Основные концепции воспитания родителей

Воспитание родителей всегда опирается на систему ценностей (религиозные, социальные, эстетические, нравственные и др.). В нем всегда проявляется образ мышления и уровень культуры данного об­щества и учитываются потребности самих родителей. Эти положе­ния находят отражение в разнообразных концепциях и моделях вос­питания родителей, наиболее распространенными из которых явля­ются следующие.

Адлеровская модель (А. Адлер).Это направление воспитания ро­дителей основывается на сознательном и целенаправленном измене­нии поведения родителей, которое определяется ведущим принци­пом взаимоуважения членов семьи. Чувство единения, возникающее при этом, делает человека способным к сотрудничеству с другими людьми, т. е. формирует социальный характер. Поскольку развитие личности и определяется социальными мотивами, а человек — суще­ство социальное по своей природе, для него важно чувство принад­лежности к определенной группе. По теории А. Адлера, семейная ат­мосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Дети учатся нормам общежи­тия и воспринимают культуру через своих родителей. Поэтому семья и есть та первичная группа, в которой ребенок формирует свои идеа­лы, цели жизни, систему ценностей и учится жить. Основными по­нятиями адлеровского воспитания родителей являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны и - ведущие принципы воспитания: отказ борьбы за власть и учет по­требностей ребенка. По данной модели помощь родителям должна носить воспитательный характер. Нужно научить их уважать уникаль­ность, индивидуальность и неприкосновенность личности ребенка ссамого раннего детства. Необходимо помочь каждому из родителей понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах их поступков, развивать свои методы воспитания и разви­тия личности. Естественные логические рассуждения, используемые в ходе воспитания, позволяют ребенку на практике осознать свое поведение или прочувствовать наделе результаты своих действий. Это способствует гармонизации отношений в семье и быстрому осозна­нию ребенком недостатков собственного поведения.

Учебно-теоретическая модель (Б. Ф. Скиннер). Воснове модели ле­жат результаты экспериментальных исследований, с помощью кото­рых была сделана попытка определить, каким образом установки на поведение родителей влияют на ребенка. Это направление основано на общей теории бихевиоризма. В рассматриваемой модели подчерки­вается, что поведение родителей и их детей можно изменить методом переучивания или научения. Воспитание родителей состоит в их обу­чении быстрым техникам поведения. Поведение родителей меняется по мере осмысления ими своих и детских поступков, их мотивов. Они постепенно овладевают умениями регулирования поведения. Спосо­бами формирования поведения являются положительное подкрепле­ние (поощрение), отрицательное подкрепление (наказание) и отсут­ствие подкрепления (нулевое внимание). Родители играют роль «аген­тов» социального окружения, которые регулируют поведение ребенка с помощью указанных выше средств. В ходе обучения родители обес­печиваются научными сведениями о регуляции поведения, знакомят­ся со специальной терминологией, помогающей описывать эти про­цессы. Родителей учат разбираться в реакциях ребенка и формировать их раздражители. Навыки диагностики поведения входят во все про­граммы учебно-теоретического направления. Целью программ данно­го направления является обучение родителей наблюдению и измере­нию поведения и практическое применение принципов теории соци­ального научения в изменении поведения в домашних условиях.

Модель чувственной коммуникации (Томас Гордон)базируется на феноменологической теории личности Карла Роджерса и практике клиент-центрированной терапии, целью которой является создание условий для самовыражения личности. Это достигается сглаживани­ем разницы между «Я-идельным» и «Я-реальным» при определенных психологических обстоятельствах. Если каждому человеку свойствен­ны две главные потребности: позитивного отношения других и само­уважения, то условием здорового развития ребенка является отсут­ствие противоречия между представлением о том, как к нему отно­сятся другие («Я-идельное») и действительным уровнем любви («Я-реальным»). Изменить поведение человека можно, лишь поняв и приняв его чувства. Тем самым психотерапевт помогает клиенту ос­вободить свои чувства и осознать свое поведение и предпринять кон­кретные шаги по его изменению. В семейном воспитании модель чув­ственной коммуникации означает диалогичность общения, его от­крытость, раскрепощенность чувств, их искренность. От развития чувственных коммуникаций к самовыражению каждого члена семьи стремится данная модель воспитания родителей. Родители, овладе­вающие данной моделью, должны усвоить три основных умения:

1) активного слушания;

2) доступно для ребенка выражения собственных чувств;

3) практического использования принципа «оба правы» в семейном общении.

С названными навыками связано и умение поставить, правильно сформулировать проблему и найти ее адресата. Т. Гордон считал, что родители должны дифференцировать проблемы родителя и ребенка, обучать детей самостоятельному решению проблем, постепенно пе­ренося всю ответственность за поиск их решения на самого ребенка.

