dimond S. Brain Disconnection and
Schizophrenia // British J. of Psychiatry. 1973. V. 123. P. 661-662.
Brackbridge C.J. Secular variation in handless over ninety years. // Neuropsychologia. 1981. V. 19. № 3. P. 459-508.
Cohen L.B., Cashon C.H. A Pussle in Infant Face Perception // Paper presented at the 1CIS, 2000, Brighton.
Collins R.S. On the Inheritance of Handedness, 11: Selection for Sinistrary in Mice//J. of Heredity 1969. V. 60. P. 117-119.
Cornish K.M. The Gershwind and Galaburda Theory of Cerebral Lateralisation: An Empirical Evaluation of its Assumptions // Current Psychology. Spring. 1996. V.15. № 1. P. 68-76.
De Schonen S. & Mathivet E. First come, first served: A scenario about the development of hemispheric specialization in face recognition during infancy // Cah.psychol. cognit.Europ. Bull. Cognit. Psychol. 1989. V.9. № 1. P. 3-44.
De Vries J.I.P. The origins of the lateralized functions in human fetal development // The Development of sensory, motor and cognitive abilities in early infancy. European research conference. Spain, 1996. P. 2.
De Vries J.I.P., Wimmers R.H., Ververs I.A.P., Savels-bergh G.J.P., van Geijn H.P. Fetal Handedness and Head Position Preference: A Developmental Study//Dev. Psychology. 2001. 39: 171-178.
Dewson J.H. Preliminary Evidence of Hemispheric Asymmetry of Auditory Function in Monkeys // Lateralization in Nervous System (Eds S. Har-nad, R.Doty, L.Goldstein, JJaynes and G. Kra-uthmer). New York: Academic Press, 1977.
Egitton E., Annett M. Handedness and Dislexia: a Meta-analisis // Perceptual and Motor Skills. 1994. V. 79. P. 1611-1616.
Galaburda A.M., Le May M., KemperT.T., Geschwind N. Right — left asymmetries in the brain // Science. 1978. № 99. P. 1098-1099.
Gassaniga M.S., Volpe В., Smylie C, Wilson D.H., LeDous J.E. Plasticity in Speech Organization Following Commossurotomy // Brain. 1979. V. 102. P. 805-816.
Geschwind N. The biological foundation. N.Y., 1984.
Gershwind N., Galaburda A.M. Cerebral Lateralisation: Biological Mechanisms // Associations and Pathology. 1987. Cambridge, MA, MIT.
Hamilton C.R. An Assessment of Hemispheric Specialization in Monkeys // Evolution and Lateralization of the Brain (Eds. S.Dimond and D.Blizzard). N. Y.: Academy of Sciences, 1977.
Hepper P. G. Handedness in the Human Fetus // Neuropsychologia. 1991. V. 29. № 11. P. 1107-1111.
Kimura D. Some Effects of Temporal Lobe Damage on Auditory Perception // Canadian J. of Psychology. 1961. V.15. P. 156-165.
LalandK.N, Kumm J., Van Horn J.D., Feldman M. W. A Gene-Culture Model of Human Handedness // Behavior Genetics. 1995. V. 25. № 5. P. 433-445.
LeDous J.E., Wilson D.H., Gassaniga M.S. Manipulo-Spartial Aspects of Cerebral Lateralization: Clues to the Origin of Lateralization // Neuropsychologia. 1977. V. 15. P. 743-750.
Lemay M., Geschwind N. Difference in Brain of Great Apes.// Brain, Behavior and Evolution. 1975. V. 11. P. 48-52
Levine S.K., Welch K.M. Common carotid artery occusion // Neurology. 1989. V. 39. № 2. P. 87-91.
Levy J. Possible basis for the evolution of lateral specialization of the human brain //Nature. 1969. V. 229. № 5219. P. 614-615.
Levy J., Trevarthen С Perceptual, Semantic Language Processes in Split-Brain Patientes // Brain. 1977. V. 100. P. 105-118.
Nottebohm F. Asymmetries in Neural Control of Vocalization in the Canary // Lateralization in Nervous System 1966. V.I. P. 35-41.
Petersen M.R., Beecher M.D., Zoloth S.R., Moody D.B., Stebbins W.C. Neural Lateralization of Species-Specific Vocalization by Japanese Macaques//Science. 1978. V. 202. P. 324-326.
Previc F.H. A General Theory Concerning the Prenatal Origins of Cerebral Lateralisation in Humans// Psychological Review. 1991. V. 98. № 3. P. 299-334.
Salk L. The informance of the heartbeat rhythm to human nature: Theoretical, clinical, and experimental observations // Proceeding of the 3rd World congress of Psychiatry. Toronto: University of Toronto Press, 1961. P. 740-746.
Satz P., Balkker D.J., Tenunissen J., Goebel R., van der Vlugt H. Developmental Parameters of the Ear Asymmetry: A Multivariate Approach // Brain and Language. 1975. V.2. P. 171-185.
Simon F., Farroni Т., Cassia V.M., Turati С Face recognition in newborns // Paper presented at the ICIS,2000, Brighton.
Todd В., Butterworth G. Her Heart is in the Right Place: An Investigation of the "Heartbeat Hypothesis" as an Explanation of the Left Side Cradling Preference in a Mother with Dextrocardia // Early Development and Parenting, 1998. 7: 229—233.
Vargha-Khadem F, Corballis M.C. Cerebral Asymmetry in Infants // Brain and Language. 1979. V. 8. P. 1-9.
Ververs I.A.P., de Vries J.I.P., el al. Prenatal Head Position from 12-38 Weeks. Development Aspects//Early Human Development. 1994. V.39. P.83-91
Waber D. Sex Differences in Cognition: A Function of Maturation Rate? // Science. 1976. V. 192. P. 572-573.
Yeni-Komshian G.H., Benson D. Anatomical Study of Cerebral Asymmetry in the Temporal Lobe of Humans, Chimpanzees and Rhesus Monkeys // Science. 1976. V. 192. P. 387-389.
Zaidel E.A. Technique for Presentation Lateralized Visual Input With Prolonged Exposure. // Vision Research. 1975. V. 15. P. 283-289.
Zaidel E.A. Auditory Language Comprehention in Right Hemisphere Following Cerebral Com-missurotomy and Hemispherectomy: A Comparison With Child Language and Aphasia // Language Acquisition and Language Breakdown (Ed. A.Caramazza and E.Zurif). Baltimore Johns Hopkins University Press, 1978.
Познание и общение