Современные зарубежныеисследования развития младенцев
Кначалу 1970-х годов наблюдения за детьми раннего возраста в естественной окружающей обстановке позволили оценить их моторное, познавательное, речевое, эмоциональное, социальное развитие (Пиаже, 1969;Изард, 1980; см.обзоры: White, 1975;Бауэр, 1985). Однако проведенные впоследствии изменения методов исследования и прямые экспериментальные наблюдения за взаимодействием младенца и матери оказались, несмотря на существование более ранних работ, революционными не только с точки зрения понимания социально-эмоциональной, но и всех областей развития ребенка. У младенцев были обнаружены столь необходимые для установления социально-эмоционального взаимодействия с матерью и дальнейшего развития способности, о которых до этого времени никто и не подозревал (Stern, 1977; 1985; Osofsky, Connors, 1979; Lewis, 1987; Emde, Buchsbaum, 1989; Field, 1990). С современной точки зрения младенцы рассматриваются как активные, от рождения организованные, ищущие стимуляцию, в первую очередь социальную, направленные на взаимодействие с наиболее близкими людьми и развивающиеся в процессе этого взаимодействия, творчески участвующие в процессе своего становления. Оказалось, что во всех, в том числе и эмоциональной, областях развития опыт, приобретаемый во взаимодействии
с окружающими людьми и миром, служит для модуляции уже существующего к рождению состояния внутренней организованности младенца, врожденных способностей установления социально-эмоциональных отношений.
СПОСОБНОСТИ МЛАДЕНЦАКВЗАИМОДЕЙСГВИЮСМАТЕРЬЮ
Новорожденный ребенок окружен большим и разнообразным миром социальной стимуляции со стороны наиболее близких людей, в отношениях с которыми происходит его развитие. Существует значительный массив данных о том, что многие сенсорные и познавательные способности младенцев сосредоточиваются на восприятии социальных сигналов. Обнаружено, что младенцы меньше интересуются несоциальными стимулами. По показаниям изменения частоты сердечных сокращений они значительно более внимательны к социальным стимулам (Lewis, 1987). По-видимому, даже структуры мозга более настроены к социальным, чем несоциальным, событиям. Например, отмечается межполушарное различие в обработке социальных или речевых звуков и всех других несоциальных звуков (Molfeseetal., 1975; MolfeseD., MolfeseV., 1979). Не менее важен в социальной компетентности детей контроль над своими биологическими функциями путем социального взаимодействия. Важные процессы организации состояния, включая регуляцию циклов сна и бодрствования, являются, по всей вероятности, результатом социального взаимодействия между младенцем и наиболее близким ухаживающим за ним человеком (Lewis, 1987).
Наконец, дети быстро приобретают информацию о социальном окружении, рано развивают представление о себе и других (Stern, 1985). Некоторые младенцы уже к концу первого месяца жизни понимают связь между изменениями лица и голоса (Kuhl, Meltzoff, 1982), в пятинедельном возрасте по-разному взаимодействуют со знакомыми и незнакомыми людьми (Lewis, 1987). К 3-4 месяцам младенцы начинают по-разному реагировать на детей и взрослых, а к 6— 8 месяцам показывают реакцию страха в зависимости от пола и возраста человека. К 6—8 месяцам младенцы удивляются при появлении взрослых маленького роста (карликов), по-видимому, понимая, что у этихлюдей необычное соотношение роста и черт лица (Brooks, Lewis, 1976). К Юмесяцаммладенцыиспользуютвыражениелицаи тон матери при взаимодействии с незнакомыми людьми (Lewis, 1987).
Младенцы более дружелюбны ктем незнакомым людям, к которым положительно относится их мать (Feinman, Lewis, 1983).
Существует значительное количество фактов, свидетельствующих о социальной компетентности младенца уже в новорожденном возрасте. Рассмотрим информацию о слуховом и зрительном восприятии, изменениях выражения лица, межсенсорном восприятии и имитации, представим данные о социальных сигналах, посылаемых младенцем.
