Изучение психологической атмосферы семьи и семейных отношений

Методика «Типовое семейное состояние»

Инструкция: «Мысленно вернитесь в свою семью. Вспомните чув­ства, с которыми вы открываете дверь дома. Припомните чувства, с которыми Вы вспоминаете домашние дела на работе. Как Вы чувству­ете себя в выходные дни и по вечерам. В общем, вспомните всю Вашу семейную жизнь. Каким (какой) Вы чувствуете себя чаще всего? От­метьте это на шкалах».

Таблица 17

Бланк к методике

Фамилия, имя, отчество_

 
Состояние Шкала оценок Состояние Индекс
Довольный Недовольный У
Спокойный Неспокойный т
Напряженный Расслабленный н
Радостный Огорченный У
Нужный Лишний т
Отдохнувший Усталый н
Здоровый Больной У
Смелый Робкий т
Беззаботный Озабоченный н
Плохой Хороший У
Ловкий Неуклюжий т
Свободный Занятый н

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индек­сом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по субшкалам превышает или равна следующим диагностическим зна­чениям:

по шкале «У» (общая неудовлетворенность) — 26 баллам,

по шкале «Н» (нервно-психическое напряжение) — 27 баллам,

по шкале «Т» (семейная тревожность) — 26 баллам.

Опросник «Анализ семейной тревоги» (ACT)

Инструкция: «Предлагаемый опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в бланке опросника. Ваша задача — прочитать по очереди все утверждения опросника и обвести номер утверждения в бланке, если Вы с ним согласны. Если трудно выбрать ответ, по­ставьте знак вопроса, но постарайтесь, чтобы таких случаев было не больше трех. Помните, что Вы характеризуете свое самочувствие в семье. Отвечайте, что Вы действительно чувствуете».

Опросник

1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мной.

2. Чувствую, что как бы я ни поступил, все равно будет не так.

3. Я многое не успеваю сделать.

4. Так получается, что именно я оказываюсь виноват во всем, что случается в моей семье.

5. Часто в семье я чувствую себя беспомощным.

6. Дома мне часто приходится нервничать.

7. Когда я попадаю домой, я чувствую себя неуклюжим и неловким.

8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым.

9. Когда я дома, я все время из-за чего-нибудь переживаю.

10. Часто я чувствую на себе критические взгляды своей семьи.

11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще что-то случилось в мое отсутствие.

12. Дома у меня постоянное ощущение, что еще что-то нужно сде­лать.

13. Нередко я чувствую себя лишним.

14. Дома у меня такое положение, что просто руки опускаются.

15. Мне кажется, что если бы я исчез, то никто бы этого не заметил.

16. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.

17. Идешь домой и думаешь, что будешь делать одно, но, как прави­ло, приходится делать совсем другое.

18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.

19. Некоторым членам семьи бывает неудобно из-за меня перед дру­зьями и знакомыми.

20. Часто бывает, что хочу сделать хорошо, но получается плохо.

21. Мне многое у нас в семье не нравится, но я стараюсь этого не по­казывать.

Таблица 18

Бланк опросника ACT

Номера вопросов Шкалы Диагностическое значение
1 4 7 10 13 16 19 В
2 5 8 И 14 17 21 Т
3 6 9 12 15 18 21 Н
  С

Семейная тревога диагностируется в том случае, если количество обведенных кружком ответов в бланке равно или больше диагности­ческого значения.

Обозначения:

«В» — чувство вины в семье,

«Т» — тревога,

«Н» — нервно-психическое напряжение,

«С» — интегральный показатель семейной тревоги как типового семейного состояния.

