Понятие и значение типологии и классификации личности преступника
Проблема типологии и классификации личности преступника является центральной для теории криминальной психологии и практики правоохранительных органов. Ученые и практики еще не разработали единые, универсальные классификации личности преступника. Психологами и криминологами интенсивно ведутся научные поиски в этом направлении, на основных результатах которых мы и остановимся в этой лекции.
В словаре русского языка тип определяется как форма, вид чего-нибудь, обладающие определенными признаками, а также образец, которому соответствует известная группа предметов, явлений. Тип - это образ, содержащий характерные, обобщенные черты какой-нибудь группы людей; это человек, отличающийся какими-нибудь характерными свойствами, приметами '.
В криминологии тип личности понимается как совокупность существенных черт характера, которые выражаются в отношении к социальным явлениям и которые человек усваивает из конкретной среды.
Типологию принято рассматривать как научную методологическую основу, расчленение систем, объектов и их группировку с помощью обобщенной модели или типа. Типология используется для сравнительного изучения признаков, связей, функций, отношений, уровней организации объектов. Таким образом, типология это метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной, идеалиализированной модели или типа.
Психологическая типология опирается на установление сходства и различия психологических феноменов личности, совершившей противоправное деяние. Она стремится отобразить их строение и выявить закономерности. Теоретическая типология предполагает построение идеальной психологической модели объекта, обобщенное выражение и фиксацию признаков, описание множества изучаемых объектов. Типичное существует в личности вообще и в личности преступника в частности как совокупность закономерно сформировавшихся под влиянием среды психологических признаков, типичных психологических качеств и свойств, которые во взаимодействии с природными психическими задатками проявляются в определенных видах деятельности личности. При этом сам преступник выступает как типичная для данного общества социальная фигура. Ученые определяют типологизацию как "выраженность противоправных способностей" (А.Д. Глоточкин) и как "величину порога", преодолеваемого при преступлении (В.Н.Кудрявцев). В методологическом плане типология выполняет роль объяснения, классификация - описания.
Классификация - это отнесение отдельного преступления к той или иной категории в соответствии с типологией. Если типология включает диагностические признаки, то классификация - указания на предусмотренные программой действия. Классификация способствует движению науки со ступени эмпирического накопления знаний на уровень теоретического синтеза. Будучи более низким уровнем обобщения, она представляет собой устойчивую группировку исследуемых психологических феноменов по их отдельным признакам и строится на жестких критериях групп и подгрупп, каждая из которых занимает четко зафиксированное место в общей психологической системе.
Знание типологии и классификации личности преступника помогает разрабатывать теоретические конструкции и определения в области криминальной психологии и криминологии, принимать эффективные профессиональные решения. Типологизация преступников дает возможность унифицировать объяснение психологических проблем, систематизировать знания в области психологии личности преступника.
Диагностические типологии и классификации необходимы для понимания девиантного поведения, выбора оптимальных методов воздействия на преступников, определения системы мер исправления осужденных.
Прикладное значение типологии и классификации личности преступника состоит в том, что они все больше применяются в практике правоохранительных органов на стадиях предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений. Различные типологии и классификации личности преступников (при условии их адаптации к конкретным условиям) могут использовать все службы и подразделения ОВД.
Особого внимания заслуживает применение многоуровневых методик в процессе исполнения уголовных наказаний и исправления осужденных. Изучение психологии осужденных предполагает их классификацию на категории и группы, организацию на этой основе индивидуально-воспитательной работы, выбора мер исправительного воздействия. Она создается по разным критериям, в частности, по возрасту, полу, составу преступлений, отношению к основными средствам исправления осужденных. Классификационные характеристики осужденных позволяют глубже познать отклонения в психике, которые привели их к совершению преступлений, а значит, точнее определить программу исправления этих лиц.
В настоящее время в пенитенциарной психологии относительно полно разработана классификация осужденных по возрастному критерию: несовершеннолетние осужденные, осужденные молодежного, зрелого, пожилого и старческого возрастов.
Возрастная классификация осужденных отражает не только биологическую потенцию личности, но и ее социальный опыт, практические умения, навыки, уровень развития правовых и нравственных способностей, мотивационно-волевой и эмоциональной сфер.
Широкое распространение в практике уголовно-ис-полнительной системы получили классификации осужденных по половым признакам (мужчины или женщины); по направленности личности (положительно или отрицательно направленные, неустойчивые, с приспособленческой направленностью); по признакам эмоционально-волевой сферы (с устойчивым или неустойчивым проявлением положительных и отрицательных эмоционально-волевых качеств и т.д.).
Исследованиями доказано, что осужденные мужчины имеют неодинаковую степень нравственной и правовой запущенности в разном возрасте. У осужденных женщин чаще, чем у осужденных мужчин, проявляются эмоциональные особенности, причем тем ярче, чем ниже возраст правонарушительниц.
Классификация осужденных по возрастным, половым, психологическим характеристикам динамична. Поэтому сотрудники учреждений должны постоянно изучать психологию правонарушителей, выявлять динамику и закономерности изменений, происходящих в их внутреннем мире.
В заключение отметим, что по мере накопления научных знаний в области криминальной психологии и криминологии, а также изменения социальных условий должны корректироваться уже существующие типологии и классификации личности преступника.