Восприятие
Считается, что слуховая система функционирует уже задолго до рождения и в период новорожденное™ значительно более зрелая по сравнению со зрительной или моторной системами (Clifton, 1992). От рождения дети чувствительно реагируют на направление источника звука. Психофизические методы Исследования младенцев могут быть основаны на повороте головы как компоненте ориентировочного рефлекса (Соколов, 1958; Schneider, Trehub, 1992). Определено, что сразу после рождения одним из наиболее эффективных сигналов, вызывающих поворот головы ребенка, является человеческая речь. Даже когда, в связи с изменением мозговых механизмов регуляции ориентировочной реакции на звук, число правильных поворотов головы в сторону источника звуковых щелчков уменьшается с 75% в первую неделю до 55% в шестую-восьмую неделю (и восстанавливается до 78% к 3 месяцам), речь женщины («baby talk») остается надежным сигналом для наблюдения реакции ребенка (Clifton,
1992).
В экспериментальных исследованиях распознавания речи было обнаружено, что младенцам особенно интересен человеческий голос, они предпочитают его другим звукам той же высоты и громкости, проявляют значительную способность обработки речевой информации (Field, 1990). Исследования речевого восприятия показали, что младенцы могут определять перцептивную константность гласных вне зависимости от смены говорящего человека и интонации, подвергают речевые сигналы категоризации в соответствии с полом говорящего (Clarkson, 1992). Дети в возрасте нескольких дней могут различать простые фонемы: кпримеру, «Ьа» и «Ьи»или «da» (Eimaset al., 1971; Bertoncini et al., 1988). Эта способность была обнаружена в исследовании с использованием метода привыкания. Так, при умень-
шении младенцем темпа сосания соски вследствие привыкания к одному звуку (например, «Ьа») происходит переключение дорожки магнитофона и предъявление нового звука («bu»), что сопровождается усилением сосания соски. Обнаружено, что младенцы могут совершать значительно больше фонемных различений, чем это требуется в языке, на котором они говорят. Однако если отдельная фонема не используется младенцами и их окружением, то они теряют способность этого различения (Werker, Tees, 1984).
Определено, что младенцы отличают звуки собственного плача от плача других, больше реагируют на разнообразный, чем на простой, звук (Field, 1990). Обнаружено, что новорожденные двигают частями тела синхронно речи. Сопоставление кадров фильма с записью поведения новорожденных при прослушивании речи с записью самой речи показало, что отдельные движения частей тела соответствовали речевым сегментам. Синхронных движений тела в ответ на стук не наблюдалось (Condon, Sander, 1974). Это подразумевает особую способность новорожденных к синхронизации своего поведения с речью взрослого, однако при повторении эксперимента результаты не повторились.
Исследования показали, что новорожденный предпочитает голос своей собственной матери. При предъявления аудиозаписи рассказа, читаемого их собственными матерями и матерями других детей, новорожденные изменением частоты сосания соски запускали ту дорожку магнитофона, на которой был записан голос матери (DeCasper, Fifer, 1980). Вероятно, такое предпочтение может быть связано с опытом внутриутробного восприятия голоса матери. Так, обнаружено предпочтение новорожденными той версии рассказа, которую им читали до рождения (Field, 1990).
Несмотря на относительную слабость зрительного восприятия у новорожденных (в первый месяц жизни контрастная чувствительность и острота зрения по меньшей мере на порядок хуже, чем в период взрослости), обнаружено, что дети готовы к ответу на зрительные сигналы сразу после рождения (Banks, 1992). От рождения зрительная моторная система ребенка дает ему возможность фиксировать и прослеживать взглядом объекты в зрительном поле (Aslin, 1987), зрительно ориентироваться на местоположение источника звука (Mendelson, Haith, 1976). Периоды бодрствования и зрительного внимания чрезвычайно важны, особенно в первые месяцы жизни, когда зрительное поле весьма ограничено вследствие относительной нераз-
витости зрительной системы, неподвижности младенца и долгих периодов сна. Отзывчивость ребенка на зрительную стимуляцию зависит от количества времени бодрствования (Osofsky, Connors, 1979). Младенцы, которые дольше бодрствовали, были более способны к зрительному восприятию.
