Проблема общения в трудах Б. Г. Ананьева.
В своих трудах, выполненных на стыке философии и психологии, он последовательно проводит мысль о том, что в своем повседневном бытие человек связан бесконечным числом отношений не только с предметным миром, но и с людьми. Эти отношения устанавливаются и развиваются в деятельности – познании, общении, труде, игре, учении и других ее видах.
Особой и главной характеристикой общения как специфического вида деятельности, по мнению Ананьева, является то, что через него человек строит свои отношения с другими людьми.
Ананьев одним из первых указал на многоуровневую иерархическую и многомерную организацию этого явления, требуя в соответствии с этим выделить в общении макро-, мезо- и микроуровни: общество, в котором общающиеся люди живут, различные типы коллективов, членами которых они выступают, то ближайшее окружение, с которым они чаще всего вступают в контакт, а также формирующиеся и реализующиеся в общении индивидуальные характеристики взаимодействующих людей как субъектов этой деятельности.
Характеризуя основные составляющие общения, Ананьев помимо речевых и неречевых, невербальных средств общения, выделяет в нем внутреннюю сторону – познание участниками общения друг друга.
При анализе условий общения, от которых зависит поведение человека в общении, Ананьев много внимания уделяет конкретным составляющим и детерминантам этого процесса: это прежде всего уровень социальной зрелости групп и коллективов, в которых реализуется общение, особенности стиля руководства, а также индивидуальные характеристики людей, вступающих в общение, и их так называемая идейная совместимость. Кроме того, Ананьев убедительно доказал, что степень включенности человека в общественные отношения, интенсивность и характер реализующихся в общении его социальных связей являются ведущими факторами, определяющими творческий диапазон и в первую очередь творческое долголетие личности.
9. Соотношение категорий общения и деятельности в отечественной психологии.
По вопросу соотношения категорий деятельности и общения продолжается конфликт методологического характера. Основное противостояние имеет место между научными позициями, занимаемыми А. Н. Леонтьевым и Б. Ф. Ломовым. В трактовке А. Н. Леонтьева общение является либо одним из частных видов деятельности (деятельность общения, коммуникативная деятельность), либо условием деятельности, либо, наконец, одной из сторон деятельности. Отстаивая эту позицию, ее сторонники указывают на то, что к процессам общения приложимы многие закономерности, категории и понятия, относящиеся к предметно-практической деятельности. Общение, например, как и деятельность, представляет собой активный процесс, характеризуется целью и результатом, решает ряд задач, мотивированно построено на принципе обратной связи с собеседником и т. д.
Позиция Б. Ф. Ломова базируется на следующих аргументах:
А. Противопоставление деятельности и общения - это методологическое недоразумение, выросшее из недоопределенности этих базовых категорий:
- если понимать общение как активность вообще, то ее следует отнести к категории деятельности;
- если понимать общение как деятельность в сложившемся в психологии ее более узком смысле (субъектно-объектные отношения), то это приводит к чрезмерному упрощению и обеднению содержания категории «общение».
Б. Поток сменяющих друг друга индивидуальных видов деятельности, понимаемых именно как отношения «субъект - объект», не есть человеческое 6ытие Такие отношения составляют важную, но все же одну из сторон его бытия. Человеческое бытие - это сложная система отношений человека со всем окружающим его миром.
В. Общение есть специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми, в рамках которой осуществляется взаимный обмен индивидуальными видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, интересами, установками, чувствами. Поэтому общение выступает в роли важнейшей детерминанты всей системы психи ческого ее структуры, динамики и развития. В актах общения осуществляется как бы презентация внутреннего мира человека другим людям.
Д. В совместной деятельности общение выступает как главное условие и способ формирования совокупного субъекта деятельности. Оно обеспечивает этого субъекта новой системой качеств, отличающихся от качеств индивидов, входящих в его состав: умениями обмениваться информацией, планировать и координировать совместные действия, осуществлять взаимный контроль и взаимное стимулирование и др.
Е. Основания для дифференциации категорий деятельности и общения следует искать в различиях тех отношений, которые проявляются в них, а не в мере совпадения этих категорий.
Ж. Категории деятельности и общения нельзя противопоставлять и рассматривать как независимые. Они не просто взаимосвязаны, но и могут переходить друг в друга. Например, преподавательская деятельность строится по законам общения и использует средства и способы, характерные для общения. Вместе с тем, например, театральное представление строится по законам деятельности и использует действия, характерные для деятельности в качестве средств и способов общения. Зачастую внутри самой деятельности много времени занимают процессы общения, которые в данном случае трудно назвать деятельностью. Здесь их главная роль состоит в формировании деловых и межличностных отношений людей.
