Игра «Передача движений по кругу»
Ход игры. Дети образуют круг. Психолог встает в центр круга и выполняет отдельные движения, например раскачивается, поочередно поднимает правую и левую руку. Дети повторяют за ним.
Игра «Выполнение ритмичных движений на барабане»
Ход игры. Психолог ударяет по барабану в определенном ритме (для начала два коротких удара, затем три и т. д.). Дети должны повторить за ним. Ритмический рисунок постепенно усложняется: короткие удары чередуются с длинными (например, короткий — длинный и т. д.).
Игра «Передача ритмапо кругу»
Ход игры. Дети образуют круг. Психолог хлопает в ладоши в определенном ритме. Дети должны повторить за ним, хлопая в ладоши в заданном ритме. Затем все хлопают в заданном ритме.
Комментарий. Если ребенок с аутизмом отказывается выполнять задание, уходит из круга, то не следует принуждать его встать на место. Можно предложить повторить заданный ритм только ему и обязательно похвалить его перед детьми.
Как показывает опыт нашей работы, эти занятия активизируют детей с аутизмом, расслабляют их и способствуют налаживанию группового взаимодействия, что является важным элементом психологической коррекции страхов.
На обучающем этапе мы предлагаем детям психотехнические приемы, направленные не только на формирование имитационных движений, но и на обучение детей прямому взгляду и другим целенаправленным действиям.
Игра «Моргалки»
Ход игры. Помощники психолога и здоровые дети предлагают детям с аутизмом пристально смотреть в глаза друг другу как можно дольше. Можно взять ребенка с аутизмом за руки. Это задание желательно проводить под спокойную, расслабляющую музыку. Занятие длится от 1 до 5 минут. Если ребенок отказывается выполнять задание, уходит от напарника, то можно дать ему песочные часы, чтобы он внимательно наблюдал за тем, как высыпается песок.
Многие дети испытывают существенные трудности во время участия в этой игре. Они быстро отвлекаются, уходят в сторону, однако в ходе последующих занятий эффективность выполнения данного задания значительно повышается.
На собственно коррекционном этапе занятий мы используем доступные для детей с аутизмом пантомимы, что способствует снятию генерализованной тре-
воги, проявляющейся в эмоциональном напряжении. Детям предлагаются следующие этюды.
Этюд «Я иду по мостику через овраг»
Ход игры. Ребенок встает на скамейку и идет по ней. Психолог комментирует действия ребенка, например так: «Петя идет по доске, внизу овраг. Очень высоко. Петя — смелый мальчик, он продолжает идти, он дойдет до конца».
Этюд «Я иду по следам, потому что кругом вода. Я не хочу мочить ноги»
Ход игры. На специальной дорожке нарисованы следы на голубом фоне (воде). Ребенку предлагается пройти по этим следам, не замочить ноги. Психолог комментирует действия ребенка, подбадривает его.
Этюд «Я несу чашку с водой»
Ход игры. Ребенку предлагается любая игрушка, которая изображает чашку (кубик, кегли, пластмассовое кольцо). Ребенок должен на вытянутых руках пронести этот предмет, «не разлить воду и не разбить чашку». В процессе выполнения задания ребенком психолог комментирует его действия.
Данные этюды должны предлагаться поочередно каждому ребенку. Не следует принуждать ребенка обязательно выполнить задание. Необходимо поощрять любую, даже минимальную, активность ребенка.
Детям с легкой степенью выраженности аффективной патологии можно предложить пантомимы, направленные на формирование способности понимать невербальное поведение окружающих и выражать свои чувства и эмоциональные состояния.
Можно использовать следующие психотехнические игры.
Игра «Угадай, что я делаю»
Ход игры. Помощник психолога изображает следующие действия: принимает пищу, пишет письмо, читает книгу, заколачивает гвозди, распиливает дерево, собирает ягоды. Остальные члены группы внимательно смотрят и отвечают на поставленный вопрос: «Что делает играющий?»
Игра «Угадай мое чувство»
Ход игры. Помощнику психолога или здоровому ребенку предлагается выразить какое-либо чувство (удивления, радости, обиды и пр.). Дети показывают на заранее изготовленных карточках, какое чувство изображает ведущий.