Согласно Дж. Боулби и другим этологически ориентированным исследователям (Bowlby, 1958;Gorenetal., 1975), у младенцев существует врожденная тенденция восприятия и предпочтения человеческого лица. В начальных работах было показано, что уже в первые часы после рождения дети демонстрируют зрительное различение и предпочтение изображения лица человека другим зрительным сигналам (Fantz, 1963; Stechler, 1964;Gorenetal., 1975). Но эти данные не были подтверждены при сравнении зрительной фиксации лиц и других стимулов (Cohen et al., 1979). Данные о предпочтении лиц простым стимулам могли быть связаны с другими параметрами стимуляции, особенно со сложностью. При предъявлении сложных зрительных стимулов предпочтений изображения лица обнаружено не было. Однако было показано, что при одинаковой сложности зрительной стимуляции девятиминутные новорожденные лучше прослеживали перемещающиеся в зрительном поле рисунки лице нормальным, а не искаженным положением глаз, носа, рта (Gorenetal., 1975). Было сообщено, что новорожденные следят за реальным лицом лучше, чем за манекеном или фотографией лица. Выявлено, что младенцы больше интересуются фронтальным изображением лица, чем профилем, дольше смотрят на стимульное изображение, в котором левая сторона является зеркальным отображением правой, чем в котором верхняя половина — зеркальное отображение нижней (Stern, 1977). Вероятно, младенцы предпочитают характерную для человеческого лица симметрию в вертикальном плане.
В последующих работах было показано, что хотя новорожденные прослеживают за движущимся лицом дальше, чем за серым пятном таких же размеров и освещенности, различий не обнаружено при сравнении прослеживания нормального схематического изображения лица и изображения с измененным положением частей лица (Maurer, Young, 1983). Обнаружено, что одномесячные дети одинаково фиксировали взглядом изображение нормального и измененного лица, тогда как в два месяца дольше смотрели на нормальное лицо (Maurer, Barrera, 1981). Если сначала было показано, что даже в три месяца у детей наблюдается предпочтение схематического лица
изображению с измененным положением частей лица (Haaf et al., 1983), то впоследствии эти данные не подтвердились (Maurer, 1985). Даже в случае если у младенцев существует врожденная предрасположенность не к восприятию и предпочтению лица, а к изображениям, содержащим определенное количество и качество стимульных элементов, то наиболее отвечающим такой предрасположенности стимулом сразу после рождения в зрительном поле ребенка при фокусном расстоянии в 20 см является лицо человека (Stern, 1977). При этом особый интерес могут вызывать разрез глаз, контраст зрачка и склеры, бровей и кожи лица, и т.д. Отмечается, что при виде живого человеческого лица поведение младенцев отличается от поведения при рассмотрении неживых предметов. Они произносят больше звуков, начинают двигать руками и ногами, открывать и закрывать ладони, их движения становятся менее резкими и более регулярными. Авторы, описывающие социальную направленность восприятия у новорожденных, приходят к выводу, что с самого рождения лицо человека интересно для младенца (Stern, 1977; 1985; Osofsky, Connors, 1979; Field, 1990), и мать имеет возможность как можно больше привлекать внимание к своему изначально интересному лицу. Вместе взятые лицо и голос матери могут быть более интересными, чем раздельно. Так, новорожденный следит за говорящим лицом лучше, чем только за лицом или только за голосом.
Младенцы также способны различать универсальные эмоциональные выражения лица взрослого. В экспериментах на зрительное предпочтение фотографий с различными выражениями лица (сначала предъявляется фотография с одним выражением лица, а через некоторое время рядом предъявляется фотография с новым выражением, фиксируется работа глазодвигательной системы) и в экспериментах на привыкание (уменьшение ответа на повторение одного лица и возобновление ответа на предъявление другого) обнаружено, что новорожденные способны различать выражения счастья, печали и удивления, а в более позднем возрасте различают слайды с выражениями радости, гнева и нейтральными выражениями (Field et al., 1982). Возможно, младенцам легче различать выражения лица в жизни, чем на слайдах. Определено, что младенцы различают положительные выражения лица лучше, чем отрицательные или нейтральные (Osteretal., 1992).
