Краткий психологический словарь
О.Д. Халтагарова
Рецензенты Н.Ц. Бадмаева, канд. психол. Центра диагностики и консультирования С.П. Ангаева, д-р ист. наук, проф.
Краткий психологический словарь
Для студентов специальности 040101 «Социальная работа» по специализации «Психосоциальная работа с населением»
Халтагарова О. Д.
Х 175 Краткий психологический словарь: Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.
Учебное пособие.
Учебное пособие
Цель настоящей работы помочь студентам, специалистам различных отраслей знаний, и прежде всего социальным работникам, овладеть основными понятиями таких специальных дисциплин, как «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция», используемых в работе практического психолога.
Предназначено студентам, аспирантам, специалистам в области социальной работы, педагогам, практическим психологам.
Ключевые слова: психологическое консультирование, коррекция
Улан-Удэ
Издательство ВСГТУ
ББК 88я2
© О.Д. Халтагарова, 2006
© ВСГТУ, 2006
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ– умения и навыки человека, связанные с выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически, точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны человека систематического, сознательного контроля.
АВТОНОМИЯ– внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.
АГРЕССИВНОСТЬ– черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправдано сложившимися обстоятельствами или соображениями морального или юридического характера, в частности необходимостью самообороны или защиты других людей.
АГРЕССИВНЫЙ ИНСТИНКТ– понятие, введенное Фрейдом и обозначающее влечения, направленные на причинение вреда и страданий или разрушение.
АГРЕССИЯ– деструктивное, т.е. наносящее вред, ущерб, либо влекущее уничтожение одушевленных или неодушевленных объектов, индивидуальное или коллективное поведение.
АДАПТАЦИОННОЕ (АДАПТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ– поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
АДАПТАЦИЯ– приспособление (биологическое, социальное или психологическое) организма к окружающим условиям, направленное на сохранение гомеостаза (противоположный процесс – дезадаптация).
АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ– стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ)– инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования или в ходе кор-рекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставленной цели.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА– чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода взаимодействиям (чрезвычайным нагрузкам, переживаниям).
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ –различные, иногда взаимно исключающие друг друга подходы к психотерапевтическому решению проблем клиента.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА- разные, нередко противоположные, способы поведения клиента, связанные с практическим решением его проблемы.
АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ-двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку (например, любовь и ненависть).
АМБИДЕКСТРИЯ –одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).
АНОМАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ– довольно заметная и отчетливая пассивность, не свойственная де-
тям ни по возрасту, ни по характеру – такая, которая явно отличает этих детей от их сверстников.
АПАТИЯ– состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- поведение, противоречащее нормам, принятым в данном обществе, сообществе, группе.
АССИМИЛЯЦИЯ– слияние, уподобление, усвоение определенного материала уже имеющимися схемами поведения, подведение реальных событий к структурам организма.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)– переживания, снижающие активность личности.
АСТЕНИЯ– нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.
АУТИЗМ– психологическое нарушение, крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении или резком снижении контактов с окружающим миром, в уходе в мир собственных переживаний.
АФФЕКТ– сильное, относительно кратковременное, приятное или неприятное, смутное или отчетливое эмоционально-аффективное состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке; бурно протекающее эмоциональное переживание.
АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– драчливость, упрямство, грубость и другие трудные формы поведения, которые возникают у детей, не удовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со взрослыми или сверстниками.
АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ– патологические формы эмоциональной реакции ребенка на воздействия окружающей среды; выражаются в повышенной возбудимости, склонности к резким эмоциональным взрывам либо, напротив, в апатичности и заторможенности.
АФФЕКТИВНЫЙ– относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия, связанным с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями.
АУТОТРЕНИНГ– метод психотерапевтического, психо-коррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведения.
БАЗАЛЬНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ– в теории Хорни – чувство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним.
БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА –собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые можно мотивировать, стимулировать клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.
БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ– отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ –равнодушие, холодность человека к кому-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицатель-
ных эмоциональных реакций на соответствующий объект.
