Мотивационная анкета Т.А.Ильиной
При создании этой методики ее автор Т.И.Ильина использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Раскрывая мотивы и личностный смысл учебной работы для студента, методика позволяет оценить стратегию учебы конкретного студента и в случае необходимости наметить и рекомендовать ему определенные коррективы.
Процедура обследования
Для проведения обследования необходимо подготовить бланки опросника и бланки ответов (приложения 8 и 9). Обследование может проводиться в групповой форме. Перед началом работы необходимо разъяснить инструкцию, обратить внимание на правильность заполнения бланков ответов. В процессе работы нужно следить за самостоятельностью ответов обследуемых.
Обработка результатов
За совпадение с ключом начисляется определенное количество баллов. Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале.
Ключ к опроснику
Шкала «Приобретение знаний»:
за согласие («+») с утверждением по п. 4 начисляется 3,6 балла; по п. 17 − 3,6 балла; по п. 26 – 2,4 балла; за несогласие «−» с утверждением по п. 28 − 1,2 балла; по п. 42 − 1,8 балла, (максимум − 12,6 балла).
Шкала «Овладение профессией»:
за согласие по п. 9 − 1 балл; по п. 31 − 2 балла; по п. 33 − 2 балла, п. 43 − 3 балла; по п. 48 − 1 балл и по п. 49 −1 балл, (максимум − 10 баллов).
Шкала «Получение диплома»:
за несогласие по п. 11 − 3,5 балла; за согласие по п. 24 − 2,5 балла; по п. 35 − 1,5 балла; по п. 38 − 1,5 балла и по п. 44 − 1 балл (максимум − 10 баллов).
Вопросы по пп. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.
Интерпретация результатов
Высокие значения по шкалам, приближающиеся к максимуму, свидетельствуют о выраженности мотива.
Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.
Преобладание мотива «получение диплома» позволяет считать, что студент в вузе «проводит время» и ждет диплом о высшем образовании, самоорганизация его весьма своеобразная и учебный процесс исходя из влияния на формирование индивидуальности такого студента, играет незначительную роль.
Приложение 8
Бланк методики
Инструкция
Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие знаком «−» с нижеследующими утверждениями.
Текст опросника
1. Лучшая атмосфера на занятии − атмосфера свободных высказываний.
2. Обычно я работаю с большим напряжением.
3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.
4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению, необходимых для моей будущей профессии.
5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.
6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.
7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.
8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.
9. Большое удовлетворение я получаю от рассказа знакомым о моей будущей профессии.
10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.
11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.
12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.
13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.
14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).
15. Самое замечательное время жизни − студенческие годы.
16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.
17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.
18. При возможности я поступил бы в другой вуз.
19. Вначале я обычно делаю более легкие задачи, а более трудные – на потом.
20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.
21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.
22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материальный достаток в жизни.
23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.
24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.
25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.
26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.
27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.
28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.
29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.
30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.
31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.
32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.
33. Высокая зарплата после окончания вуза – для меня не главное.
34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.
35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.
36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.
37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.
38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.
39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.
40. Мне очень трудно заставить себя изучать, как следует, дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.
41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.
42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.
43. Мой выбор данного вуза окончателен.
44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.
45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.
46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.
47. Меня привлекают удобство, чистота, легкость будущей профессии.
48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.
49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.
50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Приложение 9
Бланк ответов
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
№ вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ | № вопроса | Ответ |
4.2. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста Т. Д. Дубовицкой
Возможность применения полученных знаний в процессе профессиональной деятельности является важной для студентов. Именно в этом случае овладение изучаемым материалом приобретает смысл, выражающийся в переживании значимости содержания учебного предмета, выполняемых действий, решаемых на занятии задач, что, в свою очередь, является важным фактором, стимулирующим студента к активной деятельности по усвоению учебного материала и работе с ним. Содержание учебных предметов включается в решение учебно-профессиональных задач. Наряду с реализацией познавательной мотивации происходит и развитие профессиональной мотивации, что не менее важно, чем собственно профессиональные знания, умения, навыки [3].
Процедура обследования
Для проведения обследования необходимо подготовить бланки опросника. При знакомстве с инструкцией обратить внимание на необходимость оценки конкретного учебного предмета (желательно профилирующей дисциплины).
