Теория соответствующих предположений Е. Джонса и К. Дэвиса
Согласно данной теории цель процесса атрибуции сделать предположение, что наблюдаемое поведение и намерение, которое его производит, соответствует каким-то базовым неизменным качествам человека или действующего.
Центральное понятие теории – соответствующее предположение - определяет процесс принятия воспринимающим решения о том, что поведение действующего вызвано определенной чертой или соответствует ей (например, чье-то враждебное поведение приписывается черте «враждебности»).
Джонс и Дэвис считают, что люди заинтересованы в совершении соответствующих предположений, потому что диспозиционные причины являются стабильными и позволяют делать поведение предсказуемым. А это, в свою очередь, увеличивает собственное ощущение контролируемости мира.
Согласно теории Джонса и Дэвиса, мы, наблюдая за действиями других людей, определяем их личностные особенности (диспозиции),которые проявляются в разных ситуациях и сохраняются стабильными на протяжении длительного времени. И решая эту задачу,мы обращаем свое внимание на определенные типы действий — на те, которые кажутся нам наиболее информативными.
Во-первых, мы рассматриваем только те действия, которые нам кажутся свободно выбранными, и игнорируем те, которые были тем или иным образом навязаны интересующему нас человеку. Свободно избираемое поведение является более информативным в отношении диспозиций, нежели поведение, находящееся под контролем внешней угрозы, побуждения или принуждения.
Во-вторых, мы уделяем большое внимание действиям, которые приводят к тому, что Джонс и Дэвис назвали нетипичными результатами, — результаты, которые могут быть вызваны только одним специфическим фактором (не путайте это слово со словом «необычные», которое означает просто «редко встречающиеся»).
Поведение, которое является уникальным, т.е. не похожим на другое (по
ведение с не общим эффектом), дает больше информации о диспозициях.
В-третьих. Решающее влияние на диспозиционное атрибутирование оказывают представления воспринимающего о том, что должны делать люди в сходной ситуации (социальная желательность). Социальная желательность поведения дает мало информации о диспозициях, т.к. считается, что оно контролируется социальными ролями. В тоже время социально нежелательное поведение дает больше оснований для совершения корреспондирующих выводов.
Джонс и Дэвис полагают, что мы уделяем больше внимание действиям, которые не подтверждают ожиданий, являются социально нежелательными. Другими словами, мы больше узнаем об особенностях других людей из тех их поступков, которые являются в какой-то мере неординарными, чем из действий, характерных для большинства. Когда люди говорят то, что от них ожидают в определенной ситуации или при выполнении определенной роли, мы мало, что узнаем о них.
Ковариационная модель атрибуции Г. Келли объясняет, как мы отвечаем на вопрос «Почему»? Поведение людей определяется множеством причин. Следовательно, чтобы облегчить себе задачу, мы часто начинаем с предварительного вопроса: вызвано ли поведение других людей в основном причинами внутренними (их личностными особенностями, мотивами, намерениями), внешними (какими-то факторами социального или физического мира) или их комбинацией? Например, вы можете задаться вопросом, получили вы более низкую оценку, чем ожидали, потому что недостаточно хорошо подготовились (внутренняя причина), потому что вопросы были слишком трудными (внешняя причина) или, возможно, сыграли роль оба фактора.
Теория, предложенная Г. Келли, помогает нам понять, как происходит эта первоначальная атрибуция.
Она носит название ковариационная модель, т.к. в ней используется принцип ковариирования наличной информации.Используемая в процессе рассуждений процедура напоминает широко используемую в математической статистике технику анализа вариантов (ANOVA) и по этой причине данная модель часто называют моделью ANOVA.
Г.Келли рассматривает человека по аналогии с наивным ученым. Для выяснения того, какие именно факторы являются определяющими по отношению к конкретному поведению - внутренние (например, особенности личности) или внешние (например, социальное давление), люди используют принцип ковариирования наличной информации.
В своих попытках ответить на вопрос «почему» о поведении других людей мы фокусируем внимание на информации, связанной с тремя основными аспектами.
Во-первых, мы рассматриваем согласованность — то, насколько схожи реакции интересующего нас человека и других людей на определенные стимулы или события. Чем больше количество одинаково реагирующих людей, тем выше согласованность ( большинство). *Студент грубит уважаемому всемипреподавателю. – низкая согласованность.
Во-вторых, мы рассматриваем постоянство — насколько типична реакция рассматриваемого нами человека на повторяющийся стимул или событие (всегда). Вы видели, как этот студент грубил на занятиях при других обстоятельствах (постоянство на высоком уровне).
В-третьих, мы анализируем дифференциацию — одинаково ли этот человек реагирует на другие стимулы или события (везде). Вы видели, как этот студент грубит вне занятий — например, реагируя на медлительных официантов или транспортные пробки (дифференциация на низком уровне).
В соответствии с данной моделью,мы склонны объяснять поведение других людей внутренними причинами в тех случаях, когда согласованность и дифференциация на низком уровне, а постоянство — на высоком. (Поведение несогласованное, недифференцированное, постоянное характеризует человека, а не ситуацию). Изменение лишь одного компонента может повлиять на атрибуцию.
Напротив, мы обычно объясняем поведение окружающих внешними причинамив тех случаях, когда все три аспекта — согласованность, постоянство и дифференциация — находятся на высоком уровне.
Наконец, мы связываем поведение других людей с комбинацией внутренних и внешних факторов тогда, когда согласованность находится на низком уровне, а постоянство и дифференциация — на высоком.