БЕЗУСЛОВНАЯ РЕАКЦИЯ– невыученная реакция, которая автоматически следует за безусловным стимулом.
БЕСПРИЧИННО БЕСПОКОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– поведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых, в свою очередь, не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное поведение.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ– совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. Согласно Фрейду, неприемлемые для сознания инстинкты, импульсы, чувства, мотивы, конфликты, которые не пропускаются особой психической инстанцией – цензурой, вытесняются ею. Таким образом, не получившие выражения импульсы, будучи неосознанными индивидом, проявляются в сновидениях, в виде оговорок, описок и других ошибочных действий, невротических симптомов, продуктов творчества, а также оказывают влияние на человеческое поведение в целом.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ– внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее оказывают влияние на его психологию и поведение.
БЕССОННИЦА– психологическая или физиологическая недостаточность сна человека для его нормального отдыха, неспособность человека вовремя засыпать и нормально спать тогда, когда это необходимо.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ– набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного научения.
БИХЕВИОРИЗМ– направление в психологии, созданное Уотсоном, которое ограничивает область исследований внешним поведением, доступным наблюдению.
БЛОКИ МОЗГА– анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.
ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ– одно из основных свойств психодиагностической методики, определяющее ее качество и возможность практического использования. В.п.м. – способность выделять и оценивать именно то психологическое качество, для изучения которого данная методика предназначена.
ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА– способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование психологом-консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у клиента, особенно на стадии проведения исповеди.
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.
ВНУТРИПОЛОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ В СЕМЬЕ– единство, согласие во мнениях между членами семьи одного и того же пола, особенно в вопросах, связанных с внутрисемейными конфликтами.
ВОЛЯ– система психологических личностных свойств человека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА– область психологических исследований, совокупность знаний и умений, связанных с восприятием и пониманием людьми друг друга. Правильность восприятия и понимания людьми друг друга обеспечивает формирование точных образов других людей, верное понимание их психологии и поведения.
ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА– такое решение проблемы, волнующей клиента, которое лишь на некоторое время снимает ее остроту, но не решает проблему до конца и не гарантирует повторения или обострения соответствующей проблемы в будущем.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– определенное время или промежуток дня, в течение которого проводится психологическое консультирование; количество времени, затрачиваемого психологом - консультантом на работу с клиентом.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ– группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нормальную, полноценную работу психологической консультации.
ВЫТЕСНЕНИЕ– один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключением из сознания неосознанного импульса, неприемлемого для сознания по своим морально–этическим особенностям, возбуждающего напряжение и тревогу.
ГЕНОТИП– совокупность генов, унаследованных человеком и определяющих врожденные для него особенности (генотипические).
ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ– форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпен-
сация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосходства).
ГИПЕРТИМНОСТЬ– акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лидерами, не вполне устойчивы по своим интересам, неразборчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– область практической психологии, совокупность психокоррекционных методик, рассчитанных на оказание коллективной психологической помощи клиентам, на работу психолога– консультанта сразу с группой клиентов.
ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ– разновидность социально-психологического тренинга, рассчитанного на развитие у клиентов умения правильно воспринимать, оценивать себя, окружающих людей и человеческие отношения.
ДВУСТОРОННИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ– конфликты в семье, в которые вовлечены сразу оба супруга: муж и жена.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали.
ДЕЛИНКВЕНТ– субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ– патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и поступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке.
ДЕЛОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ– психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ– повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания.
ДЕПРЕССИЯ– состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.
ДЕПРИВАЦИЯ –психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– третий этап психологического консультирования, во время которого клиент рассказывает психологу–консультанту о своей проблеме, а психолог-консультант внимательно слушает его, обсуждает, уточняет с ним проблему, ставит психологический диагноз, а также, если в этом возникает необходимость, проводит психодиагностическое обследование самого клиента.
ДИСГРАФИЯ– наличие специфических ошибок в письме.