10. Происхождение потребности в общении. Взгляды Д.Т. Кембела, А.В. Веденова.
В отношении второго вопроса — о происхождении потребности в общении — имеются две крайние точки зрения. Ряд ученых (А. В. Веденов, 1967; Д. Т. Кемпбелл [D. Campbell, 1965]) считают, что у человека имеется врожденная потребность в самом процессе общения. Б. Ф. Ломов (1984) тоже считает, что потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека и что она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем витальные потребности.
Однако врожденность потребности в общении признается не всеми учеными
??????
11. Формирование потребности в общении в онтогенезе (С.Л.Рубинштейн, А.Л.Леонтьев, М.И. Лисина).
В первые 7 лет жизни ребенка содержание этой потребности состоит: у детей 2-6 месяцев от рождения — в доброжелательном внимании, у детей от 6 месяцев до 3 лет — в сотрудничестве, у детей 3-5 лет — в уважительном отношении взрослого, у детей 5-7 лет — во взаимопонимании и переживании. Таким образом, с возрастом содержание потребности в общении (а точнее было бы сказать— содержание мотива общения) становится богаче, разнообразнее. При этом меняется и значение взрослого как объекта общения. Для детей до 6 месяцев взрослый является источником ласки и внимания, а само общение имеет Для ребенка личностный смысл. Для детей от 6 месяцев до 3 лет взрослый — это партнер по игре, образец для подражания, оценщик знаний и умений ребенка; общение с ним имеет деловой смысл. Для ребенка от 3 до 5 лет взрослый — это источник познания, эрудит, и общение с ним имеет познавательный смысл. Для детей 5-7 лет взрослый — это старший друг, и общение снова принимает личностный смысл.
В младших классах ведущей снова становится мотивация общения со сверстниками и формируется устойчивый круг ближайшего общения. Потребность в эмоциональной поддержке сверстников бывает столь велика, что дети не всегда задумываются о принципиальных основах этих отношений. Отсюда случаи «ложного товарищества», «круговой поруки».
Считается, что максимума развития мотив общения со сверстниками достигает в 11-13 лет.
М. И. Лисина выделила 4 этапа становления потребности в общении и 4 критерия, по которым можно судить об этой потребности. Первый этап и критерий — внимание и интерес ребенка к взрослому; второй этап и критерий — эмоциональные проявления ребенка в адрес взрослого; третий этап и критерий — инициативные действия ребенка, направленные на привлечение интереса взрослого; четвертый этап и критерий — чувствительность ребенка к отношению и оценке взрослого.
М. И. Лисина определяет потребность в общении (коммуникации) как стремление к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Она полагает, что потребность в общении строится в онтогенезе на основе других потребностей, которые начинают функционировать ранее. Основой коммуникативной потребности она считает органические жизненные нужды ребенка (в пище, тепле и др.). Жизненная практика помогает ребенку открыть существование взрослого как единого источника поступления к нему всех благ, а интересы эффективного «управления» таким источником создают нужду ребенка в том, чтобы его выделить и исследовать). Второй базовой потребностью, ведущей к возникновению коммуникативной потребности, является, по М. И. Лисиной, потребность в новых впечатлениях.
Полученные факты показали, что в первом полугодии жизни ведущим мотивом общения детей с взрослыми является личностный мотив. Он олицетворяется в персоне взрослого как ласкового доброжелателя, который в то же время служит центральным объектом познания и деятельности детей.
Начиная со второго полугодия жизни и позднее, вплоть до 2,5 лет, ведущим становится деловой мотив общения. Он воплощается в лице взрослого как искусного партнера по игре, образца для подражания и эксперта по оценке умений и знаний ребенка. В раннем возрасте дети продолжают ценить внимание взрослого, радуются его похвалам [9], но на первое место у них выдвигается стремление к совместной деятельности и соответственно те качества взрослого, которые делают из него хорошего партнера в этом деле. «Пустая», ни с чем не связанная ласка обычно раздражает малыша, заставляет его увертываться от поглаживающей руки, а похвала за успешное действие вызывает и особую радость ребенка, и даже опережающий ее поиск отношения взрослого.
В дошкольном возрасте в становлении мотивов общения наблюдаются три периода: сначала ведущее место занимают деловые мотивы общения, затем познавательные и, наконец, как у младенцев, личностные.