Модель, основанная на трансактном анализе (М. Джеймс, Д. Джон-гард).Согласно теории трансактного анализа Э. Берна личность каж­дого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состояниями «Я». Это способ восприятия действительности, анали­за получаемой информации и реагирования индивидуума на действи­тельность. Человек может это делать по-разному: по-детски, по-взрос­лому, по-родительски.

«Ребенок» в личности — это спонтанность, творчество, интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека. Это наиболее чистая часть личности, посколь­ку в ней представлено все самое естественное в человеке.

«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются система­тические наблюдения, объективность, следование законам логики, рациональность. В развитии личности с областью «взрослый» связа­но все сознательное. Оно начинается с развития сенсорно-моторно­го уровня восприятия и достигает формального, абстрактно-логичес­кого мышления.

Положение «родится в личности» включает в себя приобретен­ные нормы поведения, привычки и ценности. Поведение авторитет­ных людей в социальном окружении учит личность определенным нормам и способам поведения через «родительскую» часть. Родитель­ское программирование во многом предопределяет, согласно Берну, судьбу ребенка. Оно осуществляется прежде всего через трансакции — единицы общения, которые могут быть дополняющимися, то есть способствующими взаимопониманию, пересекающимися, вызыва­ющими конфликты и напряжение и скрытыми, при которых инфор­мация в ходе общения искажается. Основная задача воспитания ро­дителей — научить членов семьи взаимным компромиссам и умению их использовать в других социальных сферах. Для этого они должны овладеть терминологией трансактного анализа при рассмотрении сво­его поведения и взаимоотношений в семье, научиться определять ха­рактер потребностей и запросов ребенка и устанавливать с ним адек­ватные коммуникации. Это необходимо потому, что ключ к измене­нию поведения ребенка лежит визменении отношений между роди­телями и ребенком.

Модель групповой терапии (X. Джинот). В основе модели лежит стремление научить родителей переориентации своих установок в зависимости от потребностей ребенка. Модель носит сугубо прак­тический характер и сосредоточение на рассмотрении проблемных ситуаций: как говорить с детьми, как хвалить ребенка, страхи детей и т. д. Воспитание родителей по Джиноту осуществляется в форме групповых консультаций, терапии и инструктажа. Целью групповой терапии является достижение позитивных изменений в структуре лич­ности родителей (для людей с эмоциональными нарушениями, не умеющими справляться с проблемами отношений детей и родителей). Групповые консультации должны помочь родителям справиться с проблемами, возникающими при воспитании детей. Во время кон­сультации родителям помогают избавиться от чувства вины, показы­вая аналогичные переживания в других семьях, родители делятся пе­реживаниями, опытом, рассказывают друг другу о трудностях. По­степенно они начинают более объективно смотреть на проблемы своей семьи. Инструктаж родителей также происходит в группе и напоми­нает групповую консультацию.

Общим для рассмотренных моделей является то, что каждая из них по-своему пытается передать родителям какую-то идею действия, необходимого для выполнения ими воспитательных функций, выд­вигает какую-то основную мысль, на базе которой родители могут строить свою методику воспитания.

Модель родительского всеобуча и подготовки молодежи к семейной жизни (И. В. Гребенников). В 70—80-е годы под руководством И. В. Гре­бенникова была разработана и методически оснащена программа педа­гогического просвещения родителей, которая исходила из предполо­жения о том, что значительная часть недостатков и просчетов в се­мейном воспитании и семейных отношениях связана с психолого-педагогической неграмотностью родителей. Разработка программ такого просвещения, ориентированных на особенности воспитания детей разного возраста, специфику семей и семейных проблем, а так­же деятельная подготовка педагогов школ и дошкольных учреждений к их реализации, выпуск специальных справочников, энциклопедий семейной жизни и семейного воспитания значительно активизиро­вал внимание к проблеме родительства. Вторым, в большей степени профилактическим аспектом работы является подготовка молодежи к семейной жизни, проводимая через специальный школьный пред­мет «Этика и психология семейной жизни», подготовка кадров к его преподаванию. Главной проблемой реализации модели в ее психоло­гических аспектах было отсутствие в учреждениях образования практических психологов и неспособность педагогов разрешать психоло­гические проблемы семьи и семейного воспитания.

Таким образом, существуют разнообразные методологические подходы к воспитанию родителей, используя которые можно осуще­ствлять психологическое сопровождение родительства. Каждый из них направлен на решение определенных практических задач и дол­жен быть соотнесен как с семейными ценностями, так и психологи­ческими трудностями родителей.

Наши рекомендации