ДИСЛЕКСИЯ– частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
ДИСТРЕСС– негативно проявляющийся стресс, приводящий к дезорганизации деятельности организма, характеризующийся отрицательным воздействием.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТА ПСИХОЛОГА С КЛИЕНТОМ– время, в течение которого психолог - консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ– происходящие в течение довольно длительного времени, от нескольких месяцев до нескольких лет, положительные изменения в психологии и поведении клиента, которые возникают после завершения психологической консультации благодаря выполнению клиентом полученных в ней практических рекомендаций.
ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ– заболевания, связанные с серьезными нарушениями в психике и поведении человека. К д. б. относят, например, истерию, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз.
ЖИЗНЕННЫЕ НЕУДАЧИ– неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых данный человек тяжело переживает.
ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС– общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.
ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА– черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.
ЗАВЫШЕННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА– притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– вопросы, которые можно решить в процессе
проведение психологического консультирования, его цели и конечные результаты. ЗАКОМПЛЕКСОВАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА– наличие у человека трудноустранимых недостатков психологического характера, так называемых комплексов, которые мешают ему полностью проявлять свои способности, нормально общаться с людьми, добиваться успехов.
О.Д. Халтагарова
Рецензенты Н.Ц. Бадмаева, канд. психол. Центра диагностики и консультирования С.П. Ангаева, д-р ист. наук, проф.
Краткий психологический словарь
Для студентов специальности 040101 «Социальная работа» по специализации «Психосоциальная работа с населением»
Халтагарова О. Д.
Х 175 Краткий психологический словарь: Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2006.
Учебное пособие.
Учебное пособие
Цель настоящей работы помочь студентам, специалистам различных отраслей знаний, и прежде всего социальным работникам, овладеть основными понятиями таких специальных дисциплин, как «Психологическое консультирование», «Психологическая коррекция», используемых в работе практического психолога.
Предназначено студентам, аспирантам, специалистам в области социальной работы, педагогам, практическим психологам.
Ключевые слова: психологическое консультирование, коррекция
Улан-Удэ
Издательство ВСГТУ
ББК 88я2
© О.Д. Халтагарова, 2006
© ВСГТУ, 2006
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ– умения и навыки человека, связанные с выполнением им какой-либо сложной деятельности, доведенные до уровня автоматически, точно и четко выполняемых действий и реакций, не требующих со стороны человека систематического, сознательного контроля.
АВТОНОМИЯ– внутреннее чувство зависимости только от себя самого, способность в определенной степени управлять событиями, влияющими на собственную жизнь.
АГРЕССИВНОСТЬ– черта характера, выражающаяся во враждебном отношении человека к людям, к животным, к окружающему миру. Агрессивными называются такие действия и такое отношение человека, которое, являясь враждебным, в то же время не вызвано какими-либо объективными причинами, не может быть оправдано сложившимися обстоятельствами или соображениями морального или юридического характера, в частности необходимостью самообороны или защиты других людей.
АГРЕССИВНЫЙ ИНСТИНКТ– понятие, введенное Фрейдом и обозначающее влечения, направленные на причинение вреда и страданий или разрушение.
АГРЕССИЯ– деструктивное, т.е. наносящее вред, ущерб, либо влекущее уничтожение одушевленных или неодушевленных объектов, индивидуальное или коллективное поведение.
АДАПТАЦИОННОЕ (АДАПТИВНОЕ) ПОВЕДЕНИЕ– поведение человека, которое позволяет ему наилучшим образом приспосабливаться к складывающимся обстоятельствам жизни.
АДАПТАЦИЯ– приспособление (биологическое, социальное или психологическое) организма к окружающим условиям, направленное на сохранение гомеостаза (противоположный процесс – дезадаптация).
АДЕКВАТНЫЙ СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ– стиль общения человека с людьми, который позволяет ему легко и быстро достигать поставленной цели, оказывать нужное влияние на людей и сохранять с ними хорошие отношения.
АКТИВНАЯ РОЛЬ (ПСИХОЛОГА, КЛИЕНТА) В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ (В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ)– инициативные, активные действия, предпринимаемые психологом-консультантом или клиентом в процессе проведения психологического консультирования или в ходе кор-рекционной работы. Эти действия рассчитаны на то, чтобы как можно легче и быстрее достичь поставленной цели.
АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАКТЕРА– чрезмерное усиление отдельных черт характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенного рода взаимодействиям (чрезвычайным нагрузкам, переживаниям).
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ –различные, иногда взаимно исключающие друг друга подходы к психотерапевтическому решению проблем клиента.
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ПОВЕДЕНИЯ КЛИЕНТА- разные, нередко противоположные, способы поведения клиента, связанные с практическим решением его проблемы.
АМБИВАЛЕНТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ-двойственное, противоречивое, как положительное, так и отрицательное, отношение к человеку (например, любовь и ненависть).
АМБИДЕКСТРИЯ –одинаковое развитие функций обеих рук (обоерукость).
АНОМАЛЬНАЯ ПАССИВНОСТЬ ДЕТЕЙ– довольно заметная и отчетливая пассивность, не свойственная де-
тям ни по возрасту, ни по характеру – такая, которая явно отличает этих детей от их сверстников.
АПАТИЯ– состояние человека, характеризующееся его безразличием к самому себе, к происходящему вокруг него, сопровождающееся пониженной активностью и отрицательными эмоциональными переживаниями.
АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ- поведение, противоречащее нормам, принятым в данном обществе, сообществе, группе.
АССИМИЛЯЦИЯ– слияние, уподобление, усвоение определенного материала уже имеющимися схемами поведения, подведение реальных событий к структурам организма.
АСТЕНИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА (ЭМОЦИИ)– переживания, снижающие активность личности.
АСТЕНИЯ– нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и истощаемости, сниженном пороге чувствительности, крайней неустойчивости настроения, нарушении сна.
АУТИЗМ– психологическое нарушение, крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в нарушении или резком снижении контактов с окружающим миром, в уходе в мир собственных переживаний.
АФФЕКТ– сильное, относительно кратковременное, приятное или неприятное, смутное или отчетливое эмоционально-аффективное состояние, проявляющееся в общей душевной тональности или в сильной энергетической разрядке; бурно протекающее эмоциональное переживание.
АФФЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– драчливость, упрямство, грубость и другие трудные формы поведения, которые возникают у детей, не удовлетворенных взаимоотношениями, сложившимися у них со взрослыми или сверстниками.
АФФЕКТИВНЫЕ НАРУШЕНИЯ– патологические формы эмоциональной реакции ребенка на воздействия окружающей среды; выражаются в повышенной возбудимости, склонности к резким эмоциональным взрывам либо, напротив, в апатичности и заторможенности.
АФФЕКТИВНЫЙ– относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия, связанным с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, мыслями.
АУТОТРЕНИНГ– метод психотерапевтического, психо-коррекционного воздействия на человека, основанный на выработке у него и практически примененных в жизни специальных умений и навыков, связанных с психологической саморегуляцией состояний и поведения.
БАЗАЛЬНАЯ ВРАЖДЕБНОСТЬ– в теории Хорни – чувство злости у ребенка по отношению к тем (например, родителям), кто отвергает его или плохо обращается с ним.
БАЗИСНАЯ МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ПОВЕДЕНИЯ) КЛИЕНТА –собственные интересы и потребности клиента, опираясь на которые можно мотивировать, стимулировать клиента к достижению поставленных целей, к практическому выполнению психотерапевтических рекомендаций, полученных в ходе проведения психологического консультирования.
БЕЗОЦЕНОЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА К КЛИЕНТУ– отказ психолога-консультанта от оценивания личности или поведения клиента в терминах «хорошо» или «плохо»; настрой психолога-консультанта на то, чтобы лучше понять клиента как личность, принять его таким, каков он есть.
БЕЗРАЗЛИЧИЕ –равнодушие, холодность человека к кому-либо или к чему-либо, характеризующаяся отсутствием у него интереса, положительных или отрицатель-
ных эмоциональных реакций на соответствующий объект.
БЕЗУСЛОВНАЯ РЕАКЦИЯ– невыученная реакция, которая автоматически следует за безусловным стимулом.
