Социологические подходы к изучению конфликтов (Т. Парсонс, П. Блау, Р. Коллинз, А. Турен)
Толкотт Парсонс трактовал конфликт как социальную аномалию, как фактор, который дезорганизует и дестабилизирует жизнь. Главная задача общества состоит в предупреждении конфликтов и поддержании бесконфликтных отношений между его элементами. На уровне социальной системы такую функцию выполняют правовые институты, религия и обычаи. С развитием общества все меньшее становится причин для возникновения конфликтов.
П. Блау выделил четыре основных вида вознаграждений в отношениях обмена: деньги, социальное одобрение, уважение и уступки. При этом самое высокое вознаграждение получают обладатели власти. Поэтому социальные группы, как правило, организованы по принципам иерархии власти, престижа, одобрения и богатства. Эти властные отношения создают в группах две противоположные силы: стремление к интеграции и тяготение к оппозиции и конфликту. Самый вероятный источник конфликтов - дисбаланс в отношениях обмена, нарушающий взаимные нормы и нормы справедливости. Этот дисбаланс вытекает из неравного отношения некоторых ассоциаций к обладанию ценными ресурсами. Тем не менее, конфликт П. Блау рассматривал как источник изменений, уточнения норм и ценностей.
Рэндал Коллинз пояснил, что его внимание к конфликту не имеет идеологической подоплеки; т. е. он не начинал с политического взгляда о том, хорош или плох конфликт. Напротив, он заявлял, что конфликт как предмет исследования был выбран на том реалистическом основании, что представляется, возможно, единственным центральным процессом социальной жизни. В основании выдвигаемой и отстаиваемой им конфликтологической парадигмы покоятся четыре взаимосвязанных теоретических постулата.
1. Центральной особенностью любой социальной системы как организации является стратификация, представляющая собой специфический вид и определенную степень неравенства групп и индивидов в их доминировании друг над другом.
2. Причины происходящих в обществе процессов и изменений нужно искать в интересах групп и индивидов, прежде всего, для поддержания доминирующих позиций или уклонения их от доминирования других.
3. Кто и что выигрывает в этой борьбе, зависит от контролируемых ресурсов, включая материальные, для осуществления принуждения и экономических расчетов, а также ресурсов для социальной организации и формирования эмоций и идей.
4. Движущая сила социального изменения - конфликт, действующий так, что длительные периоды стабильного доминирования чередуются с интенсивными эпизодами мобилизации групп, вступающих в конфликтное противоборство друг с другом.
Ален Турен характеризует современное общество как классовое общество с глубокими социальными конфликтами. Конфликт рассматривается в контексте общественных отношений.
Конфликты могут исследоваться на общесоциальном, социально-психологическом и индивидуально-психологическом уровнях. На всех уровнях можно выделить две стратегии взаимодействия конфликтующих сторон. Экспериментально эти стратегии выявлены прикладной психологией, как стратегия «сглаживания» и стратегия, ориентированная на интеграцию.
1. Стратегией «сглаживания», которая является ведущей идеей в тренинговом подходе. Участники оснащаются способами-навыками эффективного поведения, слушания, говорения в уже случившемся конфликте. Основное - это не поиск противоречия, а изменение отношения к факту переживания в конфликте и его последствий;
2. Стратегией, ориентированной на интеграцию. Она открывает принципиально новые возможности анализа конфликта на основе ясного и открытого выявления всех различий, вычленения наиболее существенных противоречий, уяснения используемых понятий, схем, теоретических конструкций и т.д., а также раскрытия технологий принятия управленческих решений в конфликтных ситуациях.
8. Психологический подход к изучению конфликта (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К.-Г. Юнг)
Расширяющаяся практика улаживания конфликтов выявила большую роль в их регулировании не только социологического, но и психологического подхода. Ведь необходимой стороной социального конфликта является не только выраженное во вне поведение людей, но и их внутренние установки, ценности, взгляды и чувства, потребности и интересы, т.е. их психология, индивидуальная и корпоративная.
