Краткий психологический словарь

О.Д. Халтагарова

Рецензенты Н.Ц. Бадмаева, канд. психол. Центра диагностики и консультирования С.П. Ангаева, д-р ист. наук, проф.



Краткий психологический словарь

Для студентов специальности 040101 «Социальная работа» по специализации «Психосоциальная работа с населением»

Халтагарова О. Д.

Х 175 Краткий психологический словарь: Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.

Учебное пособие.



Учебное пособие

Цель настоящей работы помочь студентам, специалистам различных отраслей знаний, и прежде всего социальным ра­ботникам, овладеть основными понятиями таких специальных дисциплин, как «Психологическое консультирование», «Пси­хологическая коррекция», используемых в работе практиче­ского психолога.

Предназначено студентам, аспирантам, специалистам в области социальной работы, педагогам, практическим психо­логам.

Ключевые слова: психологическое консультирование, коррекция



Улан-Удэ

Издательство ВСГТУ

ББК 88я2

© О.Д. Халтагарова, 2006

© ВСГТУ, 2006

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ– умения и навыки человека, связанные с выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически, точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны челове­ка систематического, сознательного контроля.

АВТОНОМИЯ– внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

АГРЕССИВНОСТЬ– черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к живот­ным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправ­дано сложившимися обстоятельствами или соображе­ниями морального или юридического характера, в ча­стности необходимостью самообороны или защиты других людей.

АГРЕССИВНЫЙ ИНСТИНКТ– понятие, введенное Фрейдом и обозначающее влечения, направленные на причинение вреда и страданий или разрушение.

АГРЕССИЯ– деструктивное, т.е. наносящее вред, ущерб, либо влекущее уничтожение одушевленных или не­одушевленных объектов, индивидуальное или коллек­тивное поведение.

АДАПТАЦИОННОЕ (АДАПТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ– поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся об­стоятельствам жизни.

АДАПТАЦИЯ– приспособление (биологическое, социаль­ное или психологическое) организма к окружающим условиям, направленное на сохранение гомеостаза (противоположный процесс – дезадаптация).




АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ– стиль общения че­ловека с людьми, который позволяет ему легко и быст­ро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отноше­ния.

АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИ­ХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ)– инициативные, ак­тивные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования или в ходе кор-рекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставлен­ной цели.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА– чрезмерное усиление от­дельных черт характера, проявляющееся в избиратель­ной уязвимости личности по отношению к определен­ного рода взаимодействиям (чрезвычайным нагрузкам, переживаниям).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ –различные, иногда взаимно исключаю­щие друг друга подходы к психотерапевтическому ре­шению проблем клиента.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ КЛИ­ЕНТА- разные, нередко противоположные, способы поведения клиента, связанные с практическим решени­ем его проблемы.

АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ-двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку (например, лю­бовь и ненависть).

АМБИДЕКСТРИЯ –одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

АНОМАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ– довольно за­метная и отчетливая пассивность, не свойственная де-

тям ни по возрасту, ни по характеру – такая, которая явно отличает этих детей от их сверстников.

АПАТИЯ– состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- поведение, противоре­чащее нормам, принятым в данном обществе, сообще­стве, группе.

АССИМИЛЯЦИЯ– слияние, уподобление, усвоение опре­деленного материала уже имеющимися схемами пове­дения, подведение реальных событий к структурам ор­ганизма.

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)– пережива­ния, снижающие активность личности.

АСТЕНИЯ– нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, снижен­ном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.

АУТИЗМ– психологическое нарушение, крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нару­шении или резком снижении контактов с окружающим миром, в уходе в мир собственных переживаний.

АФФЕКТ– сильное, относительно кратковременное, при­ятное или неприятное, смутное или отчетливое эмо­ционально-аффективное состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергети­ческой разрядке; бурно протекающее эмоциональное переживание.

АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– драчливость, упрямст­во, грубость и другие трудные формы поведения, кото­рые возникают у детей, не удовлетворенных взаимоот­ношениями, сложившимися у них со взрослыми или сверстниками.