12. Структура коммуникативных потребностей.
Л. И. Марисова говорит о иерархичной структуре коммуникативных потребностей, служащей мо-тивационно-потребностной основой общения. В связи с этим она выделила девять групп коммуникативных потребностей:
1) в другом человеке и взаимоотношениях с ним;
2) в принадлежности к социальной общности;
3) в сопереживании и сочувствии;
4) в заботе, помощи и поддержке со стороны других;
5) в оказании помощи, заботы и поддержки другим;
6) в установлении деловых связей для осуществления совместной деятельности и сотрудничестве;
7) в постоянном обмене опытом, знаниями;
8) в оценке со стороны других, в уважении, авторитете;
9) в выработке общего с другими людьми понимания и объяснения объективного мира и всего происходящего в нем.
13. Классификация мотивов общения.
Врожденная (базовая) Кемпбелла, А.В. Веденова
Вторичная. формируется в онтогенезе в процессе социализации ребенка. С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина
Н. П. Ерастов дает классификацию мотивов общения, в основе которой, по существу, лежат различные виды потребностей мотив-потребность, мотив-интерес, мотив-привычка, мотив-каприз и мотив-долг.
Кроме приведенной классификации, при сопоставлении мотивов общения коммуникатора и адресата Н. П. Ерастов выделяет три вида их соответствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодействующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности — один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протекающие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).
Мотивы общения могут быть деловыми и неделовыми (личностными). Последние имеют отношение к знакомству, дружбе, привязанности, любви. В свою очередь, эти мотивы можно разделить в соответствии с двумя видами общения — желательным и нежелательным, в основе которых лежат разные мотивы общения (желание или нежелание общаться с данным человеком).
14. Общая характеристика процесса социальной перцепции.
Социальная перцепция – это образное восприятие человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ существует на уровне чувств (ощущения, восприятия, представления) и на уровне мышления (понятия, суждения, умозаключения).
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. И понимался как социальная детерминация перцептивных процессов.
Социальное восприятие включает в себя межличностное восприятие (восприятие человека человеком), которое состоит из восприятия внешних признаков человека, их соотнесения с личностными качествами, интерпретации и прогнозирования будущих действий. В качестве синонима в отечественной психологии часто употребляют выражение «познание другого человека», считает А. А. Бодалев. Применение такого выражения оправдано включением в процесс восприятия другого его поведенческих характеристик, формированием представления о намерениях, способностях, установках воспринимаемого и т.д.
Процесс социальной перцепции включает две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). В ходе взаимодействия и общения социальная перцепция становится взаимной. При этом взаимопознание направлено в первую очередь на понимание тех качеств партнера, которые наиболее значимы для участников общения в данный момент времени.
Отличие социального восприятия: социальные объекты не являются пассивными и безразличными по отношению к субъекту восприятия. Социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные характеристики. Интерпретация другого человека или группы зависит от предшествующего социального опыта субъекта, от поведения объекта, от системы ценностных ориентаций воспринимающего и других факторов.
В качестве субъекта восприятия может выступать как отдельный индивид, так и группа. Если в качестве субъекта выступает индивид, то он может воспринимать:
1. 1) другого индивида, принадлежащего к своей группе;
2. 2) другого индивида, принадлежащего к чужой группе;
3. 3) свою группу;
4. 4) чужую группу.
5. Если в качестве субъекта восприятия выступает группа, то, по мнению Г. М. Андреевой, добавляется:
6. 1) восприятие группой своего собственного члена;
7. 2) восприятия группой представителя другой группы;
8. 3) восприятие группой самой себя;
9. 4) восприятие группой в целом другой группы.
В группах индивидуальные представления людей друг о друге оформлены в групповые оценки личности, которые выступают в процессе общения в виде общественного мнения.
15. Понятие и феноменология процесса каузальной атрибуции.
Каузальная атрибуция — феномен межличностного восприятия. Заключается в интерпретации, приписывании причин действий другого человека в условиях дефицита информации о действительных причинах его действий. Человек борется с мнимыми проблемами.
Понятие было сформировано в западной социальной психологии и наиболее общее своё представление получило в теории атрибуции , разработанной Г. Келли, Ф. Хайдером, Ли Россом. Исследователи каузальной атрибуции пытались выяснить механизмы, факторы с помощью которых «рядовой человек», «человек с улицы» объясняет для себя причинно-следственные связи тех событий, которые он воспринимает, в том числе и своё собственное поведение.
