Половые различия и асимметрия

Частота и согласованность сообщений о половых различиях в организации мозга заставляют признать реальность их суще­ствования, по крайней мере как рабочую гипотезу. Многообразие методических подходов (клинические исследования,

дихотическое прослушивание, тахистос-копическое предъявление) говорит в пользу этого утверждения и приводит к следующему заключению: у женщин ла-терализация менее выражена, чем у муж­чин. Однако существует и множество ра­бот, не согласующихся с этим заключе­нием и доказывающих, что различия в асимметрии между полами отсутствуют.

Некоторые гипотезы представляют­ся очень интересными.

Скорость созреванияобуславливает по­ловые различия.Предположение Д. Вей-бер [Waber, 1976] состояло в том, поло­вые различия в асимметрии должны рас­сматриваться с точки зрения различий в скорости созревания. Вейбер принимала во внимание тот факт, что женщины обычно достигают физической зрелости раньше, чем мужчины. Она предположи­ла, что скорость созревания может быть систематически связана с различиями в вербальных и пространственных способ­ностях. Выводы ее, полученные при ис­следовании 80 детей (10 и 13-летних де­вочек и 13 и 16-летних мальчиков), были следующими: во-первых, рано достигаю­щие зрелости индивидуумы обладают лучшими вербальными способностями, чем пространственными; поздно созре­вающие лучше справляются с простран­ственными задачами, чем с вербальны­ми. Во-вторых, у рано созревающих от­мечается меньшая латерализация речи, чем у поздно созревающих. Данные Вей­бер дают возможность предполагать, что половые различия в вербальных и про­странственных способностях и латера-лизации этих функций могут быть обус­ловлены не полом, а переменной, кото­рая определенным образом связана с по­лом, т.е. скоростью созревания.

Тестостерон обуславливает половые раз­личия в латерализации.Н. Гешвинд и А. Га-лабурда [Geschwind, Galaburda, 1987] по­лагают, что секреция мужского гормона тестостерона, который начинает выраба­тываться на третьем месяце развития плода, у мужского плода сильно преобла­дает, влияет на скорость пренатального роста полушарий развивающегося мозга.

Этот гормон несет ответственность за возможные различия в строении мозга у мужчин и женщин. Высокое содержание тестостерона в период внутриутробного развития замедляет рост левого полуша­рия у мужского плода по сравнению с женским и способствует относительно большему развитию правого полушария у лиц мужского пола. Данное предположе­ние согласуется с большей выраженнос­тью у женщин вербальных способностей (левополушарной), а у мужчин зритель­но-пространственных. Если в левом по­лушарии замедляется процесс миграции нейронов к местам их локализации, как следствие установление необходимых нейрональных связей также оказывается в дефиците, то подобная задержка ведет к леворукости, которая хотя и встречается редко, но гораздо чаще наблюдается у мужчин. Таким образом можно описать и явления дислексии, которая у мужчин проявляется в четыре раза чаще , чем у женщин и, по-видимому, связана с лево-рукостью. Гешвинд и Галабурда отмеча­ют, что левши — обычно мужчины — подвержены также заболеваниям иммун­ной системы. Тестостерон оказывает тор­мозящее влияние на развитие иммунной системы. Так как леворукость, иммунные расстройства и проблемы речевого обуче­ния (дислексии) имеют тенденцию к се­мейному распространению, то можно заключить, что некоторые генные комп­лексы, отвечающие за иммунную реак­тивность, регулируют и уровень тестосте­рона, то наблюдается или избыточность секреции, либо повышенная чувствитель­ность к нему у отдельных людей.

Эволюционные факторы лежат в осно­ве половых различий в латерализации.Дж. Леви [Levy, 1969, 1977] предполагала, что в основе половых различий в латерализа­ции лежат эволюционные факторы. В подтверждение своей гипотезы она приво­дит следующие доводы: в ходе эволюции человека мужчины выполняли роль охот­ников и руководителей переселений, и те из них, которые обладали хорошими зри­тельно-пространственными способностя­ми, имели преимущество в ходе есте-

ственного отбора. Женщины же могли испытывать давление отбора в отношении навыков, связанных с воспитанием де­тей, — таких как использование речи в ка­честве средства общения, а также разви­тия социальной чувствительности и лег­кости невербального общения. Леви пред­полагает, что большая билатеральность в распределении функций может облегчать развитие навыков, необходимых для жен­щин, тогда как более строгое разделение функций необходимо для обеспечения высокого уровня развития зрительно-про­странственных навыков у мужчин.

Между латерализацией и способностя­ми могут существовать взаимоотноше­ния, различные для различных задач. Если это так, то было бы чрезвычайно инте­ресно узнать, почему мозг столь по-раз­ному организуется для оптимального осу­ществления различных функций. Пока существуют лишь предположения о взаи­моотношениях между латерализацией и способностями. Тот факт, что распреде­ление способностей у лиц разного пола в значительной мере перекрывается, дает основание полагать, что сам по себе пол не следует использовать в качестве основ­ного критерия оценки различий в латера-лизации мозговых функций.

Наши рекомендации