Тест-опросник родительского отношения к детям (ОРО)

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на вы­явление родительского отношения у лиц, обращающихся за психо­логической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. Родительское отношение понимается как система разнообраз­ных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, от­мечаемых в общении с ним особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

1. «Принятие-отвержение». Шкала отражает интегральное эмо­циональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шка­лы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель ува­жает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стре­мится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его ин­тересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка как плохого, неприспособленного, неудачливого. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. Родитель в основ­ном испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и твор­ческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную дистанцию в об­щении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все его потребно­сти, оградить от трудностей и неприятностей жизни. Родитель посто­янно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает обретать автономию волей обстоятельств, так как по своей воле роди­тель никогда не предоставляет ребенку самостоятельности.

4. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направ­ление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авто­ритаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается во всем навязать ребенку свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ре­бенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальны­ми достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник» — отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеется стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с его реальным воз­растом. Интересы, увлечения, мысли и чувства кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособлен­ным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не до­веряет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жиз­ни и строго контролировать его действия.

Опросник

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно откло­няется от нормы.

5. Нужно стараться держать ребенка в стороне от реальных жизнен­ных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку при­носит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые достой­ны только презрения.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное, как губка.

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем стара­нии.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырас­тет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыд­но, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с не­жностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне нравится и кажется необходимым.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только тре­бовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. Принимая семейные решения, следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь со своим ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основные причины капризов моего ребенка - эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ре­бенком.

41. Самое главное - чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство, все остальное приложится.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хо­рошее.

43. Я разделяю увлечения моего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети потом благодарят.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

56. Я тщательно слежу за состоянием здоровья своего ребенка.

57. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

58. Ребенок не должен иметь секретов от своих родителей.

59. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скры­ваю этого от него.

60. Весьма желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, кото­рые нравятся его родителям.

Ключи к опроснику

I. «Принятие-отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

II. «Образ социальной желательности поведения»: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

III. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

IV. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

V. «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учитывается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпре­тируется как:

I — отвержение,

II — социальная желательность,

III - симбиоз,

IV — гиперсоциализация,

V — инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентильных ран­гов тестовых баллов по соответствующим шкалам.

    Шкала I. «Принятие-отвержение»  
"сырой" балл 0 1 2 3 4 5 7 8 9 10
процен-тильный ранг 0 0 0 0 0 0 0,63 3,79 12,02 31,01 53,79 68,35
"сырой" балл 13 14 16 17 18
процен-т ильный ранг 77,21 84,17 88,60 90,50 92,40 93,67 94,30 95,50
"сырой" балл 21 22 24 25 26
процен-тильный ранг 97,46 98,10 98,73 99,36 100 100 100
"сырой" балл   30 31
процен-тильный ранг   100 100

Шкала II. «Социальная желательность-нежелательность»

"сырой" балл 12 3 4 5 6 7 8
ппроцен-тильный ранг 1,57 3,46 5,67 7,88 9,77 12,29 19,22 31,19 48,82 80,33
    Шкала III. «Симбиоз»  
"сырой" балл 12 3 4 5 6
процен-тильный ранг 4,72 9,53 39,06 7,96 74,97 86,63 92,93 95,65
    Шкала IV. «Авторитарная гиперсоциализация»  
"сырой" балл 12 3 4 5
процен-тильный ранг 4,41 13,86 32,13 53,87 69,30 83,79 95,74
    Шкала V. «Маленький неудачник»  
"сырой" балл 12 3 4 5 6 7
процен-тильный ранг 14,55 45,57 70,25 84,81 93,04 96,83 99,37 99,83

Информацию о семье могут дать и сами дети в сочинениях, в ри­сунках «Моя семья». Причем рисунки показывают, какое место за­нимают семья, семейные отношения в структуре личности ученика, как эти отношения интерпретируются самим воспитанником.

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС)

Тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) предоставляет бога­тую информацию о субъективно воспринимаемой ситуации иссле­дуемого ребенка. Он помогает выявить отношение ребенка к членам всей семьи, семейные отношения, которые вызывают тревогу рисующего, показывает, как ребенок воспринимает взаимоотношения с другими членами семьи и свое место в семье.