Мера и степень атрибуции зависят от двух показателей:
- соответствие поступка ролевым ожиданиям — чем больше соответствие, тем меньше дефицит информации, следовательно степень приписывания будет меньше;
- соответствие действия культурным нормам.
Классификация
Г. Келли выделил три типа атрибуции:
- личностная атрибуция (причина приписывается человеку, совершающему действие);
- объектная атрибуция (причина приписывается объекту, на который направлен поступок);
- обстоятельственная атрибуция (причина приписывается обстоятельствам).
В ходе исследований было выявлено, что участник событий чаще использует обстоятельственную атрибуцию, а наблюдатель личностную.
Теория каузальной атрибуции строится на следующих консолидирующих тезисах: 1) человек стремится к причинному объяснению значимых для него фрагментов его собственного поведения и поведения др. людей; 2) такие объяснения подчинены устойчивым закономерностям; 3) причинные объяснения оказывают существенное влияние на эмоции и поведение.
16. Структура и феноменология социальной установки.
Социальная установка - ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива.
Социальная установка включает три аспекта:
- когнитивный - осознание объекта;
- аффективный - эмоциональная оценка объекта;
- поведенческий - последовательное поведение по отношению к объекту.
+ их функции приспособления, познания, саморегуляции, защиты.
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, побуждающего личность к деятельности, есть понятие социальной установки. Проблема установки была предметом исследования в школе Д. Н. Узнадзе. Д. Узнадзе определил установку целостным динамическим состоянием объекта, состоянием готовности к определенной активности.
Это состояние обусловливается факторами потребности субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Настроенность на поведение для удовлетворения данной потребности и в данной ситуации может закрепляться в случае повторения ситуации, тогда возникает фиксированная установка в отличие от ситуативной. Установка в контексте концепции Д. Узнадзе касается вопроса реализации простейших физиологических потребностей человека.
Стереотип — это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т. д. Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией.
В результате стереотипизации формируется социальная установка — предрасположенность человека воспринимать что - то определенным образом и действовать тем или иным способом. Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды). Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу увеличительного
стекла при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу искажающего зеркала. Д. Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности человека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности.
Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.
С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму, их формирование связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, изменить их крайне трудно.
17. Типовые схемы формирования первого впечатления и их содержание.
На первых этапах основная роль отводится восприятию чувств и поступков другого по определённой схеме. Большее значение имеют сформированные в прошлом опыте стереотипы. Наиболее типичные схемы, которые запускаются определённым фактором присутствуют в ситуации знакомства:
- Связанная с фактором превосходства, начинает работать в ситуации неравенства партнёров.
- Фактор привлекательности партнёров. Переоценивание партнеров
- Фактор отношения к наблюдателю. Ошибки восприятия: людей, хорошо относящихся к нам и разделяющих наше мнение мы оцениваем выше.
Социальный стереотип – это устойчивый образ, представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Разные социальные группы вырабатывают стереотипы, т.е. устойчивые объяснения определённых фактов в привычной интерпретации вещей. Наиболее распространённый социальный стереотип – этнический. Стереотип – это инструмент грубой настройки, позволяющий человеку экономить внутренние ресурсы.
Стереотипы бывают профессиональными. Представители разных профессий в результате недостаточных знаний о специфике профессионального труда другого или недостаточного учёта индивидуальных особенностей могут пользоваться такими сложившимися в обществе стереотипами. Например, схемы: «Все чиновники - взяточники».
Также стереотипы могут быть внутри одной профессии: педагогический стереотип («идеальный ученик», «плохой начальник», «хороший учитель»). Эти профессиональные стереотипы, как правило, связаны с ожиданиями, которые сформированы по большей части согласно главной функции профессии (эффективность её выполнения), с точки зрения общественной пользы.
18. Механизмы межличностного восприятия.
Результатом межличностного восприятия становится образ другого человека, на основе которого прогнозируется собственное поведение и поведение партнера. Одном из традиционных является исследование закономерностей формирования первого впечатления о другом человеке. Именно при изучении этой закономерности в СП были открыты эффекты межличностного восприятия:
1. Эффект ореола (галло эффект) – склонен преувеличивать однородность личности партнера и впечатления о каком-то одном качестве человека, переносится на личность в целом.
