Определение понятия «конфликт» в конфликтологии.
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
1. Определение понятия «конфликт» в конфликтологии. 2
2. Структура конфликта. 2
3. Философские подходы к изучению конфликтов (Древний Китай, Древняя Греция, Средние века, Возрождение). 3
4. Социологические подходы к изучению конфликтов (О. Конт, К. Маркс, Г. Зимммель, Э. Дюркгейм). 4
5. Философские подходы к изучению конфликтов (Новое время, Просвещение, XIX век). 5
6. Социологические подходы к изучению конфликтов (М. Вебер, Р. Парк, Л. Козер, Р. Дарендорф) 6
7. Социологические подходы к изучению конфликтов (Т. Парсонс, П. Блау, Р. Коллинз, А. Турен) 7
8. Психологический подход к изучению конфликта (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К.-Г. Юнг) 8
9. Социально-Психологические подходы к изучению конфликтов (У. Мак-Дугалл, К. Лоренц, К. Левин, М. Дойч) 9
10. Социально-Психологические подходы к изучению конфликтов (М. Шериф, Дж. Кемпбелл, Дж. Морено, Э. Берн) 10
11 вопрос. Истоки конфликтности (насилие и агрессия, как свойства природы человека). 11
12. Конфликтогенные свойства личности. 12
13. Роль конфликта в развитии личности. 14
14. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (негативное восприятие и негативные установки). 15
15. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (самовыполняющееся пророчество, самооправдание, прерывание контактов). 16
16. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (виды избирательного восприятия). 17
17. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (сверхприверженность целям, увязание в конфронтации, зеркальное восприятие). 19
18. Условия и обстоятельства, способствующие конфликту. 21
19. Модели эскалации конфликта. 23
20. Характерологические различия и конфликт с точки зрения К.-Г. Юнга. 25
21. Характерологические различия по типологии Бригтс-Майерс. 26
22. Внешняя мотивация и конфликт. 27
23. Возрастные факторы и конфликт. 28
24. Гендерные факторы агрессивного поведения. 29
25. Гендерные особенности межличностных коммуникаций . 30
26. Особенности мужского и женского поведения в конфликте. 31
27. Основные свойства и признаки случайных/неслучайных конфликтов. 32
28. Механизм возникновения случайных конфликтов. 32
29. Виды конфликтогенов (разновидности стремления к превосходству). 33
30. Виды конфликтогенов (проявления агрессивности, эгоизма). 33
31. Виды конфликтогенов (нарушение правил, случайное стечение обстоятельств) 34
33. Механизмы возникновения неслучайных конфликтов. 35
33. Правила формулирования конфликтной ситуации. 35
34. Алгоритм разрешения конфликтов. 37
35. Основные причины межличностных конфликтов. 37
36. Виды межличностных конфликтов. 38
37. Стили поведения в межличностном конфликте. 39
38. Роль характера и темперамента в межличностном конфликте. 39
39. Основные стили разрешения конфликтов. 41
40. Особенности динамики внутригрупповых конфликтов (причины напряженности в группе) 42
41. Причины внутригрупповых конфликтов. 43
42. Предотвращение внутригрупповых конфликтов. 44
Структура конфликта.
Основные элементы конфликтного взаимодействия:
1) Стороны
Межгупповые, внутриличностные – стороны
Интересы, цели, психологические особенности – позиции сторон конфликта
Может быть, что 3 сторона косвенно участвует, но может в последствии и быть втянута в конфликт
2) Условия
Какие были отношения, какие они сейчас? (кооперация, конфронтация и тд)
Какая ситуация конфликта? ( политическая, экономическая, социальная, культурная)
3) Предмет- то есть из- за чего произошел конфлик? ( Пример: возможность, должность, социальное положение, взгляды, объекты, соблюдение не соблюдение правил).
4) Действие сторон конфликта.
5) Действия участников образуют конфликтное взаимодействие, это основное содержание конфликта. Взаимосвязанность и взаимозависимость действий участников побуждают называть это взаимодействием.
Взаимодействие 1 говорит, второй отвечает. Побудитель взаимодействия – мотивы сторон. Мотив корректируется целью, при этом цель может изменяться в ходе конфликта. Мотив определить сложно, он обычно скрыт.
6) Результат конфликта
Исход конфликта рассматривается как идеальный образ результата, на который направлены участники конфликта, который определяет направленность взаимодействия, регулирует итог. В конфликтном взаимодействии участники преследуют разные цели: связанные с воздействием друг на друга, предметом конфликта, «сохранением лица» и так далее. Зачастую они не полностью осознаются участниками, а тем более не формулируются словесно.