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражаю­щим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ему ана­лизировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отражает настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Тест разработан Р. Бернсом и С. Кауфманом в 1972 году. Техника рисунка семьи у нас в стране впервые апробирована психотерапев­том А. И. Захаровым, модифицирована Г. Т. Хоментаускасом (1977, 1988).

Тест КРС состоит из двух частей — рисования своей семьи и бе­седы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стан­дартный лист бумаги для рисования (формат А-4), карандаш (твер­дость 2М) и ластик.

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый член семьи и ты были чем-то заняты». На все уточня­ющие вопросы следует отвечать без каких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные выска­зывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того, как рисунок закончен, с ребенком проводится беседа по следующей схеме:

• Кто изображен на рисунке и что делает каждый член семьи?

• Где работают или учатся члены семьи?

• Как в семье распределяются домашние обязанности?

• Каковы взаимоотношения ребенка с отдельными членами семьи? В системе количественной оценки КРС учитываются формаль­ные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особеннос­тями рисунка считаются качество линий рисующего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание рисунка или отдельных его час­тей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками являются изображаемая деятельность членов се­мьи, представленных на рисунке, их взаимодействие и расположе­ние, а также соотношение вещей и людей.

При интерпретации КРС основное внимание обращают на сле­дующие аспекты:

• анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимодействие членов се­мьи на рисунке);

• анализ особенностей изображения отдельных членов семьи (раз­личие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдель­ных членов семьи);

• анализ процесса рисования (последовательность рисования, ком­ментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисования). Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не ри­сует тех, с которыми находится в конфликтных отношениях. Распо­ложение членов семьи на рисунке часто показывает их взаимоотно­шения. Так, например, важными показателями психологической бли­зости является реальное расстояние между отдельными членами се­мьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благополучных се­мейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некото­рых членов семьи. Это может свидетельствовать о наличии внутрен­них группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя в нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще все­го мебель. Это также отражает эмоциональную озабоченность ребен­ка по поводу семейной ситуации.

3. Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализирует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. И наоборот, если ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Когда отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмоциональ­но неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сложились отношения. В аналогич­ных ситуациях можно наблюдать стирание и перерисовку.

Нужно отметить, что в рисунках, особенно детей младшего воз­раста, можно наблюдать несколько стилей рисования. Так, часто в одном стиле изображаются отец и братья, в другом — мать и сестры. Особенно отличается тип прорисовывания волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.

4. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не толь­ко о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что они не умеют рисовать, это вполне понятно и нор­мально. Психолог может успокоить ребенка, сказав, что в предложен­ном задании важно не столько красиво рисовать, сколько придумать деятельность для всех членов семьи.

Многочисленные отговорки некоторых детей, а также их манера прикрывать рукой нарисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в поддержке со стороны взрос­лого.

Чаще всего свой рисунок ребенок начинает с изображения того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иног­да наблюдаются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. Это в некоторых случаях может указывать на эмоциональ­но неоднозначное и даже негативное отношение ребенка. В коммен­тариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для КРС разработана также система количественной оценки. Выделяются пять симптомов:

1) благоприятная семейная ситуация;

2) тревожность;

3) конфликтность в семье;

4) чувство неполноценности;

5) враждебность в семейной ситуации.

Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной при­знак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полу­ченные результаты являются основой для психокоррекционной ра­боты и дальнейшей диагностики семьи и ребенка.

Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это субъективно-личностный аспект, либо имеются объектив­ные причины в семье ребенка и т. д.