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ– патологические формы эмоциональной реакции ребенка на воздействия окру­жающей среды; выражаются в повышенной возбудимо­сти, склонности к резким эмоциональным взрывам ли­бо, напротив, в апатичности и заторможенности.

АФФЕКТИВНЫЙ– относящийся к состояниям удовольст­вия или неудовольствия, связанным с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями.

АУТОТРЕНИНГ– метод психотерапевтического, психо-коррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведе­ния.

БАЗАЛЬНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ– в теории Хорни – чув­ство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним.

БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕ­ДЕНИЯ) КЛИЕНТА –собственные интересы и по­требности клиента, опираясь на которые можно моти­вировать, стимулировать клиента к достижению по­ставленных целей, к практическому выполнению пси­хотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.

БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ– отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ –равнодушие, холодность человека к ко­му-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутст­вием у него интереса, положительных или отрицатель-

ных эмоциональных реакций на соответствующий объ­ект.

БЕЗУСЛОВНАЯ РЕАКЦИЯ– невыученная реакция, кото­рая автоматически следует за безусловным стимулом.

БЕСПРИЧИННО БЕСПОКОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– по­ведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых, в свою очередь, не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное по­ведение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ– совокупность психических явле­ний, процессов и состояний, не осознаваемых субъек­том. Согласно Фрейду, неприемлемые для сознания ин­стинкты, импульсы, чувства, мотивы, конфликты, ко­торые не пропускаются особой психической инстанци­ей – цензурой, вытесняются ею. Таким образом, не по­лучившие выражения импульсы, будучи неосознанны­ми индивидом, проявляются в сновидениях, в виде ого­ворок, описок и других ошибочных действий, невроти­ческих симптомов, продуктов творчества, а также ока­зывают влияние на человеческое поведение в целом.

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ– внутренние побуж­дения, потребности, мотивы поведения человека, кото­рые им самим в данный момент времени не осознают­ся, но тем не менее оказывают влияние на его психоло­гию и поведение.

БЕССОННИЦА– психологическая или физиологическая недостаточность сна человека для его нормального от­дыха, неспособность человека вовремя засыпать и нор­мально спать тогда, когда это необходимо.

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ– набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или не­здорового поведения посредством применения прин­ципов оперантного научения.

БИХЕВИОРИЗМ– направление в психологии, созданное Уотсоном, которое ограничивает область исследований внешним поведением, доступным наблюдению.

БЛОКИ МОЗГА– анатомически, физиологически и функ­ционально автономные части мозга, выполняющие спе­цифическую роль в восприятии, хранении и переработ­ке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.

ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТО­ДИКИ– одно из основных свойств психодиагностиче­ской методики, определяющее ее качество и возмож­ность практического использования. В.п.м. – способ­ность выделять и оценивать именно то психологическое качество, для изучения которого данная методика пред­назначена.

ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА– способ рече­вого стимулирования клиента на активное сотрудниче­ство с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование психо­логом-консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у кли­ента, особенно на стадии проведения исповеди.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВА­НИЯ– разновидности психологического консультиро­вания, выделяемые по характеру решаемых в них про­блем, например интимно-личностное, семейное, психо­лого-педагогическое, деловое.

ВНУТРИПОЛОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ В СЕМЬЕ– единство, согласие во мнениях между членами семьи одного и того же пола, особенно в вопросах, связанных с внутрисемейными конфликтами.

ВОЛЯ– система психологических личностных свойств че­ловека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА– область психологических исследований, со­вокупность знаний и умений, связанных с восприятием и пониманием людьми друг друга. Правильность вос­приятия и понимания людьми друг друга обеспечивает формирование точных образов других людей, верное понимание их психологии и поведения.

ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА– такое решение проблемы, волнующей клиента, которое лишь на некоторое время снимает ее остроту, но не ре­шает проблему до конца и не гарантирует повторения или обострения соответствующей проблемы в буду­щем.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОН­СУЛЬТИРОВАНИЯ– определенное время или про­межуток дня, в течение которого проводится психоло­гическое консультирование; количество времени, за­трачиваемого психологом - консультантом на работу с клиентом.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ– группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нор­мальную, полноценную работу психологической кон­сультации.