Самооправдание
Второй механизм, побуждающий к сохранению сформировавшейся установки и восприятия, – это эффект самооправдания, состоящий в том, что неблаговидным действиям придумываются оправдания. Таким образом негативные представления одной стороны о другой ведут к враждебным действиям по отношению к последней, которые первая сторона затем оправдывает, при этом еще раз подтверждая те представления, которыми были вызваны ее действия. Поведение (подчас спонтанное) оказывает значительное влияние на их позиции.
Прерывание контактов
Мы прекращаем взаимодействие и общение с людьми, которые нам не нравятся. В результате становится невозможным решить тот спорный вопрос, который и привел к охлаждению отношений.
Но вакуум информации в ситуации прекращения общения сторон создает благоприятные условия для слухов, сплетен, что приводит к размолвкам и нападкам, в свою очередь приводящим к еще большему ухудшению отношений.
Справедливости ради надо отметить, что те же процессы, которые действуют в пользу эскалации (усиления) конфликта, могут усиливать и позитивное восприятие. Например, можно ожидать, что двое влюбленных видят друг друга только в «розовом свете». И поэтому каждый постоянно находит подтверждения своей убежденности в том, что нет в мире никого лучше, чем его избранник/избранница. И у каждого находится искаженное объяснение поведению своего возлюбленного, которое игнорирует негативную информацию («Какой-то он сердитый сегодня с утра. Это просто погода, наверное, влияет») и преувеличивает значимость позитивной информации («Еще одну шутку отмочила. Надо же, какая умница!»). Другими словами, эти процессы могут подкреплять как отрицательные, так и положительные впечатления. Однако и «положительное» заблуждение также не сулит подчас ничего хорошего: сколько драматических ошибок в жизни совершается из-за первоначального видения событий в розовом свете!
Избирательное восприятие
Как только у одной из сторон сформировалось отрицательное впечатление о другой и возник неприятный, отталкивающий, не вызывающий доверия ее образ, избирательное восприятие стимулирует поиск первой стороной сведений, которые интерпретируются так, что это еще больше укрепляет ее первоначальное негативное впечатление. Соперник, который поначалу виделся неуступчивым, теперь будет казаться упрямым и в конце концов безнадежно неспособным к любым переговорам. При этом обусловленные избирательным восприятием отношения подкрепляют сами себя вне всякой зависимости от того, что делает или не делает оппонент.
Хотя термин избирательное восприятие имеет негативный оттенок (оно приводит к искаженному представлению о действительности), сам этот процесс является, в определенной степени, вынужденным (ведь мир чрезвычайно сложен и обрушивает на нас гораздо больше информации, чем мы можем обработать. Ввиду такой информационной перегрузки возникает необходимость в некоем фильтре информации, снижающем ее противоречивость). Однако пользу избирательного восприятия снижает тенденция укладывать впечатления в сложившиеся стереотипы, причем образ другой стороны лишается всего богатства присущих ей свойств. Более того, избирательное восприятие особенно опасно в момент пика противостояния, поскольку оно подтверждает и усиливает негативные представления сторон друг о друге и тем самым усиливает возникшую напряженность.
Купер и Фацио (1979) выделили три взаимосвязанные формы избирательного восприятия:
· искажения в оценке информации,
· «выявление» подтверждений собственных ожиданий,
· атрибутивное искажение.
Атрибутивное искажение
Если одна из сторон получает сведения, которые соответствуют ее предположениям о другой стороне, то она склонна считать их отражающими ее относительно постоянные и стабильные характеристики, тогда как сведения, которые нарушают такие ожидания, приписываются временным, внешним воздействиям на нее. Этот феномен, называемый атрибутивным искажением, был продемонстрирован в ряде экспериментальных работ и в исследованиях, проведенных на неблагополучных супружеских парах.
Суммарный результат воздействия, которое атрибутивное искажение оказывает на ухудшение взаимопонимания, состоит в том, что ни одна его сторона практически ничем не может рассеять негативные ожидания другой. Если противоположная сторона ведет себя недоброжелательно, это воспринимается как показатель ее истинных враждебных намерений или воинственного настроения, а если дружественно – это объясняется или коварством, или слабостью, или является случайным в силу стечения обстоятельств.
Когда в наличии есть все три формы избирательного восприятия: избирательная (искажающая) оценка информации, «выявление» подтверждений и атрибутивное искажение, – конфликты разгораются с большей легкостью, нежели затухают. Как только джинна выпускают из бутылки, указанные механизмы делают чрезвычайно затруднительными попытки загнать его обратно – они являются самоподкрепляющимися процессами. Поддерживая самое себя, они делают эскалацию (увеличение, усиление) конфликта неизбежной.