Эмоции
Сточки зрения исследователей эмоций, у младенцев можно наблюдать базовые, универсальные выражения лица- интерес, радость, удивление, отвращение, гнев, страх (Field, 1990). К примеру, при оценке поведения новорожденного выражение интереса наблюдалось на звук погремушки, отвращения — при сосании мыльного пальца исследователя, гнев наблюдался при тестировании приносящего максимальное неудобство рефлекса (Brazelton, 1984; Field etal., 1984). Младенцы уже в первые недели жизни меняют выражение лица так, что многие родители интерпретируют это как радость, гнев, удивление, страх, печаль или интерес (Johnson etal., 1982). Эти ранние выражения лица, несомненно, имеют рефлекторную природу и требуют более тщательного изучения и категоризации. Однако есть основания считать, что младенец рожден с удивительной степенью лицевой нейромускулярной зрелости и, более того, что движения лицевых мускулов частично объединены в узнаваемые конфигурации, которые позже в жизни станут значимыми социальными сигналами. Если эти выражения лица случаются редко у новорожденных, то к возрасту 2-4 месяца они очевидны (Field, 1990). В одном из исследований младенцев снимали на видеопленку во время игр с мамами и незнакомыми. Впоследствии при просмотре фильма и слайдов с выражениями лица матери могли классифицировать каждое из выражений лица младенцев как одно из обнаруженных ранее при исследовании взрослых универсальных выражений. Такие же результаты были обнаружены при наблюдении за младенцами при приближении незнакомого и в игре «ку-ку» (Izard et al., 1980). Результаты этих исследований дают основания утверждать, что выражения лица младенца могут быть легко узнаны и классифицированы при использовании тех же категорий, которые используются для взрослых.
Определено, что младенцы имеют положительные выражения лица чаще, чем отрицательные (Osteret al., 1992). В первые две недели жизни наиболее приятное для родителей положительное выражение лица ребенка в виде улыбки можно наблюдать втак называемый период парадоксального сна, сопровождаемого движениями глазных яблок. Такое выражение лица является отражением циклического изменения электрических потенциалов мозга. Улыбка редко наблюдается, когда младенец находится в бодрствующем состоянии с открытыми глазами. Хотя новорожденные и улыбаются, эта реакция
является рефлекторной, часто вызванной поглаживанием щек или губ. Вследствие внутренней нейрофизиологической природы и несвязанности с изменением внешнего мира, она была названа эндогенной улыбкой (Emde, Buchsbaum, 1989).
В возрасте между шестью неделями и тремя месяцами улыбка ребенка становится экзогенной, вызванной внешними событиями. Однако среди всех внешних стимулов человеческое лицо, взгляд, высокий голос и щекотка вызывают улыбку с наибольшей вероятностью. В первые полтора месяца наиболее эффективен голос матери, а после 6 недель лицо более эффективно, чем голос. Таким образом, став экзогенной, улыбка становится преимущественно социальной. Морфология улыбки все еще не меняется, она выглядит все также, хотя меняется вызывающая ее причина. В три месяца с улыбкой происходит еще одно изменение и она становится тем, что называется инструментальным поведением. Младенец теперь улыбается для того, чтобы получить ответ от кого-либо, например ответную улыбку или слово от матери (Stern, 1977).
Около четырех месяцев улыбка становится частью гладко протекающего и скоординированного действия и может появляться одновременно с другими выражениями лица. Возникают более сложные, часто двойственные выражения, например улыбка с нахмуренными бровями. В возрасте 4—5 месяцев младенец начинает смеяться, особенно в ответ на социальное взаимодействие, неожиданное изменение зрительной стимуляции и щекотку (Sroufe, Wunsch, 1972). В 7—9 месяцев он начинает смеяться скорее в предвосхищении появления лица матери при игре в «ку-ку», чем в ответ на завершение всей игровой последовательности (Emde, Buchsbaum, 1989). Однако после первого дня рождения дети улыбаются и смеются над событиями, причиной которых были они сами.
Считается, что изменения улыбки в младенческом возрасте происходят благодаря развертыванию врожденных тенденций. Основанием для такой точки зрения могут быть данные о значительном сходстве направления и времени изменения улыбки у младенцев, выросших в самых различных социальных условиях и условиях окружающей среды, и результаты наблюдения за слепыми детьми, у которых не было возможности видеть или имитировать улыбки, или получать зрительное подкрепление и обратную связь на свои улыбки. Если до 4—6 месяцев улыбки слепых младенцев были сравнимы с улыбками зрячих и проходили те же стадии и временные периоды развития, то
после этого возраста у слепых стали наблюдаться угнетение и приглушенность выражения лица, улыбки были менее выразительными (Stern, 1977).