Поэтому со временем стало быстро увеличиваться число работ и по этой тематике. Наряду с социологией появилась и психология конфликта.
Психология сосредоточивается преимущественно на исследовании внутриличностных и межличностных противоречий.
Психолог видит в конфликтном взаимодействии столкновение противоположных мотивов, взглядов, интересов, которые не могут быть удовлетворены одновременно.
Испытываемые при конфликтных ситуациях чувства дискомфорта, тревоги могут стать настолько сильными, что превратятся в источник невроза или стресса.
Исследуя причины разнообразных психических расстройств, австрийский психолог Зигмунд Фрейд пришел к выводу, что их главным источником является изначально присущий человеческой психике конфликт между сознательным и бессознательным, между смутными, инстинктивными влечениями и требованиями моральных и правовых норм. Именно эта дисгармония человеческой души служит главным источником всех социальных конфликтов: внутриличностных, межличностных, межгрупповых.
Альфред Адлер, начиная свою научную деятельность как психоаналитик, резко выступил против био-логизаторской теории Фрейда. Адлер не соглашался с расчленением личности на три инстанции (Оно, Я и Сверх-Я) и утверждал, что структура ее едина. Основной движущей силой развития человеческой личности он считал внутренний конфликт между стремлением к превосходству и чувством собственной неполноценности. Чувство неполноценности может возникать из-за дефекта развития телесных органов или из-за неблагоприятных социальных условий. Адлер подчеркивал, что главное в человеке не его природные инстинкты, а чувство общности с другими людьми, «социальное чувство». С ним связаны способности сочувствовать, любить и т.п. Таким образом, по Адлеру, сами невротические симптомы и социальные девиации следует рассматривать, как неудавшиеся способы разрешения внутреннего конфликта. Один из последователей Фрейда Карл Юнг предложил новую классификацию характеров людей, в основе которой лежал критерий различий по способу разрешения ими внутренних конфликтов. По этой классификации все люди делятся на два основных психотипа: интровертов и экстравертов. Интроверты -- это люди, обращенные внутрь, характеризующиеся замкнутостью, созерцательностью, обращенностью на самого себя, стремлением дистанцироваться от других людей, внешнего мира. Экстраверты, наоборот, обращены во вне, в своем мышлении и поведении открыты для внешних влияний.
Центральным понятием теоретической системы немецко-американского психоаналитика Карен Хорни (1885 -1952) является понятие «базальной тревоги». Младенец, выходя из чрева матери, начинает чувствовать себя неуютно и переживает чувство беспокойства. Оно окрашивает и всю его дальнейшую жизнь. С первых секунд существования человек начинает ощущать враждебность мира. Тревога вызывает стремление к безопасности. Противоположной потребностью человека
является стремление к удовлетворению своих желаний. Обе эти тенденции часто противо-речат друг другу и тогда возникает внутренний конфликт, который человек сам стремится подавить, вырабатывая определенные стратегии поведения. Хорни выделила три таких стратегии и соответствующие им типы личности:
Стратегии поведения | Типы личности |
1 Стремление к людям | Устойчивый |
2 Стремление отдалиться от людей, стремление к независимости | Устраненный |
3 Стремление действовать против людей | Агрессивный |
Успешная компенсация чувства неполноценности в результате совпадения стремления к превосходству с социальным интересом. Сверхкомпенсация, которая означает одностороннее приспособление к жизни в результате чрезмерного развития какой-то одной черты или способности. Уход в болезнь. В этом случае человек не может освободиться от чувства неполноценности, не может прийти к компенсации «нормальными» способами, он «вырабатывает» симптомы болезни, чтобы оправдать свою неудачу. По мнению Хорни, у здорового человека под влиянием временных внешних обстоятельств возникают «ситуационные неврозы». Хорни не считает, что конфликт заложен в самой природе человека изначально, а исходит из того, что неврозы вызываются культурными факторами.