Увязание в конфронтации
Увязание представляет собой процесс, по ходу которого на достижение цели тратится больше времени, энергии, денег или других ресурсов, чем это представляется оправданным по внешним меркам. Согласно Брокнеру и Рубину, ситуации, которые приводят к увязанию, имеют три определяющие характеристики.
Во-первых, один и тот же отток ресурсов (будь то время, деньги или людские жизни) может рассматриваться либо как вложение, либо как издержки. Например, в однодолларовом аукционе деньги, которые участник кладет на повышение ставок, могут одновременно рассматриваться и как вложение (приближают участника к выигрышу), и как издержки (траты, которые нельзя будет компенсировать, по крайней мере, если участник не окажется первым). Таким образом, игрок оказывается под действием двух противоположных сил – желания защитить вложения и желания сократить потери.
Во-вторых, с течением времени и с вложением дополнительных ресурсов цена, связанная с продолжением, становится больше, но и желаемая цель кажется ближе. Это еще больше усугубляет дилемму между продолжением конфликта и выходом из него.
В-третьих, принятию первого из двух возможных крайних решений (полная приверженность цели или полный отказ от нее) способствуют обстоятельства. Силу, удерживающую от дальнейшего втягивания (ее определяет сумма уже вложенного), перевешивает сила, заставляющая упорствовать (ее определяют вознаграждение за достигнутую цель, уверенность в близости цели, а также издержки, связанные с отказом). Хотя уже затраченная сумма постоянно удерживает игрока в однодолларовый аукцион от продолжения игры, эту силу с лихвой компенсирует стремление выиграть купюру. Участниками движет надежда или уверенность в том, что от выигрыша отделяет один или два шага, а также убежденность, что уже потраченные деньги надо оправдать, пусть даже за счет еще больших вложений.
Зеркальное восприятие
Подобное искажение в восприятии – это психологический феномен, не имеющий аналогов по трагичности последствий, так как оно самоподтверждается. Мортон Дойч поясняет это следующим образом: «Вы услышали лживую сплетню, будто ваш друг говорит о вас нелицеприятные вещи; после этого вы пренебрежительно с ним обходитесь; и тогда он действительно начинает плохо отзываться о вас, подтверждая ваши ожидания. Негативное зеркальное восприятие во многих случаях становится препятствием для добрых отношений».
Зеркальное восприятие – взаимно негативные представления друг о друге, нередко возникающие у обеих сторон конфликта; себя, к примеру, все считают высоконравственными и миролюбивыми, а противников – злонамеренными и агрессивными.
Люди с противоположными взглядами на некоторые проблемы зачастую различаются меньше, чем им кажется. Каждая из сторон переоценивает радикальность чужих взглядов, полагая, что ее убеждения следуют из фактов, в то время как «их» убеждения продиктованы «их неправильной позицией». Так происходит гиперболизация позиции противника.
Модели эскалации конфликта.
Чтобы понять природу эскалации конфликтов, нам необходимо знать, какие состояния отличают каждую из сторон и какие процессы происходят между ними при нарастании конфликта. Известны три общие модели эскалации: агрессивно-оборонительная модель, спиральная модель и модель структурных изменений.
Эти модели предлагают три вида объяснений того, что происходит при эскалации конфликта. Все три модели представляют определенную ценность, точно описывая процессы, происходящие в эскалациях разного типа. Ни одной моделью нельзя пренебречь в угоду другой.
Спиральная модель
Спиральная модель эскалации конфликта демонстрирует, что эскалация – результат действий и противодействий, образующих замкнутый круг. Наступательные тактики, используемые первой стороной, вызывают наступательное же поведение второй стороны, что провоцирует первую сторону на дальнейшее применение тактик борьбы, круг замыкается, и с новых взаимных противодействий начинается новый виток эскалации. Мягкие тактики сменяются жесткими, поскольку каждая новая реакция каждой стороны становится более суровой и сильной, чем того требуют вызвавшие ее действия противоположной стороны.
Помимо того, что эта модель объясняет, почему применяются сначала более мягкие, а потом все более жесткие тактики, спиральная модель конфликта помогает разобраться, отчего при эскалации конфликтов часто происходят трансформации типа «от меньшего к большему» – количество спорных вопросов растет, и стороны все больше вовлекаются в эти новые проблемы, а рост проблем объясняется тем, что каждое ответное или защитное действие одной из сторон в спирали порождает новые спорные проблемы. Поэтому у каждой из сторон список прегрешений другой стороны становится все длиннее, и каждое новое недовольство усиливает ощущение кризиса.