В отличие от улыбки смех не наблюдается от рождения и, по-видимому, не проходит через эндогенную фазу. Впервые он появляется в ответ на внешний стимул примерно между четвертым и восьмым месяцами. Вначале, от четырех до шести месяцев, он наиболее легко вызывается тактильной стимуляцией, такой какщекот-ка. В возрасте от семи до девяти месяцев более эффективными становятся звуковые события, а от десяти до двенадцати месяцев смех с наибольшей готовностью вызывается зрительными сигналами (Sroufe, Waters, 1976). Как и уулыбки, его форма мало меняется от времени появления в течение жизни. Он есть и у слепых, и у выросших вместе с животными детей. Смех также становится видом инструментального поведения уже в раннем возрасте.
Различные степени выражения недовольства, вплоть до плача, наблюдаются, как и улыбка, от рождения, проходят подобный курс развития и морфологически мало меняются в течение всей жизни. Они становятся экзогенными видами поведения, вызванными внешними причинами, раньше, чем улыбка, и считается, что инструментальное использование плача можно видеть уже в три недели от рождения (Stern, 1977). К третьему месяцу жизни каждое из этих выражений и вся последовательность, к которой они относятся, готовы и выступают как социальное и инструментальное поведение, чтобы помочь младенцу проводить и регулировать свою часть взаимодействия с матерью.
Межсенсорное восприятие
Это один из наиболее интересных и сложных феноменов, проявляющихся в младенческом возрасте. Уже в первых исследованиях этого феномена было показано, что трехнедельные младенцы предпочитали зрительный стимул той формы, которую до этого они исследовали тактильно (Meltzoff, Borton, 1979). Новорожденным давали пососать соску определенной формы, а затем предъявляли рисунки этой и других сосок. После быстрого сравнения дети дольше смотрели на рисунок той соски, которую орально осязали. Эти результаты привели к выводу, что младенцы от рождения способны к кросс-модальным сравнениям, в данном случае сравнению информации, поступающей по тактильному и зрительному каналам.
Оказалось, что у младенцев развито восприятие и сравнение сложных звуковых и зрительных сигналов, посылаемых человеком (McGurk, Mac Donald, 1976): они способны распознавать несоответствие между видимым движением рта при произнесении взрослым одного звука (например, «da») и одновременно предъявляемым через головные телефоны другим звуком («Ьа»). Младенцы дольше смотрят налицо, артикулирующее именно те звуки речи, которые в этот момент предъявляются в наушники (Kuhl, Meltzoff, 1982; MacKainet al., 1983). Поведение ребенка сильно меняется, когда в середине спонтанного взаимодействия мать просят измениться - к примеру, сделать неподвижное лицо, стать тихой, подавленной или, напротив, радостной, подражать поведению младенца, сохранять его внимание (Tronicketal., 1978). Когда мать продолжает смотреть на младенца, но изменяет свой голос так, как будто разговаривает со взрослым, то поведение ребенка тоже меняется — он реагирует так, как будто мать больше не говорит с ним.
При изучении аудиовизуального кросс-модального сравнения было обнаружено, что трехнедельные младенцы способны определять соответствие между абсолютными уровнями интенсивности белого шума и света (Lewcowicz, Turkewitz, 1980). В проведенном эксперименте для определения привыкания младенцев к повторяющемуся сигналу и измерения наличия или отсутствия реакции на стимул другой модальности использовалась частота сердечных сокращений. Обнаружено, что младенцы могут сравнивать временные характеристики информации, поступающей по различным каналам (Allen etal.,1977).
Младенцы от рождения зрительно ориентируются на местонахождение источника звука (Mendelson, Haith, 1976). Смещениело-кализации голоса матери (за счет увеличения интенсивности звучания в одном из наушников) от местоположения лица матери (по сред-ней линии) приводит к беспокойству трехмесячных младенцев (Aronson, Rosenbloom, 1971). Наблюдаемое у пятимесячных младенцев в случае нейтрально-неподвижного лица матери поведение, проявляющееся в меньшей улыбчивости, отводах взгляда, гримасах, значительно уменьшается, если в то же время мать продолжает прикасаться к младенцу. Активная тактильная стимуляция невидимыми для ребенка руками приводит к его улыбке и взгляду даже на неподвижное лицо матери (Stack, Muir, 1992).
