Программное обеспечение курса «Психология развития»
«Психология развития» как отрасль психологической науки теснейшим образом связана с такими дисциплинами психологического цикла как «Общая психология», «Психолого-педагогический практикум», «Психологическая диагностика», «Психологическая служба в образовании».
1. Автоматизированная база данных психологической службы и логопункта «ПСИХЕЯ». - М.: Когито-Центр, 2010.
2. Пси-Профиль. Пакет школьного психолога. - М.: Когито-Центр, 2010.
3. Методика Л.А. Ясюковой (часть 3). Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. - СПб.: Иматон, 2010.
4. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». - СПб.: НПФ Амалтея, 2009.
5. Овчарова Р.В. Диагностика родительства. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
6. Программа «Экватор» по обучению снятию напряжения. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
7. Программа «Волна» направлена на обучение навыкам саморегуляции. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
8. Программа «Комфорт». Универсальная полифункциональная методика коррекции и развития адаптационных возможностей человека на основе обучения навыкам саморегуляции. - СПб.: НПФ Амалтея, 2010.
9. Психодиагностическая система «ТЕСТМЕЙКЕР». Предназначена для сбора и анализа данных, создания собственных методик, оценки их надежности, валидности и репрезентативности.
10. Система «StimMaker». Программа-конструктор психологических экспериментов.
Словарь терминов
Тема 1. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология – отрасль психологии, изучающая специфику развития личности и психики человека от рождения до смерти.
Предмет психологии развития– особенности онтогенетического развития человека (формирование его когнитивной и личностной сферы).
Объект возрастной психологии – человек.
Онтогенез – процесс индивидуального развития человека.
Филогенез – процесс становления психологических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.
Методология – система принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания.
Метод –научный способ организации и осуществления исследования.
Наблюдение – метод психологического исследования, состоящий в фиксации чувственно воспринимаемой информации.
Эксперимент – метод психологического исследования, характеризующийся созданием искусственной ситуации, посредством которой осуществляется актуализации интересующих исследователя индивидуальных особенностей испытуемых.
Беседа - метод получения информации на основе вербальной коммуникации исследователя с испытуемым и установления между ними доверительных отношений.
Опрос - метод психологического исследования, состоящий в устном или письменном изучении респондентов при помощи вопросов, представляемых их вниманию в устной или письменной форме.
Близнецовый метод – метод психологического исследования, заключающийся в исследовании особенностей развития монозиготных и дизиготных близнецов.
Изучение продуктов деятельности - метод психологического исследования, характеризующийся выявлением результатов деятельности с последующим их сопоставлением с нормативными показателями и установлением их соответствия (несоответствия).
Тест– метод психологического исследования, система специальных стандартизированных заданий посредством которых выявляются психологические качества и свойства человека.
Стратегия возрастных срезов – стратегия исследования, состоящий в изучении динамики психологических и физиологических характеристик за определенный период времени через одномоментоное обследование лиц, принадлежащих к разным возрастным группам.
Стратегия поперечных срезов – стратегия исследования, характеризующийся изучением разных групп испытуемых с последующим сопоставлением данных, полученных на этих группах.
Стратегия продольных срезов (лонгитюд, длинник) – стратегия исследования, заключающаяся в изучении одной и той же группы испытуемых в течении длительного промежутка времени по одним и тем же параметрам с последующим сопоставлением данных, полученных в разных замерах.
Тема 2. Теории психического развития: биологический подход
Импринтинг (запечатление) –1)глубокая привязанность к первому движущемуся объекту, попавшему в поле зрения животного после его появления на свет; 2) специфическая форма научения у животных, при которой фиксируются отдельные признаки объектов, отличительные особенности родителей как носителей признаков вида.
Рекапитуляция – краткое, сжатое во времени повторение в онтогенезе признаков филогенетических форм.
Тема 3. Теории психического развития: поведенческий подход
Габитуация –понижение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.
Сенсибилизация –повышение чувствительности нервной системы к действию постороннего раздражителя.
Полевое поведение – совокупность импульсивных ответов на стимулы окружающей среды.
Тема 4. Теории психического развития: психодинамический подход
Амбивалентность влечений – противоречивость потребностей человека.
Аутоэротичность (нарциссизм) – влечение к самому себе, предпочтение собственного тела в качнстве сексуального объекта.
Психологическая защита – механизм искажения травмирующей человека информации с целью конструктивной последующей адаптации к ней.
Идентичность – 1) (по Э. Эриксону) чувство самотождественности, чувство обретения, адекватности, стабильного владения личностью собственным Я независимо от его изменений и ситуации; 2) эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений.
Комплекс Электры – (по К.Г. Юнгу) бессознательное эротическое влечение дочери к отцу и связанные с этим негативные установки к матери.
Либидо – (по З.Фрейду) специфическая психическая энергия, лежащая в основе всех сексуальных проявлений человека.