Нарушение правил
Нарушение правил способствует возникновению конфликтов, то есть является конфликтогеном.
Наиболее важные для современного человека правила – это правила трудового распорядка, дорожного движения, техники безопасности, пожарной безопасности, правила общежития, этики и др.
Нарушения правил этики могут быть намеренными или непреднамеренными. Не поздоровался, причинил неудобство (нечаянно толкнул, наступил на ногу и т. п.), но не извинился; не пригласил посетителя присесть, влез без очереди, опоздал на совещание, на занятия и помешал тем самым присутствующим; опоздал на встречу и т. д. и т. п.
Причины напряжения в группе
Возникновению конфликта часто предшествует некий период напряженности в отношениях. Экспериментальные исследования личности и группы показали, что, действительно, одним из самых важных факторов частоты конфликтов и эмоциональных срывов является общий уровень напряжения в отношениях индивида или группы. Приведет ли к возникновению конфликта то или иное событие, в значительной степени зависит от уровня напряжения личности или психологического состояния группы. Следуя Курту Левину, среди причин напряжения следует особо отметить следующие:
«1. Степень удовлетворенности потребностей личности. Неудовлетворенная потребность означает не только то, что определенная область личности находится в напряжении, но и то, что человек как целостный организм также пребывает в состоянии напряжения. Это особенно характерно для базовых потребностей, таких как потребность в безопасности.
2. Величина пространства свободного движения личности. Слишком ограниченное пространство свободного движения обычно приводит к усилению напряжения, что было убедительно доказано в исследованиях гнева и в экспериментах по созданию демократической и авторитарной групповой атмосферы. В авторитарной атмосфере напряжение гораздо выше, и его результатом обычно бывает либо апатия, либо агрессия.
3. Внешние барьеры. Напряжение или конфликт зачастую приводят к тому, что человек пытается выйти из неприятной ситуации. Если это возможно, то напряжение будет не слишком сильным. Если же человек недостаточно свободен, чтобы покинуть ситуацию, если ему мешают какие-то внешние барьеры или внутренние обязательства, это с высокой вероятностью приведет к возникновению сильного напряжения и последующего конфликта.
4. Конфликты в жизни группы зависят от того, насколько цели группы противоречат друг другу, и в то же время от того, насколько члены группы готовы принимать позицию партнеров.
Таким образом, проблема адаптации человека к группе может быть сформулирована следующим образом: может ли человек обеспечить себе в группе пространство свободного движения, достаточное для удовлетворения его личных потребностей, и при этом не мешать реализации интересов группы?»
КОНФЛИКТОЛОГИЯ
1. Определение понятия «конфликт» в конфликтологии. 2
2. Структура конфликта. 2
3. Философские подходы к изучению конфликтов (Древний Китай, Древняя Греция, Средние века, Возрождение). 3
4. Социологические подходы к изучению конфликтов (О. Конт, К. Маркс, Г. Зимммель, Э. Дюркгейм). 4
5. Философские подходы к изучению конфликтов (Новое время, Просвещение, XIX век). 5
6. Социологические подходы к изучению конфликтов (М. Вебер, Р. Парк, Л. Козер, Р. Дарендорф) 6
7. Социологические подходы к изучению конфликтов (Т. Парсонс, П. Блау, Р. Коллинз, А. Турен) 7
8. Психологический подход к изучению конфликта (З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, К.-Г. Юнг) 8
9. Социально-Психологические подходы к изучению конфликтов (У. Мак-Дугалл, К. Лоренц, К. Левин, М. Дойч) 9
10. Социально-Психологические подходы к изучению конфликтов (М. Шериф, Дж. Кемпбелл, Дж. Морено, Э. Берн) 10
11 вопрос. Истоки конфликтности (насилие и агрессия, как свойства природы человека). 11
12. Конфликтогенные свойства личности. 12
13. Роль конфликта в развитии личности. 14
14. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (негативное восприятие и негативные установки). 15
15. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (самовыполняющееся пророчество, самооправдание, прерывание контактов). 16
16. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (виды избирательного восприятия). 17
17. Механизмы самопроизвольного нарастания напряженности (сверхприверженность целям, увязание в конфронтации, зеркальное восприятие). 19
18. Условия и обстоятельства, способствующие конфликту. 21
19. Модели эскалации конфликта. 23
20. Характерологические различия и конфликт с точки зрения К.-Г. Юнга. 25
21. Характерологические различия по типологии Бригтс-Майерс. 26
22. Внешняя мотивация и конфликт. 27
23. Возрастные факторы и конфликт. 28
24. Гендерные факторы агрессивного поведения. 29
25. Гендерные особенности межличностных коммуникаций . 30
26. Особенности мужского и женского поведения в конфликте. 31
27. Основные свойства и признаки случайных/неслучайных конфликтов. 32
28. Механизм возникновения случайных конфликтов. 32
29. Виды конфликтогенов (разновидности стремления к превосходству). 33
30. Виды конфликтогенов (проявления агрессивности, эгоизма). 33
31. Виды конфликтогенов (нарушение правил, случайное стечение обстоятельств) 34
33. Механизмы возникновения неслучайных конфликтов. 35
33. Правила формулирования конфликтной ситуации. 35
34. Алгоритм разрешения конфликтов. 37
35. Основные причины межличностных конфликтов. 37
36. Виды межличностных конфликтов. 38
37. Стили поведения в межличностном конфликте. 39
38. Роль характера и темперамента в межличностном конфликте. 39
39. Основные стили разрешения конфликтов. 41
40. Особенности динамики внутригрупповых конфликтов (причины напряженности в группе) 42
41. Причины внутригрупповых конфликтов. 43
42. Предотвращение внутригрупповых конфликтов. 44
Определение понятия «конфликт» в конфликтологии.