Оказалось, что младенцы уже с первых дней жизни способны имитировать некоторые действия своего взрослого партнера по взаимодействию. Исследования, проведенные в этой области, показали, что трехнедельные новорожденные открывают рот или высовы-ваютязык, если находящийся к нему лицом к лицу человек совершает эти действия (Meltzoff, Moore, 1977). Таким образом, у младенца существует врожденная способность определения соответствия между тем, что он видит, и тем, что совершает сам. Особенно поразительна имитация эмоциональных выражений лица. Так, было обнаружено, что в двухдневном возрасте новорожденные имитируют улыбающееся, нахмурившееся или удивленное лицо взрослого (Field et al., 1982). В одном из исследований имитации младенцами выражений лица наблюдатель, следящий за выражением лица младенца, который в свою очередь смотрел на модулирующее эмоцию выражение лица взрослого, был способен по лицу младенца догадаться о модулируемом выражении взрослого. В этом исследовании была выявлена способность младенцев имитировать расширением губ модулируемые взрослым выражения счастливого лица, выставлением наружу нижней губы — выражение печали, открытием глаз и рта — удивленное лицо. Если эти выражения все же редки у новорожденных, то очевидны к возрасту 2-4 месяца (Field, 1990).
Социальные сигналы младенцев
Уже в одном из первых исследований временн"ых характеристик взаимодействия было показано, что изменение активности младенца (перемена в состоянии, движения тела или изменения лица, икота и т.д.) служило сигналом, привлекающим внимание матери (Richards, 1971). Широкий диапазон этих сигналов значительно отличался от тех, которые были выделены в первых работах по теории привязанности. Согласно Дж. Боулби, близость матери в новорожденный период вызывается плачем, сосанием, следованием, иепля-нием и улыбкой; идля первых трех недель жизни цепляние, следование и улыбка наблюдаются нечасто (Bowlby, 1958). Поданным М. Ри-чардса, в этот период может наблюдаться больше взаимодействий, чем предполагал Дж. Боулби (Richards, 1971).
В процессе социального взаимодействия каждая мать не достигает или превышает оптимальный уровень стимуляции младенца. С этой точки зрения младенцу, для поддержания стимуляции в комфор-
тных пределах и (или) изменения поведения матери (своей стимуляции), доступен ряд нормальных адаптивных маневров поведения (Beebe, Stern, 1977). Среди социальных сигналов младенцев выделяют вербальные и невербальные, которые разделены на две большие группы — сигналы привлечения внимания или приглашения к взаимодействию и сигналы прекращения взаимодействия (Beebe, Stern, 1977; Eriks, 1991). В свою очередь, в каждой из этих групп различают две подгруппы: легкое и явное приглашение и прекращение взаимодействия. В течение первого месяца жизни среди сигналов готовности младенца к взаимодействию (легкое приглашение) выделяют знаки оживления на лице (глаза расширяются, брови приподнимаются, лицо просветляется), раскрытие рук со слегка согнутыми пальцами, приподнимание головы и уменьшение движений тела, неподвижность. Среди явных сигналов выделяют вокализации, улыбку, поворот головы в сторону матери, взгляд в глаза, ровные циклические движения конечностей. Сигналами, свидетельствующими о потребности младенца в течение первого месяца прервать взаимодействие, считают сжатие губ, гримасу на лице, хмурость во взгляде, мигание или закрытие глаз, отвод взгляда, сопровождаемое шумом усиление сосательных движений, хныканье, икоту, соединение рук или поднесение их к голове (к шее, горлу, лицу, рту, уху), цепляние, усиление движения ног, напряженное вытягивание руки ног. К сигналам явной потребности прервать взаимодействие относят плаксивое лицо, звуки беспокойства, плач, кашель, рвоту, максимальное отведение взгляда в сторону, отталкивание, позы закрытости, переход в сонное состояние. Необходимо подчеркнуть, что многие из выделенных невербальных сигналов первого месяца социальной жизни ребенка часто наблюдаются у взрослых. В целом информация о сигналах взаимодействия у детей первого месяца жизни свидетельствует о высокой компетентности и социальной «зрелости» младенцев.