Таблица 19 Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

Симптомокомплекс Симптомы Баллы
1. Благоприятная 1. Общая деятельность всех членов семьи 0,2
семейная ситуация 2. Преобладание детей на рисунке 0,1
  3. Изображение всех членов семьи 0,2
  4. Отсутствие изолированных членов семьи 0,2
  5. Отсутствие штриховки 0,1
  6. Хорошее качество линии 0,1
  7. Отсутствие признаков враждебности 0,2
  8. Адекватное распределение людей на листе 0,1
  9. Другие возможные признаки  

Продолжение табл. 19

Сумма баллов по симптомокомплексам

Симптомокомплекс Симптомы Баллы
2. Тревожность 1. Штриховка 0;1;2;3
  2. Линия основания — пол 0,1
  3. Линия над рисунком 0,1
  4. Линия с сильным нажимом 0,1
  5. Стирание 0,1 ;2
  6. Преувеличенное внимание к деталям 0,1
  7. Преобладание вещей 0,1
  8. Двойные или прерывистые линии ОД
  9. Подчеркивание отдельных деталей ОД
  10. Другие возможные признаки  
3. Конфликтность 1. Барьеры между фигурами 0,2
  2. Стирание отдельных фигур 0,1;2
  3. Отсутствие основных частей тела у некоторых 0,2
  4. Выделение отдельных фигур 0,2
  5. Изоляция отдельных фигур 0,2
  6. Неадекватная величина отдельных фигур 0,2
  7. Несоответствие вербального описания рисунку 0,1
  8. Преобладание вещей 0,1
  9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи 0,2
  10. Член семьи, стоящий за спиной 0,1
  11. Другие возможные признаки  
4. Чувство неполно- 1. Автор рисунка непропорционально маленький 0,2
ценности в семейной 2. Расположение фигур на нижней части листа 0,2
ситуации 3. Линия слабая, прерывистая 0,1
  4. Изоляция автора от других ОД
  5. Маленькие фигуры ОД
  6. Неподвижная по сравнению с другими фигура ОД
    автора  
  7. Отсутствие автора 0,2
  8. Автор стоит спиной од
  9. Другие возможные признаки  
5. Враждебность 1. Одна фигура на другом листе или 0,2
в семейной ситуации   на другой стороне листа  
  2. Агрессивная позиция фигуры ОД
  3. Зачеркнутая фигура 0,2
  4. Деформированная фигура 0,2
  5. Обратный профиль ОД
  6. Руки раскинуты в стороны ОД
  7. Пальцы длинные, подчеркнутые ОД
  8. Другие возможные признаки  

Бланк регистрации результатов оценки КРС

Фамилия, имя ребенка_________________________________________

Дата рождения________. Дата эксперимента________________

Благоприятная Тревожность Конфликтность Чувство Враждебность
семейная в семье в семье неполноценности в семейной
ситуация     в семейной ситуации ситуации

Диагностика типов семейного воспитания

Опросник анализа семейного воспитания (АСВ)

Любой психолог, наблюдая за семьей и ребенком, может опреде­лить тип семейного воспитания: «Балуют», «Растет как трава в поле», «Держат в ежовых рукавицах» и т. д. Однако для выявления психоло­гических причин нарушений семейного воспитания часто требуются доказательные объективные методики. Можно рекомендовать надеж­ную методику — опросник Э. Г. Эйдемиллера АСВ (анализ семейного воспитания).

Этот опросник диагностирует тип семейного воспитания и харак­тер его нарушений. Его рекомендуется использовать в исследовании проблемных семей, где есть нервные дети и подростки с явными ак­центуациями характера и отклонениями в поведении.

Таблица 20

Тип нарушения Уровень протекции П (Г+.Г-) Полнота удовлетворения потребностей У Степень предъявления требований Т Степень запрета Строгость санкций С
Потворствующая гиперпротекция + + - - -
Доминирующая гиперпротекция + + . + - + + -
Эмоциональное отвержение - - + + +
Жестокое обращение - - + - + - +
Гипопротекция - - - - + .
Повышенная моральная ответственность - - + + - + -

Критериями, на основе которых складывается представление о типе нарушения семейного воспитания, являются уровень протек­ции, полнота удовлетворения потребностей ребенка, степень предъяв­ления требований, запретов и санкций по отношению к ребенку (см. табл. 20).