2. Эффект первичности и новизны. Эффект первичности возникает в отношении незнакомых людей, если человек незнаком, то наиболее значимой становится первая информация, полученная об этом человеке. Эффект новизны возникает в отношении знакомых людей, при восприятии знакомых людей наиболее значимой становится новая ранее не известная информация об этом человеке.
3. Эффект проекции, воспринимающий склонен приписывать другому человеку собственные негативные качества.
4. При формировании первого впечатления явление стереотипизации.
При восприятии другого человека мы ориентируемся на социальные стереотипы. Социальные стереотипы – устойчивые представления о каких-либо явлениях или людях, свойственны представителям той или иной группы. Социальные стереотипы создаются группой, члены которой усваивают и принимают. Индивидуальные различия определены личным опытом контактов с представителями той группы, к которой относятся стереотипы. Если такой опыт контакта есть, то он становится более дифференцирован. Если опыта нет – то в зависимости от характера отношений с данной группой – полярный. Содержание стереотипов меняется, по содержанию можно судить об отношениях между группами.
19. Общение в системе общественных и межличностных отношений.
Проанализировав связь межличностных и общественных отношений мы точно сможем выяснить , какое место занимает общение в сложной системе связи человека с окружающим его миром.
В общении и происходит реализация таких видов человеческих отношений, как межличностные и общественные. В общении заключается вся система отношений человека. Но сам термин, как таковой, не имеет точного аналога в традиционной психологии, как мы знаем в традиционной психологии принят больше термин « коммуникация » который является не совсем эквивалентом термину «общение», этот термин можно рассмотреть лишь в понятийном пространстве особой теории деятельности.
В реальном общении заключаются не только межличностные отношения, а именно эмоциональные отношения людей между собой, такие как симпатия или неприязнь, но и общественные отношения, которые по своей природе являются безличными. Но и в тоже время человеческие отношения являются многообразными и не ограничиваются лишь межличностным контактом, в более широкой социальной среде человеческие отношения требуют так же построения системы связей, что само по себе не мыслимо без общения.
Если рассматривать процесс общения как способ реализации межличностных отношений – то этот процесс будет более изучен в социальной психологии, нежели процесс отношения между группами. Само по себе общение является вынужденным процессом жизнедеятельности людей, поэтому оно в любом случае осуществляется вне зависимости от межличностных отношений, то есть оно будет в любом случае происходить, вне зависимости от того какое отношение имеет один человек к другому, положительное или отрицательное.
От того как строится общение зависит тип межличностных отношений, даже когда отношения между людьми крайне обостренны, процесс общения между ними протекает в специфических формах.
На макроуровне общение характеризуется как реализация общественных отношений. И здесь общение должно состоятся в любом случае , даже если социальные группы или индивиды представители этих социальных групп, противоположны друг другу.
К.Маркс говорил о том , что общение во-первых это безусловный спутник человеческой истории (подразумевается значимость общения в развитии общества), во-вторых безусловный спутник в повседневных контактах людей.
По мере развития экономических, социальных и других общественных отношений развивались, изменялись и формы общения. Но поскольку общественные отношения являются безличными, каким образом здесь фигурирует по сути процесс который сам по себе требует участия личности? Дело в том, человек являющийся представителем некой социальной группы , общается с представителями другой социальной группы тем самым реализует два вида отношений : безличные , как представитель социальной группы и личностные, как индивид.
Например торговец в магазине продавая товар берет за это деньги, и деньги здесь выступают как средство общения в системе общественных отношений , а продавая товар торговец так же общается и с покупателем, что является личным общением при котором используется устная речь.
20. Психология отношений (Мясищев В.Н., Обозов Н.И.).
У истоков теории Мясищева лежат идеи Лазурского о классификации личности, согласно типам их отношений к окружающей действительности. Основное положение П. о. заключается в том, что личность, психика и сознание человека в каждый данный момент представляют единство отражения объективной действительности и отношения чел. к ней. Психология, отношения чел. в развитом виде выступают как целостная система индивид., избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности: с явлениями природы и миром вещей; с людьми и обществ, явлениями; личность с самой собой как субъектом деятельности. Система отношений определяется всей историей развития чел., она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, переживания.
Отношение как связь субъекта с объектом едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером, сознательностью. Важнейшими видами отношений Мясищев считал потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь, вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь чел., – направленность. Высшая степень развития личности и ее отношений определяется уровнем сознательного отношения к окружающему и самосознанием как сознательным отношением к самому себе.