Из приведенного, даже очень краткого обзора экспериментальных исследований последних 25 лет отчетливо видно, что начиная с самого рождения младенец способен различать сложные социальные сигналы, подаваемые человеком, прежде всего матерью, предпочитает их другим сигналам окружающей среды. С первых дней жизни ребенок имитирует социальные проявления взрослого человека, способен объединять информацию, поступающую по различным сенсорным каналам. Он обладает широким набором сигналов, необходимых для начала социального взаимодействия с близкими людьми,
поддержания и прекращения взаимодействия. Иными словам, младенец появляется на свет со значительными сенсорно-перцептивными и моторными способностями устанавливать социальные связи с другими людьми. Сразу после рождения он может активно участвовать в образовании своих первых и главных взаимоотношений с наиболее близким человеком - матерью, проявляет различные эмоции уже при первых контактах с ней. Развитие его способностей, инструментария, с помощью которого он устанавливает социально-эмоциональные связи, происходит через взаимоотношения с другими людьми.
СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ С МЛАДЕНЦЕМ
В литературе, описывающей взаимодействие матери и младенца, подчеркивается, что мать или близкий и ухаживающий за ребенком человек ведут себя с младенцами совершенно иным образом, чем со взрослыми или другими детьми. По свидетельству Д. Штерна, такое поведение настолько очевидно и часто наблюдаемо, что принимается как само собой разумеющееся и в целом в течение долгого времени не было предметом научного исследования (Stern, 1977). При сравнении с поведением, наблюдаемым при социальном взаимодействии между двумя взрослыми людьми, совершенно необычно то, что делает и как делает мать при взаимодействии с младенцем. Такое поведение по отношению к другому человеку может быть принято за отклоняющееся. Однако сами матери, развивая в зависимости от своих особенностей и особенностей ребенка свой индивидуальный стиль, ведут себя естественно, практически не осознавая различий по сравнению с другими случаями взаимодействия. Такое поведение рассматривается как составная часть родительского поведения, комплементарная врожденному репертуару поведения младенца, носит название «вызванное младенцем социальное поведение» («infant-elicited social behaviour») и имеет функции, необходимые для выживания и развития младенца.
Наиболее очевидным и хорошо изученным примером поведения матери при взаимодействии с младенцем является детскость ее речи («baby talk»). Исследование шести различных языков на шести континентах показало сходные черты обращенной к младенцу речи матери. В каждом случае было выделено упрощение синтаксиса, уко-
рочение длины высказывания матери и увеличение пауз, наличие бессмысленных звуков, изменение в словах (например, «холосень-кий» вместо «хорошенький»). Наблюдается увеличение высоты голоса, речь замедляется и преувеличивается, гласные частично растягиваются, изменяются ритм и ударение, что наряду с расширением диапазона громкости и высоты звука приводит к песенности материнской речи (Stem, 1974; 1977). Имеет место совершенно необычный вокальный диалог матери и младенца. Это скорее монолог матери в форме воображаемого диалога: ребенок вокализирует в ответ на посылы матери не так часто, но мать ведет себя так, как будто он это делает. Такое вокальное поведение матери подразумевает, при уменьшении длительности вокализации и увеличении паузы, наличие мнимой, воображаемой матерью ответной реакции со стороны младенца и ответ матери на воображаемую реакцию ребенка (Stern, 1977). Частично эта ситуация является результатом часто наблюдаемой вопросительной формы обращения матери к ребенку («Ты мой сладенький, да?»), поскольку в этом случае легче вообразить ответ ребенка и, после некоторой паузы, ответить («Да, конечно, сладенький»). Весьма вероятно, что во время паузы между посылами матери младенец, будучи способным к имитации, ответит на обращение матери вокальной имитацией либо другим изменением поведения. Это, в свою очередь, приведет к стремлению матери продолжить завязавшееся взаимодействие, изменит поведение матери в ответ на поведение ребенка. Получив опыт адекватного поведения матери, младенец с большей вероятностью будет отвечать на ее сигналы, так что со временем монолог матери перейдет в диалог матери и ребенка.
Исследования показали, что такое материнское поведение является лишь частью более общей картины: почти все формы социального поведения матери специфичны по отношению к младенцу. Меняется не только речь (что говорит и как говорит), но и выражения лица, движения головы и тела, рук и пальцев, расположение, изменение расстояния в процессе взаимодействия. Среди наиболее общиххарактеристик вызванного младенцем социального поведения матери выделяют преувеличенность пространственных (например, преувеличенная степень проявления выражения лица: глаза раскрываются как можно шире, брови вскидываются как можно выше и т.д.; большой диапазон изменения высоты и интенсивности вокализаций) и временных (например, замедленное формирование и долгое удержание выражения лица, уменьшение длительности вокализаций и
увеличение пауз между ними) характеристик поведения, изменение скорости выполнения, ограниченный, часто и стереотипично используемый репертуар. В поведении матери наблюдается необычное по темпу и ритму выполнение движения приближения и удаления от младенца. Быстрое приближение лицом, руками, всем телом может совершаться матерью вплоть до расстояния в несколько сантиметров от лица младенца. В процессе взаимодействия мать может и говорить и смотреть на ребенка одновременно, что необычно для диалога взрослых.