Обработка результатов
Подсчет показателей опросника производится в соответствии с ключом, где "да" означает положительные ответы ("верно"; "пожалуй, верно"), а "нет" - отрицательные ("пожалуй, неверно"; "неверно"). За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.
Ключ к опроснику
Шкала «Значимость предмета для собственно профессиональной подготовки будущего специалиста»:ответы "да": 1, 3, 5, 11, 14; ответы "нет": 4, 7, 9, 16, 17.
Шкала «Значимость предмета для развития профессиональной мотивации»: ответы "да": 6, 8, 15, 18; ответы "нет" 2, 10, 12,13.
Интерпретация результатов
Чем выше суммарный балл, тем выше исследуемый показатель.
1. Шкала значимости учебного предмета для собственно профессиональной подготовки будущего специалиста(ПП) включает 10 пунктов.
Высокий балл по этой шкале свидетельствует о том, что изучаемый предмет воспринимается студентом как имеющий большое значение для его профессиональной подготовки. Содержание учебного предмета, выполняемые задания, развиваемые способности имеют, по мнению студента, непосредственное отношение к получаемой профессии. Учебный предмет не только отражает ту или иную область научного знания, но и позволяет студенту узнать много важного для своей будущей профессии. В этом случае – особенно при высокой профессиональной направленности – студента не пугают трудности в изучении данного предмета, так как он понимает, что это важно для его профессиональной подготовки и составляет основу профессиональной компетентности. В ситуации низкой профессиональной направленности те знания, умения и навыки, которые будущий специалист приобретает на занятиях по этому предмету, могут явиться объективной основой для его последующего включения в реальную профессиональную деятельность.
Низкий балл по шкале свидетельствует о том, что изучаемый предмет воспринимается студентом как не имеющий никакого отношения ни к предметному, ни к социальному содержанию будущей профессии. В этом случае значимость изучаемого предмета для него может состоять в получении общего развития, расширении кругозора, а также в том, чтобы продемонстрировать свои знания преподавателю, получить нужную оценку. В результате собственно профессиональная подготовка в изучении данного предмета отходит на второй план. Если предмет дается легко, то студент получает удовлетворение хотя бы от того, что может продемонстрировать свои знания и умения по предмету, получить хорошую оценку. Если в силу различных причин предмет дается студенту с трудом, то он вообще перестает видеть смысл в его изучении. Усвоение данного предмета в этом случае носит вынужденный характер, внутренне не принимается студентом и вызывает сопротивление. В результате он либо бессмысленно выполняет то, что от него требуется, либо, как может, защищается: списывает, обманывает, совсем не учит, надеясь на "авось".
2. Шкала значимости учебного предмета для развития профессиональной мотивации(ПМ ) включает 8 пунктов.
Высокий балл по шкале свидетельствует о том, что на занятиях по данному предмету студент убеждается в правильности выбора будущей специальности, изучаемый предмет вызывает у него интерес к профессии, желание работать по избранной специальности, применять знания в будущей работе. Уже в процессе учебы он получает удовлетворение от того, что может проявить себя в роли специалиста. Возникает уверенность, что в будущем он сможет достичь успехов в избранной профессии, что также является высоким мотивирующим фактором профессионального образования.
Низкий балл – показатель того, что на занятиях по данному предмету у студента исчезает интерес к будущей профессии, он не видит перспективы, возникает сожаление о выбранном пути, особенно при изучении предметов, которые с трудом даются ему, или когда он изначально не имеет четкой профессиональной направленности.
Приложение 10
Бланк методики
Шифр группы ___________
Дата заполнения __________________
Фамилия _____________ Имя _____________ Отчество ______________
Инструкция
Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на повышение эффективности обучения. Читая по очереди каждое суждение опросника, выразите свое отношение к изучаемому предмету, выбрав напротив номера суждения соответствующий Вашему мнению ответ. Помните, что качество рекомендаций будет зависеть от искренности и точности Ваших ответов. Благодарим за участие в опросе.