БЕСПРИЧИННО БЕСПОКОЙНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– поведение человека, характеризующееся повышенным беспокойством и нервозностью, для которых, в свою очередь, не существует веских, объективных причин – таких, которые могли бы как-то оправдать данное поведение.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ– совокупность психических явлений, процессов и состояний, не осознаваемых субъектом. Согласно Фрейду, неприемлемые для сознания инстинкты, импульсы, чувства, мотивы, конфликты, которые не пропускаются особой психической инстанцией – цензурой, вытесняются ею. Таким образом, не получившие выражения импульсы, будучи неосознанными индивидом, проявляются в сновидениях, в виде оговорок, описок и других ошибочных действий, невротических симптомов, продуктов творчества, а также оказывают влияние на человеческое поведение в целом.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЕ ВЛЕЧЕНИЯ– внутренние побуждения, потребности, мотивы поведения человека, которые им самим в данный момент времени не осознаются, но тем не менее оказывают влияние на его психологию и поведение.
БЕССОННИЦА– психологическая или физиологическая недостаточность сна человека для его нормального отдыха, неспособность человека вовремя засыпать и нормально спать тогда, когда это необходимо.
БИХЕВИОРАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ– набор терапевтических методик для изменения плохо адаптированного или нездорового поведения посредством применения принципов оперантного научения.
БИХЕВИОРИЗМ– направление в психологии, созданное Уотсоном, которое ограничивает область исследований внешним поведением, доступным наблюдению.
БЛОКИ МОЗГА– анатомически, физиологически и функционально автономные части мозга, выполняющие специфическую роль в восприятии, хранении и переработке человеком информации, а также в планировании и регуляции его деятельности.
ВАЛИДНОСТЬ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЙ МЕТОДИКИ– одно из основных свойств психодиагностической методики, определяющее ее качество и возможность практического использования. В.п.м. – способность выделять и оценивать именно то психологическое качество, для изучения которого данная методика предназначена.
ВЕРБАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА КЛИЕНТА– способ речевого стимулирования клиента на активное сотрудничество с психологом-консультантом во время проведения психологической консультации; использование психологом-консультантом различных слов и выражений для того, чтобы снять психологическое напряжение у клиента, особенно на стадии проведения исповеди.
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– разновидности психологического консультирования, выделяемые по характеру решаемых в них проблем, например интимно-личностное, семейное, психолого-педагогическое, деловое.
ВНУТРИПОЛОВАЯ СОЛИДАРНОСТЬ В СЕМЬЕ– единство, согласие во мнениях между членами семьи одного и того же пола, особенно в вопросах, связанных с внутрисемейными конфликтами.
ВОЛЯ– система психологических личностных свойств человека, проявляющихся в его умении преодолевать препятствия, достигать поставленные цели.
ВОСПРИЯТИЕ И ПОНИМАНИЕ ЛЮДЬМИ ДРУГ ДРУГА– область психологических исследований, совокупность знаний и умений, связанных с восприятием и пониманием людьми друг друга. Правильность восприятия и понимания людьми друг друга обеспечивает формирование точных образов других людей, верное понимание их психологии и поведения.
ВРЕМЕННОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИЕНТА– такое решение проблемы, волнующей клиента, которое лишь на некоторое время снимает ее остроту, но не решает проблему до конца и не гарантирует повторения или обострения соответствующей проблемы в будущем.
ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– определенное время или промежуток дня, в течение которого проводится психологическое консультирование; количество времени, затрачиваемого психологом - консультантом на работу с клиентом.
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ ПЕРСОНАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ– группа специалистов, как правило, не психологов, обеспечивающих нормальную, полноценную работу психологической консультации.
ВЫТЕСНЕНИЕ– один из механизмов психологической защиты, характеризующийся недопущением, исключением из сознания неосознанного импульса, неприемлемого для сознания по своим морально–этическим особенностям, возбуждающего напряжение и тревогу.
ГЕНОТИП– совокупность генов, унаследованных человеком и определяющих врожденные для него особенности (генотипические).
ГИПЕРКОМПЕНСАЦИЯ– форма компенсации, с помощью которой достигается нечто большее, чем просто избавление от чувства недостаточности: гиперкомпен-
сация ведет к превосходству или выдающемуся достижению. При гиперкомпенсации человек действует так, будто он чувствует свое превосходство над другими (что указывает на наличие комплекса превосходства).