При изучении взаимодействия в поведении матери обнаружена повторяемость обращенных к младенцу сигналов (Fogel, 1977; Stern, 1977; Stern etal., 1977). В отличие от авторов, выделявших повторяемость в речи матери как инструмент для облегчения приобретения языка, в данном случае отмечается более общее положение, то, что мать проявляет повторяемость во всех модальностях: в речи, движениях, выраженияхлица, тактильной и кинестетической стимуляции. Более того, подчеркивается, что повторение наблюдается в поведении матери уже на самых ранних этапах взаимодействия, когда еще не стоит вопрос об облегчении понимания младенцем повторяющегося элемента. В результате анализа временн'ой последовательности взаимодействия в поведении матери были выделены различные структурные единицы: отдельно взятая фраза (вокализация, изменение взгляда, выражения лица, движение головы, тела); ряд разделенных паузами повторяющихся по содержанию, но разных по длительности фраз, или разных по содержанию, но равных по длительности, или одинаковых по содержанию и длительности фраз; и эпизод, содержащий несколько рядов, разграниченных изменениями в поведении или внимании матери (Fogel, 1977; Stern etal., 1977).
Анализ репертуара матери при взаимодействии с младенцем показал, что мать использует в основном постоянный и ограниченный, а не весь доступный человеку набор экспрессивных выражений (так, удивление для проявления готовности или приглашения к взаимодействию; улыбку или выражение интереса для поддержания взаимодействия; нахмуренность и отвод взгляда для окончания, а нейтральное выражение лица для избегания взаимодействия). Был сделан вывод, что наличие постоянных по содержанию или времени структурных единиц в обращении матери к ребенку, повторение одной и той же, или с небольшим изменением, единицы научает младенца стабильности и предсказуемости поведения матери и окруже-
ния, увеличивает вероятность его ответной реакции (Fogel, 1977; Stern, 1977).
Считается, что основной целью взаимодействия матери и младенца является получение удовольствия и радости от общения друг с другом или достижение у партнеров некоторого аффективно положительного оптимального уровня внимания и возбуждения. Для такого процесса необходима постоянная взаимная регуляция поведения в паре. Со стороны матери это требует частого изменения модальности, темпа, интенсивности и т.д. для коррекции пере- или не-достимуляции и достижения оптимального уровня стимуляции младенца. Выделенное в поведении матери по отношению к младенцу соотношение постоянной, повторяющейся и переменной частей структурных единиц наилучшим образом, по сравнению с совершенно неизменным или, наоборот, непредсказуемым поведением матери, подходит для привлечения и поддержания оптимального уровня возбуждения и внимания младенца (Stern, 1974; 1977; Fogel, 1977; Stern etal., 1977).
Вызванное младенцем поведение матери в наибольшей степени соответствует возможностям восприятия окружающего мира младенцем. Длительность отдельно взятых «фраз» («phrase») поведения — вокализация, изменение выражения лица, движение головы — равна лишь половине соответствующей длительности вдиалоге взрослых, тогда как паузы между этими фразами вдва раза длиннее, чем у взрослых (Stem etal., 1977). В то же время различие общей длительности фразы и паузы вдиалоге матери и младенца по сравнению с диалогом взрослых значительно меньше. Другими словами, мать ведет себя так, как если младенец может воспринимать меньшую порцию информации и требует большего времени для ее обработки и получения следующей. Замедленное формирование выражения лица матери, увеличение длительности и степени проявления облегчает младенцу возможность восприятия, переработки и, следовательно, ответного реагирования; предпочитаемые младенцем высокие звуки в наибольшей степени представлены в речи матери и т.д. В результате, с одной стороны, младенец вызывает по отношению к себе особое поведение матери, а с другой — максимально направлен на восприятие поведения матери по отношению к себе. В процессе естественного взаимодействия различные ст<