ВЫТЕСНЕНИЕ– один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключе­нием из сознания неосознанного импульса, неприемле­мого для сознания по своим морально–этическим осо­бенностям, возбуждающего напряжение и тревогу.

ГЕНОТИП– совокупность генов, унаследованных челове­ком и определяющих врожденные для него особенно­сти (генотипические).

ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ– форма компенсации, с помо­щью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпен-

сация ведет к превосходству или выдающемуся дости­жению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосходства).

ГИПЕРТИМНОСТЬ– акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повышенном настрое­нии человека, в его энергичности, активности, доста­точно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лиде­рами, не вполне устойчивы по своим интересам, нераз­борчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– область практической психологии, совокупность психокоррекционных мето­дик, рассчитанных на оказание коллективной психоло­гической помощи клиентам, на работу психолога– консультанта сразу с группой клиентов.

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ– разно­видность социально-психологического тренинга, рас­считанного на развитие у клиентов умения правильно воспринимать, оценивать себя, окружающих людей и человеческие отношения.

ДВУСТОРОННИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИК­ТЫ– конфликты в семье, в которые вовлечены сразу оба супруга: муж и жена.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нор­мы психического здоровья, права, культуры, морали.

ДЕЛИНКВЕНТ– субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уго­ловно наказуемые действия.

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ– патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и поступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке.

ДЕЛОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРО­ВАНИЕ– психологическое консультирование клиен­тов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ– повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре вни­мания.

ДЕПРЕССИЯ– состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активно­сти, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.

ДЕПРИВАЦИЯ –психическое состояние человека, возни­кающее в результате длительного ограничения его воз­можностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклоне­ниями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– третий этап психологиче­ского консультирования, во время которого клиент рас­сказывает психологу–консультанту о своей проблеме, а психолог-консультант внимательно слушает его, обсу­ждает, уточняет с ним проблему, ставит психологиче­ский диагноз, а также, если в этом возникает необхо­димость, проводит психодиагностическое обследова­ние самого клиента.

ДИСГРАФИЯ– наличие специфических ошибок в письме.

ДИСЛЕКСИЯ– частичное расстройство процесса овладе­ния чтением, проявляющееся в многочисленных повто­ряющихся ошибках стойкого характера и обусловлен­ное несформированностью психических функций, уча­ствующих в процессе овладения чтением.

ДИСТРЕСС– негативно проявляющийся стресс, приводя­щий к дезорганизации деятельности организма, харак­теризующийся отрицательным воздействием.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТА ПСИХОЛОГА С КЛИ­ЕНТОМ– время, в течение которого психолог - кон­сультант общается с клиентом в течение одной или не­скольких личных встреч с ним.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ– происходящие в течение довольно длительного време­ни, от нескольких месяцев до нескольких лет, положи­тельные изменения в психологии и поведении клиента, которые возникают после завершения психологической консультации благодаря выполнению клиентом полу­ченных в ней практических рекомендаций.

ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ– заболевания, связанные с серь­езными нарушениями в психике и поведении человека. К д. б. относят, например, истерию, шизофрению, ма­ниакально-депрессивный психоз.

ЖИЗНЕННЫЕ НЕУДАЧИ– неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых дан­ный человек тяжело переживает.

ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС– общее физическое и психологи­ческое состояние человека, определяющее его настрое­ние и активность.

ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА– черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоя­тельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.

ЗАВЫШЕННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА– притяза­ния на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жиз­ненным условиям.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРО­ВАНИЯ– вопросы, которые можно решить в процессе

проведение психологического консультирования, его цели и конечные результаты. ЗАКОМПЛЕКСОВАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА– наличие у человека трудноустранимых недостатков психологиче­ского характера, так называемых комплексов, которые мешают ему полностью проявлять свои способности, нормально общаться с людьми, добиваться успехов.