ГИПЕРТИМНОСТЬ– акцентуированная черта характера, проявляющаяся в почти всегда повышенном настроении человека, в его энергичности, активности, достаточно высоком жизненном тонусе. Люди, обладающие такой чертой характера, обычно стремятся быть лидерами, не вполне устойчивы по своим интересам, неразборчивы в знакомствах, плохо переносят состояние одиночества.
ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ– область практической психологии, совокупность психокоррекционных методик, рассчитанных на оказание коллективной психологической помощи клиентам, на работу психолога– консультанта сразу с группой клиентов.
ГРУППОВОЙ ТРЕНИНГ СЕНСИТИВНОСТИ– разновидность социально-психологического тренинга, рассчитанного на развитие у клиентов умения правильно воспринимать, оценивать себя, окружающих людей и человеческие отношения.
ДВУСТОРОННИЕ ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ КОНФЛИКТЫ– конфликты в семье, в которые вовлечены сразу оба супруга: муж и жена.
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ– это система поступков, отклоняющихся от общепринятой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали.
ДЕЛИНКВЕНТ– субъект, чье отклоняющееся поведение в крайних своих проявлениях представляет собой уголовно наказуемые действия.
ДЕЛИНКВЕНТНОСТЬ– патохарактерологическая реакция подростков, проявляющаяся в совершении ими мелких правонарушений и поступков, не достигающих степени преступления, наказуемого в судебном порядке.
ДЕЛОВОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ– психологическое консультирование клиентов по вопросам делового характера, связанным с их работой, с деловыми взаимоотношениями с людьми.
ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ– повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания.
ДЕПРЕССИЯ– состояние психологической подавленности человека, характеризующееся снижением его активности, общего жизненного тонуса и преобладанием в его психологии отрицательных эмоций.
ДЕПРИВАЦИЯ –психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения его возможностей в удовлетворении основных психических потребностей; характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– третий этап психологического консультирования, во время которого клиент рассказывает психологу–консультанту о своей проблеме, а психолог-консультант внимательно слушает его, обсуждает, уточняет с ним проблему, ставит психологический диагноз, а также, если в этом возникает необходимость, проводит психодиагностическое обследование самого клиента.
ДИСГРАФИЯ– наличие специфических ошибок в письме.
ДИСЛЕКСИЯ– частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера и обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
ДИСТРЕСС– негативно проявляющийся стресс, приводящий к дезорганизации деятельности организма, характеризующийся отрицательным воздействием.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ КОНТАКТА ПСИХОЛОГА С КЛИЕНТОМ– время, в течение которого психолог - консультант общается с клиентом в течение одной или нескольких личных встреч с ним.
ДОЛГОСРОЧНАЯ ВРЕМЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ– происходящие в течение довольно длительного времени, от нескольких месяцев до нескольких лет, положительные изменения в психологии и поведении клиента, которые возникают после завершения психологической консультации благодаря выполнению клиентом полученных в ней практических рекомендаций.
ДУШЕВНЫЕ БОЛЕЗНИ– заболевания, связанные с серьезными нарушениями в психике и поведении человека. К д. б. относят, например, истерию, шизофрению, маниакально-депрессивный психоз.
ЖИЗНЕННЫЕ НЕУДАЧИ– неприятные случаи в жизни человека, которые он сам или окружающие его люди рассматривают как неудачи и по поводу которых данный человек тяжело переживает.
ЖИЗНЕННЫЙ ТОНУС– общее физическое и психологическое состояние человека, определяющее его настроение и активность.
ЗАВИСИМОСТЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЧЕЛОВЕКА– черта характера, проявляющаяся в несамостоятельности человека, в его неспособности принимать самостоятельные решения, в сильном влиянии, которое на его психологию и поведение оказывают окружающие люди.
ЗАВЫШЕННЫЕ ПРИТЯЗАНИЯ ЧЕЛОВЕКА– притязания на жизненные успехи, не вполне соответствующие реальным возможностям данного человека и его жизненным условиям.
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ– вопросы, которые можно решить в процессе