Конфликт – это явление 20 века. Особый вид взаимодействии людей. От лат « столкновение, противоборство»
Конфликт в конфликтологии – это острое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.
Столкновение субъектов происходит в процессе их взаимодействия: в общении, действиях, направленных друг на друга, и поведении.
Объектом конфликтологии выступает совокупность всех конфликтов в целом или все те противоречия, проблемы, которые существуют в обществе. В объекте выделяют три основных вида конфликтов: 1) социальные; 2) внутриличностные; 3) зооконфликты.
(По лекциям: межличностные, внутригрупповые – самые распространенные, явные. Внутриличностные – самые скрытые)
Центральное место в объекте конфликтологии занимают социальные конфликты, так как они напрямую связаны с другими конфликтами (внутриличностный, межличностный). Чтобы понять движущие индивидами мотивы вступления в конфликт, необходимо изучать внутреннюю составляющую конфликтного поведения человека – внутриличностные особенности и конфликты. Межличностные взаимодействия и их особенности раскрывают свойства поведения человека в социуме. Все типы конфликтов взаимосвязаны благодаря объединению их в область объекта конфликтологии.
Предмет конфликтологии – совокупность закономерностей и свойств возникновения, развития и завершения конфликта. Предмет данной научной дисциплины – это идеальная модель конфликтного взаимодействия. Конфликтологию интересует теория, понятийный аппарат категории конфликта и конфликтного взаимодействия. Характеристики и закономерности конфликтов могут меняться, так как изменяется и развивается общество и социальные взаимодействия в нем. Предмет конфликтологии может меняться, отражая наиболее актуальные стороны исследования и теоретических интересов науки в конкретный момент времени развития самой научной дисциплины.
Современная конфликтология сосредоточена на развитии общей конфликтологической теории, поэтому ее интересует все многообразие существующих конфликтов: социальные конфликты между различными по масштабу группами, межличностные, внутриличностные и зооконфликты.
Структура конфликта.
Основные элементы конфликтного взаимодействия:
1) Стороны
Межгупповые, внутриличностные – стороны
Интересы, цели, психологические особенности – позиции сторон конфликта
Может быть, что 3 сторона косвенно участвует, но может в последствии и быть втянута в конфликт
2) Условия
Какие были отношения, какие они сейчас? (кооперация, конфронтация и тд)
Какая ситуация конфликта? ( политическая, экономическая, социальная, культурная)
3) Предмет- то есть из- за чего произошел конфлик? ( Пример: возможность, должность, социальное положение, взгляды, объекты, соблюдение не соблюдение правил).
4) Действие сторон конфликта.
5) Действия участников образуют конфликтное взаимодействие, это основное содержание конфликта. Взаимосвязанность и взаимозависимость действий участников побуждают называть это взаимодействием.
Взаимодействие 1 говорит, второй отвечает. Побудитель взаимодействия – мотивы сторон. Мотив корректируется целью, при этом цель может изменяться в ходе конфликта. Мотив определить сложно, он обычно скрыт.
6) Результат конфликта
Исход конфликта рассматривается как идеальный образ результата, на который направлены участники конфликта, который определяет направленность взаимодействия, регулирует итог. В конфликтном взаимодействии участники преследуют разные цели: связанные с воздействием друг на друга, предметом конфликта, «сохранением лица» и так далее. Зачастую они не полностью осознаются участниками, а тем более не формулируются словесно.