Представленные методики отражают различные подходы к пони­манию сущности семейного воспитания, воспитательного потенци­ала семьи, которые большинство исследователей связывают с ее пси­хологической атмосферой, системой межличностных отношений, характером отношения к детям, их интересам, потребностям, уров­нем психолого-педагогической и общей культуры родителей, обра­зом жизни семьи, структурой, индивидуально-типологическими осо­бенностями родителей.

Исследование представлений о родительстве и отношения к семейным ролям

Методика PARI (Е. Шеффер и Р. Белл)

Методика PARI (parental attitude research instrument) предназ­начена для изучения отношения родителей (прежде всего матерей) к разным сторонам семейной жизни (семейной роли). Ее авторы — американские психологи Е. С. Шеффер и Р. К. Белл. Эта методика широко использовалась в Польше и Чехословакии. В нашей стра­не она адаптирована кандидатом психологических наук Т. В. Не-щерет.

В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков описывают отношение к семейной роли и 15 касаются дет-ско-родительских отношений. Эти 15 признаков делятся на 3 груп­пы: I — оптимальный эмоциональный контакт, II — излишняя эмо­циональная дистанция с ребенком, III — излишняя концентрация на ребенке.

Отношение к семейной роли

Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном ли­сте 3, 5, 7, 11, 13, 17, 19,23:

• ограниченность интересов женщины рамками семьи, заботами исключительно о семье (3);

• ощущение самопожертвования в роли матери (5);

• семейные конфликты (7);

• сверхавторитет родителей (11);

• неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);

• «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);

• доминирование матери (19);

• зависимость и несамостоятельность матери (23).

Отношение родителей к ребенку

I. Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков, их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21):

• побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);

• партнерские отношения (14);

• развитие активности ребенка (15);

• уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).

II. Излишняя эмоциональная дистанция с ребенком (состоит из 3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):

• раздражительность, вспыльчивость (8);

• суровость, излишняя строгость (9);

• уклонение от контакта с ребенком (16).

III. Излишняя концентрация на ребенке (описывается признаками, их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20, 22):

• чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);

• преодоление сопротивления, подавление воли (4);

• создание безопасности, опасение обидеть (6);

• исключение внесемейных влияний (10);

• подавление агрессивности (12);

• подавление сексуальности (18);

• чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);

• стремление ускорить развитие ребенка (22).

Каждый признак измеряется с помощью 5 суждений, уравнове­шенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового со­держания. Вся методика состоит из 115 суждений. Суждения распо­ложены в определенной последовательности, и отвечающий должен выразить к ним отношение в виде активного или частичного согла­сия или несогласия. Схема пересчета ответов в баллы содержится в «ключе» методики. Сумма цифровой значимости определяет выра­женность признака. Таким образом, максимальная выраженность признака 20, минимальная — 5; 18, 19, 20 — высокие оценки, соот­ветственно 8, 7, 6, 5 — низкие. Имеет смысл в первую очередь анали­зировать именно высокие и низкие оценки.

Инструкция: «Перед Вами вопросы, которые помогут выяснить, что родители думают о воспитании детей. Здесь нет ответов правиль­ных и неправильных, так как каждый прав по отношению к собствен­ным взглядам. Старайтесь отвечать точно и правдиво. Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако это не так. Есть вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы уловить возможные даже небольшие различия во взглядах на воспи­тание детей. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не обдумывайте ответ долго, отвечайте быстро, старайтесь дать первый ответ, который придет Вам в голову.

Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного положения:

А — если с данным положением Вы согласны полностью; а — если с данным положением Вы скорее согласны, чем не согласны; б — если с данным положением Вы скорее не согласны, чем согласны; Б — если с данным положением Вы полностью не согласны».

О себе сообщите: возраст, пол, образование, профессия, количе­ство и возраст детей.