Отношения связаны с разными подструктурами личности. Так, с т. з. Мясищева, динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера "снятой" формой индивидуальных различий, движущие силы которой определяются сознательным отношением, а не свойствами нервной системы. Характер – это система отношений и способ их осуществления человеком. Свойства реакции чел., выражающие его темперамент и характер, обнаруживаются лишь при активном отношении к объекту, вызывающему реакцию. Способности человека находятся в закономерном соотношении со склонностями, которые представляют движущую силу развития способностей. Склонность – это не что иное, как потребность в определенном виде деятельности, или избирательно-положительное отношение к ней,
Теория Обозова: Три подхода к исследованию психологической совместимости
Совместимость — довольно старое понятие в словаре социальной психологии, однако научное изучение явления, обозначаемого этим понятием, заинтересовало социальную психологию сравнительно недавно. Сейчас трудно установить, в какой именно области социально-психологической проблематики впервые зашла речь о совместимости. При изучении групповых конфликтов, психологического климата в группах, эффективности групповой деятельности, при исследовании процессов и результатов коммуникаций, динамики межличностных отношений и других социально-психологических явлений было обнаружено, что они определенным образом обусловлены соотношением свойств взаимодействующих людей, В одних случаях это соотношение негативно сказывалось на изучаемом явлении (снижало эффективность деятельности группы, ухудшало климат и т. д.), в других — положительно. Сочетание характеристик, которое оказывало позитивное влияние на изучаемое явление, стало обозначаться как совместимость людей. Термин «однопорядковая совместимость», или просто «совместимость», употребляется для обозначения согласования характеристик систем одного уровня развития (две молекулы, два индивида и т. п.).
Основной задачей исследования совместимости является установление закономерностей этого явления. В настоящее время наметились три основных подхода к решению этой задачи: структурный, функциональный и адаптивный.
Структурный подход ориентирован на поиск оптимальных сочетаний характеристик членов группы. Это оптимальное сочетание обозначается как гармония, соответствие характеристик партнеров. Структурный подход базируется на мысли, что совместимые партнеры образуют некую устойчивую, адаптивную и в определенном смысле эффективную структуру. При анализе эмпирических фактов, полученных различными авторами, отчетливо прослеживается, что совместимость выступает как подобие (сходство) или различие (контраст) характеристик партнеров. Использование функционального подхода предполагает изучение функций системы, установления, необходимой для нее структуры распределения ролей между индивидами и анализа ролевого сотрудничества партнеров при достижении целей системы. Использование функционального подхода требует пересмотра представлений о группе и ее членах. Оно предполагает изучение функций, целей, задач группы, которые являются системообразующими факторами — основанием для объединения в группу. Третий подход к проблеме совместимости — адаптивный — получил наибольшее распространение в клинике и психологической практике. Собственно говоря, этот подход ориентирован на изучение не совместимости, а ее результатов: позитивных межличностных отношений, эффективного общения. Можно с большой долей уверенности утверждать, что такие характеристики общения и отношений, как взаимопонимание, уважение, эмпатия, идентификация, позитивные межличностные чувства, являются проявлениями совместимости, но не ее содержанием. Адаптивный подход и ориентирован на улучшение процессов общения в группах и совершенствование межличностных отношений. При адаптивном подходе вниманием исследователей пользуются «высшие этажи» личности: Я-образ, установки, ценностные ориентации, мнения, оценки, — словом, культурный фонд личности.
21. Типология мотивов социального поведения.
Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.
Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.
Осознанные мотивы - интересы, убеждения, стремления.
Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.
По содержанию - воспитание серьезных и содержательных интересов.
По цели - непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта.
По широте - у некоторых людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других распределяются между многими объектами. Гармоническое развитие личности предполагает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов. Содержательные интересы располагаются в двух-трех не связанных с друг другом областях деятельности.
По устойчивости - устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.
Интересы - это важная сторона мотивации деятельности личности. но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.
Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.
Стремления - это мотивы поведения, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результаты специально организованной деятельности. В связи с тем, что выраженная в виде стремления потребность не получает удовлетворения через специально организованную деятельность, эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение длительного времени.
Все мотивы, о которых шла речь - осознанные, то есть человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.
К неосознанным мотивам относятся установки, влечения, гипнотические внушения, фрустрационные состояния.
Установки - это неосознанная готовность воспринимать окружающее (события, людей) под определенным углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установки могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку или явлению. Такие отрицательные, предвзято закрепившиеся взгляды (все люди - эгоисты, все торговые работники - нечестные люди и т. д.) могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления \может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок.
Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это э