Нарциссизм – (по З. Фрейду) состояние и направленность либидо на Я.
Вторичный нарциссизм – (по З. Фрейду) явление повторного нарциссизма, возникающее вследствие направления либидо из Оно в Я.
Оно (Ид) – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, включающий в себя бессознательные желания и влечения.
Регрессия – форма психологической защиты от травмирующей человека информации и действительности, при которой осуществляется возврат на более раннюю стадию развития, к более примитивным формам поведения и мышления.
Сверх – Я – один из компонентов структуры личности по З. Фрейду, состоящий из моральных норм, табу, совести, контролирующий стремление человека руководствоваться в жизни своими влечениями, подчиняющий их моральным нормам общества.
Эдипов комплекс – бессознательное эротическое влечение сына к матери и связанные с этим негативные установки к отцу.
Тема 5. Теории психического развития: когнитивно-генетический подход
Ассимиляция – процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий, не изменяя их.
Аккомодация – процесс изменения ранее усвоенной информации под влиянием новых сведений, в ходе которого перестраиваются старые схемы действий и вырабатываются новые.
Эгоцентризм – характеристика индивидуальной позиции, свойство мышления и поведения человека, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции.
Эгоцентрическая речь – одно из проявлений эгоцентризма, состоит в то, что ребенок занимаясь той или иной деятельностью, сопровождает свои действия речью, вне зависимости от присутствия собеседника. Согласно Ж. Пиаже эгоцентрическая речь это: 1) речь в отсутствии собеседника; 2) речь со своей точки зрения без учета позиции собеседника.
Тема 6. Предпосылки, условия и закономерности психического развития
Психическое развитие – 1) это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека; 2) закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рост– процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.
Созревание – проявление в онтогенезе унаследованных особенностей.
Высшие психические функции –сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению. К ним относятся речь, произвольное мышление, творческое воображение, произвольное внимание и пр.
Низшие психические функции –психические процессы наличествующие как у человека, так и у животных.
Источником психического развития человека является среда.
Среда – окружающие человека общественные, духовные и материальные условия его существования.
Предпосылками психического развития человека являются наследственность и врожденность.
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.
Врожденность – индивидуальные особенности человека, сформировавшиеся в процессе пренатального или перинатального развития.
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.
Условиями психического развития являются обучение, воспитание, общение, деятельность.
Движущие силы – противоречия, определяющие ход психического и личностного развития человека в онтогенезе.
Закономерность -способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.
Закономерности развития: неравномерность, гетерохронность, сенситивность, кумулятивность, дивиргентность-конвергентность, дифференциации и интеграции, неустойчивость развития, компенсаторный характер психики.
Социогенез – развитие высших психических функций, личности обусловленное особенностями социализации.
Эпигенез – развитие, происхождение благодаря появлению новообразований и дифференциации частей целого.
Инволюция – необратимое ослабление или распад психических функций.
Синкретизм – нерасчлененность психических функций на ранних этапах развития ребенка.
Тема 7. Роль деятельности, общения, воспитания и обучения в психическом развитии
Деятельность – активность, направленная на реализацию значимых для человека потребностей и преобразование окружающей среды.
Ведущая деятельность – это активность, в процессе которой возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются психические процессы и личностные характеристики.
Ведущая деятельность – деятельность в рамках социальной ситуации развития, выполнение которой определяет возникновении и развитие у человека основных психологических новообразований на данной ступени развития.
Зона ближайшего развития– область еще не созревших, но созревающих психических процессов.
Общение –взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.
Обучение –процесс целенаправленной передачи ребенку общественно-исторического опыта.
Тема 8. Проблема периодизации психического развития в отечественной и зарубежной психологии
Возраст– конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития, характеризующаяся совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с индивидуальными различиями, являющимися общими для всех нормально развивающихся людей.
Периодизация психического развития –последовательность стадий (периодов) психического развития, выделенных в целостном жизненном цикле человека.
Психологический возраст –определенная, качественно своеобразная ступень онтогенетического развития, обуславливаемая закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющая конкретно-историческое происхождение.
Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной; социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта с социальной действительностью, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми.
Новообразования –это качественные преобразования личности и психики человека, возникающие в процессе реализации ведущей деятельности возрастного периода, являющиеся одновременно продуктом возрастного развития и предпосылкой дальнейшего развития. Возрастные новообразования (по Л.С. Выготскому) – новый тип строения личности и деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на конкретной возрастной стадии и которые определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход развития в данный период.
Сензитивный период– 1) оптимальный с точки зрения внутренних и внешних условий период для развития тех или иных психических процессов, свойств; 2) период онтогенетического развития, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к определенного рода воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведении я и знаний.
Стабильный периодхарактеризуется постепенным развитием.
Кризис – особый, относительно непродолжительный по времени период онтогенеза, характеризующийся резкими психологическими изменениями.