Опросник

1. Если дети считают свои взгляды правильными, они могут не со­глашаться со взглядами родителей. А а б Б

2. Хорошая мать должна оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид. А а б Б

3. Для хорошей матери дом и семья — самое важное в жизни. А а б Б

4. Некоторые дети настолько плохи, что ради их же блага нужно научить их бояться взрослых. А а б Б

5. Дети должны отдавать себе отчет в том, что родители делают для них очень много. А а б Б

6. Маленького ребенка всегда следует крепко держать во время мы­тья, чтобы он не упал. А а б Б

7. Люди, которые думают, что в хорошей семье не может быть недо­разумений, не знают жизни. А а б Б

8. Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить родителей за стро­гое воспитание. А а б Б

9. Пребывание с ребенком целый день может довести до нервного истощения. А а б Б

10. Лучше, если ребенок не задумывается над тем, правильны ли взгляды его родителей. А а б Б

11. Родители должны воспитывать в детях полное доверие к себе. А а б Б

12. Ребенка следует учить избегать драк, независимо от обстоятельств. АабБ

13. Самое плохое для матери, занимающейся хозяйством, — чувство, что нелегко освободиться от своих обязанностей. АабБ

14. Родителям легче приспособиться к детям, чем наоборот. АабБ

15. Ребенок должен научиться в жизни многим нужным вещам, и поэтому ему нельзя разрешать терять ценное время. АабБ

16. Если один раз согласиться с тем, что ребенок наябедничал, он будет это делать постоянно. АабБ

17. Если бы отцы не мешали в воспитании детей, матери бы лучше справлялись с детьми. АабБ

18. В присутствии ребенка не надо разговаривать о вопросах пола. АабБ

19. Если бы мать не руководила домом, мужем и детьми, все проис­ходило бы менее организованно. АабБ

20. Мать должна делать все, чтобы знать, о чем думают дети. АабБ

21. Если бы родители больше интересовались делами своих детей, дети были бы лучше и счастливее. АабБ

22. Большинство детей должны самостоятельно справляться с физи­ологическими нуждами уже с 15 месяцев. АабБ

23. Самое трудное для молодой матери — оставаться одной в первые годы воспитания ребенка. АабБ

24. Надо способствовать тому, чтобы дети высказывали свое мнение о жизни в семье, даже если они считают, что жизнь в семье непра­вильная. АабБ

25. Мать должна делать все, чтобы уберечь своего ребенка от разоча­рований, которые несет жизнь. АабБ

26. Женщины, которые ведут беззаботную жизнь, не очень хорошие матери. АабБ

27. Надо обязательно искоренять у детей проявления зарождающей­ся ехидности. АабБ

28. Мать должна жертвовать своим счастьем ради счастья ребенка. АабБ

29. Все молодые матери боятся своей неопытности в обращении с ребенком. АабБ

30. Супруги должны время от времени ругаться, чтобы доказать свои права. АабБ

31. Строгая дисциплина по отношению к ребенку развивает в нем сильный характер. АабБ

32. Матери часто бывают настолько замучены присутствием своих детей, что им кажется, будто они не могут с ними быть ни минуты больше. АабБ

33. Родители не должны представать перед детьми в плохом свете. АабБ

34. Ребенок должен уважать своих родителей больше других. АабБ

35. Ребенок должен всегда обращаться за помощью к родителям или учителям, вместо того чтобы разрешать свои недоразумения в дра­ке. А а б Б

36. Постоянное пребывание с детьми убеждает мать в том, что ее вос­питательные возможности меньше умений и способностей (мог­ла бы, но...). А а б Б

37. Родители своими поступками должны завоевать расположение детей. А а б Б

38. Дети, которые не пробуют своих сил для достижении успехов, дол­жны знать, что потом в жизни они могут встретиться с неудача­ми. Ааб Б

39. Родители, которые разговаривают с ребенком о его проблемах, дол­жны знать, что лучше оставить ребенка в покое и не вникать в его дела. А а б Б

40. Мужья, если не хотят быть эгоистами, должны принимать учас­тие в семейной жизни. А а б Б

41. Нельзя допускать

Наши рекомендации