Таблица 5
№ п/п | Утверждения | Ответы | |||
Изучение данного предмета дает мне возможность узнать много важного, ценного для моей будущей профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно |
Продолжение таблицы 5
№ п/п | Утверждения | Ответы | |||
На занятиях по данному предмету начинаю жалеть о том, что пришел сюда учиться и выбрал получаемую мною профессию | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Благодаря данному предмету я стал лучше разбираться в тонкостях моей будущей профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
То, чему учат меня на занятиях по данному предмету, не имеет отношения к моей будущей профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Выполняемые задания развивают мои способности, необходимые для будущей профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Примеры, приводимые преподавателем на уроке, вызывают у меня интерес к моей будущей профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Многое из того, что от меня требуется на занятиях по предмету, не пригодится в моей будущей профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
На занятиях по данному предмету начинаю понимать значимость моей профессии в жизни общества и для меня лично | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Если бы данный предмет исключили бы из учебного плана, | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно |
Продолжение таблицы 5
№ п/п | Утверждения | Ответы | |||
то моя профессиональная подготовка не стала бы от этого хуже | |||||
Задания по предмету не делают мою будущую профессию более привлекательной для меня | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Данный предмет является одним из главных для успешной подготовки к будущей профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
С трудом представляю использование полученных на занятиях по предмету знаний, умений, навыков в получаемой мною профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
На занятиях по данному предмету у меня возникают мысли о том, что избранная специальность не для меня и мне лучше по данной специальности не работать | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
На занятиях по данному предмету имею возможность представить и проявить себя в роли будущего специалиста | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
На занятиях по данному предмету я убеждаюсь в правильности выбора получаемой мною специальности | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Задания, выполняемые по данному предмету, не дают мне представ | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно |
Продолжение таблицы 5
№ п/п | Утверждения | Ответы | |||
ления о моей будущей специальности | |||||
Не вижу никакой связи данного предмета с будущей специальностью | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно | |
Изучение данного предмета даст мне возможность в будущем достичь успехов в получаемой профессии | Верно | Пожалуй, верно | Пожалуй, неверно | Неверно |
БЛАГОДАРИМ ЗА АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В ОПРОСЕ!
Библиографический список
1. Ахвердова О.А. Практикум по социальной психологии: учебное пособие / О.А. Ахвердова, К.С. Гюлушанян, В.В. Коленкина. М., 2006.
2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. СПб., 2008.
3. Дубовицкая Т.Д. Опросник значимости учебных предметов для профессиональной подготовки будущего специалиста // Психологический журнал. 2003. № 5.
4. Ивашкин В.С. Психологическое изучение школьников. Владимир, 1990.
5. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. Минск, 2001.
6. Методы социальной психологии / под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. СПб., 1977.
7. Морено Я.А. Социометрия: Экспериментальный метод и наука об обществе. М., 2001.
8. Немов Р.С. Психология: в 3 кн. Кн.3: Психодиагностика. М., 2001.
9. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко. СПб., 2008.
10. Ратанова Т.А. Психодиагностические методы изучения личности / Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. М., 1998.
11. Романова Е.С. Психодиагностика. СПб., 2008.
12. Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики: в 3 ч. Ч. 1. М., 2003.
Интернет-ресурсы
1. azps.ru/tests/ тесты для психологов.
2. psyholognew.com/cont.html книги по психологии.
3. psylist.net/praktikum/ психологический практикум.
4. psychology.ru/tests/ психодиагностический материал.
5. psychological.ru книги по психологии.
РАЗДЕЛ 5. В ПОМОЩЬ СТУДЕНТУ: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В НАПРЯЖЕННЫХ СИТУАЦИЯХ
(предупреждение и разрешение конфликтных педагогических ситуаций)
Повседневные заботы и обыденные дела учителя школы, классного руководителя, преподавателя вуза, администрации школ и вузов невозможно представить себе идеально-гладкими, без столкновений и разногласий. В любом педагогическом коллективе могут быть сложные периоды отношений, неприязнь друг к другу, а также к отдельным учащимся или к целым группам учащихся. В период педагогической практики студент может стать наблюдателем или участником сложных ситуаций, в которых ему потребуются психологические знания. Приведенные здесь рекомендации служат средством повышения готовности студента к рациональному поведению в подобных ситуациях.