О.Д. Халтагарова

Рецензенты Н.Ц. Бадмаева, канд. психол. Центра диагностики и консультирования С.П. Ангаева, д-р ист. наук, проф.



Краткий психологический словарь

Для студентов специальности 040101 «Социальная работа» по специализации «Психосоциальная работа с населением»

Халтагарова О. Д.

Х 175 Краткий психологический словарь: Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.

Учебное пособие.



Учебное пособие

Цель настоящей работы помочь студентам, специалистам различных отраслей знаний, и прежде всего социальным ра­ботникам, овладеть основными понятиями таких специальных дисциплин, как «Психологическое консультирование», «Пси­хологическая коррекция», используемых в работе практиче­ского психолога.

Предназначено студентам, аспирантам, специалистам в области социальной работы, педагогам, практическим психо­логам.

Ключевые слова: психологическое консультирование, коррекция



Улан-Удэ

Издательство ВСГТУ

ББК 88я2

© О.Д. Халтагарова, 2006

© ВСГТУ, 2006

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ– умения и навыки человека, связанные с выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически, точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны челове­ка систематического, сознательного контроля.

АВТОНОМИЯ– внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.

АГРЕССИВНОСТЬ– черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к живот­ным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправ­дано сложившимися обстоятельствами или соображе­ниями морального или юридического характера, в ча­стности необходимостью самообороны или защиты других людей.

АГРЕССИВНЫЙ ИНСТИНКТ– понятие, введенное Фрейдом и обозначающее влечения, направленные на причинение вреда и страданий или разрушение.

АГРЕССИЯ– деструктивное, т.е. наносящее вред, ущерб, либо влекущее уничтожение одушевленных или не­одушевленных объектов, индивидуальное или коллек­тивное поведение.

АДАПТАЦИОННОЕ (АДАПТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ– поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся об­стоятельствам жизни.

АДАПТАЦИЯ– приспособление (биологическое, социаль­ное или психологическое) организма к окружающим условиям, направленное на сохранение гомеостаза (противоположный процесс – дезадаптация).

АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ– стиль общения че­ловека с людьми, который позволяет ему легко и быст­ро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отноше­ния.

АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИ­ХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ)– инициативные, ак­тивные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования или в ходе кор-рекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставлен­ной цели.

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА– чрезмерное усиление от­дельных черт характера, проявляющееся в избиратель­ной уязвимости личности по отношению к определен­ного рода взаимодействиям (чрезвычайным нагрузкам, переживаниям).

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ –различные, иногда взаимно исключаю­щие друг друга подходы к психотерапевтическому ре­шению проблем клиента.

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ КЛИ­ЕНТА- разные, нередко противоположные, способы поведения клиента, связанные с практическим решени­ем его проблемы.

АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ-двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку (например, лю­бовь и ненависть).

АМБИДЕКСТРИЯ –одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).

АНОМАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ– довольно за­метная и отчетливая пассивность, не свойственная де-

тям ни по возрасту, ни по характеру – такая, которая явно отличает этих детей от их сверстников.

АПАТИЯ– состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.

АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- поведение, противоре­чащее нормам, принятым в данном обществе, сообще­стве, группе.

АССИМИЛЯЦИЯ– слияние, уподобление, усвоение опре­деленного материала уже имеющимися схемами пове­дения, подведение реальных событий к структурам ор­ганизма.

АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)– пережива­ния, снижающие активность личности.

АСТЕНИЯ– нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, снижен­ном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.

АУТИЗМ– психологическое нарушение, крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нару­шении или резком снижении контактов с окружающим миром, в уходе в мир собственных переживаний.

АФФЕКТ– сильное, относительно кратковременное, при­ятное или неприятное, смутное или отчетливое эмо­ционально-аффективное состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергети­ческой разрядке; бурно протекающее эмоциональное переживание.

АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– драчливость, упрямст­во, грубость и другие трудные формы поведения, кото­рые возникают у детей, не удовлетворенных взаимоот­ношениями, сложившимися у них со взрослыми или сверстниками.

АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ– патологические формы эмоциональной реакции ребенка на воздействия окру­жающей среды; выражаются в повышенной возбудимо­сти, склонности к резким эмоциональным взрывам ли­бо, напротив, в апатичности и заторможенности.

АФФЕКТИВНЫЙ– относящийся к состояниям удовольст­вия или неудовольствия, связанным с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями.

АУТОТРЕНИНГ– метод психотерапевтического, психо-коррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведе­ния.

БАЗАЛЬНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ– в теории Хорни – чув­ство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним.

БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕ­ДЕНИЯ) КЛИЕНТА –собственные интересы и по­требности клиента, опираясь на которые можно моти­вировать, стимулировать клиента к достижению по­ставленных целей, к практическому выполнению пси­хотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.

БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ– отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.

БЕЗРАЗЛИЧИЕ –равнодушие, холодность человека к ко­му-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутст­вием у него интереса, положительных или отрицатель-

ных эмоциональных реакций на соответствующий объ­ект.

БЕЗУСЛОВНАЯ РЕАКЦИЯ– невыученная реакция, кото­рая автоматически следует за безусловным стимулом.

БЕСПРИЧИННО БЕСПОКОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– по­ведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых, в свою очередь, не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное по­ведение.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ– совокупность психических явле­ний, процессов и состояний, не осознаваемых субъек­том. Согласно Фрейду, неприемлемые для сознания ин­стинкты, импульсы, чувства, мотивы, конфликты, ко­торые не пропускаются особой психической инстанци­ей – цензурой, вытесняются ею. Таким образом, не по­лучившие выражения импульсы, будучи неосознанны­ми индивидом, проявляются в сновидениях, в виде ого­ворок, описок и других ошибочных действий, невроти­ческих симптомов, продуктов творчества, а также ока­зывают влияние на человеческое поведение в целом.

БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ– внутренние побуж­дения, потребности, мотивы поведения человека, кото­рые им самим в данный момент времени не осознают­ся, но тем не менее оказывают влияние на его психоло­гию и поведение.

БЕССОННИЦА– психологическая или физиологическая недостаточность сна человека для его нормального от­дыха, неспособность человека вовремя засыпать и нор­мально спать тогда, когда это необходимо.

БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ– набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или не­здорового поведения посредством применения прин­ципов оперантного научения.

БИХЕВИОРИЗМ– направление в психологии, созданное Уотсоном, которое ограничивает область исследований внешним поведением, доступным наблюдению.

БЛОКИ МОЗГА– анатомически, физиологически и функ­ционально автономные части мозга, выполняющие спе­цифическую роль в восприятии, хранении и переработ­ке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.

ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТО­ДИКИ– одно из основных свойств психодиагностиче­ской методики, определяющее ее качество и возмож­ность практического использования. В.п.м. – способ­ность выделять и оценивать именно то психологическое качество, для изучения которого данная методика пред­назначена.

ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА– способ рече­вого стимулирования клиента на активное сотрудниче­ство с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование психо­логом-консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у кли­ента, особенно на стадии проведения исповеди.

ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВА­НИЯ– разновидности психологического консультиро­вания, выделяемые по характеру решаемых в них про­блем, например интимно-личностное, семейное, психо­лого-педагогическое, деловое.

ВНУТРИПОЛОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ В СЕМЬЕ– единство, согласие во мнениях между членами семьи одного и того же пола, особенно в вопросах, связанных с внутрисемейными конфликтами.

ВОЛЯ– система психологических личностных свойств че­ловека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.

ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА– область психологических исследований, со­вокупность знаний и умений, связанных с восприятием и пониманием людьми друг друга. Правильность вос­приятия и понимания людьми друг друга обеспечивает формирование точных образов других людей, верное понимание их психологии и поведения.

ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА– такое решение проблемы, волнующей клиента, которое лишь на некоторое время снимает ее остроту, но не ре­шает проблему до конца и не гарантирует повторения или обострения соответствующей проблемы в буду­щем.

ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОН­СУЛЬТИРОВАНИЯ– определенное время или про­межуток дня, в течение которого проводится психоло­гическое консультирование; количество времени, за­трачиваемого психологом - консультантом на работу с клиентом.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПСИХОЛОГИ­ЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ– группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нор­мальную, полноценную работу психологической кон­сультации.

ВЫТЕСНЕНИЕ– один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключе­нием из сознания неосознанного импульса, неприемле­мого для сознания по своим морально–этическим осо­бенностям, возбуждающего напряжение и тревогу.

ГЕНОТИП– совокупность генов, унаследованных челове­ком и определяющих врожденные для него особенно­сти (генотипические).

ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ– форма компенсации, с помо­щью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпен-

сация ведет к превосходству или выдающемуся дости­жению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосходства).

ГИПЕРТИМНОСТЬ– акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повышенном настрое­нии человека, в его энергичности, активности, доста­точно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лиде­рами, не вполне устойчивы по своим интересам, нераз­борчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.

ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– область практической психологии, совокупность психокоррекционных мето­дик, рассчитанных на оказание коллективной психоло­гической помощи клиентам, на работу психолога– консультанта сразу с группой клиентов.

ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ– разно­видность социально-психологического тренинга, рас­считанного на развитие у клиентов умения правильно воспринимать, оценивать себя, окружающих людей и человеческие отношения.

ДВУСТОРОННИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИК­ТЫ– конфликты в семье, в которые вовлечены сразу оба супруга: муж и жена.

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нор­мы психического здоровья, права, культуры, морали.

ДЕЛИНКВЕНТ– субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уго­ловно наказуемые действия.

ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ– патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и поступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке.

ДЕЛОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРО­ВАНИЕ– психологическое консультирование клиен­тов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ– повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре вни­мания.

ДЕПРЕССИЯ– состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активно­сти, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.

ДЕПРИВАЦИЯ –психическое состояние человека, возни­кающее в результате длительного ограничения его воз­можностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклоне­ниями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– третий этап психологиче­ского консультирования, во время которого клиент рас­сказывает психологу–консультанту о своей проблеме, а психолог-консультант внимательно слушает его, обсу­ждает, уточняет с ним проблему, ставит психологиче­ский диагноз, а также, если в этом возникает необхо­димость, проводит психодиагностическое обследова­ние самого клиента.

ДИСГРАФИЯ– наличие специфических ошибок в письме.

ДИСЛЕКСИЯ– частичное расстройство процесса овладе­ния чтением, проявляющееся в многочисленных повто­ряющихся ошибках стойкого характера и обусловлен­ное несформированностью психических функций, уча­ствующих в процессе овладения чтением.

ДИСТРЕСС– негативно проявляющийся стресс, приводя­щий к дезорганизации деятельности организма, харак­теризующийся отрицательным воздействием.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТА ПСИХОЛОГА С КЛИ­ЕНТОМ– время, в течение которого психолог - кон­сультант общается с клиентом в течение одной или не­скольких личных встреч с ним.

ДОЛГОСРОЧНАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ– происходящие в течение довольно длительного време­ни, от нескольких месяцев до нескольких лет, положи­тельные изменения в психологии и поведении клиента, которые возникают после завершения психологической консультации благодаря выполнению клиентом полу­ченных в ней практических рекомендаций.

ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ– заболевания, связанные с серь­езными нарушениями в психике и поведении человека. К д. б. относят, например, истерию, шизофрению, ма­ниакально-депрессивный психоз.

ЖИЗНЕННЫЕ НЕУДАЧИ– неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых дан­ный человек тяжело переживает.

ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС– общее физическое и психологи­ческое состояние человека, определяющее его настрое­ние и активность.

ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА– черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоя­тельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.

ЗАВЫШЕННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА– притяза­ния на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жиз­ненным условиям.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРО­ВАНИЯ– вопросы, которые можно решить в процессе

Наши рекомендации